Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к трансмиссиям транспортных средств, и может быть использовано в различных колесных и гусеничных машинах.
Известна коробка передач транспортного средства, содержащая параллельно расположенные входной и выходной валы, связанные между собой шестернями постоянного зацепления, и два планетарных механизма с фрикционными элементами управления, при этом планетарные механизмы расположены соосно друг другу, ведущее звено каждого планетарного механизма связано кинематически с входным валом, а ведомые звенья соединены между собою и связаны кинематически с входным валом /1/.
Недостатками известной коробки передач является необходимость применения выходной цилиндрической передачи, связывающей ведомые звенья планетарных механизмов с выходным валом, отдельного механизма реверсирования, расположенного между гидротрансформатором и валом ведущих шестерен цилиндрических передач. Выходная цилиндрическая передача нагружена на всех передачах как переднего, так и заднего хода. Расположение механизмов коробки передач на трех параллельных осях приводит к повышению габаритных размеров и массы, применению дополнительных подшипниковых опор.
Технической задачей изобретения является повышение КПД, надежности механизмов и универсальности коробки передач, снижение габаритных размеров и массы.
Поставленная задача достигается тем, что входной и выходной валы расположены соосно и соединены при помощи фрикционной муфты, а водило одного из планетарных механизмов соединено с тормозом.
Технический результат достигается тем, что соосное расположение входного и выходного валов, установка муфты и исключение зубчатой передачи привода выходного вала обеспечивают получение прямой передачи, что исключает механические потери в зубчатых передачах. Соединение тормоза с водилом одного из планетарных механизмов обеспечивает получение передачи заднего хода без специального механизма реверсирования. Это позволяет в конечном счете повысить КПД, надежность механизмов и универсальность коробки передач при снижении габаритных размеров и массы.
На чертеже представлена схема гидромеханической коробки передач. Коробка передач содержит соосно расположенные входной вал 1 и выходной вал 2, параллельно расположенный промежуточный вал коробки передач 3, на котором установлен блокируемый комплексный гидротрансформатор 4.
Входной вал 1 соединен с валом 5 насосного колеса гидротрансформатора 4 при помощи согласующей передачи, состоящей из шестерен 6 и 7, и выходным валом 2 при помощи дисковой фрикционной муфты 8. Промежуточный вал 3 коробки передач соединен с валом 9 турбинного колеса гидротрансформатора 4 и с солнечными шестернями 10, 11 планетарных механизмов 12 и 13 при помощи согласующих зубчатых цилиндрических передач, состоящих из шестерен 14, 15 и 16, 17.
Первый трехзвенный планетарный механизм 12 содержит эпициклическую шестерню 18, снабженную дисковым тормозом 19, водило 20, солнечную шестерню 10, соединенную с шестерней 15, и дисковую фрикционную муфту 21, соединяющую водило 20 с солнечной шестерней 10. Водило 20 соединяется с выходным валом 2.
Второй трехзвенный планетарный механизм 13 содержит эпицикл 22, соединенный посредством водила 20 с выходным валом 2. Водило 23 второго трехзвенного планетарного механизма 13 снабжено дисковым тормозом 24 и дисковой фрикционной муфтой 25, посредством которой соединяется с солнечной шестерней 11. Солнечная шестерня 11 второго трехзвенного планетарного механизма 13 соединена с шестерней 17, которая через шестерню 16 соединяется с промежуточным валом 3 коробки передач.
Работа коробки передач происходит следующим образом.
Для получения первой передачи должен быть включен дисковый тормоз 19, останавливающий эпициклическую шестерню 18 первого трехзвенного планетарного механизма 12. Крутящий момент передается с входного вала 1 шестернями 6 и 7 через гидротрансформатор 4 к промежуточному валу 3, шестернями 14 и 15 на солнечную шестерню 10, затем с водила 16 на выходной вал 2.
Вторая передача включается дисковой фрикционной муфтой 25. Крутящий момент передается с входного вала 1 шестернями 6 и 7 через гидротрансформатор 4 к промежуточному валу 3, и через шестерни 16 и 17 к солнечной шестерне 11 второго трехзвенного планетарного механизма 13 через фрикционную муфту 25 к эпициклической шестерне 22 и на выходной вал 2.
Для получения третьей передачи включается дисковая фрикционная муфта 21. Крутящий момент передается с входного вала 1 шестернями 6 и 7 через гидротрансформатор 4 к промежуточному валу 3, через шестерни 14 и 15 к солнечной шестерне 10 первого трехзвенного планетарного механизма 12 на дисковую фрикционную муфту 21 и через водило 20 на выходной вал 2.
Четвертая передача (прямая) включается дисковой фрикционной муфтой 8. Крутящий момент передается с входного вала 1 через фрикционную муфту 8 на выходной вал 2.
Передача заднего хода включается дисковым фрикционным тормозом 24. Крутящий момент передается с входного вала 1 шестернями 6 и 7, через гидротрансформатор 4 к промежуточному валу 3 и шестернями 16 и 17 к солнечной шестерне 11, через сателлит 26 и эпициклическую шестерню 22 на выходной вал 2.
Использование предлагаемой коробки передач в трансмиссии транспортного средства дает по сравнению с прототипом повышение КПД за счет получения прямой передачи, повышение надежности, снижение габаритных размеров и массы за счет исключения постоянно работающей выходной передачи и механизма реверсирования.
Источники информации
1. Авторское свидетельство СССР N 903226, кл. 3 B 60 K 17/08 от 1982 г.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ТРАНСМИССИЯ | 2000 |
|
RU2191303C2 |
ТРАНСМИССИЯ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ | 1991 |
|
RU2037443C1 |
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА | 2000 |
|
RU2188352C2 |
ТРАНСМИССИЯ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ | 1991 |
|
RU2031808C1 |
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА | 2002 |
|
RU2294848C2 |
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ТРАНСМИССИЯ | 1993 |
|
RU2096672C1 |
ПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 1996 |
|
RU2164316C2 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2010 |
|
RU2462632C2 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2002 |
|
RU2288391C2 |
Гидромеханическая передача транспортного средства | 1990 |
|
SU1756179A1 |
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к трансмиссиям транспортных средств, и может быть использовано в различных колесных и гусеничных машинах. Гидромеханическая коробка передач содержит расположенные соосно входной и выходной валы, промежуточный вал, фрикционные муфты и тормоза, два трехзвенных планетарных механизма, гидротрансформатор и согласующие передачи. Промежуточный вал связан с гидротрансформатором и планетарными механизмами при помощи согласующих передач. Входной и выходной валы соединены при помощи фрикционной муфты. Водило одного из планетарных механизмов соединено с тормозом. Снижены габаритные размеры и масса, повышены КПД и надежность. 1 ил.
Гидромеханическая коробка передач транспортного средства, содержащая входной и выходной валы, два трехзвенных планетарных механизма с соосным расположением звеньев и фрикционными устройствами управления в виде муфт и тормозов, гидротрансформатор, промежуточный вал, связанный с гидротрансформатором и планетарными механизмами при помощи согласующих передач, состоящих из шестерен постоянного зацепления, отличающаяся тем, что входной и выходной валы расположены соосно и соединены при помощи фрикционной муфты, а водило одного из планетарных механизмов соединено с тормозом.
Коробка передач транспортного средства | 1980 |
|
SU903226A1 |
Авторы
Даты
1999-09-20—Публикация
1995-07-05—Подача