Изобретение относится к нефте- и газодобывающей промышленности и может быть использовано при проведении восстановительно-ликвидационных работ в скважинах, в частности, при вторичном цементировании кондуктора.
Известны следующие способы вторичного цементирования кондукторов:
- прямым цементированием его путем закачивания цементного раствора по межколонному пространству с устья скважины;
- через шурф-скважину с нагнетанием цементного раствора в закондукторное пространство по НКТ или по межколонному пространству через башмак кондуктора. Способ применяется при отсутствии циркуляции жидкости за кондуктором до бурения шурф-скважины;
- через специальные отверстия в кондукторе путем закачивания в них цементного раствора по НКТ или по межколонному пространству. (Ремонтно-изоляционные работы по оздоровлению фонда осложненных скважин. (Руководство по проведению), М, ВНИИОЭНГ, 1991 г., сер. "Техника и технология добычи нефти и обустройство нефтяных месторождений", с. 14-18.)
Наиболее близким по совокупности существенных признаков является способ вторичного цементирования кондуктора через специальные отверстия в кондукторе после извлечения обсадной колонны (Ремонтно-изоляционные работы по оздоровлению фонда осложненных скважин (Руководство по проведению), М, ВНИИОЭНГ, 1991 г., сер. "Техника и технология добычи нефти и обустройство нефтяных месторождений", с. 17.)
Известный способ заключается в следующем. Эксплуатационную колонну торпедируют на глубине 10...15 м выше башмака кондуктора, отсеченную часть извлекают из скважины, на голове эксплуатационной колонны устанавливают цементный мост. Затем выше башмака кондуктора создают специальные отверстия, через которые и производят цементирование кондуктора путем нагнетания цементного раствора по НКТ. Способ пригоден для скважин, которые в своей конструкции имеют полностью весь кондуктор.
Однако в некоторых скважинах старых месторождений с целью экономии труб, после цементирования эксплуатационной колонны верхняя часть кондуктора извлекалась. Таким образом, возникала проблема надежной герметизации устья скважины в случае отсутствия верхней части кондуктора.
Проблема решается предлагаемым способом вторичного цементирования кондуктора, включающим отсечение эксплуатационной колонны, установку цементного моста в скважине на голове отсеченной колонны с последующим цементированием затрубного пространства в котором, согласно изобретению, отсеченную часть колонны приподнимают и устанавливают в скважине на глубине не менее 10 м ниже головы кондуктора, а затем дополнительно устанавливают цементный мост на уровне размещения отсеченной части эксплуатационной колонны.
Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что заявляемый способ отличается от прототипа совокупностью новых действий: отсечением эксплуатационной колонны на уровне ниже башмака кондуктора с последующей установкой отсеченной части на уровне ниже головы кондуктора, а также дополнительной установкой цементного сальника на этом же уровне между башмаком отсеченной части колонны и головой кондуктора.
Эти отличия позволяют сделать вывод о соответствии изобретения критерию "новизна".
Признаки, отличающие предлагаемый способ от прототипа, в аналогичных технических решениях не выявлены, поэтому можно сделать вывод о соответствии критерию "изобретательский уровень".
Отсечение части эксплуатационной колонны на уровне ниже башмака кондуктора и установка ее на другом уровне - не менее 10 м ниже головы кондуктора с последующей установкой цементного сальника на этом же уровне позволяет сформировать недостающую верхнюю часть кондуктора с помощью отсеченной части эксплуатационной колонны, а затем зацементировать затрубное пространство за вновь образованным кондуктором.
Способ осуществляют следующим образом.
В осложненной скважине, в которой отсутствует верхняя часть кондуктора, отсекают эксплуатационную колонну на уровне ниже башмака кондуктора, приподнимают и устанавливают отсеченную часть на глубине не менее 10 м ниже головы кондуктора. Затем устанавливают цементный мост на голове оставшейся части эксплуатационной колонны и цементный сальник между башмаком отсеченной части колонны и головой кондуктора. Затем производят цементирование затрубного пространства.
Пример осуществления предлагаемого способа.
В скважине 597 Шкаповского месторождения НГДУ Аксаков-нефть, в которой отсутствовала верхняя часть кондуктора длиной 87 м, эксплуатационную колонну отсекали на глубине 787 м (что ниже башмака кондуктора на 297 м). Отсеченную часть колонны приподняли и установили на глубине 97 м (ниже верхней части кондуктора на 10 м). Предварительно на голове оставшейся части эксплуатационной колонны установили цементный мост в интервале 612...815 м. Затем на уровне установки отсеченной части колонны в интервале 87...97 м между головой кондуктора и башмаком отсеченной части колонны установили цементный сальник и зацементировали затрубное пространство в интервале 76...430 м, закачав туда 16 м3 цементного раствора под давлением 0...2,5 МПа через отверстия в кондукторе в интервале 330-332 м (на границе раздела уфимского и кунгурского ярусов).
Таким образом, предлагаемый способ позволяет провести вторичное цементирование кондуктора с наименьшими материальными затратами.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ЦЕМЕНТИРОВАНИЯ КОНДУКТОРА | 2014 |
|
RU2557030C1 |
СПОСОБ ЗАКАНЧИВАНИЯ СКВАЖИН | 1997 |
|
RU2140521C1 |
СПОСОБ ЗАКАНЧИВАНИЯ ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ СКВАЖИНЫ | 2000 |
|
RU2171359C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАЗОБЩЕНИЯ ПЛАСТОВ | 2000 |
|
RU2182958C2 |
СПОСОБ ЛИКВИДАЦИИ СКВАЖИНЫ СО СМЯТОЙ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ КОЛОННОЙ | 2009 |
|
RU2403376C1 |
СПОСОБ ФИЗИЧЕСКОЙ ЛИКВИДАЦИИ СКВАЖИН | 2014 |
|
RU2576422C1 |
СПОСОБ ЛИКВИДАЦИИ ПОГЛОЩЕНИЙ ПРИ РЕМОНТНО-ИЗОЛЯЦИОННЫХ РАБОТАХ В СКВАЖИНЕ (ВАРИАНТЫ) | 1999 |
|
RU2155858C1 |
Способ вторичного цементирования эксплуатационных колонн | 1991 |
|
SU1799998A1 |
СПОСОБ РАЗРАБОТКИ НЕФТЯНОЙ ЗАЛЕЖИ В ПОЗДНЕЙ СТАДИИ | 2000 |
|
RU2178517C2 |
СПОСОБ РАЗОБЩЕНИЯ ПЛАСТОВ ПРИ КРЕПЛЕНИИ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ КОЛОННЫ | 2005 |
|
RU2295626C2 |
Изобретение относится к нефте- и газодобывающей промышленности и может быть использовано при проведении восстановительно-ликвидационных работ в скважинах, в частности при вторичном цементировании кондуктора. Способ вторичного цементирования кондуктора, включает отсечение эксплуатационной колонны, установку цементного моста на голове оставшейся части колонны с последующим цементированием затрубного пространства кондуктора, при этом отсеченную часть колонны приподнимают, устанавливают ее в скважине на глубине не менее 10 м ниже головы кондуктора, устанавливают цементный сальник между башмаком отсеченной части колонны и головой кондуктора, а затем цементируют затрубное пространство кондуктора. Предложенный способ обеспечивает герметизацию устья скважины при отсутствии верхней части кондуктора.
Способ вторичного цементирования кондуктора, включающий отсечение эксплуатационной колонны, установку цементного моста на голове оставшейся части колонны с последующим цементированием затрубного пространства кондуктора через специальные отверстия, отличающийся тем, что отсеченную часть колонны приподнимают, устанавливают ее в скважине на глубине не менее 10 м ниже головы кондуктора, устанавливают цементный сальник между башмаком отсеченной части колонны и головой кондуктора, а затем цементируют затрубное пространство кондуктора.
Ремонтно-изоляционные работы по оздоровлению фонда осложненных скважин (Руководство по проведению) | |||
- М.: ВНИИОЭНГ, 1991., сер.: Техника и технология добычи нефти и обустройство нефтяных месторождений, с | |||
Паровоз для отопления неспекающейся каменноугольной мелочью | 1916 |
|
SU14A1 |
Способ обратного цементирования обсадных колонн | 1986 |
|
SU1420139A1 |
Устройство для цементирования обсадной колонны | 1989 |
|
SU1819987A1 |
Способ крепления скважин | 1990 |
|
SU1810491A1 |
Способ цементирования скважин | 1989 |
|
SU1752932A1 |
Авторы
Даты
1999-08-27—Публикация
1997-03-13—Подача