Изобретение относится к строительным смесям для дорожного строительства и может найти применение при строительстве дорог.
Известна смесь для дорожного строительства, которая включает шлаковый щебень, шлаковую пыль, грунт, оксид кальция, воду, оксид магния и нефтяной шлам.
Смесь сложна в приготовлении и не обеспечивает низкий коэффициент фильтрации.
Наиболее близкой по технический сущности и достигаемому результату является смесь для дорожного строительства, включающая минеральный наполнитель, в качестве которого исполь зуют малопрочный известняк-ракушечник и добавку золу-уноса и цемент.
Недостатком известной смеси является низкая прочность при сжатии и высокий коэффициент фильтрации
Целью изобретения является повышение прочности и уменьшение козффи- цента фильтрации.
Поставленная цель достигается тем, что смесь для дорожного строительства, включающая щебень и добавку, в качестве добавки содержит отвальный осадок сточных вод и отход производства при Аосфатировании металлических поверхностей перед окрашиванием - фосфатный шлам при следующем соотношении компонентов, мае.ч.:
Щебень100
Отвальный осадок
сточных вод 22,8-37,5
Фосфатный шлам 2,2-7,5
XI 00
ю о ю
Отход производства при фосфатиро- вании металлических поверхностей ре-, ред окрашиванием - Фосфатный шлам представляет собой мелкодисперсный порошок Минского завода холодильников. По своему составу он представлен в виде нерастворимых монофосфатов цинка и железа. Химическое содержание элементов следующее, мас.%: Zn 20-39, Fe 8-32, Р ,1, остальное примеси меди, нитратов, воды.
Отвальный осадок сточных вод, используемый при экспериментальной работе, резко отличается от свежевыде- ленного и не имеет специфического запаха, удобен в транспортировании. Размер частиц находится в пределах 2- 5 мм. Минеральная часть осадка имеет
следующий состав, масД: Si02 47, 9, Fe203 13,6, СаО 15, MgO 3,2, КуО 2,2, NazO 3, ЗОз А, ZnO 0,3, CuO 0,3, NiO 1, Crz03 1,6 и следы других соединений.
По результатам термогравиметриче- ского анализа при нагревании до 750 С потери при прокаливании (п.п.п.) в осадке, взятом для исследования, составляли около 30%.
Использование в данном техничес- ком решении в качестве добавки смеси отвального осадка сточных вод с фосфатным шламом обеспечивает более плотную упаковку частиц и адсорбционное взаимодействие между поверхностью частиц смеси и минерального материала с образованием более плотной структуры всей массы.
В эксперименальной работе использован отвальный осадок городских сточных вод со сроком консервации 3 года.
Минеральный компонент представлен щебеночной смесью с максимальными размерами частиц до 10-12 мм (10%).
Предел прочности при сжатии стандартных образцов определялся через 28 сут.
Для определения коэффициента , фильтрации были использованы почвенные колонки (d 0,03 м, h 0,4 м), в которые вносилась смесь, уплотнялась до слоя 10 см, заливалась водой до 20 см и определялась фильтрация в течение суток.
Изобретение иллюстрируется следующими примерами.
Пример 1. Отвальный осадок сточных вод в количестве 21,6 г сме
5 Q
5 0
5
0 5
0
5
0
55
шивают с 2, г фосфатного шлама и добавляют к минеральному компоненту - щебню, взятому в количестве 100 г. Всю смесь перемешивают до равномерного распределения и загружают в колонку, уплотняют и проводят фильтрацию под напором слоя воды. Рассчитывают коэффициент фильтрации. Для определения предела прочности при сжатии формуют образцы размером см и после 28 суточного хранения ведут испытания.
Примеры 2-5 осуществляют при соотношениях компонентов, указанных в таблице.
Из таблицы следует, что предлагаемое техническое решение в сравнении с поототипом является более эффективным, так как предел прочности при сжатии значительно выше, а коэффициент фильтрации является более низким.
Уменьшение содержания отвального осадка сточных вод и Фосфатного шлама в смеси для дорожного строительства ниже указанных пределов приводит к ухудшению предела прочности при сжатии и коэффициента фильтрации в связи с нарушением структуры уплотненной s массы и увеличением пористости между частицами компонентов.i
Увеличение содержания компонентов в добавке выше предлагаемого предела также приводит к ухудшению показателей предела прочности при сжатии и коэффициента фильтрации.
Технико-экономическая э4 Ьектив- ность предлагаемого технического решения заключается в том, что оно обеспечивает улучшение физико-механических показателей смеси для дорожного строительства, которая вводится в систему дорожного покрытия, что в общем приводит к увеличению долговечности покрытия дороги за счет удлинения срока его эксплуатации. Введение добавки в смесь уплотняет минеральный компонент а основании дороги и позволяет устранить дробимость щебня при воздействии динамических нагрузок.
Использование отходов производства в качестве рабочих материалов приводит одновременно к созданию безотходных технологий и обеспечивает охрану окружающей среды от загрязнения осад- KOM CJочных вод и фосфатным шламом, вывоз которых в отвалы требует отчуждения земель. Таким образом, одновре51
менно с решением экологических вопро сов обеспечивается социальный эффект
Формула изобретения
Смесь для дорожного строительства включающая щебень и добавку, о т л и чающаяся тем, что, с целью повышения прочности и уменьшения эффициента фильтрации, она содержит
78209б
в качестве добавки отвальный осадок сточных вод и отход производства при фосфатировании металлических поверхностей перед окрашиванием - фос- фатный шлам при следующем соотноше- нии компонентов, мае.ч.:
Щебень100
Отвальный осадок
JQ сточных вод 22,8-37,5 Фосфатный шлам 2,2-7,5.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Сырьевая смесь для устройства теплоизоляционного слоя дорожной одежды | 1990 |
|
SU1747586A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА НА ОСНОВЕ ПЕРЕРАБОТАННЫХ ОСАДКОВ СТОЧНЫХ ВОД ПРЕДПРИЯТИЙ КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА | 2012 |
|
RU2494986C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА НА ОСНОВЕ ПЕРЕРАБОТАННЫХ ОСАДКОВ СТОЧНЫХ ВОД ПРЕДПРИЯТИЙ КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА | 2012 |
|
RU2494985C1 |
СПОСОБ УСТРОЙСТВА КОНСТРУКТИВНОГО СЛОЯ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ НА ОСНОВЕ ЗОЛЫ ОТ СЖИГАНИЯ ОСАДКОВ СТОЧНЫХ ВОД | 2011 |
|
RU2471913C2 |
ЗОЛОМИНЕРАЛЬНЫЙ СОСТАВ ДЛЯ ОСНОВАНИЙ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД | 2007 |
|
RU2350709C1 |
АСФАЛЬТОБЕТОННАЯ СМЕСЬ | 1997 |
|
RU2119465C1 |
АСФАЛЬТОБЕТОННАЯ СМЕСЬ | 1992 |
|
RU2026269C1 |
АСФАЛЬТОБЕТОННАЯ СМЕСЬ | 2013 |
|
RU2534861C1 |
СЫРЬЕВАЯ СМЕСЬ | 2008 |
|
RU2368587C1 |
АСФАЛЬТОБЕТОННАЯ СМЕСЬ | 1996 |
|
RU2074277C1 |
Использование: дорожное строительство. Сущность изобретения: смесь для дорожного строительства содержит щебень 100 мае.ч., отвальный осадок сточных вод 22,8-37,5 мае.ч., отход производства при фосфатировании металлических поверхностей перед окрашиванием - Фосфатный шлам 2,2- 7,5 мае.ч. Прочность при сжатии водо- насыщенных образцов 7,3-7,5 МПа, коэффициент фильтрации 1-10 - 1,1 хЮ см3/с. 1 табл.
Содержание компонентов и результаты экспериментальных данных
Композиция для устройства дорожного основания | 1987 |
|
SU1470829A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Строительная смесь для устройствадОРОжНОгО ОСНОВАНия | 1979 |
|
SU796300A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1992-11-30—Публикация
1990-07-25—Подача