СПОСОБ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ГРУНТОВ Российский патент 2000 года по МПК E01C3/04 E02D3/12 

Описание патента на изобретение RU2148689C1

Изобретение относится к области строительства, в частности к способам укрепления грунта при возведении дорожных оснований.

Известен способ закрепления грунта посредством смешения его с цементом с последующим введением в их смесь поверхностно-активных добавок [1]. Недостатком этого способа является применение дефицитных материалов (цемента, эмульсий и др.) и высокая стоимость работ.

Известен способ закрепления грунтов, сущность которого состоит в том, что для закрепления грунта используется известковое вяжущее, включая золу-уноса и добавки. При этом в качестве добавок используется битумное вяжущее [2] . Недостатком этого способа является то, что он имеет повышенную трудоемкость и стоимость работ, а также не обеспечивает необходимых прочностных и деформативных характеристик закрепленного грунта.

Наиболее близким к заявляемому способу по технической сущности и достигаемому положительному эффекту является известковый способ (прототип) закрепления грунтов при возведении дорожных оснований, включающей смешивание местного грунта с природным мелом и известью с образованием вяжущей пуццоланового типа [3] . Недостаток известного способа состоит в том, что он не обеспечивает необходимых прочностных и деформативных характеристик закрепленного грунта.

Цель изобретения - повышение прочности и морозоустойчивости закрепленного грунта, а также обеспечение утилизации отходов химической водоочистки тепловых электростанций ТЭС в виде шламов.

Сущность предлагаемого способа закрепления грунта состоит в том, что смешивается местный грунт с наполнителями в виде брикетов размером, например, 20-70 мм и известковое вяжущее из карбонатных шламов с последующим уплотнением смеси до плотности 0,95-0,98 от максимальной.

Для изготовления брикетов, а также известкового вяжущего применяется мелкодисперсные карбонатные шламы, образующиеся как отходы при химической очистке воды на тепловых электростанциях. Примерный состав этих шламов следующий (%):
CaO - 51,1
MgO - 5,1
SiO2 - 2,1
Al2O3 - 0,22
Fe2O3 - 2,6
SO3 - 0,03
сера - 0,012
P2O5 - 0,06
TiO2 - 0,06
потери при прокаливании (ППП) - 40,0
Брикеты представляют собой скускованный материал строго определенной формы (кубический или в виде "лепешек") размером 20-50 мм и более. Брикеты получают из шлама химической водоочистки тепловых электростанций путем их прессования при оптимальной влажности с добавлением цемента до 10-15% и минерального порошка из высушенного и измельченного шлама ТЭС.

Характеристика твердых брикетов:
влажность 12-14%, плотность - 1,65 г/см3, прочность при сжатии не менее 90 кгс/см2 (9 МПа), насыпная масса 1,6 т/м3.

Известковое вяжущее получают из карботантных шламов ТЭС путем добавки до 2% хлористого кальция, их высушивании, измельчения и обжига при to не менее 850oC.

Предлагаемый способ закрепления грунтов осуществляется следующим образом.

Брикеты и известковое вяжущее подвозится к участку дороги, где закрепляется грунт. Далее с помощью дозатора и смесителя приготавливается смесь из местного грунта с брикетами и известковым вяжущим в определенных пропорциях в зависимости от требуемой прочности закрепленного грунта.

Затем смесь разравнивают по профилю дороги бульдозером или скрепером с обеспечением необходимой толщины слоя с последующим уплотнением слоя дорожным катком.

После уплотнения слоя участок дороги выдерживается во времени для обеспечения твердения и набора прочности слоя закрепленного грунта.

После выдержки участок дороги готов к эксплуатации.

В лабораторных условиях были проведены исследования состава смесей из грунта, брикетов и известкового вяжущего. Для этого в форму размером 300х300х300 мм насыпалась смесь и осуществлялось уплотнение ее давлением, аналогичным давлению от дорожного катка 8 до 20 кг/см2. После уплотнения и выдержки образцов во времени последние набирали прочность в зависимости от соотношения количества грунта, брикетов и известкового вяжущего.

Испытание образцов показало, что прочность закрепленного грунта колеблется от 15 до 50 кгс/см2.

Пример конкретного выполнения способа.

Предлагаемый способ опробован в Подмосковье при реконструкции участка дороги длиной 500 м. Работы проводились в летнее время года. Для закрепления участка дороги было использовано около 250 м3 брикетов и 100 м3 известкового вяжущего.

Непосредственно на месте приготавливалась смесь грунта, брикетов, известкового вяжущего в соотношении 5:3:1 частей по массе.

После смешивания смесь разравнивалась по профилю дороги слоем 250 мм и уплотнялась дорожным катком. После выдержки в течение 14-16 дней участок дороги начал эксплуатироваться. Наблюдения за участком дороги в течение года показали, что дорога нормально эксплуатируется, и на ней отсутствовали выбоины и разрушения.

Источники информации:
1. И. П.Баркавенко. Способ закрепления грунта. A.с.CCCP N 317752, МПК E 02 Д 3/14, 1971.

2. Вяжущее для закрепления грунта, состоящее из золы уноса 75-85o и известково-битумной пасты. А.с. СССР N 384974, МКЛ E 02 Д 3/14, 1973.

3. А.с. СССР N 1682439, кл. E 01 C 7/36, опубл. 07.10.91.

Похожие патенты RU2148689C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОКУСКОВАНИЯ ВАНАДИЙСОДЕРЖАЩИХ ШЛАМОВ ТЕПЛОВЫХ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ 1998
  • Москалина Федор Николаевич
  • Розенфельд А.А.(Ru)
  • Бейлин Я.Л.(Ru)
  • Вавилов Ю.Н.(Ru)
  • Храмчихин А.М.(Ru)
  • Будаев С.С.(Ru)
  • Егоров Н.С.(Ru)
  • Горелов Ю.И.(Ru)
  • Преснов Г.В.(Ru)
  • Ногин В.И.(Ru)
  • Еренков С.И.(Ru)
  • Шуляев В.А.(Ru)
  • Маркин О.Г.(Ru)
RU2155238C2
СПОСОБ ДОМЕННОЙ ПЛАВКИ 1996
  • Москалина Федор Николаевич
  • Бейлин Яков Львович
  • Розенфельд Александр Александрович
  • Вавилов Юрий Николаевич
  • Храмчихин Алексей Михайлович
  • Горелов Юрий Иванович
  • Маркин Олег Георгиевич
RU2114181C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БРИКЕТОВ 1996
  • Бейлин Я.Л.
  • Москалина Ф.Н.
  • Розенфельд А.А.
  • Вавилов Ю.Н.
  • Храмчихин А.М.
  • Горелов Ю.И.
  • Егоров Н.С.
  • Будаев С.С.
  • Маркин О.Г.
RU2105043C1
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ДОРОЖНОГО И АЭРОДРОМНОГО ОСНОВАНИЯ 2009
  • Тихомиров Борис Иванович
  • Коршунов Александр Николаевич
RU2412300C1
СПОСОБ УСТРОЙСТВА КОНСТРУКТИВНОГО СЛОЯ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ НА ОСНОВЕ ЗОЛЫ ОТ СЖИГАНИЯ ОСАДКОВ СТОЧНЫХ ВОД 2011
  • Зубова Оксана Викторовна
  • Бессараб Геннадий Александрович
  • Суворова Назия Ахадовна
  • Салминен Эро Ойвович
RU2471913C2
Способ возведения дорожного и аэродромного основания 2017
  • Тихомиров Борис Иванович
  • Коршунов Александр Николаевич
RU2657576C1
КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ УСТРОЙСТВА ОСНОВАНИЙ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД И ДРУГИХ СООРУЖЕНИЙ 2012
  • Митрофанов Николай Георгиевич
  • Панов Иван Валерьевич
  • Румянцев Дмитрий Анатольевич
  • Шабанова Татьяна Николаевна
  • Зенкин Игорь Николаевич
RU2520118C2
Дорожно-строительный материал - техногенный укреплённый грунт «БРИТ» и способы строительства конструктивных слоёв дорожной одеждыс его использованием 2019
  • Смирнов Антон Павлович
  • Мударисов Рамиль Тимербекович
  • Багаутдинова Ирина Александровна
  • Коротков Алексей Викторович
  • Мызгин Илья Александрович
  • Ушакова Ирина Валерьевна
  • Иванкин Николай Валерьевич
  • Барковский Дмитрий Владиславович
  • Агафонов Андрей Николаевич
RU2716406C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ УКРЕПЛЕННОГО ГРУНТОВОГО МАТЕРИАЛА 2006
  • Дубина Михаил Михайлович
RU2324784C1
СПОСОБ СТРОИТЕЛЬСТВА ОСНОВАНИЯ АЭРОДРОМНЫХ И ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД ИЗ НЕКОНДИЦИОННЫХ ГРУНТОВ 2021
  • Пащенко Федор Александрович
  • Харьков Никита Сергеевич
  • Гарбузов Валерий Викторович
RU2767638C1

Реферат патента 2000 года СПОСОБ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ГРУНТОВ

Изобретение относится к области строительства, в частности к способам укрепления грунтов при возведении дорожных оснований. Способ заключается в смешивании местного грунта с наполнителем - брикетами, полученными прессованием смеси шлама химической водоочистки теплоэлектростанций с 10-15% цемента, и известковым вяжущим - обожженной смесью карбонатного шлама теплоэлектростанций с хлористым кальцием в количестве до 2% с последующим уплотнением до плотности 0,95-0,98 от максимальной. При этом соотношение местного грунта, брикетов и известкового вяжущего может быть как 6:3:1 - 4:3:1. Технический результат: способ позволяет по упрощенной и экономичной технологии производить закрепление грунтов и утилизировать шламы тепловых электростанций. 1 з.п. ф-лы.

Формула изобретения RU 2 148 689 C1

1. Способ закрепления грунтов, преимущественно для дорожного строительства, путем смешивания местного грунта с наполнителем и известковым вяжущим с последующим уплотнением смеси, отличающийся тем, что в качестве наполнителя используют брикеты, полученные прессованием смеси шлама химической водоочистки теплоэлектростанций с 10 - 15% цемента, а в качестве известнякового вяжущего используют обожженную смесь карбонатного шлама теплоэлектростанций с хлористым кальцием в количестве до 2%, а уплотнение осуществляют до плотности 0,95 - 0,98 от максимальной. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что местный грунт, брикеты и известковое вяжущее смешивают в соотношении 6:3:1-4:3:1.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2000 года RU2148689C1

Композиция для устройства дорожного основания 1989
  • Ковальчук Виталий Иванович
SU1682439A1
Грунтобетонная смесь 1977
  • Колбас Николай Сергеевич
  • Баранов Алексей Иванович
  • Русинова Татьяна Серафимовна
  • Ковалева Мария Алексеевна
SU607870A1
Вяжущее для укрепления грунта 1978
  • Ткачев Владимир Александрович
  • Мельниченко Виктор Поликарпович
  • Гончарова Людмила Васильевна
  • Баранова Валентина Ивановна
SU718543A1
Смесь для дорожного строительства 1990
  • Загоровская Алевтина Александровна
  • Зыков Владимир Владимирович
  • Ходасевич Юрий Георгиевич
  • Федоров Леонид Алексеевич
  • Сергей Наталия Николаевна
SU1778209A1
КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ УСТРОЙСТВА ОСНОВАНИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И НАЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ 1996
  • Мымрин Всеволод Анатольевич
RU2101413C1

RU 2 148 689 C1

Авторы

Москалина Федор Николаевич

Розенфельд А.А.(Ru)

Бейлин Я.Л.(Ru)

Вавилов Ю.Н.(Ru)

Храмчихин А.М.(Ru)

Горелов Ю.И.(Ru)

Преснов Г.В.(Ru)

Ногин В.И.(Ru)

Еренков С.И.(Ru)

Шуляев В.А.(Ru)

Москалина Иван Николаевич

Маркин О.Г.(Ru)

Даты

2000-05-10Публикация

1998-05-29Подача