Твердая смазка для пары трения гребень колеса - рельс Советский патент 1992 года по МПК C10M169/04 C10M129/70 C10M129/70 C10M129/08 C10M129/24 C10M103/06 C10M145/18 C10N30/06 

Описание патента на изобретение SU1752188A3

Изобретение относится к твердым смазкам, предназначенным для защиты гребней колесных пар и рельсов от износа.

Известно, что наиболее эффективным способом защиты гребней колесных пар и рельсов от износа является использование смазочных материалов в контакте колесо- рельс. Для этой цели предлагались различные типы смазочных материалов; жидкие масла, пластичные смазки, пасты и твердые смазки, которые рекомендовалось наносить в зону контакта колесо-рельс посредством лубрикаторов различных видов: локомотивных, путевых, а также размещенных на специальных транспортных единицах.

Однако использование известных путей решения задачи снижения износа гребней колесных пари рельсов оказалось затруднительным в условиях СССР. Уникальная протяженность пути, интенсивность движения, перепады температур от -60 до +60°С делают практически невозможным использование и эксплуатацию путевых лубрикаторов, наносящих жидкие или пластичные смазочные материалы на рельсы.

Наиболее простым решением этой проблемы является использование твердых смазочных материалов, выполняемых в виде стержней, устанавливаемых на локомотивах и подающих смазку на гребень колеса.

Известны твердые смазочные материалы (смазочные стержни), предназначенные для использования в указанных локомотивных лубрикаторах.

Одним из таковых технических решений являются графитовые смазочные стержа

ю.

09 00

CJ

ни, содержащие компоненты мас.%: графит марки ТГ-60; мочевиноформальдегидная смола МФ-11-30; осевое масло Л -90: ди- бутиловый эфир трихлорметилфосфиновой кислоты 1,0. Смазочные стержни, выполненные из указанной смазки, обладают хорошими смазывающими свойствами, снижают износ гребней в 1,5-3,0 раза.

Однако эти стержни не были внедрены на железнодорожном транспорте. При широких эксплуатационных испытаниях были выявлены существенные недостатки, делающие их практически неприменимыми, а именно: не обеспечивалась их бесперебойная подача на гребень колеса (в зимний период стержень примерзает к направляющему цилиндру подающего устройства), а также по причине повышенной хрупкости смазывающие стержни разрушаются под воздействием вибрации при движении локомотивов.

Прототипом предлагаемого изобретения является твердая смазка-смазочные стержни МЭ-22 по ТУ 32 ЦТ . 558-83, - содержащие компоненты мас.%: молибденовый концентрат КМФ (ГОСТ 212-76) 85,0; эпоксидиановая смола ЭД-5 (ГОСТ 1058776)12,0; малеиновый ангидрид (ГОСТ 872877)3,6.

Однако известная смазка оказалась практически неприемлемой на железнодорожном транспорте как по причине неудов- летворительных смазочных свойств смазочных стержней МЭ-22 (молибденовый концентрат, составляющий основу этих стержней, примерно на 50% состоит из песка, являющегося абразивным материалом), так и вследствие невозможности бесперебойной подачи смазочного материала на гребень колеса (примерзание стержня к поверхности подающего устройства в зимний период, разрушение стержней от вибрации в результате повышенной хрупкости).

Целью изобретения является повышение противоизносных свойств смазки и обеспечение ее бесперебойной подачи к па; ре трения.

Для достижения этой цели твердая смазка содержит следующие компоненты, мас.% эпоксидиановая смола 10-20; малеиновый ангидрид 3-6; дибутилфталат 2-4, пропиленгликоль 1,2 2,5-3,5 и концентрат на основе дисульфида молибдена остальное

до 100.

Рекомендуется использовать для приготовления смазок молибденовый концентрат марки КМФ (ГОСТ 212-76), эпоксидиэновую смолу марки ЭД 5 (ГОСТ 10587-76), малеиновый ангидрид (ГОСТ ). дибутилфталат (ГОСТ 5894-78 или ГОСТ 11153-75) пропиленгликоль 1.2 (ТУ 6-01-929-79).

Предлагаемый твердый смазочный материал может быть приготовлен общеизвестным для специалистов в данной области техники способом, заключающимся в перемешивании до образования однородной массы ингредиентов: молибденовый концентрат, пропиленгликоль 1.2, дибутилфта0 лат, смесь эпоксидиановой смолы с малеиновым ангидридом, нагретая до 60°С. Полученная смесь может быть сформована путем прессования в стержень, например, диаметром 20 мм, длиной 200 мм или в бру5 сок, например, квадратного сечения 20 мм х 20 мм х 200 мм. Завершающей операцией является нагрев стержня или бруска до температуры 140-150°Сс последующей выдержкой в течение 24 ч с целью отверждения

0 эпоксидной смолы.

П р и м е р. В соответствии с указанной технологией готовят в форме цилиндрических стержней основанием 20 мм и высотой 200 мм ряд образцов твердого смазочного

5 материала, содержащих различные количества указанных ингредиентов.

Рецептура твердых смазочных материалов приведена в табл. 1.

Приготовленные смазочные материалы

0 подвергают следующим испытаниям.

Смазывающие свойства исследуют на машинетрения СМЦ-2, узел трения которой представляет собой два ролика из бандажной и рельсовой стали. Нижний ролик вра5 щается, верхний неподвижный. Смазку наносят на нижний ролик в течение 1 мин путем прижатия к нему стержня При скорости вращения 500 об/мин и нагрузке 70 Н в течение 10 мин производится приработка с

0 образованием на верхнем ролике базового пятна. После чего нагрузка увеличивается до 700 Н и эксперимент продолжается до резкого роста момента трения. Смазочный материал считается прошедшим испытания,

5 если он проработал не менее 30 мин без задира, а площадь пятна износа ролика не превышаете,040 см2. При выполнении этого условия возможно снижение износа гребня колеса при использовании смазочного мате0 риала не менее, чем в 1,5-2,0 раза Выполнение этого требования необходимо для эффективной защиты гребней колес в эксплуатации от износа.

Устойчивость смазочных стержней к

5 разрушению под действием вибрации определяют на вибрационном стенде. При этом подающее устройство натурного локомотивного гребнесмазывателя помещают на вибростенд. Испытания производят на частоте 100 Гц и амплитуде 1,5 мм п точение 45

мин. Оценку состояния стержней после испытаний производят визуально. При этом стержень не должен иметь следов разрушения: поверхность его должна быть гладкой без трещин и сколов.

Адгезию твердого смазочного материала ко льду определяют по усилиям смещения металлической пластинки, на поверхность которой нанесен смазочный материал, по специально подготовленной ледяной поверхности Исходя из максимальной поверхности примерзания стержня к поверхности подающего устройства и минимального усилия прижатия стержня к гребню колеса рассчитывают смещение пластинки с твердым смазочным материалом по ледяной поверхности При этом оно не должно превышать 0,02 Н/см .

Ресурс работы смазочного стержня при непрерывном нанесении смазки должен быть рассчитан не менее, чем на тяговое плечо локомотива, т.е. порядка 1000 км. С учетом габаритных размеров кузова и ходовых частой локомотива длина смазочного стержня не должна быть более 200-220 мм, т.е. расход стержня не должен превышать 6 мм/100 км пути. Ресурс работы смазочного стержня оценивают на лабораторном три- бометре МТ-ЦНИИ, где в качестве узла трения используют образующую стального ролика (dHap 35 мм) и основание твердого смазочного стержня (dHap 8 мм), который прижимается к ролику пружиной с усилием 2Н Шероховатость ролика 0,7 мкм. скорость вращения ролика 400 об/мин, общее время испытаний 30 мин. В течение первых 5 мин через каждую минуту производят остановку ролика и съем смазочного материала с помощью ватного тампона, смоченного бензином Аналогичную операцию производят в течение последующих 10 мин через каждые 2 мин и в течение последних 15 мин через каждые 3 мин. Величину износа стержня определяют весовым методом. Стержень считается прошедшим испытания, если величина его износа не превышает 0,0020 г.

Результаты испытаний представлены в табл. 2.

Как следует из данных, представленных в табл. 2. предъявленным требованиям отвечают образцы смазочных материалов Ms 1

Nh 2 № 3, т е содержащие глсдуощно компоненты, мае %: эпоксидианопля смола Ю-20, малеиновый ангидрид 3 0-6,0. дибутил {палат 2-4, пррпиленглихр и, 1 22 5- 3,5 и молибденовый концентрат КМФ, Образец № 4, содержащий эпоксидную смолу ниже указанных пределов, не формируется вследствие недостатка связующего. Образец № 5, содержащий эпоксидную смолу

сверх указанной нормы, характеризуется неудовлетворительными смазывающими свойствами. Образцы № 6 и N 7 с содержанием дибутилфталата ниже и выше указанных пределов не соответствует

требованиям по вибростойкости и ресурсу работы соответственно. Образцы N 8 и № 9 с содержанием пропиленгликоля-1,2 ниже и выше указанных пределов не соответствуют по антиобледенительным свойствам и

ресурсу работы. Образцы № 10 и № 11 с содержанием малеинового ангидрида ниже и выше указанных пределов не проходят по ресурсу работы и смазывающим свойствам соответственно. Образец N 12, описанный

в литературе, не соответствует требованиям по антиобледенительным свойствам. Образец № 13 (прототип) характеризуется неудовлетворительными смазывающими, антиобледенительными свойствами, вибростойкостью и ресурсом работы. Образец № 14, не содержащий пропиленгликоль-1,2, не прошел испытания по вибростойкости и антиобледенительным свойствам. Образец N 15, не содержащий дибутилфталат, не

отвечает требованиям по вибростойкости, Формула изобретения Твердая смазка для пары трения гребень колеса-рельс, содержащая концентрат на основе дисульфида молибдена,

эпоксидиановую смолу и малеиновый ангидрид, отличающаяся тем, что, с целью повышения противоизносных свойств смазки и обеспечения ее подачи к паре трения, смазка дополнительно содержит дибутилфта лат и пропиленгликоль-1,2 при следующем соотношении компонентов, мас.%: Эпоксидиановая смола 10-20 Малеиновый ангидрид 3-6 Дибутилфталат2-4

Пропиленгликоль-1,2 2,5-3,5 Концентрат на основе дисульфида молибдена Остальное

Таблица 1

Похожие патенты SU1752188A3

название год авторы номер документа
Твердая смазка для пары трения гребень колеса - рельс 1990
  • Перекрестова Вера Владимировна
  • Нестеров Александр Викторович
  • Бараш Юрий Исаакович
  • Елисеев Леонид Сергеевич
  • Серебрякова Валентина Ильинична
  • Гавриленков Анатолий Иванович
  • Голованов Юрий Михайлович
  • Бельдей Валентин Васильевич
  • Азаренко Валентин Алексеевич
SU1752189A3
СПОСОБ СМАЗКИ СИСТЕМЫ "КОЛЕСО - РЕЛЬС" 2004
  • Баженов Михаил Иванович
  • Шелудченко Владимир Георгиевич
  • Широглазов Владимир Викторович
  • Кавинин Игорь Алексеевич
RU2278893C2
Смазочная композиция 1991
  • Перекрестова Вера Владимировна
  • Нестеров Александр Викторович
  • Елисеев Леонид Сергеевич
  • Еситашвили Василий Александрович
  • Гавриленков Анатолий Иванович
  • Серебрякова Валентина Ильинична
  • Голованов Юрий Михайлович
  • Бельдей Валентин Васильевич
SU1752190A3
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ТВЕРДЫХ СМАЗОК ДЛЯ ПАРЫ ТРЕНИЯ ГРЕБЕНЬ КОЛЕСА - РЕЛЬС 2008
  • Лапицкий Александр Валентинович
  • Колесников Владимир Иванович
  • Сычев Александр Павлович
  • Колесников Игорь Владимирович
RU2383585C2
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СМАЗОЧНОГО СТЕРЖНЯ 2004
  • Баженов Михаил Иванович
  • Литвиненко Валерий Григорьевич
  • Шелудченко Владимир Георгиевич
  • Широглазов Владимир Викторович
  • Кавинин Игорь Алексеевич
  • Бугаев Алексей Иванович
RU2271385C1
Смазка для тяжелонагруженных узлов трения 1988
  • Перекрестова Вера Владимировна
  • Нестеров Александр Викторович
  • Бараш Юрий Исаакович
  • Заикин Георгий Иванович
  • Неглинский Всеволод Владимирович
  • Елисеев Леонид Сергеевич
  • Еситашвили Василий Александрович
  • Серебрякова Валентина Ильинична
  • Лозовский Борис Алексеевич
  • Голованов Юрий Михайлович
  • Бельдей Валентин Васильевич
SU1583437A1
КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ ЛУБРИКАЦИИ И УПРОЧНЕНИЯ ПОВЕРХНОСТИ В ЗОНЕ ТРЕНИЯ КОЛЕСО-РЕЛЬС 2001
  • Якимова Г.А.
  • Мельниченко О.В.
  • Силинская Я.Н.
  • Руссавская Н.В.
  • Назаров Н.С.
  • Черняк С.С.
  • Тужилина Л.В.
  • Поздеев В.Н.
  • Милованов А.И.
  • Марютин К.А.
  • Томин В.П.
  • Корчевин Н.А.
RU2196807C2
ТВЕРДЫЙ АНТИФРИКЦИОННЫЙ ЭЛЕМЕНТ ДЛЯ СМАЗЫВАНИЯ ГРЕБНЕЙ КОЛЕСНЫХ ПАР ЛОКОМОТИВОВ 2018
  • Майба Игорь Альбертович
  • Глазунов Дмитрий Владимирович
RU2669802C1
КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ УМЕНЬШЕНИЯ ИЗНОСА В ПАРЕ ТРЕНИЯ КОЛЕСО - РЕЛЬС 2000
  • Назаров Н.С.
  • Мельниченко О.В.
  • Мороз Б.А.
  • Марютин К.А.
  • Логинов В.М.
  • Корчевин Н.А.
  • Якимова Г.А.
  • Коляка Л.Г.
  • Дошлов О.И.
  • Мансуров Ю.А.
  • Габанов В.О.
  • Ивакин В.Л.
  • Коротаев Е.Н.
RU2181754C2
ПУТЬ НА КРИВОЛИНЕЙНОМ УЧАСТКЕ 1990
  • Порошин В.В.
RU2011724C1

Реферат патента 1992 года Твердая смазка для пары трения гребень колеса - рельс

Сущность изобретения: смазка содержит, мас,%: эпоксйдиановая смола 10-20; малеиновый ангидрид 3-6: дибутилфталат 2-4; пропиленгликоль-1,2 2,5-3,5; концентрат на основе дисульфида молибдена остальное. 2 табл.

Формула изобретения SU 1 752 188 A3

(протип)

81,0 69,5 73,5 82,5

67,0

75,5 72,5 76,0 7, О 76,5 72,5

85,0 76,0 76,5

10,0

20,0

15,0

3,0

21,0

15,0

15,0

15,0

15,0

15,0

15,0

12,0 15,0 15,0

3,0 6,0

М 3,0 6,0 5,0 5,0

м м

2,5 6,5

3,0 5,0 5,0

КМФ - молибденовый концентрат марки КМФ-1 (руда), в состав которого входят гисульфид молибдена (MoS2) 9,52 мае., песок (5Юг) 5,0 мао.%, соединения Си, Pb, As, P - 0,8 мае Д.

Образец смазки имеет следующий состав, масД: графит марки ТГ - 60,0; мочевиноформальдегидная смола 30,0, осевое масло Л 9,0, дибутиловый эфир трихлорметилфосфиновой кислоты 1,0.

O.O -iO 0,038 0,045

о, о,но

0,040 0,033

Вез замечаний

Бет чдме- иапичие сколов чанлй

Вез замечай

Без заме- иая -|чие скопов

Без З1нечани | Без замечании Без замечани эамечани

Нал тре

Без заме- Чачимле сколов ианин

Без заме- Чачиаие сколов чанмн

Без замема- сколов

НИИ

з,о

2,5 3,5 2,5 3,0 3,0 3,0 2,0 А.О 3,0 3,0

М

3,5

Таблица 2

чие ин

0,018 0,018

0,018 0,025

0,016 0,017 0,017 О,ОМ

0,052 0,060 0,018

0,0020 0,0020

0,025 0,Р02

0,0030 0,030 0,0020 0,0020

0, 0,0020 0,0020

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1752188A3

Сб
Путь и строительство железных дорог
Экспресс-информация ВИНИТИ, № 42, и №47, 1986
Мелентьев Л.П
и др
Труды ВНИИЖТ, 1965, вып
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ УСТРАНЕНИЯ СКОЛЬЖЕНИЯ КОЛЕС АВТОМОБИЛЕЙ 1920
  • Травников В.А.
SU292A1
М.: Транспорт, с
Прибор для массовой выработки лекал 1921
  • Масленников Т.Д.
SU118A1
Смазочные материалы на железнодорожном транспорте
Справочник, М.: Транспорт, 1985, с
Реверсивный дисковый культиватор для тросовой тяги 1923
  • Куниц С.С.
SU130A1

SU 1 752 188 A3

Авторы

Перекрестова Вера Владимировна

Нестеров Александр Викторович

Бараш Юрий Исаакович

Елисеев Леонид Сергеевич

Еситашвили Василий Александрович

Гавриленков Анатолий Иванович

Голованов Юрий Михайлович

Бельдей Валентин Васильевич

Азаренко Валентин Алексеевич

Даты

1992-07-30Публикация

1990-04-13Подача