Изобретение относится к уплотнениям вращающихся валов, в частности, к торцовым уплотнениям, и может быть использовано в насосах, компрессорах, турбинах и т.п. устройствах.
Известно торцовое уплотнение, содержащее неподвижное уплотнительное кольцо и контактирующее с ним вращающееся уплотнительное кольцо, в котором для обеспечения циркуляции охлаждающей жидкости предусмотрен нагревательный элемент, включающий в себя систему радиальных и аксиальных каналов (см. Справочник "Уплотнения и уплотнительная техника"/ Л.А.Кондаков и др.-М.: Машиностроение, 1986.-стр. 442, рис. 13.13; в).
Недостатком известной конструкции торцового уплотнения является то, что скорость циркуляции охлаждающей жидкости, создаваемая за счет центробежных сил нагнетательным элементом, организованным системой радиальных и аксиальных каналов во вращающемся кольце, недостаточна для обеспечения эффективного охлаждения поверхностей трения, особенно в условиях работы уплотнений с повышенными нагрузками на высоких скоростях вращения, что может вызвать коробление уплотнительных колец и, как следствие, привести к потере герметичности и снижению эксплуатационной надежности уплотнения. Другой фактор, обуславливающий снижение надежности и ресурса известного уплотнения - это отсутствие в нем средства, позволяющего выводить продукты износа, образующиеся в зоне контакта уплотнительных колец.
Кроме того, известная схема организации нагнетательного элемента для обеспечения эффективной циркуляции охлаждающей жидкости требует большого числа радиальных и аксиальных каналов, что приводит к снижению прочности характеристик вращающегося кольца, и в конечном итоге - к снижению эксплуатационной надежности уплотнения в целом.
Положительный результат от использования предложенного технического решения выражается в повышении эксплуатационной надежности и ресурса торцового уплотнения за счет повышения скорости циркуляции охлаждающей жидкости и обеспечения в силу этого эффективного охлаждения трущихся поверхностей уплотнения.
Указанный результат достигается тем, что в торцовом уплотнении, содержащем неподвижное уплотнительное кольцо и контактирующее с ним вращающееся уплотнительное кольцо, в котором предусмотрен нагнетательный элемент, последний выполнен в виде равномерно чередующихся между собой по окружности тангенциальных каналов и лысок.
Кроме того, для достижения указанного результата вход каждого тангенциального канала организован непосредственно на конце соответствующей лыски относительно направления вращения кольца, а выход - на участке цилиндрической поверхности, расположенной между лысками. При этом вход каждого тангенциального канала выполнен в виде конфузора.
На фиг. 1 показано торцовое уплотнение в сечении; на фиг. 2 - разрез А-А фиг. 1.
Торцовое уплотнение содержит невращающееся уплотнительное кольцо 1, поджатое пружиной 2 к вращающемуся уплотнительному кольцу 3, установленному через вторичное уплотнение 4 на валу 5. Во вращающемся уплотнительном кольце 3 выполнен нагнетательный элемент, образованный равномерно чередующимися между собой по окружности тангенциальными каналами 6 и лысками 7. Вход каждого тангенциального канала 6 выполнен в виде конфузора 8 и расположен на конце соответствующей лыски 7 относительно направления вращения уплотнительного кольца 3, а выход 9 - цилиндрической поверхности 10.
Тангенциальные каналы 6 выполнены параллельно поверхности трения и образуют с соответствующей лыской 7 угол α.
Количество тангенциальных каналов 6, лысок 7 и величину угла α устанавливают в зависимости от условий эксплуатации и результатов обкатки уплотнения.
Торцовое уплотнение работает следующим образом: При вращающемся вале 5 герметичность уплотнения обеспечивается усилием пружины 2 и давлением жидкости. При вращении вала 5 у концов лысок 7 уплотнительного кольца 3 относительно направления вращения за счет сил инерции и вязкости жидкости создается повышенное давление. Конфузор 8, захватывая жидкость, преобразует энергию давления в энергию движения жидкости, обеспечивая тем самым ей ускорение. В наклонных относительно лысок 7 тангенциальных каналах 6 жидкость за счет центробежных сил дополнительно ускоряется, обеспечивая скорость циркуляции жидкости и тем самым повышая эффективность охлаждения трудящихся поверхностей уплотнительных колец 1 и 3. Одновременно, благодаря наличию лысок 7 на уплотнительном кольце 3, обеспечивается попеременное омывание жидкостью опорной поверхности неподвижного кольца 1, в результате чего улучшается условия для создания эффективного теплоотвода, смазки трущихся поверхностей и жидкостного клина, предохраняющего поверхности трения от износа. Кроме того, кромки лысок 7, скользя при вращении уплотнительного кольца 3 по неподвижному уплотнительному кольцу 1, счищают частицы, образованные от износа колец 1 и 3 и износа разложившейся жидкости, и отбрасывают их в периферийную полость, что также существенно улучшает условия работы торцового уплотнения.
Таким образом, предложенное техническое решение позволяет существенно повысить эффективность охлаждения и улучшить условия работы уплотнения, и тем самым повысить его эксплуатационную надежность и ресурс.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
АКСИАЛЬНО-ПОРШНЕВОЙ НАСОС | 1999 |
|
RU2166127C2 |
ПРИВОД ТОРМОЗА С КОМПЕНСАТОРОМ ИЗНОСА | 1998 |
|
RU2139457C1 |
ПРИВОД ТОРМОЗА С КОМПЕНСАТОРОМ ИЗНОСА | 2000 |
|
RU2175616C2 |
ОПОРНЫЙ КАТОК ДЛЯ ГУСЕНИЧНЫХ МАШИН | 2001 |
|
RU2219086C2 |
ТОРМОЗНОЙ ДИСК | 1997 |
|
RU2127838C1 |
ТОРЦОВОЕ УПЛОТНЕНИЕ ВАЛА | 2004 |
|
RU2279005C1 |
АКСИАЛЬНО-ПОРШНЕВОЙ НАСОС | 1999 |
|
RU2174621C2 |
ТОРМОЗНОЕ КОЛЕСО | 1998 |
|
RU2135392C1 |
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА | 2002 |
|
RU2214349C1 |
АКСИАЛЬНО-ПОРШНЕВОЙ НАСОС | 1998 |
|
RU2140566C1 |
Торцовое уплотнение позволяет повысить эксплуатационную надежность и ресурс устройства за счет повышения скорости циркуляции охлаждающей жидкости и в силу этого эффективного охлаждения трущихся поверхностей. Торцовое уплотнение содержит невращающееся уплотнительное кольцо, подпружиненное к вращающемуся уплотнительному кольцу, в котором выполнен нагнетательный элемент, образованный чередующимися между собой по окружности тангенциальными каналами и лысками. Вход каждого тангенциального канала выполнен в виде конфузора и расположен на конце соответствующей лыски относительно направления вращения кольца, а выход - на цилиндрической поверхности. При вращении уплотнительного кольца у конца лысок относительно направления вращения создается повышенное давление. Конфузор, захватывая жидкость, преобразует энергию давления в энергию движения жидкости, обеспечивая тем самым ей ускорение. Далее жидкость в тангенциальных каналах за счет центробежных сил дополнительно ускоряется, обеспечивая высокую скорость циркуляции жидкости. Наличие лысок улучшает условия для создания эффективного теплоотвода, смазки трущихся поверхностей и жидкостного клина и обеспечивает удаление продуктов износа из зоны трущихся поверхностей. 1 з.п.ф-лы, 2 ил.
Кондаков Л.А | |||
и др | |||
Уплотнение и уплотнительная техника | |||
Справочник | |||
- М.: Машиностроение, 1986, с | |||
Орнито-геликоптер | 1919 |
|
SU442A1 |
Насос | 1917 |
|
SU13A1 |
SU, 1016602 A, 1983 | |||
SU, 1008544 A, 1983 | |||
SU, 1556216 A2, 1988 | |||
SU, 1657812 A1, 1991 | |||
SU, 1753130 A1, 1992 | |||
DE, 1913397 A, 1974. |
Авторы
Даты
1999-08-27—Публикация
1998-01-16—Подача