СПОСОБ ОБЛАГОРАЖИВАНИЯ МЕТАЛЛИЧЕСКОЙ ПОВЕРХНОСТИ ГРЕБНЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ЛОКОМОТИВОВ Российский патент 2000 года по МПК C23C24/04 

Описание патента на изобретение RU2144963C1

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а более узко к колесным парам локомотивов /электровозов/.

Известен способ облагораживания поверхности гребня колесной пары локомотивов путем подачи на ее поверхность жидкой смазки.

Однако способ облагораживания жидкой смазкой требует ее постоянной подпитки, что ведет к дополнительным затратам, вследствие ее большого расхода на каждый километр пути, и, в конечном итоге, гребень остается без смазки, что ведет к его быстрому износу.

Известен способ облагораживания металлической поверхности гребня колесной пары локомотивов путем непрерывного восстановления поверхностной твердости гребня, например, с помощью плазменного или лазерного облучения ее после переточки гребня на ремонтный размер.

Однако облагораживание плазмой или лазером требует разогрева поверхности гребня колесной пары до высоких температур и ввиду ее точечного воздействия вызывает неравномерное напряжение по кругу бандажа и ведет к ее разрыву.

С целью исключения неравномерных напряжений по кругу гребня колесной пары и снижения износа гребня в способе облагораживания металлической поверхности гребня колесной пары, включающем подготовку поверхности гребня и ее упрочнение, облагораживание осуществляют путем детонационно-газового разгона частиц порошка до скорости 800-1000 м/с, частичное внедрение их в поверхность гребня и послойное по 5-10 мкм формирование облагораживающего слоя на поверхности гребня с отображением первоначальной поверхности или полученной в процессе переточки степени шероховатости ее.

Поставленную цель достигают также за счет исключения подогрева поверхности, но с обработкой /подготовкой/ поверхности гребня с помощью струйно-абразивной обработки ее, создавая развитую поверхность гребня не ниже 2,5 по Шведскому стандарту.

Цель достигают также и тем, что исключают контакт металлов колесной пары и рельсов облагораживая гребень колесной пары частицами порошков керамики металла керметов.

Цель достигают тем, что на поверхность напыленного слоя керамики и металлокерамики наносят слой твердой смазки - покрытия на основе меди, что в свою очередь обеспечивает низкий коэффициент трения пары гребень-рельс в два-пять раз по сравнению с обычной каленой сталью и рельсом. Отраженные в формуле изобретения новые качества полученных когезионных слоев подтверждены экспериментально на образцах, вырезанных из стали 65, прошедших объемную калку в условиях завода-изготовителя.

Для испытаний на машине МИ-1 было произведено напыление различных видов покрытий с различными величинами поверхностной твердости и твердыми смазками, полученными путем напыления бронзовых порошков фирмы Кастолин /Швейцария/ /см. таблицу/.

Как показали испытания, при скорости вращения 340 об./мин, нагрузке 600 H, моменте силы трения 450-400 H•см коэффициент трения был очень низким при трении наружной поверхности ролика с напыленным бронзовым покрытием и оставался практически постоянным во всем диапазоне испытания.

Нами произведено опытное напыление колесной пары тепловоза ЧМЭ, который проходит испытания на Куйбышевской железной дороге при маневрировании на станции Самара.

Кроме того, проведено напыление колесной пары вагона диаметром 820 мм. Показано, что напылительное оборудование, установленное на тельфере, позволяет наносить покрытия на основе меди практически без подготовки после обточки. Затем на покрытия из меди наносили покрытия из керамики, достигая тем самым эффекта облагораживания, исключающего износ гребня и обеспечивающего смазку металлической или керамической поверхности гребня.

Похожие патенты RU2144963C1

название год авторы номер документа
БАНДАЖ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ 1996
  • Барадулин А.В.
  • Олейников А.М.
  • Марков Д.П.
RU2130386C1
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ИЗНОСОСТОЙКОСТИ БОКОВОЙ ГРАНИ РЕЛЬСА И ГРЕБНЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ 1997
  • Балабанов В.И.
  • Мамыкин С.М.
  • Латушкин А.С.
RU2130399C1
ТВЕРДОСМАЗОЧНЫЙ КОМПОЗИЦИОННЫЙ СТЕРЖЕНЬ ДЛЯ ГРЕБНЕЙ РЕЛЬСОВЫХ КОЛЕС 2012
  • Голышев Игорь Анатольевич
  • Посадский Вячеслав Валентинович
RU2501693C1
СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ИНТЕНСИВНОСТИ ИЗНОСА В СИСТЕМЕ "КОЛЕСО-РЕЛЬС" ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2013
  • Фадеев Валерий Сергеевич
  • Кулишов Николай Андреевич
  • Шакина Антонина Владимировна
  • Штанов Олег Викторович
  • Ободовский Юрий Васильевич
  • Паладин Николай Михайлович
  • Абросимова Лилия Федоровна
RU2522478C1
СПОСОБ ЛУБРИКАЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ РЕЛЬСОВ 2009
  • Алергант Марк Соломонович
RU2399533C1
Твердая смазка для пары трения гребень колеса - рельс 1990
  • Перекрестова Вера Владимировна
  • Нестеров Александр Викторович
  • Бараш Юрий Исаакович
  • Елисеев Леонид Сергеевич
  • Еситашвили Василий Александрович
  • Гавриленков Анатолий Иванович
  • Голованов Юрий Михайлович
  • Бельдей Валентин Васильевич
  • Азаренко Валентин Алексеевич
SU1752188A3
СПОСОБ КОМБИНИРОВАННОГО РЕЛЬСОСМАЗЫВАНИЯ 2016
  • Кавинин Игорь Алексеевич
  • Степанов Виктор Викторович
  • Герасименко Виктор Иванович
RU2634056C1
СЕКЦИЯ ГРУЗОВОГО ЛОКОМОТИВА 2007
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Гридчина Ирина Николаевна
  • Митрофанов Сергей Юрьевич
RU2339528C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПРОФИЛЯ ПОВЕРХНОСТИ КАТАНИЯ КОЛЕС РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТА 2020
  • Новиков Сергей Васильевич
  • Гершман Иосиф Сергеевич
RU2754627C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ НАНЕСЕНИЯ СМАЗОЧНОГО ПОКРЫТИЯ 2005
  • Назаров Алексей Владимирович
RU2298502C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 144 963 C1

Реферат патента 2000 года СПОСОБ ОБЛАГОРАЖИВАНИЯ МЕТАЛЛИЧЕСКОЙ ПОВЕРХНОСТИ ГРЕБНЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ЛОКОМОТИВОВ

Изобретение относится к железнодорожному транспорту. Способ характеризуется нанесением дополнительного материала на поверхность гребня, исключающего контакт металлов гребня и рельса. Это достигается посредством послойного формирования по 5-7 мкм общего слоя покрытия с отображением шероховатости специально подготовленной или полученной в процессе обточки поверхности гребня. В результате без перегрева гребня достигается возможность снижения износа гребня с помощью указанного облагораживания неметаллическими материалами или материалами на основе меди. 4 з.п.ф-лы, 1 табл.

Формула изобретения RU 2 144 963 C1

1. Способ облагораживания металлической поверхности гребня колесной пары локомотивов, включающий подготовку поверхности гребня и ее упрочнение, отличающийся тем, что упрочнение осуществляют путем детонационно-газового разгона упрочняющих частиц или облагораживающих частиц до скорости 800 - 1000 м/с, частичное внедрение их в поверхность и когезионное формирование послойно по 5 - 7 мкм облагораживающего слоя на поверхности гребня с отображением первоначальной или полученной в процессе подготовки степени шероховатости поверхности гребня. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что обеспечивают шероховатость поверхности гребня, равную классу чистоты, полученной после обточки гребня или после эксплуатации. 3. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве облагораживающих частиц используют порошки керамических материалов, металлокерамики или сплавы на основе меди. 4. Способ по п.1, отличающийся тем, что перед нанесением упрочняющих частиц на поверхность гребня наносят слой на основе меди. 5. Способ по п.1, отличающийся тем, что на упрочняющий слой из металлического порошка наносят слой облагораживающего материала из сплава на основе меди, обеспечивающий коэффициент трения пары гребень - рельс в 2 - 5 раз ниже, чем при прямом контакте металлов гребня и рельса.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2000 года RU2144963C1

Вестник ВНИИЖТ
- М.: ВНИИЖТ, N 3, 1995
Газотермические покрытия из порошковых материалов
Справочник, Борисов Ю.С
и др
- Киев: Наукова Думка, 1987, с.49, 50
Способ детонационного нанесения покрытий и устройство для его осуществления 1978
  • Федько Ю.П.
SU747010A1
DE 3914722 A, 08.11.90
УСТРОЙСТВО БЕСПРОВОДНОЙ СВЯЗИ, УСТРОЙСТВО ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ И СПОСОБ СВЯЗИ 2013
  • Ямаура Томоя
RU2630752C2

RU 2 144 963 C1

Авторы

Комаров А.А.

Олейников А.М.

Макаров Л.Н.

Богданов В.М.

Даты

2000-01-27Публикация

1996-08-14Подача