Коробка передач Советский патент 1992 года по МПК F16H3/10 

Описание патента на изобретение SU1744340A1

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в нерельсовых транспортных средствах с двигателями внутреннего сгорания.

Обгонные муфты в технике применяются как для сопряжения валов, так и для однонаправленного вращения ведомого вала при изменении вращения ведущего 1. Такие муфты на наземном транспорте не применяются, так как двигатель всегда вращается в одном направлении. В современных конструкциях трансмиссий транспортных средств при вынужденной их остановке на подъеме во избежание самопроизвольного скатывания назад применяются различного рода блокирующие устройства: рабочие, стояночные, запасные и вспомогательные тормоза. Все современные типы наземных транспортных средств

не имеют тормозных устройств, которые автоматически срабатывали бы в момент остановки на подъеме, блокируя самопроизвольное скатывание транспорта назад, поэтому управление тормозными устройствами выполняется водителем. Нети автоматического отключения тормозной системы в первоначальный момент движения с подъема.

Для безопасного режима начала движения с подъема водителю необходимо синхронизировать последовательность действий: форсировать обороты двигателя, выжать муфту, включить передачу, растормозить трансмиссию и одновременно отпустить муфту сцепления. Несогласованность режима этих действий может привести к остановке двигателя и скатыванию транспорта назад, что грозит опасностью.

VI

t

СО

.N о

Предельно форсированный двигатель и резко отпущенная муфта сцепления приводит к рывку вперед, что нередко приводит к перегрузке и поломке трансмиссии и способствует преждевременному износу деталей механизма управления 2.

С целью расширения кинематических возможностей транспортных средств и безаварийного маневрирования на дорогах по- вышенной опасности в задней части коробки передач устанавливается обгонная муфта, звездочка которой жестко посажена на ведомом валу, а обойма выполнена с зубчатым венцом, кинематически сопрягающимся с зубчатым венцом в корпусе коробки.

Поставленная цель достигается тем, что при движении транспортного средства в прямом направлении заклинивающие ролики, находящиеся в пазах звездочки, свободно скользят по цилиндрической поверхности внутри обоймы, не создавая никакого сопротивления вращению ведомого вала. В момент остановки на подьеме транспорт под силой тяжести начинает скатываться назад, при этом трансмиссия начинает вращаться в обратную сторону, но в первый же момент ролики заклинивают звездочку и обойму от взаимного скольжения. Так как обойма своим зубчатым венцом пребывает в зацеплении с зубчатым венцом корпуса коробки, то происходит заклинивание трансмиссии против вращения в обратную сторону и соответствен- но блокирование транспорта против скатывания его с уклона.

Наличие блокатора в коробке передач значительно упрощает начало движения с подъема. Водителю необходимо только выжать муфту, включить передачу и, отпуская муфту, форсировать обороты двигателя. Расклинивание трансмиссии при этом происходит автоматически, так как вращение начинается в прямом направлении. Рывков, перегрузок трансмиссии, износа тормозных колодок и дисков муфты сцепления при этом не происходит. При движении задним ходом одновременно с включением задней передачи выводится из зацепления и зубчатый венец обоймы с зубчатым венцом коробки, поэтому обойма хоть и вращается в обратном направлении, но исключает заклинивание трансмиссии.

На чертеже изображено предлагаемое устройство блокатора.

Блокатор размещается в задней части коробки передач транспортных средств и

состоит из звездочки 1, жестко установленной на выходном валу 2, цилиндрических роликов 3, вложенных в пазы звездочки. С. задней части на выходной вал посажена торцевая шайба 4, препятствующая перекосу и выпадению роликов. Распорная втулка 5 упирается во внутреннюю обойму подшипника б и прижимает торцевую шайбу к звездочке. Обойма 7 выполнена с наружным зубчатым венцом, сопрягающимся с зубчатым венцом 8 на задней крышке коробки передач. Сальник 9, впрессованный во фланец 10, служит уплотнением.

Механизм включения состоит из вилочного валика 11, тяги 12, штифта 13 и возвратной пружины 14. Тяга имеет продольный паз 15, равный длине осевого перемещения обоймы. Паз предусмотрен для исключения помех при переключении передач. В том случае, когда зубья венца установятся против выступов в крышке тяга, не препятствуя переключению передач, сожмет пружину, которая в первый же момент вращения обоймы введет ее в зацепление с зубчатым венцом крышки,

При маневрировании или буксировке транспорта блокатор можно вывести в нейтральное положение при помощи стопорного пальца 16 с канавками 17 для фиксации его в крайних положениях и конусным срезом 18 в нижней части. Утопив палец до упора, конусный срез, воздействуя на вилочный валик, выводит зубчатый венец обоймы из зацепления с зубчатым венцом корпуса.

Формула изобретения

Коробка передач, содержащая корпус, ведущий вал с зубчатыми колесами, ведомый вал с зубчатыми колесами и обгонными муфтами, отличающаяся тем, что, с

целью расширения кинематических возможностей, она снабжена дополнительной обгонной муфтой, звездочка которой жестко установлена на ведомом валу, обойма выполнена с зубчатым венцом на наружной

0 поверхности, и приводом, кинематически связанным с обоймой, а в корпусе выполнен зубчатый венец для взаимодействия с зубчатым венцом обоймы.

V////// ///7/, 2U 17

/l2, /у

SS/SS/S /7 bA

y/Ms/;;/jvvium

/ /

f5 я

18

Похожие патенты SU1744340A1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО ОТСОЕДИНЕНИЯ ВЕДУЩЕГО КОЛЕСА (КОЛЕС) ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ОТ ТРАНСМИССИИ ПРИ ЕГО ДВИЖЕНИИ НАКАТОМ 1992
  • Моргунов Вячеслав Григорьевич
RU2029347C1
ТРАНСМИССИЯ БРОНИРОВАННОЙ МАШИНЫ 2009
  • Козырьков Дмитрий Анатольевич
  • Михайлов Михаил Валентинович
  • Тютюгин Геннадий Федорович
RU2411140C1
ГИБРИДНЫЙ СИЛОВОЙ АГРЕГАТ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2008
  • Гулиа Нурбей Владимирович
RU2357876C1
ВЕЛОСИПЕД РЕЕЧНЫЙ ГОНОЧНЫЙ 2011
  • Надеев Василий Петрович
RU2477240C2
КОЛЕСНЫЙ ТРАКТОР 2005
  • Трофимченко Александр Александрович
RU2293666C2
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1991
  • Горохов Борис Сергеевич
RU2019441C1
РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2000
  • Драгунов Г.Д.
  • Семендяев К.Н.
RU2171750C1
Двухступенчатая коробка передач для транспортного средства 1989
  • Астахов Валерий Васильевич
  • Климов Олег Геннадьевич
SU1717420A1
Трансмиссия велосипеда 2017
  • Бердюгин Евгений Павлович
RU2654444C1
ЧЕТЫРЕХСТУПЕНЧАТАЯ ТРАНСМИССИЯ КОЛЕСА 2015
  • Некрасов Владимир Иванович
  • Овчинникова Светлана Владимировна
  • Сметанина Екатерина Владимировна
RU2599138C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 744 340 A1

Реферат патента 1992 года Коробка передач

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к коробкам передач транспортных средств. Целью изобретения является расширение кинематических возможностей коробок передач для обеспечения блокировки колес транспортного средства при его вынужденной остановке на подъеме. В коробке передач установлена дополнительная обгонная муфта, состоящая из звездочки 1 с роликами 3, установленной на выходном валу 2, обоймы 7 с зубчатым венцом, привода обоймы 7 (включает элементы 11 - 18) и зубчатого венца 8, выполненного в корпусе коробки передач. При остановке транспортного средства обеспечивается автоматическое зацепление зубчатого венца обоймы 7 с зубчатым венцом 8, что позволяет блокировать вращение колес транспортного средства. 1 ил.

Формула изобретения SU 1 744 340 A1

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1744340A1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Муфта включения 1976
  • Казарцев Юрий Гаврилович
SU603790A1
Устройство для электрической сигнализации 1918
  • Бенаурм В.И.
SU16A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Реактор для эндо-и экзотермических жидкофазных процессов 1967
  • Гущевский А.Б.
SU237824A1
Устройство для электрической сигнализации 1918
  • Бенаурм В.И.
SU16A1

SU 1 744 340 A1

Авторы

Починок Николай Терентьевич

Даты

1992-06-30Публикация

1989-09-08Подача