Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в нерельсовых транспортных средствах с двигателями внутреннего сгорания.
Обгонные муфты в технике применяются как для сопряжения валов, так и для однонаправленного вращения ведомого вала при изменении вращения ведущего 1. Такие муфты на наземном транспорте не применяются, так как двигатель всегда вращается в одном направлении. В современных конструкциях трансмиссий транспортных средств при вынужденной их остановке на подъеме во избежание самопроизвольного скатывания назад применяются различного рода блокирующие устройства: рабочие, стояночные, запасные и вспомогательные тормоза. Все современные типы наземных транспортных средств
не имеют тормозных устройств, которые автоматически срабатывали бы в момент остановки на подъеме, блокируя самопроизвольное скатывание транспорта назад, поэтому управление тормозными устройствами выполняется водителем. Нети автоматического отключения тормозной системы в первоначальный момент движения с подъема.
Для безопасного режима начала движения с подъема водителю необходимо синхронизировать последовательность действий: форсировать обороты двигателя, выжать муфту, включить передачу, растормозить трансмиссию и одновременно отпустить муфту сцепления. Несогласованность режима этих действий может привести к остановке двигателя и скатыванию транспорта назад, что грозит опасностью.
VI
t
СО
.N о
Предельно форсированный двигатель и резко отпущенная муфта сцепления приводит к рывку вперед, что нередко приводит к перегрузке и поломке трансмиссии и способствует преждевременному износу деталей механизма управления 2.
С целью расширения кинематических возможностей транспортных средств и безаварийного маневрирования на дорогах по- вышенной опасности в задней части коробки передач устанавливается обгонная муфта, звездочка которой жестко посажена на ведомом валу, а обойма выполнена с зубчатым венцом, кинематически сопрягающимся с зубчатым венцом в корпусе коробки.
Поставленная цель достигается тем, что при движении транспортного средства в прямом направлении заклинивающие ролики, находящиеся в пазах звездочки, свободно скользят по цилиндрической поверхности внутри обоймы, не создавая никакого сопротивления вращению ведомого вала. В момент остановки на подьеме транспорт под силой тяжести начинает скатываться назад, при этом трансмиссия начинает вращаться в обратную сторону, но в первый же момент ролики заклинивают звездочку и обойму от взаимного скольжения. Так как обойма своим зубчатым венцом пребывает в зацеплении с зубчатым венцом корпуса коробки, то происходит заклинивание трансмиссии против вращения в обратную сторону и соответствен- но блокирование транспорта против скатывания его с уклона.
Наличие блокатора в коробке передач значительно упрощает начало движения с подъема. Водителю необходимо только выжать муфту, включить передачу и, отпуская муфту, форсировать обороты двигателя. Расклинивание трансмиссии при этом происходит автоматически, так как вращение начинается в прямом направлении. Рывков, перегрузок трансмиссии, износа тормозных колодок и дисков муфты сцепления при этом не происходит. При движении задним ходом одновременно с включением задней передачи выводится из зацепления и зубчатый венец обоймы с зубчатым венцом коробки, поэтому обойма хоть и вращается в обратном направлении, но исключает заклинивание трансмиссии.
На чертеже изображено предлагаемое устройство блокатора.
Блокатор размещается в задней части коробки передач транспортных средств и
состоит из звездочки 1, жестко установленной на выходном валу 2, цилиндрических роликов 3, вложенных в пазы звездочки. С. задней части на выходной вал посажена торцевая шайба 4, препятствующая перекосу и выпадению роликов. Распорная втулка 5 упирается во внутреннюю обойму подшипника б и прижимает торцевую шайбу к звездочке. Обойма 7 выполнена с наружным зубчатым венцом, сопрягающимся с зубчатым венцом 8 на задней крышке коробки передач. Сальник 9, впрессованный во фланец 10, служит уплотнением.
Механизм включения состоит из вилочного валика 11, тяги 12, штифта 13 и возвратной пружины 14. Тяга имеет продольный паз 15, равный длине осевого перемещения обоймы. Паз предусмотрен для исключения помех при переключении передач. В том случае, когда зубья венца установятся против выступов в крышке тяга, не препятствуя переключению передач, сожмет пружину, которая в первый же момент вращения обоймы введет ее в зацепление с зубчатым венцом крышки,
При маневрировании или буксировке транспорта блокатор можно вывести в нейтральное положение при помощи стопорного пальца 16 с канавками 17 для фиксации его в крайних положениях и конусным срезом 18 в нижней части. Утопив палец до упора, конусный срез, воздействуя на вилочный валик, выводит зубчатый венец обоймы из зацепления с зубчатым венцом корпуса.
Формула изобретения
Коробка передач, содержащая корпус, ведущий вал с зубчатыми колесами, ведомый вал с зубчатыми колесами и обгонными муфтами, отличающаяся тем, что, с
целью расширения кинематических возможностей, она снабжена дополнительной обгонной муфтой, звездочка которой жестко установлена на ведомом валу, обойма выполнена с зубчатым венцом на наружной
0 поверхности, и приводом, кинематически связанным с обоймой, а в корпусе выполнен зубчатый венец для взаимодействия с зубчатым венцом обоймы.
V////// ///7/, 2U 17
/l2, /у
SS/SS/S /7 bA
y/Ms/;;/jvvium
/ /
f5 я
18
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО ОТСОЕДИНЕНИЯ ВЕДУЩЕГО КОЛЕСА (КОЛЕС) ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ОТ ТРАНСМИССИИ ПРИ ЕГО ДВИЖЕНИИ НАКАТОМ | 1992 |
|
RU2029347C1 |
ТРАНСМИССИЯ БРОНИРОВАННОЙ МАШИНЫ | 2009 |
|
RU2411140C1 |
ГИБРИДНЫЙ СИЛОВОЙ АГРЕГАТ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2008 |
|
RU2357876C1 |
ВЕЛОСИПЕД РЕЕЧНЫЙ ГОНОЧНЫЙ | 2011 |
|
RU2477240C2 |
КОЛЕСНЫЙ ТРАКТОР | 2005 |
|
RU2293666C2 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1991 |
|
RU2019441C1 |
РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2000 |
|
RU2171750C1 |
Двухступенчатая коробка передач для транспортного средства | 1989 |
|
SU1717420A1 |
Трансмиссия велосипеда | 2017 |
|
RU2654444C1 |
ЧЕТЫРЕХСТУПЕНЧАТАЯ ТРАНСМИССИЯ КОЛЕСА | 2015 |
|
RU2599138C1 |
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к коробкам передач транспортных средств. Целью изобретения является расширение кинематических возможностей коробок передач для обеспечения блокировки колес транспортного средства при его вынужденной остановке на подъеме. В коробке передач установлена дополнительная обгонная муфта, состоящая из звездочки 1 с роликами 3, установленной на выходном валу 2, обоймы 7 с зубчатым венцом, привода обоймы 7 (включает элементы 11 - 18) и зубчатого венца 8, выполненного в корпусе коробки передач. При остановке транспортного средства обеспечивается автоматическое зацепление зубчатого венца обоймы 7 с зубчатым венцом 8, что позволяет блокировать вращение колес транспортного средства. 1 ил.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Муфта включения | 1976 |
|
SU603790A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Реактор для эндо-и экзотермических жидкофазных процессов | 1967 |
|
SU237824A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1992-06-30—Публикация
1989-09-08—Подача