Изобретение относится к области обучения и может быть использовано для творческого развития личности человека любого возраста, в т.ч. для людей, имеющих ограничения по слуху и зрению. Изобретение также может использоваться для развлечения.
Известны различные поисковые (или эвристические) и частично-поисковые способы обучения, когда обучающийся (обучаемый) создает самостоятельно массив субъективно новой информации на основе известной (классический пример - мозговой штурм).
Известен способ обучения учащихся по разделу курса физики, согласно которому сначала определяют порядок следования физических величин в горизонтальных графах таблицы и заполняют ее совместно преподаватель и учащиеся [1] . Первая часть таблицы включает сведение об обозначении, размерности и основной расчетной формуле для соответствующей физической величины. Затем учащиеся самостоятельно и поэтапно заполняют вторую часть таблицы, в которой в горизонтальных графах после основной расчетной формулы они записывают производные формулы. Степень самостоятельности учащихся и, соответственно, степень их творческой активности относительно низки.
Известен способ развивающего обучения на основе интенсификации познавательной деятельности, включающий анализ массива информации, который обучаемый может проанализировать самостоятельно, причем в процессе такого анализа обучающийся производит действия по усвоению морфологических единиц массива информации и связей между ними путем трансформации или эквивалентной замены информационных элементов [2]. Недостатком известного способа являются недостаточная самостоятельность в развитии способностей обучаемого, формализация усвоения без творческой доминанты ранее созданного не обучаемым полученного информационного массива, часть которого может быть понята, но забыта часть не понята, но и не будучи понятой, может быть обработана обучаемым в полном соответствии с предъявленными требованиями и при контроле полученных знаний и навыков не проявит себя, но впоследствии будет, в совокупности с недостаточной самостоятельностью и забытой информацией, создавать препятствия к дальнейшему интеллектуальному и духовному развитию обучающегося, возможно, с утратой веры в свои силы и способности.
Известен способ обучения человека и устройство для его осуществления, используемые, в частности, для слепых и глухих людей [3]. Способ заключается в воздействии обучаемым непосредственно или с помощью технических средств на предварительно размещенные на носителе элементы информации с органолептически невоспринимаемыми сенсорами, воспроизведении аудиосигнала, соответствующего содержанию элемента информации, подвергнутого воздействию обучаемого, и отключении аудиосигнала при прекращении воздействия обучаемым на указанный элемент информации, при котором воспроизведение аудиосигнала производят посредством размещенного в теле носителя информации звукового генератора, связанного с соответствующим сенсором. Устройство содержит носитель информации с органолептически воспринимаемыми элементами информации, снабженными одним или несколькими органолептическими сенсорами, связанными в теле носителя информации. Носитель информации может быть выполнен в виде кубика (набора кубиков), игрушки, функциональные части которой являются носителем информации, книги, плоской пластины (на поверхности которой, например, нанесена географическая карта) или глобуса. Недостатками способа является низкий уровень творческой активности обучающегося, обусловленная принудительным характером выполнения заданий по образцу, и недостаточная интенсивность интеллектуального развития.
В качестве прототипа способа выбран способ развлечения и активного самообучения, согласно которому на материальный носитель заносят информацию в виде массивов информации, которую затем воспроизводят, причем в массивы информации включают пустые массивы, задают взаимно однозначные соответствия между частями вышеуказанных массивов, таким образом организовав из них комплекты, располагают полученные комплекты на носителе, причем взаимно соответствующие части вышеуказанных комплектов располагают вблизи друг от друга, используют этот носитель на оборудовании таким образом, что задействуют первую часть комплекта, а затем носитель переключают таким образом, что задействуют соответствующую часть комплекта [4]. Степень творческой активности обучающегося при использовании способа относительна низка, к тому же способ не позволяет обучающемуся создавать качественно новые массивы информации.
Поставленная цель достигается следующим образом.
Предлагается способ креативного обучения или самообучения, согласно которому на материальный носитель заносят информацию в виде массивов информации с однозначным морфологическим соответствием между элементами массивов, распознаваемыми органолептически, причем обеспечивают доступ обучающегося к элементам массивов с минимальной временной паузой. Новым является то, что в качестве материального носителя используют устройство в виде объемной конструкции из трех и более горизонтальных круглых дисков, которые смонтированы ярусами на вертикально установленном стержне, проходящем сквозь круглые диски, причем хотя бы часть круглых дисков монтируют с возможностью независимого поворота вокруг стержня в горизонтальной плоскости, причем поверхность дисков разделяют разметкой на участки для установки на них съемных элементов, распознаваемых органолептически и доступных для восприятия, являющихся носителем частей информации по определенной тематике, причем на верхних круглых дисках создают базовый информационный массив m с числом р съемных элементов субъективно и/или объективно новой информации, затем обучающемуся предоставляют информационный массив n с числом s съемных элементов известной информации, связанной с информацией массива m, который создают на нижних круглых дисках, причем s значительно больше р, после чего обучающийся самостоятельно создает на свободном круглом диске информационный массив l с числом f съемных элементов субъективно и/или объективно новой информации с однозначными морфологическими соответствиями между съемными элементами массивов m, n и l, причем съемные элементы f образуют путем расположения на свободном круглом диске в определенном порядке ранее отделенных съемных элементов р и s.
Лучше, когда число образованных съемных элементов f значительно больше числа съемных элементов s.
Круглые диски можно разделить разметкой на участки в форме сегментов.
Лучше, когда хотя бы часть круглых дисков могут быть сняты со стержня.
Можно дополнительно использовать съемные элементы, служащие для пометки определенных участков круглых дисков и имеющих возможность закрепления на участке или на краю круглого диска, лучше цветные.
Лучше, когда обеспечивают свободный доступ кисти руки к элементу-носителю информации, установленному на круглый диск.
В качестве элементов-носителей информации можно использовать трехмерные объекты, и/или двухмерные изображения, и/или листы с нанесенным на них текстом, и/или объекты с пахучими веществами.
Лучше осуществлять способ с направленной регуляцией психоэмоционального состояния обучающегося путем воздействия на него потоков электромагнитного излучения от источника света и/или от несамосветящихся объектов с длиной волны видимого диапазона. При создании обучающимся массива l с негативным смыслом длина волны должна составлять от 380 до 560 нм (фиолетовый, синий или зеленый свет), а при создании массива l с позитивным смыслом - от 590 до 760 нм (желтый, оранжевый или красный свет). В начале занятия длина волны должна составлять 380-470 нм (фиолетовый и синий свет), перед перерывом в занятии - 500-560 нм (зеленый свет). Указанные воздействия лучше осуществлять при постепенном увеличением длины волны, причем при создании массива l с негативным смыслом сначала осуществляют воздействие излучением с длиной волны от 380 до 470 нм в течение 5-7 мин с постепенным переходом к излучению с длиной волны 470-500 нм и воздействию им в течение 5-7 мин с 3-5-секундными сменами в указанных границах, а затем осуществляют постепенный переход к излучению с длиной волны 500-560 нм с такими же временными интервалами; при создании массива l с позитивным смыслом сначала осуществляют воздействие излучением с длиной волны от 560 до 590 нм в течение 5-7 мин с постепенным переходом к излучению с длиной волны 590-760 нм и воздействию им в течение 5-7 мин с 3-5-секундными сменами в указанных границах.
Таким образом заявляемые устройство и способ позволяют обучающемуся самостоятельно решать вопросы творческого развития в форме логической игры по решению новых задач (создание массива l) на основе доступного материала (массивы m и n), что позволяет достичь поставленной технической задачи.
Изобретение поясняется фиг.1-3, где на фиг.1 представлен общий вид устройства для обучения, на фиг.2 - его съемный диск, на фиг.3 - вариант расположения нового массива информации для отчета.
Изобретение поясняется на примерах использования простого устройства для обучения.
Устройство состоит из основания 1 с вертикальной осью 2, с нанизанными на нее дисками 3 из оргстекла. Диски 3 имеют возможность вращения вокруг оси 2 и снятия с него. На верхних поверхностях дисков 3 линиями 4 выполнена разметка на участки, на которые могут наклеиваться липкие сегменты 5 с нанесенной на них информацией. В комплект с устройством могут входить обычные цветные канцелярские скрепки.
Пример. Обучение детей дошкольного возраста (сочинение сказок)
Предварительно на верхних дисках 3 создают массив m изучаемой информации наклеиванием сегментов 5 (m1, m2 и т.д.) с изображениями различных объектов (лучше не более 12) - люди (бабушка, дедушка), животные (собачка, кошка, мышка), продукты питания (яичко, репка). На нижних дисках 3 создают массив n известной информации - известные детские сказки с картинками (сегменты 5 отображают как взаимосвязь героев, так и их действия), например, на одном диске - "Репка", на другом - "Курочка Ряба" (для примера: первая картинка n1 - дед с бабкой, вторая картинка n2 - дед с бабкой и с курочкой, третья n3 - курочка сносит яичко -... nn - курочка сносит новое яичко). Сначала ребенку подробно объясняют элементы массива m (что, для чего, какое, что делает и т. п.), затем разбирают сказки, используя элементы массива n. После этого ребенку предлагают сочинить новую сказку (например, со счастливым концом) с использованием элементов массива m и связей и действий массива n. В процессе выполнения задания ребенок отлепляет сегменты 5 массивов m и n, после чего наклеивает их на средний свободный диск 3 (диски), чередуя их (объект - действие или связь), тем самым создавая новую сказку в виде массива l. Понравившиеся элементы можно предварительно помечать цветными скрепками. Готовая сказка в рисунках может быть снята вместе с диском 3, после чего сегменты 5 отлепляют и наклеивают в том же порядке на лист бумаги, как показано на фиг. 3. Ребенок может показать сказку в таком виде и рассказать ее родителям по картинкам.
На школьных занятиях в качестве элементов массива m можно использовать морфологические единицы учебного материала, в качестве элементов массива n - законы, закономерности, правила, ГОСТы.
Источники информации
1. Патент РФ 2120140, 1998.
2. Патент РФ 2118849, 1998.
3. Патент РФ 2084963, 1997.
4. Патент РФ 2142651, 1999.
5. Патент РФ 2097086, 1997.
Способ предназначен для обучения, творческого развития личности и развлечения и позволяет повысить эффективность использования. В качестве материального носителя используют устройство в виде объемной конструкции из трех или более горизонтальных дисков. Диски смонтированы ярусами на вертикально установленном стержне, проходящем сквозь них. Часть дисков монтируют с возможностью независимого поворота вокруг стержня в горизонтальной плоскости. Поверхность дисков разделяют разметкой на участки для установки на них съемных элементов, распознаваемых органолептически и доступных для восприятия. Съемные элементы являются носителями частей информации по определенной тематике. На верхних дисках создают базовый информационный массив m с числом р съемных элементов субъективно и/или объективно новой информации. Обучающемуся предоставляют информационный массив n с числом s съемных элементов известной информации, связанной с информацией массива m. Массив m создают на нижних дисках, причем s больше р. После чего обучающийся самостоятельно создает на свободном диске информационный массив l с числом f съемных элементов субъективно и/или объективно новой информации с однозначными морфологическими соответствиями между съемными элементами массивов m, n и l. Съемные элементы f образуют путем расположения на свободном диске с определенном порядке ранее отделенных съемных элементов р и s. 13 з.п. ф-лы, 3 ил.
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБЪЕМНЫХ ЛОГИЧЕСКИХ ИГР "СПЕЙС ЧЕСС" | 1992 |
|
RU2097086C1 |
US 3656755 А, 18.04.1972 | |||
US 1367192 А, 01.02.1921 | |||
Полюс электрической машины | 1988 |
|
SU1539909A1 |
Авторы
Даты
2003-10-27—Публикация
2001-05-14—Подача