СПОСОБ ОЧИСТКИ ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ Российский патент 1999 года по МПК F01N3/10 

Описание патента на изобретение RU2136908C1

Изобретение относится к энергетике, в частности, к двигателестроению и касается средств нейтрализации токсичных составляющих отработанных газов двигателя внутреннего сгорания.

Известен способ очистки отработавших газов двигателя внутреннего сгорания в каталитическом нейтрализаторе путем пропускания отработавших газов через слои сыпных каталитических элементов в одном реакторе с переменной величиной угла между векторами силы тяжести каталитических элементов и газодинамической силы от отработавших газов и периодического определения степени очистки последних, при котором производят перераспределение пространственного расположения каталитических элементов путем их поворота относительно горизонтальной оси и изменения потока отработавших газов через реактор (см., например, описание изобретения к авторскому свидетельству СССР N 1758251, кл. F 01 N 3/00, 1989).

Недостаток описанного способа состоит в возможности лишь периодического определения выхлопных газов, что делает данный способ неэффективным и мало привлекательным.

Наиболее близким из известных по своей технической сущности и достигаемому результату является выбранный в качестве прототипа способ очистки выхлопных газов двигателя внутреннего сгорания путем пропускания их через слой катализатора в присутствии воздуха для доокисления окиси углерода и углеводородов и восстановления окислов азота, содержащихся в выхлопных газах (см., например, описание изобретения к авторскому свидетельству СССР N 1291707, кл. F 01 N 3/00, 1982).

Недостатком указанного способа является сравнительно низкий ресурс работы рабочего тела катализатора, что также делает его недостаточно эффективным.

Известен сажеочиститель для двигателя внутреннего сгорания транспортного средства, содержащий корпус с входным и выходным патрубками и размещенные в корпусе с образованием зазора по меньшей мере три электрода, выполненные в виде пластин, рабочая поверхность которых покрыта катализатором, и подключенных к источнику высокого напряжения, связанному с источником тока транспортного средства, снабженный накопителем энергии, датчиком температуры и источником нагрева (см., например, описание изобретения к авторскому свидетельству СССР N 1815354, кл. F 01 N 3/00, 1991).

Недостатком устройства является достаточно сложная конструкция, а также необходимость постоянного контроля за состоянием электродов, рабочая поверхность которых постоянно закоксовывается.

Наиболее близким из известных по своей технической сущности и достигаемому результату является выбранный в качестве прототипа устройство для очистки выхлопных газов двигателя внутреннего сгорания, содержащее корпус из двух усеченных конусообразных разъемных частей с концевыми цилиндрическими втулками, в которых размещены впускной и выпускной патрубки, эжектор, установленный на цилиндрической втулке со стороны входного патрубка, и цилиндрическое рабочее тело катализатора, размещенное в месте соединения разъемных частей корпуса (см., например, описание изобретения к авторскому свидетельству СССР N 901591, кл. F 01 N 3/00, 1980).

Недостатком данного устройства является зашлаковывание сотового катализатора продуктами неполного сгорания, обуславливающее необходимость частой замены рабочего тела катализатора.

Сущность заявляемого изобретения выражается в совокупности существенных признаков, достаточных для достижения обеспечиваемого предлагаемым изобретением технического результата, который выражается в повышении эффективности работы всей системы и ее составляющих.

Заявленная совокупность существенных признаков находится в прямой причинно-следственной связи к достигаемому результату, который заключается в повышении эффективности очистки выхлопных газов и работы устройства.

Новизна предложенного способа усматривается в том, что в качестве катализатора используют сменное поверхностно-активное рабочее тело в виде металловойлочного изделия с коэффициентом объемной пористости не ниже 0,92.

Новизна предложенного устройства состоит в том, что рабочее тело катализатора выполнено на никель-хромовой основе, а угол захода рабочей поверхности корпуса со стороны впускного патрубка, образованный продольной осью корпуса и образующей конуса, составляет 61-64o, при этом диаметр рабочего тела катализатора превышает диаметр входного патрубка в 2,5 раза
Предложенный способ очистки выхлопных газов и устройство для его осуществления образуют единый изобретательский замысел и могут быть реализованы лишь совместно.

Сравнение заявленного технического решения с прототипом позволило установить соответствие его критерию "новизна", так как оно не известно из уровня техники.

Предложенное устройство и способ являются промышленно применимыми существующими техническими средствами и соответствуют критерию "изобретательский уровень", т. к. он явным образом не следует из уровня техники, при этом из последнего не выявлено каких-либо преобразований, характеризуемых отличительными от прототипа существенными признаками, на достижение указанного технического результата.

Таким образом, предложенное техническое решение соответствует установленным условиям патентоспособности изобретения.

Других известных технических решений аналогичного назначения с подобными существенными признаками заявителем не обнаружено.

На чертеже представлено предложенное устройство, общий вид.

Устройство для очистки выхлопных газов двигателя внутреннего сгорания содержит корпус из двух усеченных конусообразных разъемных частей 1 и 2 с концевыми цилиндрическими втулками, в которых размещены впускной 3 и выпускной 4 патрубки, эжектор 5, установленный на цилиндрической втулке со стороны входного патрубка, и цилиндрическое рабочее тело катализатора 6, размещенное в месте соединения разъемных частей корпуса, собранных на резьбе и имеющих эластичную ограничительную шайбу 7.

Рабочее тело катализатора 6 выполнено на никель-хромовой основе из тонкой нихромовой проволоки марки Х20Н80. В основу получения структуры рабочего тела нейтрализатора положена идея получения нетканых материалов, для чего из нихромовой проволоки нарезаются волокна длиной около 5 мм, затем следует предварительное формование для придания рабочему телу определенной формы, в данном случае, цилиндрической шайбы, и обжиг в вакуумной печи. В результате получается объемная поверхностно-активная структура, напоминающая войлок, с ярко выраженной анизотропией теплопроводности и коэффициентом объемной пористости не ниже 0,92. Это обеспечивает возможность существенного роста рабочей поверхности контакта катализатора с реагирующей агрессивной средой и позволяет снизить сопротивление рабочего тела катализатора движущимся выхлопным газам при работе двигателя внутреннего сгорания. Поскольку в направлении оси, перпендикулярной плоскости поверхности рабочего тела катализатора, величина теплопроводности на несколько порядков ниже, чем в направлении оси, параллельной плоскости его поверхности, обеспечивается также послойное и равномерное выгорание рабочего тела в процессе эксплуатации двигателя.

Угол захода рабочей поверхности корпуса со стороны впускного патрубка, образованный продольной осью корпуса и образующей конуса, составляет 61-64o, определяемый, главным образом, мощностью двигателя и требованием обеспечения ламинарности потока проходящих выхлопных газов и наилучшего использования рабочей поверхности катализатора, при этом диаметр рабочего тела катализатора превышает диаметр входного патрубка в 2,5 раза, что позволяет увеличить время контакта выхлопного газа двигателя внутреннего сгорания с активным слоем рабочей поверхности катализатора, поскольку такое увеличение диаметра рабочего тела катализатора снижает скорость истечения выхлопных газов в 2,5 раза, сближая, тем самым, эффективности никель-хромового и дорогостоящих платина-родий-палладиевых катализаторов.

Предложенный способ и работа предложенного устройства осуществляются следующим образом.

Выхлопные газы двигателя внутреннего сгорания пропускают через слой рабочего тела катализатора в присутствии воздуха, поступающего из эжектора 5, который автоматически, в зависимости от истечения выхлопных газов ДВС, увеличивает подачу воздуха на рабочее тело катализатора, сглаживая влияние числа оборотов двигателя на состав его выхлопных газов и ускоряет процесс окисления остаточных углеводородов, что обеспечивает значительное снижение их количества и количество продуктов неполного сгорания топлива, попадающих в атмосферу.

К преимуществам предложенного способа и устройства следует отнести исключение блокировки работы двигателя, устранение необходимости готовить оптимальную воздушно-бензиновую смесь и отказаться от специальных мер пожарной защиты, а также возможность использования, практически без ущерба для экологии, в качестве топлива этилированный бензин, при этом показатели состава выхлопных газов полностью удовлетворяют требованиям Евростандарта.

Кроме того, увеличивается КПД двигателя.

Похожие патенты RU2136908C1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЧИСТКИ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1999
  • Облонский Е.В.
  • Канцелярист Д.В.
  • Липовый Н.М.
  • Попов А.Н.
  • Грибков А.С.
RU2164608C1
СПОСОБ ОЧИСТКИ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2006
  • Иванов Юрий Алексеевич
  • Орлова Раиса Петровна
  • Быстров Сергей Алексеевич
  • Иванов Евгений Дмитриевич
  • Орлов Александр Петрович
  • Дворянчиков Александр Григорьевич
RU2306440C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЭЛЕМЕНТА С ОТКРЫТОЙ СКВОЗНОЙ ПОРИСТОСТЬЮ 2000
  • Липовый Н.М.
  • Попов А.Н.
  • Грибков А.С.
  • Облонский Е.В.
  • Канцелярист Д.В.
RU2180280C2
РАДИАЦИОННАЯ ГАЗОВАЯ ГОРЕЛКА 2002
  • Липовый Н.М.
  • Грибков А.С.
  • Прунов Д.П.
RU2193731C1
Нейтрализатор-глушитель отработавших газов двигателя внутреннего сгорания 1990
  • Брагин Александр Вениаминович
  • Моисеев Николай Иванович
  • Кошкин Владимир Константинович
  • Пружанский Лев Самуилович
  • Сокульский Вячеслав Николаевич
  • Колпаков Игорь Михайлович
  • Семенков Василий Афанасьевич
  • Комаров Валентин Арсеньевич
  • Самохвалов Андрей Федорович
  • Медведев Дмитрий Викторович
  • Данченко Николай Михайлович
  • Шурдумов Мухамед Рашидович
SU1778328A1
НЕЙТРАЛИЗАТОР ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ 1999
  • Гордивский В.Н.
  • Медведев Ю.С.
  • Заварзин А.Т.
  • Шибаев А.М.
RU2175073C2
СРЕДСТВО ДЛЯ ВЫХЛОПНОЙ СИСТЕМЫ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, ОПТИМИЗИРУЮЩЕЕ ЕГО РАБОТУ 2008
  • Бусс Евгений Владимирович
RU2440498C2
КАТАЛИТИЧЕСКИЙ НЕЙТРАЛИЗАТОР ОТРАБОТАННЫХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2009
  • Носырев Дмитрий Яковлевич
  • Муратов Алексей Владимирович
  • Плетнев Александр Игоревич
  • Гудков Артем Владимирович
RU2413851C1
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2011
  • Кобелев Николай Сергеевич
  • Емельянов Сергей Геннадьевич
  • Алябьева Татьяна Васильевна
  • Дубяга Анатолий Платонович
RU2499902C2
КОМБИНИРОВАННОЕ УСТРОЙСТВО СНИЖЕНИЯ ТОКСИЧНОСТИ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ДИЗЕЛЯ 2010
  • Чернецов Дмитрий Александрович
  • Капустин Василий Петрович
  • Гончаров Александр Владимирович
RU2459091C2

Реферат патента 1999 года СПОСОБ ОЧИСТКИ ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Изобретение относится к двигателестроению и касается средств нейтрализации токсичных составляющих отработанных газов двигателя внутреннего сгорания. Устройство содержит корпус из двух усеченных конусообразных разъемных частей с концевыми цилиндрическими втулками, эжектор, установленный на цилиндрической втулке со стороны входного патрубка, и цилиндрическое тело катализатора. В качестве катализатора используют сменное поверхностно-активное рабочее тело в виде металловойлочного изделия с коэффициентом объемной пористости не ниже 0,92, при этом рабочее тело катализатора выполнено на никельхромовой основе, а угол захода рабочей поверхности корпуса со стороны впускного патрубка, образованный продольной осью корпуса и образующей конуса, составляет 61-64 o, а диаметр рабочего тела катализатора превышает диаметр входного патрубка в 2,5 раза. Изобретение позволяет повысить эффективность. 2 с.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 136 908 C1

1. Способ очистки выхлопных газов двигателя внутреннего сгорания путем пропускания их через слой катализатора в присутствии воздуха для доокисления окиси углерода и углеводородов и восстановления окислов азота, содержащихся в выхлопных газах, отличающийся тем, что в качестве катализатора используют сменное поверхностно-активное рабочее тело в виде металловойлочного изделия с коэффициентом объемной пористости не ниже 0,92. 2. Устройство для осуществления способа очистки выхлопных газов двигателя внутреннего сгорания, содержащее корпус из двух усеченных конусообразных разъемных частей с концевыми цилиндрическими втулками, в которых размещены впускной и выпускной патрубки, эжектор, установленный на цилиндрической втулке со стороны входного патрубка, и цилиндрическое рабочее тело катализатора, размещенное в месте соединения разъемных частей корпуса, отличающееся тем, что рабочее тело катализатора выполнено на никель-хромовой основе, а угол захода рабочей поверхности корпуса со стороны впускного патрубка, образованный продольной осью корпуса и образующей конуса, составляет 61 - 64o, при этом диаметр рабочего тела катализатора превышает диаметр входного патрубка в 2,5 раза.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1999 года RU2136908C1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Способ очистки выхлопных газов двигателя внутреннего сгорания 1982
  • Сизов Сергей Иванович
  • Комиссаров Сергей Алексеевич
  • Бочаров Николай Федорович
  • Семенов Владимир Митрофанович
SU1291707A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Каталитический нейтрализатор 1980
  • Куцевалов Виктор Андреевич
  • Логунов Сергей Иванович
  • Мочешников Николай Александрович
  • Резник Яков Абрамович
SU901591A1
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. 1921
  • Богач Б.И.
SU3A1
DE 19636662 А1, 20.03.92
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды 1921
  • Богач Б.И.
SU4A1
АВТОМАТИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ-2 /ВАРИАНТА/ 2012
  • Староверов Николай Евгеньевич
RU2513886C1
Кипятильник для воды 1921
  • Богач Б.И.
SU5A1
US 4328188 А, 04.05.82
Приспособление для точного наложения листов бумаги при снятии оттисков 1922
  • Асафов Н.И.
SU6A1
US 4795616 А, 03.01.89.

RU 2 136 908 C1

Авторы

Облонский Е.В.

Канцелярист Д.В.

Липовый Н.М.

Аникин С.А.

Бобров А.Н.

Даты

1999-09-10Публикация

1998-08-07Подача