КРЫЛО САМОЛЕТА Российский патент 1999 года по МПК B64C1/26 

Описание патента на изобретение RU2140375C1

Изобретение относится к крыльям, содержащим отъемные консоли. Преимущественной областью применения являются крылья с консолями малой строительной высоты.

Предшествующий уровень техники.

Присоединение к центроплану консолей сравнительно малой строительной высоты сопряжено с необходимостью обеспечить надежную моментную заделку консоли при обеспечении работы верхних соединительных элементов на сжатие, а нижних - на срез. Известно соединение центроплана и консольной части крыла кессонной конструкции с нервюрами, содержащее законцовки панелей, связанные между собой посредством механического крепежа, установленного в карманах законцовок, причем с целью упрощения процесса сборки в средней части соединения между нервюрами расположен крепежный элемент, выполненный в виде центрирующего штыря, входящего в гнездо нервюры центроплана (полезная модель по свидетельству РФ N 4109). Недостатком известной конструкции является нерациональное использование материала и пониженный ресурс.

Сущность изобретения.

В основу изобретения положено решение задачи повышения долговечности работы соединения с минимизацией веса и занимаемого пространства в зоне присоединения консоли к центроплану при обеспечении необходимой прочности при воздействии предельных моментов на изгиб и кручение, а также упрощения процесса сборки агрегатов.

Поставленная задача решена тем, что в крыле самолета, содержащем левую и правую кессонные консоли, соединенные с центропланом узлами присоединения, включающими скрепленные между собой стыковые фланцы верхних панелей центроплана и консолей и узлы соединения нижних панелей центроплана и консолей с элементами, работающими на срез, в соответствии с изобретением узел присоединения каждой из консолей к центроплану выполнен в виде продольного вильчатого наконечника нижней панели консоли с отверстиями под элементы, работающие на срез, в виде штырей, охватывающего продольный наконечник нижней панели центроплана с отверстиями, причем штыри распределены вдоль указанных наконечников, при этом нижняя панель консоли на участке ее вильчатого наконечника скреплена посредством бортовой нервюры консоли с ее верхней панелью, а нижняя панель центроплана на участке перед ее наконечником скреплена посредством бортовой нервюры центроплана с его верхней панелью.

Каждый из штырей вильчатого соединения, подкрепленного бортовыми нервюрами, работает на срез в двух параллельных сечениях. Бортовые нервюры являются минимальным по весу средством обеспечения жесткой связи консоли и центроплана по периметру соединения.

В большинстве случаев целесообразно, если каждый из узлов присоединения консолей к центроплану выполнен с центрирующим штырем, установленным в средней части бортовой нервюры консоли или центроплана с возможностью фиксации в выполненном под него гнезде с втулкой в ответной бортовой нервюре центроплана или консоли, соответственно, при стыковке консоли с центропланом, и с возможностью силового взаимодействия с втулкой в ответной нервюре при эксплуатационной деформации консоли.

Наличие срезного штыря в средней части бортовой нервюры значительно повышает прочность соединения на изгиб.

Предпочтительно, если нижняя и верхняя панели каждой консоли соединены с соответствующими панелями центроплана на участках перед и позади наконечников соответствующей консоли и центроплана посредством выступающих концов их вертикальных внутренних стенок и соединительных болтов.

Передняя и задняя заделка замыкает узел соединения по периметру, повышая его жесткость на кручение.

В случае, если необходимо снизить опасность крутильного флатера целесообразно, если каждый узел присоединения консолей к центроплану содержит узел присоединения переднего относительно отклоняемого носка лонжерона консоли к бортовой нервюре центроплана.

Увеличение расстояния между крайними точками узла присоединения по хорде крыла значительно увеличивает его крутильную жесткость.

Перечень фигур чертежей.

В дальнейшем изобретение поясняется конкретными примерами его выполнения со ссылками на прилагаемые чертежи, на которых изображены:
на фиг. 1 - консоль патентуемого крыла;
на фиг. 2 - разрез А-А на фиг.1 по узлу присоединения консоли к центроплану на участке средней части бортовой нервюры;
на фиг. 3 - разрез Б-Б на фиг.1 по узлу присоединения консоли к центроплану на участке одного из соединительных штырей;
на фиг. 4 - разрез В-В на фиг.1 по узлу присоединения консоли к центроплану со стороны заднего конца бортовой нервюры;
на фиг. 5 - узел Г на фиг.1 - шарнир соединения переднего лонжерона консоли с нервюрой центроплана.

Сведения, подтверждающие возможность осуществления изобретения.

Описываемое крыло содержит левую и правую кессонные консоли и центроплан, снабженные узлами присоединения.

Узлы включают в себя скрепленные между собой стыковые фланцы верхних панелей и узлы соединения нижних панелей центроплана и консолей с помощью элементов, работающих на два среза.

Узлы присоединения консолей к центроплану включают в себя для каждой из консолей продольный наконечник нижней панели центроплана с отверстиями под соединительные штыри, продольный вильчатый наконечник нижней панели консоли с отверстиями под соединительные штыри, охватывающий наконечник центроплана, и соединительные штыри с фиксаторами, распределенные вдоль всей длины наконечников в их отверстиях.

Нижняя панель консоли соединена с помощью бортовой нервюры консоли с верхней панелью, а нижняя панель центроплана скреплена с помощью бортовой нервюры центроплана с его верхней панелью.

Узлы крепления консоли к центроплану включают в себя центрирующий штырь, установленный в средней части бортовой нервюры консоли, а в центроплане выполнено гнездо с втулкой под этот штырь для передачи перерезывающей силы.

Нижняя и верхняя панели консолей и центроплана на участках перед и позади наконечников соединены с помощью головных частей вертикальных стенок соединительными болтами.

Узлы крепления консоли к центроплану включают в себя для каждой консоли узел крепления переднего лонжерона к бортовой нервюре центроплана.

Передача всех нагрузок Mизг, Mкр, и Q с крыла на центроплан осуществляется по всему периметру стыка консоли с центропланом.

Узел присоединения содержит верхний наконечник 1 центроплана и верхний наконечник 2 консоли крыла, нижний наконечник центроплана, выполненный в виде полки 3 и нижний наконечник консоли, выполненный в виде вилки 4.

В карманах верхних наконечников 1 и 2 установлены болты 5. Полка 3 и вилка 4 соединены между собой посредством штырей 6 с фиксаторами 7. Бортовая нервюра 8 центроплана и бортовая нервюра 9 консоли соединены между собой с помощью центрирующего штыря 10.

Головные части вертикальных стенок 11,12 крепятся с помощью соединительных болтов 15. Крепление переднего лонжерона 16 с нервюрой 18 центроплана осуществляется с помощью болта 17.

Стыковка центроплана с консолью крыла выполняется в следующем порядке: центрирующий штырь 10 консоли крыла фиксируют в гнездо нервюры 8 центроплана. Одновременно вводят ухо лонжерона 16 в проушину нервюры 18 центроплана. После фиксации производят крепление верхнего наконечника 1 центроплана с верхним наконечником 2 консоли в карманах болтами 5. Одновременно производят соединение полки 3 и вилки 4 посредством соединительных штырей 6 с фиксаторами 7, а также вертикальных стенок 11,12 с помощью болтов.

Очевидно, что центрирующий штырь с тем же эффектом может быть установлен в бортовой нервюре центроплана (не показано), а не консоли. При этом гнездо с втулкой под этот центрирующий штырь были бы выполнены в ответной нервюре консоли.

Похожие патенты RU2140375C1

название год авторы номер документа
ПЛАНЕР МНОГОРЕЖИМНОГО САМОЛЕТА-МОНОПЛАНА 1997
  • Симонов М.П.
  • Блинов А.И.
  • Савельевских Е.П.
  • Лапшин М.Е.
  • Капралов И.Н.
  • Чмеренко В.П.
  • Рябышкин Ю.А.
  • Пылаев В.Н.
  • Емелин Р.Н.
  • Присяжнюк О.Е.
  • Прокофьев Б.А.
  • Вахрушев Б.А.
  • Коган Ю.А.
  • Капцевич В.К.
  • Погребинский Е.Л.
  • Соколов А.Н.
RU2173654C2
ПОДВИЖНОЙ ХВОСТОВОЙ СТАБИЛИЗАТОР ДЛЯ САМОЛЕТА 1997
  • Родченков Ю.Н.
RU2166460C2
КРЫЛО САМОЛЕТА И УЗЕЛ СТЫКА ЕГО КОНСОЛЕЙ 2012
  • Цыганков Анатолий Сергеевич
  • Поляков Михаил Семенович
  • Камышов Юрий Александрович
RU2481243C1
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ВЫСОКОМАНЕВРЕННЫЙ СВЕРХЗВУКОВОЙ САМОЛЕТ, ЕГО АГРЕГАТЫ ПЛАНЕРА, ОБОРУДОВАНИЕ И СИСТЕМЫ 1996
  • Симонов М.П.
  • Кнышев А.И.
  • Барковский А.Ф.
  • Корчагин В.М.
  • Блинов А.И.
  • Галушко В.Г.
  • Емельянов И.В.
  • Григоренко А.И.
  • Калибабчук О.Г.
  • Шенфинкель Ю.И.
  • Дубовский Э.А.
  • Сопин В.П.
  • Петров В.М.
  • Джанджгава Г.И.
  • Бекирбаев Т.О.
  • Погосян М.А.
  • Чепкин В.М.
RU2207968C2
КРЫЛО САМОЛЕТА 2014
  • Демченко Олег Федорович
  • Попович Константин Федорович
  • Матвеев Андрей Иванович
  • Подобедов Владимир Александрович
  • Матросов Александр Анатольевич
  • Лавров Павел Анатольевич
  • Нарышкин Виталий Юрьевич
  • Артёмов Михаил Владимирович
  • Кабанов Александр Николаевич
  • Мирохина Ольга Викторовна
RU2557638C1
СТЫК КОНСОЛИ КРЫЛА С ЦЕНТРОПЛАНОМ САМОЛЕТА 2016
  • Смоков Юрий Васильевич
  • Волгарев Игорь Александрович
  • Кошелева Татьяна Михайловна
  • Кислый Геннадий Васильевич
RU2621925C1
СТЫК КОНСОЛИ КРЫЛА С ЦЕНТРОПЛАНОМ САМОЛЕТА 2014
  • Демченко Олег Федорович
  • Попович Константин Федорович
  • Лавров Павел Анатольевич
  • Нарышкин Виталий Юрьевич
  • Артёмов Михаил Владимирович
  • Кабанов Александр Николаевич
RU2556268C1
ПЛАНЕР МНОГОРЕЖИМНОГО ВЫСОКОМАНЕВРЕННОГО САМОЛЕТА 2010
  • Блинов Александр Иванович
  • Давиденко Александр Николаевич
  • Коган Юрий Аронович
  • Лапшин Михаил Евгеньевич
  • Рунишев Владимир Александрович
  • Стрелец Михаил Юрьевич
RU2462395C2
САМОЛЕТ, СКОРОСТНОЕ СТРЕЛОВИДНОЕ КРЫЛО И ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА САМОЛЕТА 2006
  • Субботин Виктор Владимирович
  • Ивашечкин Юрий Викторович
  • Курьянский Михаил Кириллович
  • Литвинов Максим Сергеевич
  • Светлов Максим Владимирович
  • Терехин Владимир Алексеевич
  • Скоморохов Сергей Иванович
  • Бузоверя Николай Петрович
  • Болсуновский Анатолий Лонгенович
  • Кантемиров Дмитрий Викторович
RU2384472C2
СПОСОБ МОДУЛЬНОЙ СБОРКИ СТЫКОВОЙ НЕРВЮРЫ САМОЛЕТА ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ КОНСОЛЕЙ КРЫЛА С ЦЕНТРОПЛАНОМ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СПОСОБА 2020
  • Громашев Андрей Геннадьевич
  • Гайданский Анатолий Иосифович
  • Ульянов Алексей Владимирович
  • Третьяков Андрей Владимирович
  • Резниченко Дмитрий Вячеславович
  • Масохин Евгений Владимирович
  • Султанова Альбина Руслановна
RU2749432C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 140 375 C1

Реферат патента 1999 года КРЫЛО САМОЛЕТА

Изобретение относится к авиации. Узел присоединения каждой консоли к центроплану выполнен в виде продольного вильчатого наконечника нижней панели консоли с отверстиями под элементы, работающие на срез, в виде штырей, охватывающего продольный наконечник нижней панели центроплана с отверстиями. Штыри распределены вдоль указанных наконечников. Нижняя панель консоли на участке ее вильчатого наконечника скреплена посредством бортовой нервюры консоли с ее верхней панелью. Нижняя панель центроплана на участке перед ее наконечником скреплена посредством бортовой нервюры центроплана с его верхней панелью. Выполнение узлов стыковки консолей крыла к центроплану предложенным образом повысит долговечность работы узлов. 3 з.п.ф-лы, 5 ил.

Формула изобретения RU 2 140 375 C1

1. Крыло самолета, содержащее левую и правую кессонные консоли, соединенные с центропланом узлами присоединения, включающими скрепленные между собой стыковые фланцы верхних панелей центроплана и консолей и узлы соединения нижних панелей центроплана и консолей с элементами, работающими на срез, отличающееся тем, что узел присоединения каждой из консолей к центроплану выполнен в виде продольного вильчатого наконечника нижней панели консоли с отверстиями под элементы, работающие на срез, в виде штырей, охватывающего продольный наконечник нижней панели центроплана с отверстиями, причем штыри распределены вдоль указанных наконечников, при этом нижняя панель консоли на участке ее вильчатого наконечника скреплена посредством бортовой нервюры консоли с ее верхней панелью, а нижняя панель центроплана на участке перед ее наконечником скреплена посредством бортовой нервюры центроплана с его верхней панелью. 2. Крыло по п.1, отличающееся тем, что каждый из узлов присоединения консолей к центроплану выполнен с центрирующим штырем, установленным в средней части бортовой нервюры консоли или центроплана с возможностью фиксации в выполненном под него гнезде с втулкой в ответной бортовой нервюре центроплана или консоли, соответственно, при стыковке консоли с центропланом и с возможностью силового взаимодействия с втулкой в ответной нервюре при эксплуатационной деформации консоли. 3. Крыло по п.1, отличающееся тем, что нижняя и верхняя панели каждой консоли соединены с соответствующими панелями центроплана на участках перед и позади наконечников соответствующей консоли и центроплана посредством выступающих концов их вертикальных внутренних стенок и соединительных болтов. 4. Крыло по п.1, отличающееся тем, что каждый узел присоединения консолей к центроплану содержит узел присоединения переднего лонжерона консоли к бортовой нервюре центроплана.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1999 года RU2140375C1

СПОСОБ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ПЕНОГОННОГО СРЕДСТВА ДЛЯ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ И АППАРАТ ДЛЯ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ 1926
  • Люткевич Г.Е.
SU4109A1
НЕРАЗЪЕМНЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ СТЫК ЦЕНТРОПЛАНА САМОЛЕТА С КРЫЛОМ 1981
  • Прытков А.С.
  • Наумов В.С.
  • Камень Л.М.
SU1037539A1
Житомирский Г.И
Конструкция самолетов
- М.: Машиностроение, 1991, с.103, 105, рис.3.12 б, в.

RU 2 140 375 C1

Авторы

Пылаев В.Н.

Емелин Р.Н.

Присяжнюк О.Е.

Прокофьев Б.А.

Закс Э.Ш.

Даты

1999-10-27Публикация

1997-12-10Подача