ТРОСОВАЯ ПЛОМБА-ЗАПОР Российский патент 1999 года по МПК E05B39/02 G09F3/03 

Описание патента на изобретение RU2141557C1

Изобретение относится к устройствам для запирания и защиты с последующим опломбированием контейнеров, грузовых вагонов, кузовов автомобилей и других средств транспортировки грузов с целью предотвращения доступа к содержащимся в них грузам посторонним лицам или злоумышленникам.

Известна тросовая пломба - запор, содержащая корпус, выполненный в виде параллелепипеда с передней, задней и торцевой гранями, с осевым отверстием под трос, имеющий рабочую и пассивную части, подпружиненный шарик для взаимодействия с тросом, расположенный в наклонном отверстии, которое выполнено в корпусе и сообщено с одной стороны с указанным осевым отверстием, а с другой стороны снабжено заглушкой, при этом осевое отверстие имеет различную толщину стенок, расположенных на передней, задней и торцевых гранях корпуса, и кроме того по обе стороны от осевого отверстия на участке заклинивания подпружиненного шарика с тросом выполнены полости (RU 2096214 C1, 20.11.97).

Указанные полости в процессе заклинивания шарика с тросом заполняются прядями троса, обеспечивая надежный способ запирания. Как видим, надежность эта достигается за счет выполнения полостей в корпусе пломбы, что технологически не совсем просто. Во-первых, необходимо наличие специального инструмента для изготовления полостей, во-вторых, необходимо специальное приспособление для зажима и установки его на металлорежущем станке. Учитывая сравнительно небольшие размеры осевого отверстия (6...6,5 мм), изготовить этот специальный инструмент для выполнения полостей представляет некоторую технологическую сложность. Само изготовление полостей связано с дополнительными операция ми по установке, растачиванию, съему заготовок. Все это в принципе увеличивает трудозатраты, а следовательно и себестоимость изделия, причем одноразового, не подлежащего вторичному использованию.

Техническим результатом изобретения является: создание с одной стороны надежной, а с другой - стороны простой в конструктивном отношении и недорогой с экономической точки зрения пломбы, поскольку она не подлежит вторичному использованию. Последнее требование исключает возможность подлога и вторичного использования элементов устройства недобросовестными лицами.

Указанный технический результат достигается тем, что в тросовой пломбе - запоре, содержащей корпус, выполненный в виде параллелепипеда с передней, задней и торцевыми гранями, с осевым отверстием под трос, имеющий рабочую и пассивные части, подпружиненный шарик для взаимодействия с тросом, расположенный в наклонном отверстии, которое выполнено в корпусе и сообщено с одной стороны с указанным осевым отверстием, а с другой стороны снабжено заглушкой, при этом осевое отверстие имеет различную толщину стенок, прилегающим к передней, задней и торцевым граням корпуса, толщина стенок осевого отверстия, прилегающих к передней и задней граням, выбрана с учетом предела текучести стенок материала корпуса при статическом нагружении стенок, равного не более одной четверти разрывного усилия троса.

Ниже изобретение поясняется на примере выполнения.

На фиг. 1 изображен общий вид пломбы; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1, увеличенный; на фиг. 3 - осевое отверстие с разрезом А-А, без троса и шарика.

Тросовая пломба - запор "ЛОАр" содержит корпус 1, трос 2, который в рабочем состоянии размещается в осевом отверстии 3, выполненном в корпусе.

В корпусе 1 выполнено наклонное отверстие 4, в котором расположен подпружиненный пружиной 5 шарик 6 для взаимодействия с тросом 2. Наклонное отверстие с одной стороны сообщено с осевым отверстием 3, а с другой стороны снабжено заглушкой 7. Трос 2 имеет рабочий заостренный конец 8 для более удобной заправки его в осевое отверстие и пассивный (нерабочий) конец 9, который жестко закреплен в корпусе 1. Корпус 1 выполнен в виде параллелепипеда. Крепление троса обеспечивается преимущественно путем обжатия.

Осевое отверстие 3 имеет участок заклинивания 10 подпружиненного шарика 6 с тросом. Участок заклинивания 10 с правой стороны ограничивается торцевой частью 11 наклонного отверстия 4. Размер участка заклинивания приблизительно равен диаметру шарика или немногим превышает его.

Осевое отверстие 3 по всей его длине имеет, прилегающие к передней 12 и задней 13 граням, стенки 14 и 15 одинаковой толщины, но эта толщина значительно меньше толщины стенок прилегающим к торцевым граням 16 и 17 (фиг. 2, 3), т.е. оно имеет различную толщину стенок.

При этом толщина стенок 14 и 15, прилегающих к передней и задней граням, выбрана с учетом равным пределу текучести стенок материала корпуса при статическом нагружении стенок, равного не более одной четверти разрывного усилия троса, который используется в данном комплекте. Причины использования такой толщины стенок 14 и 15 будут понятны из последующего описания использования пломбы - запора.

Тросовая пломба - запор "ЛОАр" используется следующим образом. Рабочий конец 8 троса 2 продевается через ушки 18 дверей (контейнера, сейфа и т.д.) и вводится в осевое отверстие 3 корпуса 1 до полной затяжки образующейся петли 19. При движении троса 2 через осевое отверстие 3 шарик 6 отжимается влево. После того как будет выбрана петля 19 и корпус 1 подойдет к ушкам (на чертеже показано пунктиром), корпус 1 слегка оттягивают назад. При этом шарик 6 начинает погружаться в тело троса 2. При дальнейшем приложении статической нагрузки, например, с помощью рычага (это может сделать отправитель груза или по незнанию вор-взломщик, пытающийся открыть пломбу запор "ЛОАр"), нагрузка передается на шарик, который, погружаясь в тело троса на участке заклинивания 10, расплющивает (раздвигает) его в стороны. Шарик 6 при этом передает указанную нагрузку в равных долях на стенки 14 и 15, прилегающих к передней и задней граням и на стенки, прилегающие к торцевым граням 16 и 17. Как видно из чертежа, последние стенки значительно толще первых упомянутых и практически не поддаются нагрузке, которую передает на них шарик. Другое дело стенки 14 и 15, толщина которых выбрана с учетом предела текучести стенок материала корпуса при статическом нагружении стенок, равного не более одной четверти разрывного усилия троса. Они по мере возрастания нагрузки в местах контакта троса со стенками начинают "течь" или деформироваться и пряди расплющенного троса заполняют образующиеся карманы 20 и 21, осуществляя процесс заклинивания. Этот процесс необратимый, поскольку пряди троса, заполнившие карманы, и пряди троса, находящиеся под шариком 6, охватывают его и не позволяют ему вернуться в исходное положение после снятия нагрузки. Разрыва стенок не происходит благодаря тому, что процесс заклинивания заканчивается при подходе шарика к торцевой части 11.

Теперь поясняем, почему статическая нагрузка на стенки не должна превышать одной четверти разрывного усилия троса. Поясним это на конкретном примере. В качестве троса выбран стальной канат с множеством проволок по ГОСТ 30 67-88 диаметром 5,8 мм с расчетным разрывным усилием H не менее 19000 (каната в целом), при этом суммарное расчетное разрывное усилие всех проволок в канате составляет 23750H.

Шарик - ⊘ 6,5 (технические требования на шарик - ГОСТ3712-81). Осевое отверстие ⊘ 6,5. H - ньютон.

При приложении статической нагрузки, равной не более расчетному разрывному усилию троса (стального каната), т.е. 19000H, в противном случае порвется трос, эта нагрузка передается шариком на стенки отверстия: две торцевые, переднюю и заднюю, т.е. на каждую стенку приходится не более одной четверти разрывного усилия, т.е. 4750H. Эта нагрузка заставляет "течь" стенки передней и задней граней корпуса, изготовленного из стали 40Л с пределом текучести 300 МПа (временное сопротивление указанной стали соответствует 530 МПа). Оптимальное значение толщины стенок составляет 1,65 мм. Такая толщина "податлива" к указанной нагрузке и образует карманы, вмещающие пряди троса.

Как видим, в отличие от прототипа, в котором для заклинивания троса предусмотрены (изготовлены) полости, расположенные по обе стороны от осевого отверстия, в предлагаемом устройстве для заклинивания предусмотрены "податливые" (ослабленные) стенки, которые в процессе заклинивания под статической нагрузкой в местах контакта шарика с прядями троса, а через них и стенками, образуют карманы для вмещения прядей троса, которые способствуют удержанию его от выдергивания.

Тросовая пломба с эффектом расплющивания и последующим образованием карманов, благодаря, "податливости" стенок исключает возможность выдергивания троса, а следовательно, и несанкционированного вскрытия пломбы-запора "ЛОАр" при простоте конструкции и технологичности ее изготовления.

Похожие патенты RU2141557C1

название год авторы номер документа
ТРОСОВАЯ ПЛОМБА-ЗАПОР 2000
  • Лажинцев О.А.
RU2169948C1
ТРОСОВАЯ ПЛОМБА-ЗАПОР 1996
  • Лажинцев Олег Аркадьевич
RU2096214C1
ТРОСОВАЯ ПЛОМБА-ЗАПОР 1997
  • Лажинцев О.А.
RU2122097C1
ТРОСОВОЕ ЗАПОРНО-ПЛОМБИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО 2001
  • Лажинцев О.А.
RU2202684C2
ТРОСОВОЕ ЗАПОРНО-ПЛОМБИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО 2002
  • Лажинцев Олег Аркадьевич
RU2271426C2
ТРОСОВАЯ ПЛОМБА-ЗАПОР 1996
  • Крылов В.В.
  • Лажинцев О.А.
RU2093395C1
ТРОСОВОЕ ЗАПОРНО-ПЛОМБИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО 2002
  • Лажинцев Олег Аркадьевич
  • Назаркин Сергей Владимирович
  • Анненков Александр Васильевич
RU2271427C2
МОНОБЛОЧНАЯ ТРОСОВАЯ ПЛОМБА 1999
  • Крылов В.В.
  • Лажинцев О.А.
  • Горнов С.Ф.
  • Синицын В.М.
RU2150560C1
ТРОСОВОЕ ЗАПОРНО-ПЛОМБИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО 2003
  • Лажинцев О.А.
RU2219323C1
ТРОСОВОЕ ЗАПОРНО-ПЛОМБИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО 2003
  • Лажинцев О.А.
RU2221123C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 141 557 C1

Реферат патента 1999 года ТРОСОВАЯ ПЛОМБА-ЗАПОР

Тросовая пломба-запор может быть использована в устройствах для запирания и защиты контейнеров, грузовых вагонов, кузовов автомобилей и других средств транспортировки грузов. Тросовая пломба-запор содержит корпус, выполненный в виде параллелепипеда с передней, задней и торцевыми гранями и с осевым отверстием под трос, имеющий рабочую и пассивную части. Подпружиненный шарик для взаимодействия с тросом расположен в наклонном отверстии, которое выполнено в корпусе и сообщено с одной стороны с осевым отверстием, а с другой стороны снабжено заглушкой. Осевое отверстие имеет стенки различной толщины, прилегающие к передней, задней и торцевым граням корпуса. Толщина стенок осевого отверстия, прилегающих к передней и задней граням, выбрана с учетом предела текучести стенок материала корпуса при статическом нагружении стенок, равного не более одной четверти разрывного усилия троса. Данная пломба-запор надежна, проста в конструкции, недорога и исключает возможность подлога и вторичного использования ее элементов. 2 з.п.ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 141 557 C1

1. Тросовая пломба-запор, содержащая корпус, выполненный в виде параллелепипеда с передней, задней и торцевыми гранями, с осевым отверстием под трос, имеющий рабочую и пассивную части, подпружиненный шарик для взаимодействия с тросом, расположенный в наклонном отверстии, которое выполнено в корпусе и сообщено с одной стороны с указанным осевым отверстием, а с другой стороны снабжено заглушкой, при этом осевое отверстие имеет различную толщину стенок, прилегающих к передней, задней и торцевым граням корпуса, отличающаяся тем, что толщина стенок осевого отверстия, прилегающих к передней и задней граням, выбрана с учетом предела текучести стенок материала корпуса при статическом нагружении стенок, равного не более одной четверти разрывного усилия троса. 2. Пломба-запор по п.1, отличающаяся тем, что корпус выполнен из стали 40Л. 3. Пломба-запор по п.1, отличающаяся тем, что в качестве троса используется стальной канат с множеством проволок в прядях.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1999 года RU2141557C1

ТРОСОВАЯ ПЛОМБА-ЗАПОР 1996
  • Лажинцев Олег Аркадьевич
RU2096214C1
ТРОСОВАЯ ПЛОМБА-ЗАПОР 1997
  • Лажинцев О.А.
RU2122097C1
DE 3313954 A1, 26.07.84
EP 0417022 A1, 13.03.91
ВСЕСОЮЗНАЯ '•.^:л'--о-ТЕХНЙНЕОК/;^| •:^ :-.Л:Г~^ТЕКА !КОКОННИК 0
  • М. Хасанов, О. В. Осипов, Л. И. Зацны, В. С. Кузьмичев,
SU296537A1
US 3770307 A, 06.11.73
FR 2052335 A, 09.04.71
Способ считывания непересекающихся графиков 1979
  • Павлов Владимир Васильевич
  • Пивоваров Сергей Петрович
SU955130A1
Запорно-пломбировочное устройство 1988
  • Кернер Михаил Соломонович
  • Левит Владимир Яковлевич
SU1670071A1
0
SU147314A1

RU 2 141 557 C1

Авторы

Лажинцев О.А.

Даты

1999-11-20Публикация

1999-02-16Подача