Изобретение относится к конструкции тепловых двигателей, в частности к двигателям внутреннего сгорания с возвратно-поступательно движущимися поршнями и может быть использовано в машиностроении при изготовлении, например наземных транспортных средств.
Широко известны двигатели внутреннего сгорания, в которых топливо сгорает непосредственно внутри цилиндров. Двигатель состоит из кривошипно-шатунного механизма, механизма газораспределения, системы охлаждения, смазочной системы, систем питания и зажигания, при этом кривошипно-шатунный механизм состоит из блока цилиндров, общей одной или нескольких головок цилиндров, поршней с кольцами и поршневыми пальцами, шатунов, коленчатого вала с подшипниками, маховика и поддона картера. [Луканин В.Н. и др. "Двигатели внутреннего сгорания", М. , Высшая школа, т.1, 1995 г. или "Легковой автомобиль. 400 неисправностей и способы их устранения", сост. Шабунин В.М., М., АСС-Центр, Герда, 1997 г., с. 19].
В известных двигателях кривошипно-шатунный механизм служит для преобразования прямолинейного возвратно-поступательного движения поршней во вращательное движение коленчатого вала. Длительная работа двигателей (около 100 тыс. км. пробега) приводит к тому, что из-за давления шатуна на стенку цилиндра, последний приобретает элипсообразную форму. Это требует расточки цилиндра и приводит к увеличению его диаметра, что, в свою очередь требует установки новых колец. Использование известной конструкции двигателя не обеспечивает желаемую долговечность и надежность работы. Двигатель характеризуется невысоким коэффициентом полезного действия (КПД) и сложностью конструкции.
Наиболее близким к предлагаемому двигателю является двухходовой линейный двигатель Штельцера. Двигатель состоит из корпуса, в котором выполнены цилиндрические расточки, разделяющие корпус на две периферийные и центральную полости, и поршневого блока, установленного с возможностью свободного возвратно-поступательного движения, поршневой блок снабжен тремя поршнями, жестко закрепленными на одной оси, при этом два поршня являются рабочими и размещены на противоположных концах поршневого блока с возможностью возвратно-поступательного движения в периферийных полостях корпуса и один компрессионный, размещенный в средней части поршневого блока с возможностью возвратно-поступательного движения в центральной полости корпуса. [Изобретатель и рационализатор, N 5, 1990 г., с. 44].
Известный двигатель внутреннего сгорания характеризуется высоким КПД, предельной простотой кинематической схемы, отсутствием кривошипно-шатунного механизма, а также распределительного вала с кулачками, толкателями и клапанами в механизме газораспределения. Это позволяет увеличить надежность и долговечность двигателя. Однако использование его для приведения в движение транспортного средства трудно реализуемо.
Задача изобретения - повышение эффективности и долговечности работы двигателя в транспортных средствах.
Поставленная задача решается тем, что предлагаемый двигатель внутреннего сгорания состоит из герметичного корпуса, внутри которого размещены две периферийные и центральная полости, периферийные полости выполнены в виде цилиндров с головками, в каждом цилиндре размещен поршень с возможностью возвратно-поступательного движения, поршни жестко связаны друг с другом, а в центральной полости размещено маховое колесо для преобразования кинетической энергии возвратно-поступательного движения во вращательное, обод которого снабжен глухими отверстиями, маховое колесо закреплено на линейном валу, ось которого ортогональна продольной оси цилиндров, глухие отверстия размещены под углом к образующей махового колеса по ходу его вращения, каждый из поршней делит цилиндры на камеру сгорания и камеру подачи, последняя заполнена жидким рабочим телом, а центральная полость сообщена с каждой камерой подачи жидкого рабочего тела посредством каналов подачи и возврата жидкого рабочего тела, последние размещены таким образом, что их стенки образуют полый карман для перепускания рабочего тела.
Маховое колесо установлено на валу с возможностью передачи вращательного движения и снабжено опорным подшипником. Глухие отверстия размещены по ободу махового колеса по ходу движения под острым углом к образующей, а профиль отверстий выполнен с возможностью создания тангенциального направления движения рабочего тела. Камера сгорания снабжена системой принудительного поджига, размещенной на головке цилиндра и снабженной датчиком положения, форсункой для подачи топливной смеси и выпускным отверстием. Поршни жестко связаны между собой соединительными тягами. Канал подачи рабочего тела в центральную полость выполнен в форме воронки, выходное отверстие которой направлено к глухим отверстиям махового колеса. Канал возврата рабочего тела в камеру подачи снабжен обратным клапаном. Объем жидкого рабочего тела соизмерим с суммой объемов глухих отверстий на маховом колесе, а площадь отверстия канала возврата равна площади глухого отверстия. В качестве жидкого рабочего тела может быть использован антифриз. Корпус выполнен из любого известного конструкционного металла, например, стали, алюминия и др.
Сравнение предлагаемого двигателя с прототипом позволяет сделать вывод о соответствии заявляемого решения критерию "новизна", т.к. предложено новое решение основных конструктивных узлов двигателя внутреннего сгорания, в частности центральной части корпуса, обеспечивающей эффективное преобразование кинетической энергии возвратно-поступательного движения поршней во вращательное движение линейного вала.
Несмотря на то, что использование махового колеса давно известно в науке и технике для аккумуляции механической энергии в машинах с неравномерным вращающим моментом, дополнительное размещение глухих отверстий в его ободе обеспечивает одновременное выполнение им функции крыльчатки. Предложенная конструкция двигателя в целом и его отдельных конструктивных элементов, характеризуется новой совокупностью существенных признаков и обеспечивает получение нового технического результата - повышение КПД, надежности и долговечности работы двигателя в транспортных средствах. Кроме того, применение предлагаемой конструкции позволит снизить материалоемкость и массогабаритные показатели двигателей за счет существенного упрощения двигателя по сравнению с традиционно применяемыми.
Все вышеизложенное позволяет утверждать о соответствии заявляемого двигателя внутреннего сгорания критерию "изобретательский уровень".
Заявляемый двигатель внутреннего сгорания иллюстрируется следующим.
На фиг. 1 изображен общий вид двигателя внутреннего сгорания в разрезе, на фиг. 2 - узел центральной части корпуса.
Заявляемый двигатель состоит из корпуса 1, цилиндров 2 и 3, образуемых его периферийными полостями, с головками 4 и 5. В цилиндрах 2 и 3 размещены поршни 6 и 7, жестко связанные между собой соединительными тягами 8. В центральной полости корпуса 1 установлено маховое колесо 9, которое закреплено на валу 10, опорный подшипник 11. Обод махового колеса 9 снабжен глухими отверстиями 12, которые расположены под углом к образующей. Поршни 6 и 7 делят цилиндры 2 и 3 на камеру сгорания 13 и камеру подачи 14 жидкого рабочего тела. Камера сгорания 13 снабжена свечой зажигания 15, соединенная с датчиком положения 16, форсункой 17 для подачи топливной смеси и выпускным отверстием 18. Камера подачи жидкого рабочего тела 14 сообщена с маховым колесом посредством каналов подачи 19 и каналов возврата 20, стенки которых образуют карман 21 для перепускания рабочего тела. Поршни 6 и 7 снабжены уплотнительными кольцами. Соединительные тяги 8 размещены в направляющих, выполненных в корпусе 1.
Устройство работает следующим образом.
Горючую смесь подают в камеру сгорания 13 при положении поршня 7 в положении нижней мертвой точки. При контакте поршня 6, перемещающегося в положение верхней мертвой точки, с датчиком положения 16 срабатывает свеча зажигания 15, происходит воспламенение горючей смеси, и поршень 6 под действием возникающего давления перемещается в нижнюю мертвую точку, выдавливая рабочее тело из камеры подачи 14 через канал подачи 19 на глухие отверстия 12 махового колеса 9. Маховое колесо 9 под действием давления рабочего тела приводится во вращение, а вращательный момент передается валу 10. Одновременно с движением поршня 6 вниз к нижней мертвой точке, жестко связанный с ним поршень 7 в противофазе перемещается вверх, достигая верхней мертвой точки. В цилиндре 3 открывается камера подачи 14 рабочего тела, в которую из глухих отверстий 12 движущегося махового колеса 9 через канал возврата 20 с обратным клапаном 21 перемещается рабочее тело. При нахождении поршня 7 в положении верхней мертвой точки срабатывает датчик положения 16 и свеча зажигания 15, расположенная на головке 5 цилиндра 3, происходит воспламенение горючей смеси и рабочий цикл повторяется. Карманы 22 выполняют функцию буферной емкости.
Заявляемый двигатель внутреннего сгорания характеризуется относительной простотой конструкции, отсутствием быстроизнашивающихся конструктивных узлов и необходимостью регулярного восстановления узлов трения, не подвержен перегревам. Все это обеспечивает длительный эксплуатационный ресурс и надежность двигателя. Заявляемая конструкция обеспечивает высокую эффективность преобразования энергии сжигания горючей смеси в механическую энергию вращательного движения линейного вала.
Изобретение относится к конструкции тепловых двигателей, в частности к двигателям внутреннего сгорания с возвратно-поступательно движущимися поршнями и может быть использовано в машиностроении при изготовлении, например наземных транспортных средств. Предлагаемый двигатель позволяет повысить эффективность и долговечность его работы в транспортных средствах. Двигатель внутреннего сгорания состоит из герметичного корпуса, внутри которого размещены две периферийные и центральная полости, периферийные полости выполнены в виде цилиндров с головками, в каждом цилиндре размещен поршень с возможностью возвратно-поступательного движения, поршни жестко связаны друг с другом, при этом в центральной полости размещено маховое колесо для преобразования кинетической энергии возвратно-поступательного движения во вращательное, обод которого снабжен глухими отверстиями, маховое колесо закреплено на линейном валу, ось которого ортогональна продольной оси цилиндров, глухие отверстия размещены под углом к образующей махового колеса по ходу его вращения, каждый из поршней делит цилиндры на камеру сгорания и камеру подачи, последняя заполнена жидким рабочим телом, а центральная полость сообщена с каждой камерой подачи жидкого рабочего тела посредством каналов подачи и возврата жидкого рабочего тела, которые размещены таким образом, что их стенки образуют полый карман для перепускания рабочего тела. 7 з.п.ф-лы, 2 ил.
"Изобретатель и рационализатор", № 5, 1990, с.44 | |||
Двигатель внутреннего сгорания с гидравлической передачей | 1976 |
|
SU672362A1 |
Свободнопоршневой двигатель внутреннего сгорания | 1988 |
|
SU1588887A1 |
US 2963008 A, 23.05.58 | |||
Преобразователь кодов | 1988 |
|
SU1552380A1 |
Авторы
Даты
1999-09-10—Публикация
1998-10-02—Подача