Изобретение относится к обучению спортсменов-стрелков технике производства выстрела из огнестрельного оружия, в частности из автомата или карабина.
Изобретение также относится к военной области и может быть применено как на начальной стадии боевой подготовки, так и для совершенства мастерства в технике ведения скоростной стрельбы стрелками различного, в том числе и высшего, уровня подготовки личного состава армии и других силовых структур.
Данное изобретение дает объяснения процессам, происходящим при производстве выстрела из автомата (карабина), и обучает управлению оружием посредством противодействия паразитным силам, возникающим при скоростной одиночной стрельбе и стрельбе автоматическим огнем.
В последние годы появилась тенденция заполнять пробел в квалифицированном обучении ведению одиночного и автоматического огня из серийного автомата Калашникова разработкой и принятием на вооружение новых сложных в эксплуатации и дорогих в производстве образцов автоматического оружия, хотя обучение стрелка правильному удержанию автомата Калашникова приближает это оружие по кучности попаданий к новейшим отечественным и зарубежным образцам и при скоростной одиночной стрельбе, и в режиме автоматического огня, а по надежности в эксплуатации автомат Калашникова значительно превосходит эти образцы.
Известен способ обучения скоростной стрельбе из личного оружия, включающий развитие и тренинг мышечной памяти путем тренировки навыка выхватывания пистолета и выноса его на ось: глаз - целик - мушка - точка прицеливания (см. книгу «Методика скоростной стрельбы из личного оружия». Шевяков В.А., Карполь В.В., Володин А.С., Киселева В.Ю., издательство Москва, 1990 г.
Известен способ обучения скоростной стрельбе одиночными выстрелами и очередями из автомата, раскрытый в «Наставлениях по стрелковому делу», издательство Минобороны СССР, 1973, с.202-207, выбранный заявителем в качестве прототипа предложенного способа обучения скоростной стрельбе из автомата.
Развитие и тренировка мышечной памяти спортсмена и психофизиологических процессов связано с выполнением комплексного движения в момент производства выстрела и включает психические, зрительные и двигательные компоненты последовательного ряда движений, состоящих из выхватывания пистолета, выноса его на ось глаз - целик - мушка - точка прицеливания и производства точного прицельного выстрела на короткой дистанции дуэльного противоборства (до 7-10 метров).
Тренировка мышечной памяти спортсмена и психофизиологических процессов по способу-прототипу позволяет исключить действия спортсмена по задержке дыхания и плавному нажатию ногтевой фалангой на рычаг спускового крючка в стрельбе на коротких дистанциях, что позволяет сократить время прицеливания и добиться некоторого сокращения времени производства прицельного выстрела.
Однако известный способ не предусматривает формирования у спортсменов умений и навыков противодействия силам, действующим на автомат при скоростной одиночной стрельбе из автомата и стрельбе автоматическим огнем, т.е. умений удержания автомата кистями правой и левой рук.
Известный способ не дает объяснения процессам, происходящим при производстве выстрела из автомата (карабина), и не обучает противодействию паразитным силам, возникающим при скоростной одиночной стрельбе из автомата и стрельбе автоматическим огнем.
Известно, что в процессе производства эффективного скоростного одиночного выстрела из автомата и выстрелов автоматическим огнем необходимо соблюдать три основных правила:
- удержание оружия;
- тщательное совмещение до выстрела мушки и целика на точке прицеливания;
- задержка дыхания и плавное нажатие ногтевой фалангой указательного пальца на рычаг спускового крючка.
В процессе скоростной одиночной стрельбы из автомата и стрельбы автоматическим огнем на автомат действуют три силы:
1. Сила отдачи (импульс)
2. Сила проворачивания автомата вокруг центра его масс, возникающая при встрече двигающейся затворной рамы с задним ограничительным упором, т.к. удар происходит выше оси ствола, а задний упор пистолетной рукояти автомата расположен ниже оси ствола, что приводит к запрокидыванию ствола автомата вверх, а также из-за того, что затыльник приклада расположен ниже оси ствола.
3. Сила, возникающая при экстракции гильзы и уводящая ствол автомата вправо-вверх (заднюю часть приклада влево-вниз).
При стрельбе одиночными выстрелами данной силой можно пренебречь и ее не рассматривать, а при стрельбе автоматическим огнем накапливаемый импульс при встрече экстрагируемой гильзы с отражателем и выворачивание ее из ствольной коробки автомата зубом экстрактора вправо-вверх столь высок, что требует дополнительного противодействия этой силе.
Таким образом, задача стрелка состоит в противодействии этим трем силам в пяти точках в вертикальной плоскости и удержании автомата в горизонтальной плоскости дополнительно в двух точках.
Недостатком прототипа является неэффективность формирования у стрелка умения удержания автомата во время выстрела, следовательно, невозможность производства точного скоростного одиночного выстрела из автомата и серии точных выстрелов автоматическим огнем за минимальное время.
Техническим результатом предложенного изобретения является устранение недостатков прототипа, а именно:
- повышение эффективности формирования у стрелка умения удержания автомата при производстве одного выстрела и серии выстрелов автоматическим огнем;
- повышение точности одного выстрела из автомата и серии выстрелов автоматическим огнем за минимальное время.
Технический результат изобретения направлен на устранение указанных недостатков прототипа и достигается следующим решением.
В способе обучения скоростной стрельбе из автомата, включающем формирование у стрелка умения удержания автомата при производстве выстрела, согласно изобретению формируют у стрелка навык противодействия силе отдачи автомата, толкающей автомат прямолинейно назад по оси канала ствола, путем жесткого вдавливания затыльника приклада автомата в плечо стрелка и перепонки между большим и указательным пальцами в задний упор основания пистолетной рукоятки автомата, навык противодействия проворачиванию автомата и подброса ствола вверх путем жесткого вдавливания затыльника приклада в плечо до момента появления на одежде и теле ямки, не дающей двигаться нижней части затыльника, при этом щекой лица стреляющего создают жесткое давление на гребень приклада, противодействуя подбросу ствола вверх, а мизинцем и безымянным пальцем кисти руки, охватывающей пистолетную рукоять автомата, вдавливают ствол автомата вниз и одновременно с этим кистью другой руки, закрепощенной в запястье, локтевом суставе, отведенном влево-вниз, и плече, жестко охватывают цевье автомата, противодействуя подбросу ствола и силе, возникающей при экстракции гильзы, направленной вправо-вверх, и навык противодействия смещению ствола автомата с линии прицеливания в горизонтальной плоскости в момент нажатия на спусковой крючок встречным сжатием сустава основания указательного пальца, сустава основания большого пальца и второго сустава большого пальца, плотно прижатых к ствольной коробке
Предложенный способ дает объяснения процессам, происходящим при производстве выстрела из автомата (карабина), и обучает управлению оружием посредством противодействия паразитным силам, возникающим при скоростной одиночной стрельбе и стрельбе автоматическим огнем.
Основой данного способа удержания автомата при скоростной одиночной стрельбе и стрельбе автоматическим огнем является жесткое закрепощение автомата в следующих точках:
1) цевье закрепощается жестким хватом кисти слабой руки;
2) затыльник приклада, жестко вдавленный в плечо;
3) гребень приклада задавливается вниз щекой ниже скулы (при этом глаз естественным образом находится на линии целик - мушка - точка прицеливания);
4) пистолетная рукоять автомата жестко удерживается кистью сильной руки.
Предлагаемый способ обучения скоростной стрельбе из автомата (Калашникова) при скоростной стрельбе одиночными выстрелами и автоматическим огнем позволяет на дистанциях до 100 м не придерживаться правила задержки дыхания и плавного нажатия ногтевой фалангой указательного пальца на рычаг спускового крючка, а на коротких (до 25 м) дистанциях - и правила тщательного совмещения до выстрела мушки и целика на точке прицеливания, что существенно снижает время на производство прицельного выстрела.
Разберемся с задержкой дыхания и плавным нажатием ногтевой фалангой указательного пальца на рычаг спускового крючка.
Строение кисти руки, сухожилий, мышц пальцев рук и ладоней таково (фиг.1), что если не сжимать пальцы в кулак и указательный палец держать полусогнутым, то, имитируя выстрел (без оружия), можно понять процессы, происходящие с автоматом, пистолетная рукоять которого находится в расслабленной ладони. Дернув указательным пальцем в направлении движения воображаемого рычага спускового крючка, мы видим, что дергаются при этом и остальные пальцы, а в большинстве случаев и сама кисть. Отсюда справедливо утверждение - при производстве выстрела из автомата расслабленным хватом необходимо сдерживать дыхание и плавно толкать ногтевой фалангой рычаг спускового крючка вдоль продольной оси оружия.
Если же в ладонь вложить и жестко обжать пальцами продолговатый предмет - шариковую ручку (фиг.2), пустой магазин от пистолета и др., сосредоточив основное усилие на обжатии предмета мизинцем и безымянным пальцем внизу, а вверху сдавить его основаниями большого и указательного пальцев, то, дернув указательным пальцем в направлении воображаемого движения рычага спускового крючка, пальцы и кисть стрелка будут неподвижны, поэтому в данной методике удержания автомата плавный спуск не играет особой роли, т.к. на кисть руки, удерживающей пистолетную рукоять автомата, не влияют действия указательного пальца.
Тщательное совмещение до выстрела мушки и целика на точке прицеливания необходимо только на дистанциях от 25 м и далее, а на дистанциях до 25 м в данном способе заменяется наработкой навыка вскидывания автомата на ось: глаз - целик - мушка - точка прицеливания.
Формирование навыка противодействия стрелка прямолинейной силе отдачи автомата, возникающей во время стрельбы и толкающей автомат прямолинейно назад по оси канала ствола (фиг.3), путем жесткого упора затыльника приклада автомата в плечо стрелка, охвата пистолетной рукоятки автомата кистью правой (сильной) руки с жестким вбиванием затыльника приклада автомата в плечо, позволяет стрелку устойчиво удерживать автомат в пяти точках в вертикальной плоскости и дополнительно в двух точках в горизонтальной плоскости, противодействуя силе отдачи.
Жесткое вбивание «перепонки» между большим и указательным пальцами правой (сильной) руки в задний упор основания пистолетной рукояти автомата обеспечивает вторичное противодействие силе отдачи, так как чем жестче вдавить «перепонку» в основание пистолетной рукояти автомата (для исключения амортизирующих свойств «перепонки»), тем меньше движение автомата назад внутри кисти сильной руки.
Противодействие проворачиванию автомата относительно центра его масс и подбросу ствола вверх путем жесткого вбивания затыльника приклада в плечо до момента появления на одежде и плече ямки позволяет жестко зажать нижнюю часть затыльника приклада, не допуская перемещения вниз относительно центра масс автомата.
Жесткое давление щеки лица на гребень приклада обеспечивает дальнейшее противодействие подбросу ствола автомата вверх (уводу автомата с линии прицеливания). Жесткое задавливание ствола автомата вниз производится мизинцем и безымянным пальцем кисти сильной руки, охватывающей пистолетную рукоять автомата, как и в хвате пистолета. Основное противодействие подбросу ствола вверх достигается удержанием автомата за цевье, жестко охваченное кистью слабой руки, закрепощенной в запястье, в локтевом суставе и плече.
Противодействие третьей силе, возникающей при экстракции гильзы и уводящей ствол автомата вправо-вверх, осуществляется также слабой рукой, жестко закрепощенной в плече, локтевом и кистевом суставах, локоть которой отведен противоположно действию этой силе - влево-вниз.
В горизонтальной плоскости автомат запирается следующими двумя точками: суставом основания указательного пальца сильной руки, суставом основания большого пальца и вторым суставом большого пальца кисти сильной руки, плотно прижатыми к ствольной коробке в месте соединения ее с пистолетной рукояткой автомата.
Предложенный способ позволяет произвести один или серию точных выстрелов (скоростным одиночным или автоматическим огнем) любой удобной точкой ногтевой фаланги, суставом или второй фалангой указательного пальца сильной руки без увода автомата с линии прицеливания за счет запирания автомата от движения в горизонтальной плоскости встречным сжатием пистолетной рукояти автомата в месте крепления ее к ствольной коробке основанием указательного пальца сильной руки и первой и второй фалангами большого пальца
Сущность предлагаемого способа поясняется фиг.1-13.
На фиг.1 схематично показана ладонь стрелка с полусогнутым указательным пальцем в положении имитации выстрела (без оружия).
На фиг.2 схематично показана сжатая ладонь стрелка, в которую вложен продолговатый предмет в положении имитации выстрела (без оружия).
На фиг.3 схематично показано направление силы отдачи автомата, возникающей во время стрельбы и толкающей автомат прямолинейно назад по оси канала ствола.
На фиг.4 схематично показано направление силы проворачивания автомата вокруг центра его масс при встрече двигающейся затворной рамы с задним ограничительным упором и частично из-за того, что задний упор рукоятки автомата расположен ниже оси ствола.
На фиг.5 схематично показано направление силы, возникающей при экстракции гильзы и уводящей ствол автомата вправо-вверх (заднюю часть приклада влево-вниз).
На фиг.6 показано положение первичного противодействия стрелка в момент жесткого вбивания затыльника приклада автомата в плечо, так что затыльник приклада должен исключить амортизирующие свойства одежды и мягких тканей в месте упора приклада.
На фиг.7 показано положение вторичного противодействия стрелка в момент вбивания перепонки между большим и указательным пальцами в задний упор основания пистолетной рукояти автомата (для исключения амортизирующих свойств перепонки).
На фиг.8 показано положение противодействия стрелка проворачиванию автомата относительно центра его масс с уводом ствола вверх при жестком вбивании затыльника приклада в плечо и жестким давлением щеки лица на гребень приклада.
На фиг.9 показано положение мизинца и безымянного пальца кисти сильной руки, охватывающей пистолетную рукоять автомата.
На фиг.10 показано положение противодействия третьей силе, возникающей при экстракции гильзы и уводящей ствол автомата вправо-вверх, осуществляемое также слабой рукой.
На фиг.11 показано положение встречного запирания автомата за счет противодействия сильной руки стрелка в горизонтальной плоскости.
На фиг.12 схематично показано неправильное движение ногтевой фаланги указательного пальца сильной (правой) руки на рычаге спускового крючка вдоль оси длинноствольного оружия.
На фиг.13 схематично показано неправильное движение ногтевой фаланги указательного пальца сильной (правой) руки на рычаге спускового крючка вдоль оси длинноствольного оружия.
Способ осуществляется следующим образом.
Формирование у стрелка навыка противодействия прямолинейной силе отдачи автомата, возникающей во время стрельбы, толкающей автомат прямолинейно назад по оси канала ствола по предложенному способу, можно разделить на два этапа.
Первый этап включает формирование у стрелка навыка первичного противодействия прямолинейной силе отдачи автомата, возникающей во время стрельбы, толкающей автомат прямолинейно назад по оси канала ствола, путем жесткого упора затыльника приклада автомата в плечо стрелка.
Второй этап включает вторичное противодействие силе отдачи, которое формируют путем охвата пистолетной рукоятки автомата кистью правой руки с жестким вбиванием перепонки между большим и указательным пальцами правой руки в задний упор основания пистолетной рукоятки автомата.
Затем формируют навык противодействия проворачиванию автомата и подброса ствола вверх путем жесткого вбивания затыльника приклада в плечо до момента появления на одежде и теле ямки, не дающей двигаться нижней части затыльника, при этом щекой лица создают жесткое давление на гребень приклада, противодействуя подбросу ствола вверх, а мизинцем и безымянным пальцем кисти сильной руки, охватывающей пистолетную рукоять автомата, задавливают ствол автомата вниз.
Одновременно с этим кистью слабой руки, закрепощенной в запястье, в локтевом суставе, отведенном влево-вниз, и плече, жестко охватывают цевье автомата, противодействуют подбросу ствола и силе, возникающей при экстракции гильзы, направленной вправо-вверх. В горизонтальной плоскости противодействуют смещению ствола автомата с линии прицеливания в момент нажатия на спусковой крючок, автомат запирают встречным сжатием сустава основания указательного пальца сильной руки с суставом основания большого пальца и вторым суставом большого пальца сильной руки в месте крепления ее к ствольной коробке.
Стойка стрелка: стрелок стоит, расслабившись, лицом к мишени. Автомат удерживается прикладом на уровне пояса, ствол автомата направлен на мишень. Стрелок, удерживая ствол автомата на мишени, маятниковым движением вскидывает оружие на линию прицеливания и жестко упирает приклад оружия в плечо, одновременно чуть подав голову вперед - вправо - вниз, жестко укладывает правую щеку (под скулой) на гребень приклада таким образом, чтобы положение части лица, сильно прижатой к гребню приклада оружия, было максимально естественным, при этом была создана ось: глаз - целик - мушка - точка прицеливания.
Стрелок запоминает место прижима щеки к гребню приклада. Автомат опускается на исходное (приклад - на уровне пояса, ствол автомата - на уровне мишени). Стрелок сосредотачивает взгляд на мишени в точке прицеливания, закрывает глаза и повторно, маятниковым движением, одновременно подавая лицо щекой вперед - вправо - вниз на гребень приклада, упирает приклад автомата в плечо. Когда возникает уверенность, что автомат наведен на цель, обучаемый открывает глаза: если мушка относительно целика смещена влево, то кисть слабой руки перемещается на цевье ближе к магазину. Если мушка относительно целика смещена вправо, кисть слабой руки удерживает цевье ближе к дульному срезу ствола. Так вводятся поправки в линию прицеливания по горизонтали. По вертикали выравнивание мушки и целика добивается единообразным прикладыванием щеки лица к гребню приклада. Задача: найти такое положение щеки на гребне приклада, при котором автомат, вбитый в плечо и направленный в центр мишени с закрытыми глазами, при открытии глаз не требовал более поправок. Обучаемый должен периодически повторять это упражнение в медленном темпе, каждый раз добиваясь требуемого результата, и каждый раз с силой кратковременно сжимать кистью слабой руки цевье автомата и жестко укладывать щеку на гребень приклада. Следует заметить, что при смене типа оружия с другой эргономикой цевья и приклада обучаемый производит те же манипуляции, тренируя мышечную память применительно к другому автомату. И так каждый раз при смене типа автомата (различных модификаций автомата Калашникова). Таким образом, на коротких дистанциях (до 25 м) быстрое прицеливание осуществляется мышечной памятью кисти слабой руки, мышц лица и однообразием точки вбивания приклада в плечо.
Стойка при стрельбе:
При использовании данной методики для стрельбы стоя применяется агрессивная стойка с наклоном корпуса вперед: левая нога, слегка полусогнутая, без напряжения выносится чуть вперед, правая отставлена назад и закрепощена с целью создания угла противодействия отдаче, оставшейся после ее гашения в кисти сильной руки и плече, в которое уперт приклад. Спина закрепощена. При стрельбе длинной очередью для увеличения опорной площади ноги, отставленной назад, ступня разворачивается параллельно корпусу. Важное замечание: чем меньше собственный вес стрелка, тем наклон корпуса вперед больше, и соответственно, чем больше собственная масса стрелка, тем наклон корпуса вперед (агрессивность стойки) меньше.
При стрельбе с колена корпус стрелка максимально наклоняется вперед, спина жестко закрепощается.
При стрельбе лежа спина стрелка закрепощается максимально. При этом удержание оружия во всех трех положениях осуществляется по данной методике.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ СКОРОСТНОЙ СТРЕЛЬБЕ ИЗ ПИСТОЛЕТА (ВАРИАНТЫ) | 2008 |
|
RU2376545C1 |
АВТОМАТ СОСНИНА | 2015 |
|
RU2612076C2 |
Способ обучения скоростной стрельбе из пистолета | 2022 |
|
RU2788551C1 |
АВТОМАТИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ С КОМБИНИРОВАННОЙ СХЕМОЙ ПРИМЕНЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) | 2012 |
|
RU2485429C1 |
ЗИМНЯЯ СНАЙПЕРСКАЯ ВИНТОВКА | 2018 |
|
RU2687227C1 |
АВТОМАТ С ПОДСТВОЛЬНЫМ ГРАНАТОМЕТОМ КОНСТРУКЦИИ СИТОВА, УКОРОЧЕННЫЙ "АГСУ" | 1999 |
|
RU2186319C2 |
ДВУСТВОЛЬНЫЙ АВТОМАТ КАЛАШНИКОВА | 2015 |
|
RU2619975C2 |
Затыльник приклада стрелкового оружия | 2019 |
|
RU2710120C1 |
АВТОМАТИЧЕСКОЕ СТРЕЛКОВОЕ ОРУЖИЕ | 2023 |
|
RU2818974C1 |
Самозарядный пистолет | 2016 |
|
RU2675309C2 |
Изобретение относится к обучению спортсменов-стрелков технике производства выстрела из огнестрельного оружия, в частности из автомата или карабина. Способ включает формирование у стрелка умения удержания автомата при производстве выстрела, а именно формируют у стрелка навык противодействия силе отдачи автомата, толкающей автомат прямолинейно назад по оси канала ствола, путем жесткого вдавливания затыльника приклада автомата в плечо стрелка и перепонки между большим и указательным пальцами в задний упор основания пистолетной рукоятки автомата, навык противодействия проворачиванию автомата и подброса ствола вверх путем жесткого вдавливания затыльника приклада в плечо до момента появления на одежде и теле ямки, не дающей двигаться нижней части затыльника. Навык противодействия подбросу ствола вверх формируют путем жесткого давления щекой лица на гребень приклада, а мизинцем и безымянным пальцем кисти руки, охватывающей пистолетную рукоять автомата, вдавливают ствол автомата вниз и одновременно с этим кистью другой руки, закрепощенной в запястье, в локтевом суставе, отведенном влево-вниз, и плече, жестко охватывают цевье автомата, противодействуя подбросу ствола и силе, возникающей при экстракции гильзы, направленной вправо-вверх, и навык противодействия смещению ствола автомата с линии прицеливания в горизонтальной плоскости в момент нажатия на спусковой крючок встречным сжатием сустава основания указательного пальца, сустава основания большого пальца и второго сустава большого пальца, плотно прижатых к ствольной коробке. Способ повышает эффективность формирования у стрелка навыков удержания автомата при выстреле одиночным или автоматическим огнем. 13 ил.
Способ обучения скоростной стрельбе из автомата, включающий формирование у стрелка умения удержания автомата при производстве выстрела, отличающийся тем, что формируют у стрелка навык противодействия силе отдачи автомата, толкающей автомат прямолинейно назад по оси канала ствола, путем жесткого вдавливания затыльника приклада автомата в плечо стрелка и перепонки между большим и указательным пальцами в задний упор основания пистолетной рукоятки автомата, навык противодействия проворачиванию автомата и подброса ствола вверх путем жесткого вдавливания затыльника приклада в плечо до момента появления на одежде и теле ямки, не дающей двигаться нижней части затыльника, при этом формируют навык противодействия подбросу ствола вверх путем жесткого давления щекой лица на гребень приклада, а мизинцем и безымянным пальцем кисти руки, охватывающей пистолетную рукоять автомата, вдавливают ствол автомата вниз, и, одновременно с этим, кистью другой руки, закрепощенной в запястье, локтевом суставе, отведенном влево-вниз, и плече, жестко охватывают цевье автомата, противодействуя подбросу ствола и силе, возникающей при экстракции гильзы, направленной вправо-вверх, и навык противодействия смещению ствола автомата с линии прицеливания в горизонтальной плоскости в момент нажатия на спусковой крючок встречным сжатием сустава основания указательного пальца, сустава основания большого пальца и второго сустава большого пальца, плотно прижатых к ствольной коробке.
НАСТАВЛЕНИЯ ПО СТРЕЛКОВОМУ ДЕЛУ.: Изд-во Минобороны СССР, 1973, с.202-207 | |||
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВУ СТРЕЛЬБЫ ИЗ СТРЕЛКОВОГО ОРУЖИЯ И КОМПЛЕКС УЧЕБНЫХ МЕСТ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2002 |
|
RU2213319C1 |
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ СКОРОСТНОЙ СТРЕЛЬБЕ СПОРТСМЕНА-СТРЕЛКА | 1999 |
|
RU2148275C1 |
WO 9806997 A1, 19.02.1998. |
Авторы
Даты
2009-12-10—Публикация
2008-04-14—Подача