Изобретение относится к устройствам для запирания и защиты с последующим опломбированием контейнеров, грузовых вагонов, кузовов автомобилей и других средств транспортировки грузов с целью предотвращения доступа к содержащимся в них грузам посторонним лицам или злоумышленникам.
Известна тросовая пломба - запор, содержащая корпус, выполненный в виде параллелепипеда с передней, задней и торцевой гранями, с осевым отверстием под трос, имеющий рабочую и пассивную части, подпружиненный шарик для взаимодействия с тросом, расположенный в наклонном отверстии, которое выполнено в корпусе и сообщено с одной стороны с указанным осевым отверстием, а с другой стороны снабжено заглушкой, при этом осевое отверстие имеет различную толщину стенок, расположенных на передней, задней и торцевых гранях корпуса, и кроме того по обе стороны от осевого отверстия на участке заклинивания подпружиненного шарика с тросом выполнены полости (RU 2096214 C1, 20.11.97).
Указанные полости в процессе заклинивания шарика с тросом заполняются прядями троса, обеспечивая надежный способ запирания. Как видим, надежность эта достигается за счет выполнения полостей в корпусе пломбы, что технологически не совсем просто. Во-первых, необходимо наличие специального инструмента для изготовления полостей, во-вторых, необходимо специальное приспособление для зажима и установки его на металлорежущем станке. Учитывая сравнительно небольшие размеры осевого отверстия (6...6,5 мм), изготовить этот специальный инструмент для выполнения полостей представляет некоторую технологическую сложность. Само изготовление полостей связано с дополнительными операция ми по установке, растачиванию, съему заготовок. Все это в принципе увеличивает трудозатраты, а следовательно и себестоимость изделия, причем одноразового, не подлежащего вторичному использованию.
Техническим результатом изобретения является: создание с одной стороны надежной, а с другой - стороны простой в конструктивном отношении и недорогой с экономической точки зрения пломбы, поскольку она не подлежит вторичному использованию. Последнее требование исключает возможность подлога и вторичного использования элементов устройства недобросовестными лицами.
Указанный технический результат достигается тем, что в тросовой пломбе - запоре, содержащей корпус, выполненный в виде параллелепипеда с передней, задней и торцевыми гранями, с осевым отверстием под трос, имеющий рабочую и пассивные части, подпружиненный шарик для взаимодействия с тросом, расположенный в наклонном отверстии, которое выполнено в корпусе и сообщено с одной стороны с указанным осевым отверстием, а с другой стороны снабжено заглушкой, при этом осевое отверстие имеет различную толщину стенок, прилегающим к передней, задней и торцевым граням корпуса, толщина стенок осевого отверстия, прилегающих к передней и задней граням, выбрана с учетом предела текучести стенок материала корпуса при статическом нагружении стенок, равного не более одной четверти разрывного усилия троса.
Ниже изобретение поясняется на примере выполнения.
На фиг. 1 изображен общий вид пломбы; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1, увеличенный; на фиг. 3 - осевое отверстие с разрезом А-А, без троса и шарика.
Тросовая пломба - запор "ЛОАр" содержит корпус 1, трос 2, который в рабочем состоянии размещается в осевом отверстии 3, выполненном в корпусе.
В корпусе 1 выполнено наклонное отверстие 4, в котором расположен подпружиненный пружиной 5 шарик 6 для взаимодействия с тросом 2. Наклонное отверстие с одной стороны сообщено с осевым отверстием 3, а с другой стороны снабжено заглушкой 7. Трос 2 имеет рабочий заостренный конец 8 для более удобной заправки его в осевое отверстие и пассивный (нерабочий) конец 9, который жестко закреплен в корпусе 1. Корпус 1 выполнен в виде параллелепипеда. Крепление троса обеспечивается преимущественно путем обжатия.
Осевое отверстие 3 имеет участок заклинивания 10 подпружиненного шарика 6 с тросом. Участок заклинивания 10 с правой стороны ограничивается торцевой частью 11 наклонного отверстия 4. Размер участка заклинивания приблизительно равен диаметру шарика или немногим превышает его.
Осевое отверстие 3 по всей его длине имеет, прилегающие к передней 12 и задней 13 граням, стенки 14 и 15 одинаковой толщины, но эта толщина значительно меньше толщины стенок прилегающим к торцевым граням 16 и 17 (фиг. 2, 3), т.е. оно имеет различную толщину стенок.
При этом толщина стенок 14 и 15, прилегающих к передней и задней граням, выбрана с учетом равным пределу текучести стенок материала корпуса при статическом нагружении стенок, равного не более одной четверти разрывного усилия троса, который используется в данном комплекте. Причины использования такой толщины стенок 14 и 15 будут понятны из последующего описания использования пломбы - запора.
Тросовая пломба - запор "ЛОАр" используется следующим образом. Рабочий конец 8 троса 2 продевается через ушки 18 дверей (контейнера, сейфа и т.д.) и вводится в осевое отверстие 3 корпуса 1 до полной затяжки образующейся петли 19. При движении троса 2 через осевое отверстие 3 шарик 6 отжимается влево. После того как будет выбрана петля 19 и корпус 1 подойдет к ушкам (на чертеже показано пунктиром), корпус 1 слегка оттягивают назад. При этом шарик 6 начинает погружаться в тело троса 2. При дальнейшем приложении статической нагрузки, например, с помощью рычага (это может сделать отправитель груза или по незнанию вор-взломщик, пытающийся открыть пломбу запор "ЛОАр"), нагрузка передается на шарик, который, погружаясь в тело троса на участке заклинивания 10, расплющивает (раздвигает) его в стороны. Шарик 6 при этом передает указанную нагрузку в равных долях на стенки 14 и 15, прилегающих к передней и задней граням и на стенки, прилегающие к торцевым граням 16 и 17. Как видно из чертежа, последние стенки значительно толще первых упомянутых и практически не поддаются нагрузке, которую передает на них шарик. Другое дело стенки 14 и 15, толщина которых выбрана с учетом предела текучести стенок материала корпуса при статическом нагружении стенок, равного не более одной четверти разрывного усилия троса. Они по мере возрастания нагрузки в местах контакта троса со стенками начинают "течь" или деформироваться и пряди расплющенного троса заполняют образующиеся карманы 20 и 21, осуществляя процесс заклинивания. Этот процесс необратимый, поскольку пряди троса, заполнившие карманы, и пряди троса, находящиеся под шариком 6, охватывают его и не позволяют ему вернуться в исходное положение после снятия нагрузки. Разрыва стенок не происходит благодаря тому, что процесс заклинивания заканчивается при подходе шарика к торцевой части 11.
Теперь поясняем, почему статическая нагрузка на стенки не должна превышать одной четверти разрывного усилия троса. Поясним это на конкретном примере. В качестве троса выбран стальной канат с множеством проволок по ГОСТ 30 67-88 диаметром 5,8 мм с расчетным разрывным усилием H не менее 19000 (каната в целом), при этом суммарное расчетное разрывное усилие всех проволок в канате составляет 23750H.
Шарик - ⊘ 6,5 (технические требования на шарик - ГОСТ3712-81). Осевое отверстие ⊘ 6,5. H - ньютон.
При приложении статической нагрузки, равной не более расчетному разрывному усилию троса (стального каната), т.е. 19000H, в противном случае порвется трос, эта нагрузка передается шариком на стенки отверстия: две торцевые, переднюю и заднюю, т.е. на каждую стенку приходится не более одной четверти разрывного усилия, т.е. 4750H. Эта нагрузка заставляет "течь" стенки передней и задней граней корпуса, изготовленного из стали 40Л с пределом текучести 300 МПа (временное сопротивление указанной стали соответствует 530 МПа). Оптимальное значение толщины стенок составляет 1,65 мм. Такая толщина "податлива" к указанной нагрузке и образует карманы, вмещающие пряди троса.
Как видим, в отличие от прототипа, в котором для заклинивания троса предусмотрены (изготовлены) полости, расположенные по обе стороны от осевого отверстия, в предлагаемом устройстве для заклинивания предусмотрены "податливые" (ослабленные) стенки, которые в процессе заклинивания под статической нагрузкой в местах контакта шарика с прядями троса, а через них и стенками, образуют карманы для вмещения прядей троса, которые способствуют удержанию его от выдергивания.
Тросовая пломба с эффектом расплющивания и последующим образованием карманов, благодаря, "податливости" стенок исключает возможность выдергивания троса, а следовательно, и несанкционированного вскрытия пломбы-запора "ЛОАр" при простоте конструкции и технологичности ее изготовления.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТРОСОВАЯ ПЛОМБА-ЗАПОР | 2000 |
|
RU2169948C1 |
ТРОСОВАЯ ПЛОМБА-ЗАПОР | 1996 |
|
RU2096214C1 |
ТРОСОВАЯ ПЛОМБА-ЗАПОР | 1997 |
|
RU2122097C1 |
ТРОСОВОЕ ЗАПОРНО-ПЛОМБИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО | 2001 |
|
RU2202684C2 |
ТРОСОВОЕ ЗАПОРНО-ПЛОМБИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО | 2002 |
|
RU2271426C2 |
ТРОСОВАЯ ПЛОМБА-ЗАПОР | 1996 |
|
RU2093395C1 |
ТРОСОВОЕ ЗАПОРНО-ПЛОМБИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО | 2002 |
|
RU2271427C2 |
МОНОБЛОЧНАЯ ТРОСОВАЯ ПЛОМБА | 1999 |
|
RU2150560C1 |
ТРОСОВОЕ ЗАПОРНО-ПЛОМБИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО | 2003 |
|
RU2219323C1 |
ТРОСОВОЕ ЗАПОРНО-ПЛОМБИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО | 2003 |
|
RU2221123C1 |
Тросовая пломба-запор может быть использована в устройствах для запирания и защиты контейнеров, грузовых вагонов, кузовов автомобилей и других средств транспортировки грузов. Тросовая пломба-запор содержит корпус, выполненный в виде параллелепипеда с передней, задней и торцевыми гранями и с осевым отверстием под трос, имеющий рабочую и пассивную части. Подпружиненный шарик для взаимодействия с тросом расположен в наклонном отверстии, которое выполнено в корпусе и сообщено с одной стороны с осевым отверстием, а с другой стороны снабжено заглушкой. Осевое отверстие имеет стенки различной толщины, прилегающие к передней, задней и торцевым граням корпуса. Толщина стенок осевого отверстия, прилегающих к передней и задней граням, выбрана с учетом предела текучести стенок материала корпуса при статическом нагружении стенок, равного не более одной четверти разрывного усилия троса. Данная пломба-запор надежна, проста в конструкции, недорога и исключает возможность подлога и вторичного использования ее элементов. 2 з.п.ф-лы, 3 ил.
ТРОСОВАЯ ПЛОМБА-ЗАПОР | 1996 |
|
RU2096214C1 |
ТРОСОВАЯ ПЛОМБА-ЗАПОР | 1997 |
|
RU2122097C1 |
DE 3313954 A1, 26.07.84 | |||
EP 0417022 A1, 13.03.91 | |||
ВСЕСОЮЗНАЯ '•.^:л'--о-ТЕХНЙНЕОК/;^| •:^ :-.Л:Г~^ТЕКА !КОКОННИК | 0 |
|
SU296537A1 |
US 3770307 A, 06.11.73 | |||
FR 2052335 A, 09.04.71 | |||
Способ считывания непересекающихся графиков | 1979 |
|
SU955130A1 |
Запорно-пломбировочное устройство | 1988 |
|
SU1670071A1 |
0 |
|
SU147314A1 |
Авторы
Даты
1999-11-20—Публикация
1999-02-16—Подача