ДВИГАТЕЛЬ "ДИЗЕЛЬ-СТИРЛИНГ" Российский патент 1999 года по МПК F02G1/00 

Описание патента на изобретение RU2137938C1

Изобретение относится к области машиностроения, в частности двигателестроения, и предназначено для использования, в первую очередь, на транспортных средствах: автомашинах, мотоциклах. Может найти применение и как стационарный двигатель, например, для получения электроэнергии в глухих местах.

Двигатель Дизель- Стирлинг (далее просто ДС) является двухтактным поршневым двигателем внешнего сгорания, работающим на газовом топливе. Из названия видно, что двигатель ДС объединяет полезные черты обеих конструкций, получился гибрид с очень высоким КПД(= 0,7, не меньше), лишенный недостатков как дизеля (грязный выхлоп, много шума, низкий КПД), так и Стирлинга (огромное давление и связанная с ним сложность конструкции).

В оптимальном варианте - это двигатель с тремя цилиндрами, "трехфазным" коленвалом и источником теплоты, помещенным прямо в камеры сжатия цилиндров. Получился двигатель ДВ мощностью от 2 до 200 л.с., годный для всех видов транспорта.

Двигатель внешнего сгорания содержит охлаждаемый цилиндр с поршнем, камеру сжатия, нагреватель и коленчатый вал. Камера сжатия является одновременно нагревателем и сообщается с цилиндром отверстием, через которое нагнетается поршнем рабочее тело с предварительным прогревом до 600К (полученных за счет адиабатного сжатия) в камеру сжатия. Здесь от сообщенной теплоты рабочее тело нагревается до 700К, от чего в камере повышается давление до 10 и более атмосфер, которое и реализуется при рабочем ходе поршня. Коленчатый вал имеет три колена, через 120o каждое, что позволяет эффективно использовать рабочий ход поршня: его ход совершается от 30o за верхней мертвой точкой до 150o и действует при самом выгодном положении пары шатун-колено.

Конструктивная схема и работа двигателя поясняются фиг. 1 и 2.

На фиг. 1 показано:
а) цилиндр 1 и камера сжатия - нагреватель 3 в разрезе, перпендикулярном оси О12 коленвала 13; Vp - диаграмма цилиндра двигателя, по которой определили η ≈ 0,7,
в) схема самого двигателя с газовой горелкой 14, камерой сжатия - нагревателем 3, жаровой трубой 6, теплозащитным капотом 5, монтажной плитой 7.

Отверстие 8 связывает нагреватель 3 с рабочим объемом цилиндра 1. Нагреватель 3 заполнен нержавеющей проволокой 4 для обеспечения нагревания сжатого воздуха, подаваемого поршнем 2 в камеру сжатия - нагреватель 3.

Коленвал 13 связан с поршнями шатунами 12, каждый шатун за свою шейку колена: I-й за I-ю, II-й за II-ю и III-й за III-ю "трехфазного" коленвала, то есть такого, у которого колена расположены через 120o поворота вала (см. фиг.1, позиция 17).

Маховик 15 нужен для запуска двигателя в заданном направлении, так как ДС совершенно одинаково работает как в одну сторону, так и в другую.

Горячая головка двигателя закрыта теплозащитным капотом 5 с каналом отвода продуктов сгорания 11.

На фиг. 2 показано:
а) головка двигателя в разрезе по оси коленвала, где видно устройство жаровой трубы 6 (собрана из коротких отрезков, чтобы тепловое расширение не разрушило трубу), три цилиндра 1, стоящие в один ряд, три камеры сжатия 3, одновременно являющиеся нагревателями, получающие теплоту от жаровой трубы с помощью проволочной набивки 4.

б) Монтажная плита 7 в плане с местами 18 установки цилиндров и нагревателей на плите с помощью болтовых отверстий 19.

Работает ДС следующим образом.

Зажигаем горелку 14 и прогреваем нагреватель 3 с набивкой 4 до Т1≈700 К. Затем запускаем двигатель, вращая маховик 15. Колена вала двигают поршни: I-й вниз, у него рабочий ход, II-й "стоит" у НМТ (в цилиндре идет охлаждение рабочего тела и снижение давления до Тa = 330К и Pa = 1 атм), III-й заканчивает сжатие, загоняя весь объем холодного воздуха в камеру сжатия 3. Сжатие идет по адиабате, нагревание от сжатия сообщается сжимаемому воздуху. Степень сжатия ε = 6, давление Pc = 6 атм. Сжатое поршнем рабочее тело до Тc≈600К подвергается в камере нагревателя дальнейшему прогреву - ему сообщается теплота Q1, температура поднимается до Tz≈700К, давление Pz≈12 атм, 30o до ВМТ + 30o после ВМГ поршень почти стоит на месте. Его перемещение составляет h0 - малую часть хода поршня. Практически рабочий ход начинается от 210o и продолжается до 330o поворота коленвала. Как видно на схеме 16 (фиг. 1), - это наивыгоднейшие для рабочего хода положения шатун-колено, когда наиболее продуктивно используется давление поршня.

Изобарное расширение Z1-Z11 (фиг.1а) продолжается до половины хода поршня. Затем вступает в действие охлаждение и давление падает до Pb ≈ 2 атм. В конце рабочего хода поршень приходит в HMT, где окончательно выравнивается давление с помощью отверстия 9 до P0 = 1 атм. Закончив рабочий ход в 1 цилиндре, тот же путь проделает поршень II-го, за ним III-го. Все 360o поворота коленвала происходят при постоянном давлении поршня Pe ≥10 атм. Вращение вала будет ровное и бесшумное. Прогрев нагревателя 3 совершается непрерывно, а отдача теплоты рабочему телу - только периодически. Теплота Q1, полученная рабочим телом в нагревателе 3, доведет его давление до ≈12 атм, которое и будет реализовано в рабочем ходе поршня. Совсем как в двигателе Стирлинга, только проще, без дополнительных механизмов и устройств. Даже регенерация частично присутствует (адиабатическое сжатие происходит в горячей части цилиндра и теплота сжатия остается у рабочего тела, в камере сжатия-нагревателе 3, имеющем более высокую температуру, чем газ).

В нижней части цилиндра теплота Q2 < Q1 будет отдана через ребра охлаждения 10 внешней среде, и рабочее тело возвратится в исходное состояние: Т2 = 330К и P2 = 1 атм. Цикл завершен.

Похожие патенты RU2137938C1

название год авторы номер документа
ДВИГАТЕЛЬ С ВНЕШНИМ ПОДВОДОМ ТЕПЛОТЫ "РОТОРНЫЙ СТИРЛИНГ" 1997
  • Камаев Е.С.
RU2132476C1
СПОСОБЫ УВЕЛИЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕПЛООБМЕННЫХ ПРОЦЕССОВ В ДВИГАТЕЛЕ СТИРЛИНГА 2021
  • Горбачёв Юрий Михайлович
RU2801167C2
Тепловой поршневой двигатель замкнутого цикла 2019
  • Меньшов Владимир Николаевич
RU2718089C1
ДВИГАТЕЛЬ СТИРЛИНГА 1991
  • Дикопов И.В.
RU2007605C1
ДВИГАТЕЛЬ С ПОДВОДОМ ТЕПЛОТЫ 2013
  • Холзаков Сергей Алексеевич
RU2546374C2
МАШИНА ПО ЦИКЛУ СТИРЛИНГА 1994
  • Мухин Валерий Александрович
  • Мухин Евгений Валерьевич
RU2117802C1
ДВИГАТЕЛЬ ВНЕШНЕГО НАГРЕВАНИЯ 2000
  • Золотарев Б.В.
  • Кулев С.Л.
RU2201517C2
СПОСОБ РАБОТЫ ТЕПЛОВОГО ДВИГАТЕЛЯ ОБЪЕМНОГО ВЫТЕСНЕНИЯ И ТЕПЛОВОЙ ДВИГАТЕЛЬ ОБЪЕМНОГО ВЫТЕСНЕНИЯ НИКОЛАЕВА 1999
  • Николаев О.Б.
RU2227223C2
ДВИГАТЕЛЬ ВНЕШНЕГО НАГРЕВА ДВОЙНОГО ДЕЙСТВИЯ И СПОСОБ ЕГО РАБОТЫ 2001
  • Быстранов О.Н.
RU2196241C1
СПОСОБ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ ВНЕШНЕГО СГОРАНИЯ И ДВИГАТЕЛЬ ВНЕШНЕГО СГОРАНИЯ 1992
  • Шадек Евгений Глебович
RU2022147C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 137 938 C1

Реферат патента 1999 года ДВИГАТЕЛЬ "ДИЗЕЛЬ-СТИРЛИНГ"

Изобретение относится к области машиностроения, в частности двигателестроения, и позволяет повысить эффективность теплового двигателя. Двигатель предназначен, в первую очередь, для использования на транспортных средствах: автомашинах, мотоциклах. Может найти применение и как стационарный двигатель, например, для получения электроэнергии в глухих местах. Двигатель объединяет в себе положительные свойства дизеля и двигателя Стирлинга, имея при этом существенно более простую конструкцию. Работает на природном газе, производит меньше шума и не токсичен, отличается плавным вращением и высоким КПД. Двигатель содержит охлаждаемый цилиндр с поршнем, камеру сжатия, нагреватель с проволочной набивкой, жаровую трубу, теплозащитный капот и коленчатый вал. Камера сжатия является одновременно и нагревателем и сообщается с цилиндром отверстием, через которое в нее нагнетается поршнем рабочее тело. Здесь от сообщенной рабочему телу теплоты повышается давление, которое реализуется при рабочем ходе поршня. Коленчатый вал имеет три колена, расположенные через 120o каждое. 1 з.п.ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 137 938 C1

1. Двигатель внешнего сгорания, содержащий охлаждаемый цилиндр с поршнем, камеру сжатия, нагреватель и коленчатый вал, отличающийся тем, что камера сжатия является одновременно нагревателем и сообщается с цилиндром отверстием, через которое нагнетается поршнем рабочее тело с предварительным прогревом до 600 K (полученных за счет адиабатного сжатия) в камеру сжатия, где от сообщенной ему теплоты нагревается до 700 K, отчего в камере повышается давление до 10 и более атмосфер, которое и реализуется при рабочем ходе поршня. 2. Двигатель по п.1, отличающийся тем, что коленчатый вал имеет три колена, через 120o каждое, это позволяет эффективно использовать рабочий ход поршня, его ход совершается от 30o за верхней мертвой точкой до 150o и действует при самом выгодном положении пары шатун - колено.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1999 года RU2137938C1

Уокер Г
Двигатели Стирлинга
- М.: Машиностроение, 1985, с
Устройство для выпрямления опрокинувшихся на бок и затонувших у берега судов 1922
  • Демин В.А.
SU85A1
Круглов М.Г
(ред.)
Двигатели Стирлинга
- М.: Машиностроение, 1977, с
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU84A1
US, 3932987 A, 20.01.76
GB, 1373820 A, 13.11.74
SU, 1580037 A2, 23.07.90.

RU 2 137 938 C1

Авторы

Камаев Е.С.

Даты

1999-09-20Публикация

1998-01-27Подача