Изобретение относится к области ракетной техники, а именно к реактивным снарядам (ракетам).
Объект изобретения представляет собой реактивный снаряд с отделяемой головной частью и может найти применение в области ракетной техники.
В последнее время одним из основных путей повышения боевой эффективности стало использование разделяющихся на траектории реактивных снарядов (см., например, Гогин В., Федосеев А. Перспективы развития реактивных систем залпового огня. - "Зарубежное военное обозрение>, N1, 1995г. или Анисимов В. Боеприпасы с высокоточными боевыми элементами. -"Зарубежное военное обозрение", N11, 1994г.), обеспечивающие эффективное поражение живой силы, небронированной и бронированной техники. В этих реактивных снарядах, благодаря вертикализации траектории при подходе боевой части к цели, достигается многократное повышение боевой эффективности по сравнению с традиционными снарядами с баллистической траекторией.
Так, известны конструкции боеприпасов, защищенные патентами США N 3946672, N 3491689, N 3636877, принятые авторами как аналоги. Данные конструкции представляют собой реактивные снаряды, в состав которых входят реактивный двигатель, отделяемая головная часть и устройство разделения.
Задачей данного технического решения являлось повышение боевой эффективности за счет увеличения угла подхода к цели отделившейся боевой части без исключения возможности ее соударения с двигателем.
Общими признаками с предлагаемой авторами конструкцией реактивного снаряда является наличие в составе аналогов реактивного двигателя, отделяемой головной (боевой) части и устройства разделения.
Существенным недостатком данных конструкций является возможность соударения разделившихся реактивного двигателя и головной части. В результате такого соударения изменяется заданная траектория движения отделившейся головной части, или выводятся из строя ее элементы (система торможения и стабилизации, приборное оснащение).
Наиболее близким по технической сути и достигаемому техническому результату является реактивный снаряд (ракета) по патенту США N 3384016 (см. реферативный журнал "Вооружение", 1969, N 14, 14.74.37 П.), принятая авторами за прототип. Она включает в себя реактивный двигатель, отделяемую головную (боевую) часть и устройства разделения и увода двигателя с траектории отделившейся головной части.
В данной ракете в одной точке поверхности корпуса реактивного двигателя (асимметрично относительно оси) размещен кумулятивный заряд. При его подрыве в корпусе реактивного двигателя образуется отверстие и создается боковая сила, вектор которой пересекается с осевой линией корпуса в центре тяжести, благодаря чему реактивный двигатель смещается с траектории полета боевой части.
Недостатком данной конструкции является то, что она не может обеспечить надежного предотвращения соударения разделяемых отсеков на протяжении всего полета ракеты, в частности на пассивном участке траектории.
Задачей данного технического решения (прототипа) являлось предотвращение соударения отделившейся головной части и реактивного двигателя.
Общими признаками с предлагаемым реактивным снарядом с отделяемой головной частью является наличие в ракете - прототипе реактивного двигателя, отделяемой головной (боевой) части, устройств разделения и увода.
В отличие от прототипа, в предлагаемом реактивном снаряде устройство увода выполнено в виде двух оппозитно расположенных относительно продольной оси снаряда дисбалансных масс (то есть по разные стороны от оси, причем их центры масс находятся в одной плоскости, проходящей через продольную ось), одна из которых размещена в головной части, а другая - в двигателе, и смещенных относительно центров масс соответственно головной части и двигателя в продольном направлении в одну и ту же сторону.
Это позволяет сделать вывод о наличии причинно - следственной связи между совокупностью существующих признаков заявляемого технического решения и достигаемым техническим результатом.
Указанные признаки, отличительные от прототипа, и на которые распространяется испрашиваемый объем правовой защиты, во всех случаях достаточны.
Задачей предлагаемого изобретения является создание реактивного снаряда с отделяемой головной частью, обеспечивающего повышение надежности функционирования за счет исключения возможности соударения реактивного двигателя и головной (боевой) части после их разделения.
Указанный технический результат достигается тем, что в реактивном снаряде, содержащем реактивный двигатель, отделяемую головную часть, устройства разделения и увода, согласно изобретению устройство увода выполнено в виде двух оппозитно расположенных относительно продольной оси снаряда дисбалансных масс, одна из которых размещена в головной части, а другая - в двигателе, и односторонне смещенных относительно центров масс соответственно головной части и двигателя в продольном направлении.
Новая совокупность конструктивных элементов, а также наличие связей между узлами реактивного снаряда позволяют, в частности, за счет оппозитного расположения относительно продольной оси снаряда двух дисбалансных масс - обеспечить совпадение центра масс собранного снаряда с его продольной осью и, как следствие, движение снаряда до разделения с малыми углами атаки; одностороннего смещения обеих дисбалансных масс относительно центров масс головной части и двигателя в продольном направлении - обеспечить неуравновешенность головной части и двигателя после их разделения, разворот их на углы атаки, имеющие противоположные знаки и, как следствие, расхождение траекторий и предотвращение соударения.
Сущность изобретения поясняется чертежами.
На фиг. 1 изображен общий вид предлагаемой конструкции реактивного снаряда. Он состоит из отделяемой головной части 1 и реактивного двигателя 2, устройства разделения 11 и устройства увода. Устройство увода представляет собой две дисбалансные массы 3 и 4, установленные на обеих разделяемых частях 1 и 2. Места их установки расположены по одну сторону (на фиг. 1 - справа) от центра масс головной части 5 и центра масс реактивного двигателя 6 после разделения. Одновременно они смещены в радиальном направлении в противоположные стороны от продольной оси 7.
Работа конструкции происходит следующим образом. В процессе подготовки снаряда к пуску на нем по разные стороны от продольной оси 7 размещают дисбалансные массы 3 и 4 и, варьируя их величиной, уравновешивают снаряд, то есть добиваются совпадения центра тяжести 8 собранного снаряда с продольной осью 7. Благодаря этому после запуска такой снаряд движется по траектории устойчиво, с малыми углами атаки и минимальными отклонениями от заданной траектории, так как векторы аэродинамической силы лобового сопротивления X и реактивной силы двигателя R не создают опрокидывающих моментов относительно центра тяжести 8. После отделения головной части от двигателя, каждая из них благодаря наличию дисбалансных масс 3 и 4 оказывается неуравновешенной (фиг. 2). Это проявляется в смещении центра тяжести отделившейся головной части 9 вверх относительно первоначальной оси 7, а центра тяжести двигателя 10 - вниз относительно оси 7, а также положительному на двигателе и отрицательному на головной части угловому рассогласованию между продольной геометрической осью и центральной осью инерции. В результате этого аэродинамические силы XРД и XГЧ, направленные вдоль геометрической оси 7, создают противоположно направленные моменты MРД и MГЧ, которые, в свою очередь, приводят к развороту разделившихся отсеков на углы αРД и αГЧ (фиг. 3), имеющие противоположные знаки. Под действием возникающих аэродинамических подъемных сил
(УГЧ= qSГЧC
где q - скоростной напор, S - площадь Миделя, C
Величины дисбалансных масс 3 и 4 и координаты точек их установки зависят от геометрических, инерционно-массовых параметров разделяемых частей и их несущих свойств. Как показывают расчетные и экспериментальные исследования, они должны подбираться из условия обеспечения углов атаки головной части αГЧ и двигателя αРД после разделения близкими к 10-15o.
В этом случае в момент, когда двигатель обгоняет головную часть, расстояние между ними в направлении, перпендикулярном направлению движения, в 4... 6 раз превосходит габаритные размеры разделившихся частей, что предотвращает возможность их соударения.
Изобретение может быть использовано при разработке различных реактивных снарядов с отделяемой головной частью.
Указанный положительный эффект подтвержден испытаниями опытных образцов реактивных снарядов с отделяемой головной частью, выполненных в соответствии с изобретением.
В настоящее время разработана конструкторская документация, проведены летные испытания, намечено серийное производство.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КАССЕТНАЯ ГОЛОВНАЯ ЧАСТЬ СВЕРХЗВУКОВОГО РЕАКТИВНОГО СНАРЯДА | 2003 |
|
RU2234666C1 |
РАКЕТА С ОТДЕЛЯЮЩИМСЯ БОЕВЫМ МОДУЛЕМ | 2001 |
|
RU2202098C1 |
БОЕВОЙ ЭЛЕМЕНТ | 2001 |
|
RU2190182C1 |
СВЕРХЗВУКОВОЙ РЕАКТИВНЫЙ СНАРЯД С ОТДЕЛЯЕМОЙ ГОЛОВНОЙ ЧАСТЬЮ | 2010 |
|
RU2415374C1 |
РАКЕТА | 2001 |
|
RU2179299C1 |
СПОСОБ ОТДЕЛЕНИЯ НОСОВОГО БЛОКА УПРАВЛЯЕМОЙ РАКЕТЫ С ГОЛОВКОЙ САМОНАВЕДЕНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2002 |
|
RU2212628C1 |
ВРАЩАЮЩАЯСЯ РАКЕТА | 2000 |
|
RU2174669C1 |
ОТДЕЛЯЕМАЯ ГОЛОВНАЯ ЧАСТЬ РЕАКТИВНОГО СНАРЯДА | 2001 |
|
RU2176375C1 |
РАКЕТА | 1998 |
|
RU2125704C1 |
РАКЕТА | 1998 |
|
RU2138766C1 |
Изобретение относится к ракетному вооружению. Снаряд содержит реактивный двигатель, отделяемую головную часть, устройства разделения и увода. Устройство увода выполнено в виде двух оппозитно расположенных относительно продольной оси масс. Одна из них размещена в двигателе, а другая - в головной части. Массы односторонне смещены в продольном направлении относительно центра масс двигателя и головной части соответственно. Изобретение позволяет повысить надежность боевого применения снаряда за счет исключения соударения двигателя и головной части после их разделения. 3 ил.
Реактивный снаряд, содержащий реактивный двигатель, отделяемую головную часть, устройства разделения и увода, отличающийся тем, что устройство увода выполнено в виде двух оппозитно расположенных относительно продольной оси дисбалансных масс, одна из которых размещена в головной части, а другая - в двигателе, и односторонне смещенных в продольном направлении относительно центра масс соответственно головной части и двигателя.
US 3384016, 21.05.68 | |||
US 3491689, 13.06.67 | |||
RU 9403157 A1, 10.12.96 | |||
GB 1331046, 19.09.73 | |||
БЛОКИРУЕМЫЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ С ЭЛЕКТРОННЫМ УПРАВЛЕНИЕМ, СОДЕРЖАЩИЙ НЕПОВОРОТНЫЙ СТАТОР И ЯКОРЬ | 2013 |
|
RU2629583C2 |
DE 3412701, 11.10.84. |
Авторы
Даты
1999-09-27—Публикация
1998-05-05—Подача