Изобретение относится к области промышленного производства электроэнергии, преимущественно посредством газотурбинного привода электрогенератора.
Известна газотурбинная установка, содержащая модуль газогенератора, включающий корпус и ротор, силовой модуль, включающий корпус с выпускным патрубком и установленный внутри корпуса ротор свободной турбины с валом, а также модуль электрогенератора, включающий статор и ротор, причем силовая турбина соединена с ротором электрогенератора посредством валопровода, один конец которого соединен с валом свободной турбины при помощи шлицевой муфты с возможностью осевого перемещения, а другой соединен с валом ротора генератора жестко, и корпус газогенератора соединен с корпусом силового модуля соединительным элементом ("Газотурбинные установки, атлас конструкций и схем, под ред. Л.А. Шубенко-Шубина", М. "Машиностроение", 1976 г, стр. 78-82, прототип).
В известной газотурбинной установке реализован способ передачи мощности с вала свободной турбины на вал электрогенератора через валопровод, соединенный посредством шлицевой муфты с валом свободной турбины и жестко - с валом электрогенератора, включающий при всплытии ротора электрогенератора на масляной пленке в подшипниках после запуска и удлинении валопровода вследствие теплового расширения на рабочем режиме осевую сдвижку валопровода с муфтой от торца вала свободной турбины при ее останове и охлаждении валопровода ("Газотурбинные установки, атлас конструкций и схем, под ред. Л.Л. Шубенко-Шубина", М. "Машиностроение", 1976 г, стр. 78-82, прототип).
При таком соединении роторов при передаче мощности с вала свободной турбины на вал электрогенератора после каждой остановки агрегата происходит шаговое перемещение валопровода вместе с ротором электрогенератора в сторону последнего. Это объясняется следующим. При выходе установки под нагрузку сразу после запуска (быстрый старт - известное преимущество газотурбинных энергоустановок) шлицевое соединение валопровода под действием передаваемого к генератору момента существенно ужесточается (защемляется). Второй конец валопровода жестко соединен с ротором генератора, который при вращении "всплывает" в своих подшипниках скольжения на масляной пленке и может легко перемещаться в осевом направлении. В процессе работы установки валопровод нагревается и, соответственно, удлиняется. Длина валопровода составляет около 2,5 м, а нагревается он на 80-150oC, так что удлинение может составить около 3 мм. Поскольку для осевого перемещения защемленного конца валопровода необходимо значительное усилие, а ротор электрогенератора смещается легко, то он и переместится на величину удлинения валопровода.
При остановке агрегата ротор электрогенератора перестает вращаться, масляная пленка в его подшипниках выдавливается и теперь для перемещения ротора большой массы в осевом направлении требуется значительное усилие (более 1000 кгс). В то же время шлицевая муфта валопровода, освобожденная от действия крутящего момента, может легко перемещаться в осевом направлении, что и происходит по мере охлаждения и, соответственно, укорачивания валопровода. При следующем запуске шлицевая муфта валопровода защемляется в новом положении, и процесс повторяется с периодическим накоплением шагового смещения ротора электрогенератора в осевом направлении.
Применение упорного подшипника в электрогенераторе, фиксирующего положение его ротора, обеспечит преодоление защемления в шлицах, но это приводит к неоправданно большому увеличению нагрузок на подшипниках электрогенератора и силовой турбины, а также на корпусе последней.
Осевая фиксация шлицевой муфты на валу свободной турбины для предотвращения смещения соответствующего конца валопровода также приводит к увеличению нагрузок на подшипник и корпус свободной турбины, причем это имеет место при отсутствии вращения роторов электрогенератора и турбины.
Оба эти технические решения требуют чрезмерного усиления конструкции и соответствующих затрат.
Задачей изобретения является предотвращение накопления перемещения ротора электрогенератора при незначительном увеличении себестоимости конструкции.
Поставленная задача решается за счет того, что в способе передачи мощности с вала свободной турбины на вал электрогенератора через валопровод, соединенный посредством шлицевой муфты с валом свободной турбины и жестко - с валом электрогенератора, при всплытии ротора электрогенератора на масляной пленке в подшипниках после запуска, удлинении валопровода вследствие теплового расширения на рабочем режиме, осевой сдвижке валопровода с муфтой от торца вала свободной турбины при ее останове и охлаждении валопровода, осевую сдвижку валопровода используют для аккумулирования энергии, и при повторном запуске после всплытия ротора электрогенератора на масляной пленке в подшипниках перед выходом свободной турбины на рабочий режим производят подвод аккумулированной энергии для осуществления осевого перемещения валопровода в сторону торца вала свободной турбины и после этого выход свободной турбины на расчетную частоту вращения. Аккумулирование энергии осуществляется посредством дополнительного сжатия предварительно напряженного упругого элемента. Осевую сдвижку валопровода осуществляют до упора бурта шлицевой муфты в торцевой уступ вала последней. В случае недостижения упора бурта муфты в уступ вала осуществляют повторное уменьшение частоты вращения и осевую сдвижку валопровода.
Поставленная задача решается тем, что в газотурбинной энергоустановке, содержащей свободную турбину с валом, связанным посредством шлицевой муфты с валопроводом, жестко соединенным другим концом с валом электрогенератора, энергоустановка снабжена расположенным между валом свободной турбины и шлицевой муфтой нажимным устройством, содержащим закрепленную одним концом внутри вала свободной турбины втулку с фланцем, контактирующим с торцем вала, внешнее и внутреннее распорные кольца с установленным между ними упругим элементом, причем внешнее кольцо закреплено на внешнем конце втулки, а внутреннее - установлено с возможностью осевого перемещения с упором в шлицевую муфту, последняя выполнена с буртом, контактирующим с ответным торцевым уступом вала свободной турбины, и подшипники электрогенератора выполнены с возможностью осевого смещения ротора по меньшей мере на величину теплового удлинения валопровода. Упругий элемент может быть выполнен в виде предварительно сжатой пружины или ряда пружин, расположенных по окружности. В качестве пружин могут быть использованы спиральные пружины сжатия.
На фиг. 1 представлен общий вид газотурбинной энергоустановки, на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1 в увеличенном масштабе.
На валу 1 ротора свободной турбины устанавливается нажимное устройство, содержащее втулку 2 с фланцем 3, один конец которой закреплен внутри вала 1 до упора фланца 3 в торец вала 1, а на другой надеты распорные кольца 4 и 5, между которыми установлена предварительно сжатая пружина 6, причем внешнее кольцо 5 закреплено на внешнем конце втулки 2, а внутреннее установлено с возможностью осевого перемещения с упором в шлицевую муфту 7, предварительно надетую на вал 1 до упора своим буртом 8 в торцевой уступ 9 на валу 1. Шлицевая муфта 7 соединена с валопроводом 8, жестко связанным с валом 10 ротора электрогенератора. Вал 10 ротора электрогенератора установлен в подшипниках 11 с возможностью осевого перемещения на величину температурного удлинения валопровода 8.
Сила сжатой пружины (или нескольких пружин, расположенных по окружности) 250-300 кгс вполне достаточна для возвращения ротора электрогенератора при его вращении. Это усилие замкнуто на деталях нажимного устройства, шлицевой муфты и конце вала свободной турбины. Таким образом, дополнительных усилий на подшипнике турбины на установившихся режимах не возникает.
При запуске установки ротор электрогенератора перемещается за счет нагрева валопровода 8 описанным выше образом. После остановки перемещение шлицевой муфты 7 по мере охлаждения валопровода 8 сопровождается перемещением распорного кольца 4 с соответствующим сжатием пружины, а между буртом 8 и торцем уступа 9 образуется зазор.
При повторном запуске установки с охлажденным валопроводом свободная турбина до выхода на расчетную частоту вращения, соответствующую синхронизации электрогенератора по частоте с сетью, не может быть нагружена значительным крутящим моментом, и шлицевая муфта 7 не закусывается. В то же время ротор электрогенератора вращается, всплывает на масляной пленке в подшипниках 11 и может легко переместиться в исходное положение вместе с валопроводом 8 и его шлицевой муфтой 7 под действием умеренного усилия пружин 6. Усилие в шлицевой муфте 7 можно дополнительно уменьшить, если выполнить при разгоне ротора свободной турбины несколько раз небольшое уменьшение частоты вращения. Таким образом обеспечивается гарантированный возврат валопровода 8 в исходное положение.
После возврата валопровода 8 в исходное положение электрогенератор синхронизируется с сетью и установка выводится на нагрузку.
Использование изобретения позволит компенсировать тепловые перемещения валопровода в газотурбинной установке при простом способе и дешевой конструкции соединительного элемента.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ВАЛОПРОВОД ГАЗОТУРБИННОЙ ЭНЕРГОУСТАНОВКИ | 2002 |
|
RU2209988C1 |
ГАЗОТУРБИННАЯ ЭНЕРГОУСТАНОВКА | 1998 |
|
RU2135782C1 |
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ГАЗОТУРБИННАЯ ТРАНСПОРТИРУЕМАЯ МОДУЛЬНАЯ УСТАНОВКА | 2001 |
|
RU2189477C1 |
ГАЗОТУРБИННАЯ ЭНЕРГОУСТАНОВКА | 2001 |
|
RU2189454C1 |
МОДУЛЬНАЯ ПЕРЕДВИЖНАЯ ГАЗОТУРБИННАЯ ТЕПЛОФИКАЦИОННАЯ УСТАНОВКА И ЖАРОТРУБНЫЙ КОТЕЛ ДЛЯ НЕЕ | 2000 |
|
RU2171903C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОДАЧИ ГАЗООБРАЗНОГО ТОПЛИВА СТАЦИОНАРНЫХ ГАЗОТУРБИННЫХ УСТАНОВОК | 1999 |
|
RU2166657C1 |
КОРОБКА ПРИВОДОВ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ АГРЕГАТОВ АВИАЦИОННОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1999 |
|
RU2162158C1 |
СИСТЕМА АВАРИЙНОЙ МЕХАНИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ПОТРЕБИТЕЛЯ ВЫСОКОЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО РАБОЧЕГО ТЕЛА | 2003 |
|
RU2257481C2 |
КЛАПАН ОТСЕЧКИ ВОЗДУХА ДЛЯ ОХЛАЖДЕНИЯ ТУРБИННЫХ ЛОПАТОК | 1989 |
|
RU2037050C1 |
МЕЖРОТОРНАЯ ОПОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2007 |
|
RU2342548C1 |
Газотурбинная энергоустановка и способ передачи мощности с вала свободной турбины на вал электрогенератора относятся к области энергетики. Способ передачи мощности с вала свободной турбины на вал электрогенератора заключается в передаче мощности через валопровод, соединенный шлицевой муфтой с валом свободной турбины и жестко с валом электрогенератора. Осевая сдвижка валопровода от торца свободной турбины при ее основе и охлаждении валопровода используется для аккумулировании энергии, идущей впоследствии при последующем включении на осевую сдвижку валопровода в исходное положение упора шлицевой муфты, соединяющей валопровод с валом свободной турбины, в торцевой уступ последнего. Возврат валопровода в исходное положение и аккумулирование энергии осуществляется посредством использования нажимного устройства. Нажимное устройство содержит закрепленную одним концом внутри вала свободной турбины втулку с фланцем. Фланец контактирует с торцом вала. На внешнем конце втулки закреплено внешнее кольцо. Внутреннее кольцо установлено с возможностью осевого перемещения с упором в шлицевую муфту. Между внешним и внутренним кольцами установлен предварительно сжатый упругий элемент. Такое осуществление изобретения позволит компенсировать тепловые перемещения валопровода. 2 с. и 6 з.п.ф-лы, 2 ил.
СХЕМА ЗАДЕРЖКИ С АВТОМАТИЧЕСКОЙ РЕГУЛИРОВКОЙ И СХЕМА ПЕРЕДАЧИ ДЛЯ ОДНОВРЕМЕННОЙ ПЕРЕДАЧИ СИГНАЛОВ ПЕЙДЖИНГОВОЙ СИСТЕМЫ | 1996 |
|
RU2127491C1 |
0 |
|
SU312640A1 | |
DE 3137599 A1, 19.05.82 | |||
СПОСОБ УДАЛЕНИЯ ХЛОРИСТЫХ СОЕДИНЕНИЙ ИЗ ПУССЬЕРЫ | 1940 |
|
SU64936A1 |
RU 95105651 A1, 27.01.97 | |||
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ ВЫХОДНОГО ВАЛА НАГРУЗКИ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1989 |
|
RU2013621C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МЕХАНИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ В ГАЗОТУРБИННОМ ДВИГАТЕЛЕ | 1990 |
|
RU2015382C1 |
Авторы
Даты
1999-09-27—Публикация
1998-05-29—Подача