Изобретение относится к устройствам железнодорожной автоматики, предназначенным для повышения безопасности поездной и маневровой работы в районе железнодорожных переездов, обслуживаемым дежурным по переезду (дежурным работником).
Известны ограждающие устройства на железнодорожных переездах с дежурным работником, например автоматическая светофорная сигнализация с автоматическими шлагбаумами, заградительная сигнализация. Устройства автоматической светофорной сигнализации с автоматическими шлагбаумами, электрошлагбаумы (а также механизированные шлагбаумы) ограждают железнодорожный переезд со стороны подъезда автотранспортных средств. Заградительная сигнализация ограждает со стороны каждого железнодорожного пути специальными заградительными светофорами, которые для остановки поезда включает дежурный по переезду со щитка управления переездной сигнализацией. Устройства автоматической переездной сигнализации (автоматическая светофорная сигнализация с автоматическими шлагбаумами) приводятся в действие автоматически при занятии поездом участка приближения, примыкающего к переезду. При отсутствии поезда на участке приближения светофоры переездной сигнализации выключены, брусья автоматического шлагбаума подняты, переезд открыт. При необходимости дежурный по переезду может сам закрыть и открыть переезд, пользуясь кнопками "Закрытие" и "Открытие", выведенными на щиток управления переездной сигнализации. При этом кнопка "Открытие" позволяет открывать переезд для пропуска автотранспортных средств при повреждениях системы автоматического управления (например, при отказах рельсовых цепей), когда шлагбаумы остаются в заграждающем положении.
При работе оповестительной сигнализации переезд закрывается и открывается дежурным по переезду (с помощью специальной кнопки). Инициирующим сигналом дежурному работнику служит звонок, включение которого происходит автоматически при вступлении поезда на участок приближения (книга "Системы железнодорожной автоматики и телемеханики", под ред. д.т.н. Ю.А.Кравцова, Москва, Транспорт, 1996 г. стр. 181 - 192; "Железнодорожный транспорт. Энциклопедия", Москва, Большая Российская энциклопедия, 1994 г., стр. 297, 498-499).
Недостатком известных устройств является отсутствие взаимной увязки их работы, которое лишает дежурного по переезду возможности действовать без потерь времени, не задумываясь, в случае возникновения на переезде экстремальных аварийных ситуаций. Между тем, расследования дорожно-транспортных происшествий на железнодорожных переездах, обусловленных возникновением на них препятствий, угрожающих безопасности движения, а также загромождением переезда свалившимся грузом или остановившимся транспортным средством, показывают, что нередко причиной этих транспортных происшествий являются ошибки в действиях дежурного по переезду, допускаемые им в возникшей аварийной ситуации.
Ошибочные действия дежурных по переезду вполне объяснимы, если учесть, что возникновение препятствий, угрожающих безопасности движения и требующих от дежурного работника выполнения целого ряда последовательных операций, не часты. В этих условиях дежурных по переезду не может обладать достаточными практическими навыками, что лишает его действия четкости и последовательности. Кроме того, сама технология работы дежурного по переезду в аварийных ситуациях, регламентированная Инструкцией по эксплуатации железнодорожных переездов, представляет определенную сложность. В соответствии с этой Инструкцией дежурный по переезду при наличии заградительной сигнализации должен:
1. снять пломбу с кнопки "Включение заградительной сигнализации", нажать ее и закрыть шлагбаумы;
2. сообщить дежурному по станции или поездному диспетчеру о случившемся;
3. при наличии радиосвязи сообщить машинистам поездов о наличии препятствий на переезде и необходимости остановки;
4. принять меры к устранению препятствия;
5. подать сигнал общей тревоги духовым рожком в тех случаях, когда требуется помощь.
При отсутствии заградительной сигнализации или ее неисправности, или когда контрольные лампочки на щитке не загораются, дежурный по переезду должен:
1. незамедлительно установить на каждом железнодорожном пути, на котором возникло препятствие, переносной сигнал остановки;
2. закрыть шлагбаумы (при неисправности переездной сигнализации закрыть автоматические шлагбаумы нажатием кнопки "Закрытие шлагбаума");
3. известить о препятствии дежурного по станции или поездного диспетчера и одновременно выяснить, был ли отправлен поезд со станции на перегон.
В соответствии с этой же Инструкцией в случае дорожно-транспортного происшествия на переезде дежурный обязан:
1. принять меры к обеспечению безопасности движения транспортных средств и поездов;
2. сообщить о случившемся дежурному по станции или поездному диспетчеру, а также милиции, дорожному мастеру линейного отделения пути (в соответствии с установленным порядком) и в дорожную эксплуатационную организацию (при возможности);
3. оказать первую помощь пострадавшему, и, возможно, вызвать "Скорую помощь".
Подробное изложение в Инструкции по эксплуатации переездов многих требований к действиям дежурного по переезду в нестандартных ситуациях и свидетельствует о несовершенстве существующих технических средств и требует создания устройства, автоматически выполняющего перечисленные действия дежурного работника.
Необходимость создания такого устройства определяется еще и значительными затратами времени на выполнение указанных операций и действий. Хронометраж этих действий показал, что только на включение заградительной сигнализации, закрытие шлагбаумов и доклады о случившемся дежурному по станции или поездному диспетчеру, а также машинистам поездов дежурный по переезду затрачивает не менее 3,5 минуты, т.е. такое время, в течение которого можно, например, удалить транспортное средство с проезжей части (подать трос, подогнать буксир и т.п.), удалить с пути упавший груз, эвакуировать пассажиров из остановившегося автобуса и т.п.
Следует отметить также, что за 3,5 минуты поезда грузового и пассажирского движения проходят путь от 2,4 до 3,6 км, что создает дополнительную угрозу возникновения транспортного происшествия на переезде.
Техническим результатом, на достижение которого направлено данное изобретение, является повышение безопасности поездной и маневровой работы в районе железнодорожных переездов, на которых предусмотрено присутствие дежурных по переезду.
Технический результат достигается тем, что устройство для ограждения железнодорожного переезда, содержащее установленные по одну сторону от железнодорожного полотна блок включения автоматической светофорной сигнализации и автоматического шлагбаума, блок включения соответствующего генератора кодовых сигналов рельсовой цепи участка приближения к переезду, требующих остановки поезда, и блок включения заградительного светофора, аналогичные блоки, установленные по другую сторону от железнодорожного полотна, опломбированную кнопку аварийной сигнализации и аварийного ограждения железнодорожных путей, с контактом которой связаны входы упомянутых блоков, средства телефонной и радиосвязи для передачи сообщений дежурному по станции и машинистам приближающихся к переезду поездов, блок включения установленных на крыше помещения дежурного по переезду сирены акустического сигнала общей тревоги и милицейского проблескового маячка, снабжено средством автоматического формирования аварийного сообщения, связанным со средствами телефонной и радиосвязи, при этом вход блока включения установленных на крыше помещения дежурного по переезду сирены акустического сигнала общей тревоги и милицейского проблескового маячка и вход средства автоматического формирования аварийного сообщения связаны с контактом опломбированной кнопки аварийной сигнализации и аварийного ограждения железнодорожных путей. Средство автоматического формирования аварийного сообщения может включать в себя синтезатор речи.
На чертеже представлена функциональная схема устройства для ограждения железнодорожного переезда.
Устройство содержит опломбированную кнопку 1 аварийной сигнализации и аварийного ограждения железнодорожных путей, установленные по одну сторону от железнодорожного полотна, блок 2.1 включения автоматической светофорной сигнализации и автоматического шлагбаума, блок 3.1 включения соответствующего генератора кодовых сигналов рельсовой цепи участка приближения к переезду, требующих остановки поезда, и блок включения 4.1 заградительного светофора, аналогичные блоки 2.2, 3.2 и 4.2, установленные по другую сторону от железнодорожного полотна, средство 5 автоматического формирования аварийного сообщения, связанное со средствами телефонной и радиосвязи, при этом входы упомянутых блоков 2.1-4.2 и средства 5 автоматического формирования аварийного сообщения объединены и связаны с контактом опломбированной кнопки 1 аварийной сигнализации и аварийного ограждения железнодорожных путей.
Устройство работает следующим образом.
При нормальной эксплуатации переезда, т.е. при отсутствии на нем препятствий, кнопка 1 опломбирована, ее контакт разомкнут. Блоки 2.1 - 4.1 и средство 5 при этом обесточены и не оказывают никакого воздействия на штатный режим работы устройств сигнализации и ограждения на переезде. При вынужденной остановке автотранспортных средств на переезде или загромождении переезда грузом, т. е. при возникновении на переезде аварийной ситуации, дежурный по переезду срывает пломбу с кнопки 1, препятствующую ее самопроизвольному включению, и включает эту кнопку, что вызывает одновременное принудительное включение блоков 2.1 - 4.2 и средства 5. При этом светофорная сигнализация и шлагбаумы переводятся в запретное состояние; в рельсовые цепи участков приближения подаются кодовые сигналы, требующие остановки поезда перед переездом, и включаются заградительные светофоры, дежурному по станции и машинистам приближающихся к переезду поездов по телефонной и радиосвязи начинает передаваться аварийное сообщение с возможным использованием, например, синтезаторов речи; на крыше помещения дежурного по переезду включается сирена акустического сигнала общей тревоги и милицейский проблесковый маячок.
Движение через переезд автотранспортных средств и поездов прекращается вплоть до устранения возникшего на переезде препятствия.
По устранении на переезде аварийной ситуации и освобождении его от препятствия дежурный по переезду выключает кнопку 1, блоки 2.1-4.2 и средство 5 обесточиваются, аварийные запрещения движения через переезд снимаются и все устройства начинают работать в штатном режиме.
Таким образом, данное устройство:
1. приводится в действие одной единственной кнопкой аварийной сигнализации и ограждения на переезде, защищенной от случайных включений;
2. обеспечивает одновременное приведение в действие переездной и заградительной сигнализации, закрытие шлагбаумов, передачу на поезда кодовых сигналов, требующих их остановки, включения акустической и световой аварийной сигнализации на переезде и передачу необходимой аварийной (возможно речевой) информации о происходящем на переезде всем причастным работникам.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОГРАЖДЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПЕРЕЕЗДА | 2008 |
|
RU2369510C1 |
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОЙ ПЕРЕЕЗДНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ | 2021 |
|
RU2771185C1 |
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ ПОЕЗДОВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ПЕРЕЕЗДЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАДИОКАНАЛА | 2012 |
|
RU2519607C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО ОГРАЖДЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПЕРЕЕЗДА | 1997 |
|
RU2137644C1 |
СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕЕЗДОВ | 2013 |
|
RU2565159C2 |
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОЙ ПЕРЕЕЗДНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ | 2021 |
|
RU2761960C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОГРАЖДЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПЕРЕЕЗДА | 1992 |
|
RU2066649C1 |
Система контроля и удаленного информирования локомотивных бригад о занятости железнодорожного переезда | 2023 |
|
RU2803901C1 |
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ ЗОНЫ ПЕРЕЕЗДА | 2020 |
|
RU2751041C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ПЕРЕЕЗДЕ | 2011 |
|
RU2468949C1 |
Изобретение относится к железнодорожной автоматике. В состав устройства входят блоки включения автоматической, светофорной сигнализации и автоматического шлагбаума, блоки включения соответствующего генератора кодовых сигналов рельсовой цепи участка приближения к переезду, требующих остановки поезда, блоки включения заградительного светофора, опломбированная кнопка аварийной сигнализации и аварийного ограждения железнодорожных путей, средство автоматического формирования аварийного сообщения, средства телефонной и радиосвязи для передачи сообщений дежурному по станции и машинистам приближающихся к переезду поездов. Устройство приводится в действие одной единственной кнопкой, защищенной от случайных включений, и обеспечивает одновременное приведение в действие переездной и заградительной сигнализации, закрытие шлагбаумов, передачу на поезда кодовых сигналов, требующих их остановки, включения акустической и световой аварийной сигнализации на переезде и передачу аварийной информации о происходящем на переезде всем причастным работникам. Технический результат заключается в повышении безопасности поездной и маневровой работы в зоне железнодорожных переездов, обслуживаемых дежурным по переезду. 1 ил.
Системы железнодорожной автоматики и телемеханики, /Под ред | |||
Ю.А.Кравцова | |||
- М.: Транспорт, 1996, с.181-192 | |||
Устройство для автоматической переездной сигнализации | 1986 |
|
SU1386509A1 |
Устройство для ограждения железнодорожного переезда | 1990 |
|
SU1801849A1 |
Авторы
Даты
1999-09-20—Публикация
1998-04-10—Подача