СВЕРХЗВУКОВОЙ САМОЛЕТ Российский патент 1999 года по МПК B64D27/02 

Описание патента на изобретение RU2141433C1

Изобретение относится к области авиации.

Сейчас на реактивных самолетах в основном применяются двухконтурные турбореактивные двигатели (ТРДД). Известны конструкции двигателей с задней турбовентиляторной приставкой, которая представляет собой расположенное за турбореактивным двигателем лопастное колесо, внутренняя часть которого используется в качестве турбины, а наружная - в качестве вентилятора второго контура [1]. С увеличением степени двухконтурности увеличивается тяга и существенно улучшается экономичность, но одновременно увеличивается диаметр двигателя и его аэродинамическое сопротивление. По этой причине двигатели с большой степенью двухконтурности на сверхзвуковых самолетах не применяются, т. к. повышенный расход топлива на крейсерской (сверхзвуковой) скорости не компенсируется его снижением на других этапах полета.

В предлагаемой конструкции все или часть двигателей сверхзвукового самолета оборудуются задней турбовентиляторной приставкой (ТВП), выполненной в виде отдельного блока. Чтобы не увеличивать аэродинамическое сопротивление на сверхзвуковой скорости, эти приставки могут убираться в фюзеляж. На военных самолетах эти приставки можно сделать сбрасывающимися, при этом они крепятся замками, управляемыми из кабины пилота. Эти замки могут быть совмещены со створками регулируемого сопла, при раскрытии которых ТВП сбрасывается.

На фиг. 1 показан двигатель с ТВП, на фиг.2 - ТВП в убранном положении.

Взлет и набор высоты осуществляются с выпущенными ТВП, которые обеспечивают повышенную тягу, экономичность и меньший шум. Затем ТВП убираются в фюзеляж, и полет на крейсерской скорости осуществляется без них. Снижение, ожидание посадки, посадка и полет при необходимости на запасной аэродром происходят с выпущенными ТВП в экономичном режиме, при этом двигатели, не оборудованные ТВП, могут быть выключены.

Литература:
1. Пономарев Б.А. "Настоящее и будущее авиационных двигателей" М, 1982, с.18.

Похожие патенты RU2141433C1

название год авторы номер документа
Сверхзвуковой самолет 2021
  • Копьев Виктор Феликсович
  • Беляев Иван Валентинович
  • Дунаевский Андрей Игоревич
  • Пухов Андрей Александрович
  • Трофимовский Игорь Леонидович
RU2776193C1
МАЛОЗАМЕТНЫЙ САМОЛЕТ КОРОТКОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ 2018
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2705416C2
МАЛОЗАМЕТНЫЙ БЕСПИЛОТНЫЙ САМОЛЕТ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ 2018
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2693427C1
БЕСПИЛОТНЫЙ МАЛОЗАМЕТНЫЙ САМОЛЕТ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ И СПОСОБ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ ПРИ ВОЗДУШНОМ БАЗИРОВАНИИ 2018
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2686561C1
СВЕРХЗВУКОВОЙ МАЛОЗАМЕТНЫЙ САМОЛЕТ-ВЕРТОЛЕТ 2018
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2692742C1
САМОЛЕТ (ВАРИАНТЫ) 2017
  • Сушенцев Борис Никифорович
RU2670161C1
СВЕРХЗВУКОВОЙ МАЛОЗАМЕТНЫЙ САМОЛЕТ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ 2018
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2682054C1
СВЕРХЗВУКОВОЙ ПАССАЖИРСКИЙ САМОЛЁТ 2023
  • Петрищев Владимир Федорович
RU2813394C1
САМОЛЁТ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЁТА И ПОСАДКИ 2021
  • Горшков Александр Александрович
RU2805888C2
БЕСПИЛОТНЫЙ МАЛОЗАМЕТНЫЙ САМОЛЕТ-ВЕРТОЛЕТ 2018
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2686574C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 141 433 C1

Реферат патента 1999 года СВЕРХЗВУКОВОЙ САМОЛЕТ

Изобретение относится к авиации. Сверхзвуковой самолет содержит двигатель, оборудованный задней турбовентиляторной приставкой. Задняя турбовентиляторная приставка выполнена в виде отдельного блока. На сверхзвуковых скоростях турбовентиляторная приставка может убираться внутрь фюзеляжа. На военных самолетах турбовентиляторная приставка может крепиться с помощью замкового устройства с возможностью ее сброса в полете. Привод замкового устройства может быть совмещен с приводом створок регулируемого сопла. Такая конструкция крепления задней турбовентиляторной приставки позволяет использовать на сверхзвуковых самолетах двигатель с большой степенью двухконтурности. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 141 433 C1

Сверхзвуковой самолет, содержащий двигатель, оборудованный задней турбовентиляторной приставкой, выполненной в виде отдельного блока, отличающийся тем, что указанная турбовентиляторная приставка выполнена с возможностью ее сброса в полете, при этом она крепится к самолету с помощью замкового устройства, привод которого может быть совмещен с приводом створок регулируемого сопла, или указанная турбовентиляторная приставка выполнена с возможностью ее уборки внутрь фюзеляжа.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1999 года RU2141433C1

Штода А.В
и др
Конструкция авиационных двигателей, ч.1
- М.: издание ВВИА им.проф.Н.Е.Жуковского, 1969, с.5 - 7, 21 - 23 GB 1302228 A, 04.01.73
Комбинированный ручной режущий инструмент 1984
  • Зиновьев Владимир Александрович
SU1286406A1
Форсунка 1985
  • Борисов Юлиан Ярославович
  • Степанов Юрий Николаевич
  • Курдюков Олег Иванович
  • Розенгауз Борис Миронович
SU1288442A1

RU 2 141 433 C1

Авторы

Куваев В.Я.

Даты

1999-11-20Публикация

1999-01-06Подача