, Изобретение относится к транспорт ному машиностроению, а именно к трансмиссиям транспортных средств. Известна коробка передач транспортного средства, содержащая парал лельно расположенные входной, промежуточный и выходной валы, связанные между co6ov шестернями постоянного зацепления, и два планетарных механизма с фрикционными элементами управления Cl. Недостатком известной коробки пег редач являются повышенные барботажные потери во вращающихся без нагруф ки зубчатых передач и дисках трения в связи с высокими относительными скоростями вращения дисков трения и большим их количеством в муфтах, а также перегрузки дисков трения в связи с их расположением на входном и выходном валах, а также при движе НИИ задним ходом. Цель изобретения - повышение КПД коробки передач и надежности фрикционных элементов. Эта цель достигается тем, что планетарные механизмы расположены соосно друг другу, причем ведущее звено каждого из планетарных механизмов связано кинематически с входным валом, а ведомые звенья жестко соединены между собой и связаны кинематически с выходным валом. . На чертеже представлена кинематическая схема коробки передач. Коробка передач содержит параллельно расположенные входной вал 1, промежуточный вал 2 и выходной вал 3, установленные в картер . Входной вал 1 соединен с промежуточным валом 2 или шестернями 5 и 6 и планетарным механизмом 7, или шестернями 8 и 9 и планетарным механизмом 10. Планетарный механизм 7 содержит эпицикл 11, снабженный фрикционным тормозом 12, водило 13, солнечную шестерню , соединенную с шестерней 6, и фракционную муфту 15, соединяющую водило 13 с шестерней k посредством бустера 16. Планетарный механизм 10 содержит эпицикл 17, снабженный фрикционным тормозом 18, водило 19, солнечную шестерню 20, соединенную с шестерней 9, и фракционную муфту 21, соеди няющую водило 19 с шестерней 20 посредством бустера 22. Промежуточный вал 2 соединен с выходным валом 3 шестернями 23 и 2. Гидротрансформатор 25 и механизм реверсирования 26 установлены перед коробкой передач и изображены на схеме прямоугольниками. Водила 13 и 19 планетарных механи мов и шестерня 23 жестко закреплены между собой и оперты на даа подшипника 27 и 28. .Подвод масла к бустерам фрикционных муфт осуществляется через сверле ния 29 и 30 уплотнительных втулок 31 и 32, поджатых пружинами 33 и 3 и расположенных с торцов ступиц 35 и Зб шестерен С и 9Работа происходит следующим образом. Для получения первой передачи должен быть включен фрикционный тормрз 12, останавливающий эпицикл 11 планетарного механизма J. Крутящий момент передается с входного вала 1 шестернями 5 и 6 на солнечную шестер ню 1 планетарного механизма 7, затем с водила 13 шестернями 23 и 2k передается на выходной вал 3Вторая передача включается тормозом 18. Крутящий момент передается с входного вала 1 шестернями 8 и 9 на солнечную шестерню 20 планетарного механизма 10, затем с водила 19 шестернями 23 и 2k передается на выходной вал 3- Для получения третьей передачи включается фрикционная муфта 15, соединяющая шестерню 6 и води ло 13 планетарного механизма 7- Крут щий момент передается с входного вала 1 шестернями 5 и 6 на фрикционную муфту 15, а через водило 13 шестернями 23 и 2k на выходной вал 3- Четвертая передача включается фракциоиной муфтой 21. Крутящий момент передается с входного вала 1 шестернями 8 и 9, фрикционной муфтой 21, водилом 19 и шестернями 23 и 2 на выходной вал 3 Передачи заднего хода получаются, соответственно, включением тех же фрикционных элементов коробки передач, что и передачи переднего хода, но направление вращения входного вала должно быть изменено при этом на обратное механизмом реверсирования 26. Использование предлагаемой коробки передач в силовой передаче транспортной машины дает по сравнению с прототипом повышение ее КПД за счет выбора оптимальных значений общего уровня оборотности фрикционных дисков, а также за счет уменьшения холостых потерь в пакетах дисков трения, тормозов на высших передачах. Формула изобретения Коробка передач транспортного средства, содержащая параллельно расположенные входной, промежуточный и выходной валы, связанные между собой шестернями постоянного зацепления, и два планетарных механизма с фрикционными элементами управления. отличающаяся тем, что, с целью повышения ее КПД и надежности фрикционных элементов, планетарные механизмы расположены соосно друг друга, приЧем ведущее звено каждого из планетарных механизмов связано кинематически с входным валом, а ведомые звенья жестко соединены между собой и связаны кинематически с выходным валом. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР W А51552, кл. В 60 К 17/08 1372. 10 17 W .а 1 / , 22 2t 12 It 7 /j/f I /// 26 Z5 3J3J2S ..6 J6 Jf
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2006 |
|
RU2307268C1 |
Коробка передач для трансмиссии транспортного средства | 1983 |
|
SU1112162A1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2006 |
|
RU2306463C1 |
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2005 |
|
RU2309309C2 |
Колесно-шагающий движитель | 1980 |
|
SU874445A1 |
Регулируемая передача | 1980 |
|
SU875140A1 |
Коробка передач | 1988 |
|
SU1504111A1 |
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1995 |
|
RU2137619C1 |
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 1999 |
|
RU2162553C1 |
Реверсивная передача | 1981 |
|
SU1004693A1 |
Авторы
Даты
1982-02-07—Публикация
1980-05-23—Подача