Изобретение относится к области машиностроения, в частности двигателестроения, и предназначено для использования, в первую очередь, на транспортных средствах: автомашинах, мотоциклах. Может найти применение и как стационарный двигатель, например, для получения электроэнергии в глухих местах.
Двигатель Дизель- Стирлинг (далее просто ДС) является двухтактным поршневым двигателем внешнего сгорания, работающим на газовом топливе. Из названия видно, что двигатель ДС объединяет полезные черты обеих конструкций, получился гибрид с очень высоким КПД(= 0,7, не меньше), лишенный недостатков как дизеля (грязный выхлоп, много шума, низкий КПД), так и Стирлинга (огромное давление и связанная с ним сложность конструкции).
В оптимальном варианте - это двигатель с тремя цилиндрами, "трехфазным" коленвалом и источником теплоты, помещенным прямо в камеры сжатия цилиндров. Получился двигатель ДВ мощностью от 2 до 200 л.с., годный для всех видов транспорта.
Двигатель внешнего сгорания содержит охлаждаемый цилиндр с поршнем, камеру сжатия, нагреватель и коленчатый вал. Камера сжатия является одновременно нагревателем и сообщается с цилиндром отверстием, через которое нагнетается поршнем рабочее тело с предварительным прогревом до 600К (полученных за счет адиабатного сжатия) в камеру сжатия. Здесь от сообщенной теплоты рабочее тело нагревается до 700К, от чего в камере повышается давление до 10 и более атмосфер, которое и реализуется при рабочем ходе поршня. Коленчатый вал имеет три колена, через 120o каждое, что позволяет эффективно использовать рабочий ход поршня: его ход совершается от 30o за верхней мертвой точкой до 150o и действует при самом выгодном положении пары шатун-колено.
Конструктивная схема и работа двигателя поясняются фиг. 1 и 2.
На фиг. 1 показано:
а) цилиндр 1 и камера сжатия - нагреватель 3 в разрезе, перпендикулярном оси О1-О2 коленвала 13; Vp - диаграмма цилиндра двигателя, по которой определили η ≈ 0,7,
в) схема самого двигателя с газовой горелкой 14, камерой сжатия - нагревателем 3, жаровой трубой 6, теплозащитным капотом 5, монтажной плитой 7.
Отверстие 8 связывает нагреватель 3 с рабочим объемом цилиндра 1. Нагреватель 3 заполнен нержавеющей проволокой 4 для обеспечения нагревания сжатого воздуха, подаваемого поршнем 2 в камеру сжатия - нагреватель 3.
Коленвал 13 связан с поршнями шатунами 12, каждый шатун за свою шейку колена: I-й за I-ю, II-й за II-ю и III-й за III-ю "трехфазного" коленвала, то есть такого, у которого колена расположены через 120o поворота вала (см. фиг.1, позиция 17).
Маховик 15 нужен для запуска двигателя в заданном направлении, так как ДС совершенно одинаково работает как в одну сторону, так и в другую.
Горячая головка двигателя закрыта теплозащитным капотом 5 с каналом отвода продуктов сгорания 11.
На фиг. 2 показано:
а) головка двигателя в разрезе по оси коленвала, где видно устройство жаровой трубы 6 (собрана из коротких отрезков, чтобы тепловое расширение не разрушило трубу), три цилиндра 1, стоящие в один ряд, три камеры сжатия 3, одновременно являющиеся нагревателями, получающие теплоту от жаровой трубы с помощью проволочной набивки 4.
б) Монтажная плита 7 в плане с местами 18 установки цилиндров и нагревателей на плите с помощью болтовых отверстий 19.
Работает ДС следующим образом.
Зажигаем горелку 14 и прогреваем нагреватель 3 с набивкой 4 до Т1≈700 К. Затем запускаем двигатель, вращая маховик 15. Колена вала двигают поршни: I-й вниз, у него рабочий ход, II-й "стоит" у НМТ (в цилиндре идет охлаждение рабочего тела и снижение давления до Тa = 330К и Pa = 1 атм), III-й заканчивает сжатие, загоняя весь объем холодного воздуха в камеру сжатия 3. Сжатие идет по адиабате, нагревание от сжатия сообщается сжимаемому воздуху. Степень сжатия ε = 6, давление Pc = 6 атм. Сжатое поршнем рабочее тело до Тc≈600К подвергается в камере нагревателя дальнейшему прогреву - ему сообщается теплота Q1, температура поднимается до Tz≈700К, давление Pz≈12 атм, 30o до ВМТ + 30o после ВМГ поршень почти стоит на месте. Его перемещение составляет h0 - малую часть хода поршня. Практически рабочий ход начинается от 210o и продолжается до 330o поворота коленвала. Как видно на схеме 16 (фиг. 1), - это наивыгоднейшие для рабочего хода положения шатун-колено, когда наиболее продуктивно используется давление поршня.
Изобарное расширение Z1-Z11 (фиг.1а) продолжается до половины хода поршня. Затем вступает в действие охлаждение и давление падает до Pb ≈ 2 атм. В конце рабочего хода поршень приходит в HMT, где окончательно выравнивается давление с помощью отверстия 9 до P0 = 1 атм. Закончив рабочий ход в 1 цилиндре, тот же путь проделает поршень II-го, за ним III-го. Все 360o поворота коленвала происходят при постоянном давлении поршня Pe ≥10 атм. Вращение вала будет ровное и бесшумное. Прогрев нагревателя 3 совершается непрерывно, а отдача теплоты рабочему телу - только периодически. Теплота Q1, полученная рабочим телом в нагревателе 3, доведет его давление до ≈12 атм, которое и будет реализовано в рабочем ходе поршня. Совсем как в двигателе Стирлинга, только проще, без дополнительных механизмов и устройств. Даже регенерация частично присутствует (адиабатическое сжатие происходит в горячей части цилиндра и теплота сжатия остается у рабочего тела, в камере сжатия-нагревателе 3, имеющем более высокую температуру, чем газ).
В нижней части цилиндра теплота Q2 < Q1 будет отдана через ребра охлаждения 10 внешней среде, и рабочее тело возвратится в исходное состояние: Т2 = 330К и P2 = 1 атм. Цикл завершен.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ДВИГАТЕЛЬ С ВНЕШНИМ ПОДВОДОМ ТЕПЛОТЫ "РОТОРНЫЙ СТИРЛИНГ" | 1997 |
|
RU2132476C1 |
СПОСОБЫ УВЕЛИЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕПЛООБМЕННЫХ ПРОЦЕССОВ В ДВИГАТЕЛЕ СТИРЛИНГА | 2021 |
|
RU2801167C2 |
Тепловой поршневой двигатель замкнутого цикла | 2019 |
|
RU2718089C1 |
ДВИГАТЕЛЬ СТИРЛИНГА | 1991 |
|
RU2007605C1 |
ДВИГАТЕЛЬ С ПОДВОДОМ ТЕПЛОТЫ | 2013 |
|
RU2546374C2 |
МАШИНА ПО ЦИКЛУ СТИРЛИНГА | 1994 |
|
RU2117802C1 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНЕШНЕГО НАГРЕВАНИЯ | 2000 |
|
RU2201517C2 |
СПОСОБ РАБОТЫ ТЕПЛОВОГО ДВИГАТЕЛЯ ОБЪЕМНОГО ВЫТЕСНЕНИЯ И ТЕПЛОВОЙ ДВИГАТЕЛЬ ОБЪЕМНОГО ВЫТЕСНЕНИЯ НИКОЛАЕВА | 1999 |
|
RU2227223C2 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНЕШНЕГО НАГРЕВА ДВОЙНОГО ДЕЙСТВИЯ И СПОСОБ ЕГО РАБОТЫ | 2001 |
|
RU2196241C1 |
СПОСОБ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ ВНЕШНЕГО СГОРАНИЯ И ДВИГАТЕЛЬ ВНЕШНЕГО СГОРАНИЯ | 1992 |
|
RU2022147C1 |
Изобретение относится к области машиностроения, в частности двигателестроения, и позволяет повысить эффективность теплового двигателя. Двигатель предназначен, в первую очередь, для использования на транспортных средствах: автомашинах, мотоциклах. Может найти применение и как стационарный двигатель, например, для получения электроэнергии в глухих местах. Двигатель объединяет в себе положительные свойства дизеля и двигателя Стирлинга, имея при этом существенно более простую конструкцию. Работает на природном газе, производит меньше шума и не токсичен, отличается плавным вращением и высоким КПД. Двигатель содержит охлаждаемый цилиндр с поршнем, камеру сжатия, нагреватель с проволочной набивкой, жаровую трубу, теплозащитный капот и коленчатый вал. Камера сжатия является одновременно и нагревателем и сообщается с цилиндром отверстием, через которое в нее нагнетается поршнем рабочее тело. Здесь от сообщенной рабочему телу теплоты повышается давление, которое реализуется при рабочем ходе поршня. Коленчатый вал имеет три колена, расположенные через 120o каждое. 1 з.п.ф-лы, 2 ил.
Уокер Г | |||
Двигатели Стирлинга | |||
- М.: Машиностроение, 1985, с | |||
Устройство для выпрямления опрокинувшихся на бок и затонувших у берега судов | 1922 |
|
SU85A1 |
Круглов М.Г | |||
(ред.) | |||
Двигатели Стирлинга | |||
- М.: Машиностроение, 1977, с | |||
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета | 1921 |
|
SU84A1 |
US, 3932987 A, 20.01.76 | |||
GB, 1373820 A, 13.11.74 | |||
SU, 1580037 A2, 23.07.90. |
Авторы
Даты
1999-09-20—Публикация
1998-01-27—Подача