ПРИВОД ТОРМОЗА С КОМПЕНСАТОРОМ ИЗНОСА Российский патент 2001 года по МПК B60T17/08 F16D65/52 

Описание патента на изобретение RU2175616C2

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к приводам тормозов с компенсатором износа, и может найти применение в дисковых тормозах колес самолетов и автомобилей.

Известен привод тормоза с компенсатором износа, содержащий корпус, установленный в нем поршень с полостью, подпружиненный посредством пружины растормаживания, размещенный в упомянутой полости шток с винтовой нарезкой, взаимодействующий с коаксиально установленной гайкой, имеющей наружную и внутреннюю резьбовую нарезку, втулку с внутренней конической поверхностью и фиксирующий элемент, выполненный в виде кольца с наружной конической поверхностью для взаимодействия с ответной поверхностью втулки и с резьбовой нарезкой на внутренней поверхности для взаимодействия с гайкой (1).

Такая конструкция имеет высокую трудоемкость изготовления сложных по конфигурации деталей, большие силы трения в винторезьбовых соединениях и, как следствие, большие потери рабочего давления тормозной жидкости, что при невысоком номинале последнего не позволяет получать высокий тормозной момент.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому эффекту является привод тормоза с компенсатором износа, содержащий цилиндр с жестко закрепленной в нем направляющей и установленным в цилиндре полым поршнем, размещенные в полости поршня подвижную в осевом направлении втулку с внутренней конической поверхностью и фиксирующий элемент, выполненный в виде охватывающих направляющую вкладышей с наружной конической поверхностью ответной поверхности втулки и пружину растормаживания (2).

Недостатком известного привода тормоза является его сравнительно большой размер в направлении оси поршня из-за размещенной в его полости мощной и длинной пружины сжатия, которая от термических нагрузок может иметь усадку, перекосы, что приведет к изменению ее характеристик и снижению надежности работы привода тормоза. Кроме того, недостатком является сложность возвращения поршня в исходное положение после полного износа фрикционных дисков для их замены.

Технический результат от использования предлагаемого решения выражается в уменьшении габаритов привода тормоза, в повышении его надежности работы и в упрощении возврата поршня в исходное положение.

Указанный результат достигается за счет того, что в приводе тормоза с компенсатором износа, содержащем цилиндр, установленный в нем полый поршень, размещенные в полости поршня средство фиксации в виде конической втулки с коническими вкладышами, поджатыми пружиной и подвижно установленными на цилиндрической направляющей, жестко связанной с цилиндром, средство растормаживания в виде упругого элемента и средство возврата поршня в исходное положение после выработки ресурса тормоза, упругий элемент средства растормаживания выполнен, по крайней мере, в виде одного, например, прорезного пружинного кольца, поджатого к конической втулке нажимным кольцом, установленным на направляющей с заданным зазором относительно конических вкладышей и обеспечивающим выход их из зацепления с конической втулкой в процессе затормаживания, а средство возврата поршня в исходное положение организовано выполненной внутри поршня торцовой поверхностью, взаимодействующей с торцовой поверхностью конической втулки, поджатой к ней прорезным пружинным кольцом.

На чертеже представлен привод тормоза с компенсатором износа.

Привод тормоза с компенсатором износа содержит цилиндр 1, внутри которого установлен полый поршень 2, в полости которого размещено средство фиксации в виде конической втулки 3 с коническими вкладышами 4, поджатыми пружиной 5 и подвижно установленными на цилиндрической направляющей 6, жестко связанной с цилиндром 1 посредством стопорного кольца 7.

На направляющей 6 соосно конической втулке 3 установлено средство растормаживания в виде упругого элемента 8, например прорезного пружинного кольца, набора тарельчатых пружин и т.д., и нажимного кольца 9, установленного с заданным зазором Δ относительно конических вкладышей 4 и фиксируемого стопорным кольцом 10.

При этом средство возврата поршня в исходное положение организовано выполненной внутри поршня расточкой 11, торцовая поверхность 12 которой предназначена для взаимодействия с торцовой поверхностью конической втулки 3.

Привод тормоза с компенсатором износа работает следующим образом.

При подаче рабочей жидкости в полость цилиндра 1 поршень 2 начинает перемещаться, вместе с ним, сжимая упругий элемент 8, перемещается нажимное кольцо 9, выбирая зазор Δ и воздействуя на вкладыши 4, выводит их из зацепления с втулкой 3, обеспечивая тем самым продвижение поршня 2 до полного выбора зазора в тормозном пакете (на чертеже не показан), после чего происходит затормаживание.

При сбросе давления под действием усилия сжатого упругого элемента 8, которое должно быть больше суммарной силы поджатой пружины 5 и силы трения поршня 2 в цилиндре 1, перемещается нажимное кольцо 9, а вместе с ним и поршень 2 в обратном направлении, восстанавливая зазор Δ и все зазоры в тормозном пакете. Так происходит растормаживание.

Для замены фрикционных дисков при полном износе их в процессе эксплуатации возврат поршня 2 в исходное положение обеспечивается простым нажатием на него, при этом под действием усилия коническая втулка 3, взаимодействующая с торцовой поверхностью 12, освобождается от зацепления с коническими вкладышами 4, устраняя тем самым силу трения последних по направляющей 6.

Предложенное техническое решение позволит уменьшить габариты привода тормоза, повысить надежность работы и упростить возврат поршня в исходное положение.

Источники информации
1. Патент США N 3900085, F 16 D 65/56, 19.08.75 г.

2. Патент РФ N 2135392, F 16 D 65/52, 27.08.99 г.

Похожие патенты RU2175616C2

название год авторы номер документа
ПРИВОД ТОРМОЗА С КОМПЕНСАТОРОМ ИЗНОСА 2009
  • Зубов Юрий Иванович
  • Никифорова Ирина Николаевна
  • Тузлукова Татьяна Павловна
RU2401955C1
ПРИВОД ТОРМОЗА С КОМПЕНСАТОРОМ ИЗНОСА 1998
  • Зубов Ю.И.
  • Ямковенко Д.П.
RU2139457C1
ПРИВОД ТОРМОЗА С КОМПЕНСАТОРОМ ИЗНОСА 2004
  • Зубов Юрий Иванович
  • Бакин Анатолий Ильич
RU2291990C2
ПРИВОД ТОРМОЗА С КОМПЕНСАТОРОМ ИЗНОСА 2008
  • Зубов Юрий Иванович
  • Никифорова Ирина Николаевна
  • Зубов Вадим Юрьевич
RU2374518C1
ПРИВОД ТОРМОЗА С КОМПЕНСАТОРОМ ИЗНОСА 2002
  • Бобылев И.К.
  • Окулов Б.С.
  • Бобылева Л.И.
RU2220340C2
ТОРМОЗ С КОМПЕНСАТОРОМ ИЗНОСА 1999
  • Бакин А.И.
  • Максимов В.А.
  • Макаров Ю.И.
  • Николаев В.А.
RU2153610C1
ТОРМОЗНОЕ КОЛЕСО 1998
  • Зубов Ю.И.
  • Бакин А.И.
RU2135392C1
АВТОМАТИЧЕСКИЙ РЕГУЛЯТОР ЗАЗОРА 1998
  • Акимцев А.А.
  • Бакин А.И.
RU2149293C1
ПРИВОД ТОРМОЗА С КОМПЕНСАТОРОМ ИЗНОСА 1995
  • Бобылев И.К.
  • Бобылева Л.И.
  • Макаров Ю.И.
RU2099611C1
ПРИВОД ТОРМОЗА 1995
  • Бакин А.И.
  • Зубов Ю.И.
RU2094314C1

Реферат патента 2001 года ПРИВОД ТОРМОЗА С КОМПЕНСАТОРОМ ИЗНОСА

Изобретение относится к машиностроению, а именно к приводам тормозов с компенсатором износа, и может найти применение в дисковых тормозах колес самолетов и автомобилей. Привод содержит цилиндр 1, полый поршень 2, в котором размещено средство фиксации в виде конической втулки 3 с коническими вкладышами 4, средство растормаживания и средство возврата поршня в исходное положение. Упругий элемент средства растормаживания выполнен в виде прорезного пружинного кольца 8, поджатого к конической втулке 3 нажимным кольцом 9, а средство возврата поршня в исходное положение организовано выполненной внутри поршня торцовой поверхностью 12, взаимодействующей с торцовой поверхностью конической втулки 3. Технический результат заключается в уменьшении габаритов привода тормоза, в повышении его надежности работы и в упрощении возврата поршня в исходное положение. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 175 616 C2

Привод тормоза с компенсатором износа, содержащий цилиндр, установленный в нем полый поршень, размещенные в полости поршня средство фиксации в виде конической втулки с коническими вкладышами, поджатыми пружиной и подвижно установленными на цилиндрической направляющей, жестко связанной с цилиндром, средство растормаживания в виде упругого элемента и средство возврата поршня в исходное положение, отличающийся тем, что упругий элемент средства растормаживания выполнен, по крайней мере, в виде одного, например, прорезного пружинного кольца, поджатого к конической втулке нажимным кольцом, установленным на направляющей с заданным зазором относительно конических вкладышей, а средство возврата поршня в исходное положение организовано выполненной внутри поршня торцовой поверхностью, взаимодействующей с торцовой поверхностью конической втулки.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2001 года RU2175616C2

ТОРМОЗНОЕ КОЛЕСО 1998
  • Зубов Ю.И.
  • Бакин А.И.
RU2135392C1
US 3900085 A1, 19.08.1975
ПРИВОДНОЕ УСТРОЙСТВО ТОРМОЗА ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 1991
  • Йозеф Франиа[De]
RU2013679C1

RU 2 175 616 C2

Авторы

Зубов Ю.И.

Зубов В.Ю.

Ямковенко Д.П.

Даты

2001-11-10Публикация

2000-01-21Подача