Изобретение относится к транспортному машиностроению, к трансмиссии транспортных машин.
Известны агрегаты трансмиссии со ступенчатым изменением передаточных чисел, содержащие шестерни, валы, опоры, устройства переключения передач, применяемые на отечественных и зарубежных автомобилях (1. Автомобили: Конструкция, конструирование и расчет. Трансмиссия. Под ред. А.И. Гришкевича. - Мн.: Высш. шк., 1982, - 240 с.)
Эти агрегаты конструктивно сложны и металлоемки.
Наиболее близкой к предлагаемой коробке передач (КП) является двухвальная шестиступенчатая КП по авторскому свидетельству N 1113287.
Коробка передач содержит корпус с параллельно размещенными в нем входным и выходом валами, четыре пары взаимозацепленных шестерен и три шестерни заднего хода, причем две шестерни выходного вала объединены в блок.
Коробка передач излишне сложна и металлоемка: для переключения передач установлены шесть муфт, а для привода агрегата используются два входных вала со своими сцеплениями.
Задачей изобретения является снижение металлоемкости и сложности конструкции коробки передач.
Технический результат достигается тем, что все шестерни на валах установлены свободно, четыре шестерни входного вала, одна из которых заднего хода , объединены в блок, одна муфта установлена на входном валу между блоком шестерен и отдельной шестерней, на выходном валу установлены две муфты, одна между блоком шестерен и отдельной шестерней, вторая - между отдельными шестернями, одна из которых заднего хода.
На фиг. 1 изображена схема двухвальной шестиступенчатой коробки передач.
На фиг. 2 представлен фрагмент схемы коробки передач - входной вал в другом конструктивном исполнении.
На фиг. 3 изображена лучевая диаграмма коробки передач, под ней приведена таблица положений муфт на различных передачах.
В опорах корпуса коробки передач 1 расположены входной (первичный) вал 2 и выходной (вторичный) вал 3. На первичном валу 2 установлены шестерни 4, 5, 6, 7 и 8, причем четыре последние шестерни объединены в блок 9. На вторичном валу 3 установлены шестерни 10 и 11, объединенные в блок, в также шестерни 12, 13 и 14. Шестерни заднего хода 15 расположена между шестернями 8 и 14. Муфта 16 (A) расположена на первичном валу между шестерней 4 и блоком 9. Муфта 17 (B) расположена на вторичном валу между шестернями 11 и 12, а муфта 18 (C) - между шестернями 13 и 14.
Работа коробки передач осуществляется следующим образом.
Первая передача
Муфты A и C находятся в левом положении, а муфта B - в нейтральном (см. табл. под фиг. 3).
Крутящий момент от первичного вала 2 по муфте A в левом положении поступает на пару шестерен 4 - 10, затем по блоку на пару шестерен 11 - 5, по блоку 9 на пару шестерен 7 - 13, по муфте C в левом положении на вторичный вал 3.
На лучевой диаграмме (см. фиг. 3) эта передача представлена тремя взаимосвязанными лучами, выходящими из т. 0 на средней горизонтали. Луч 4 - 10 направлен направо вниз к т. 3, затем луч 11 - 5 направо вверх и луч 7 - 13 направо вниз к т. 1. Чем положе луч, тем больше передаточное число пары шестерен. Наклон луча вправо указывает на замедляющую передачу, наклон луча налево - на ускоряющую. Из лучевой диаграммы видно, что максимальное передаточное число обеспечивает пара шестерен 4 - 10, меньшее передаточное число в паре 7 - 13 и минимальное - в паре 6 - 12.
Вторая передача
Муфту B переключаем в правое положение, а муфту C - в нейтральное. Пара шестерен 7 - 13 выключается из работы, вместо нее включается пара 6 - 12.
Третья передача
Муфту B переключаем в левое положение. От трехпарного зацепления переходим к однопарному. Крутящий момент передается парой шестерен 4 - 10, далее по блоку шестерен на муфту B в левом положении и на вторичный вал. На лучевой диаграмме эта передача представлена лучом 4 - 10 к т. 3.
Четвертая передача
Переключаем муфту A в правое положение, B - в нейтральное и C - в левое положение. Крутящий момент от первичного вала 2 по муфте A в правом положении поступает на блок 9, парой шестерен 7 - 13 и муфтой C в левом положении на вторичный вал 3.
Пятая передача
Переключаем муфту B в правое положение, а муфту C - в нейтральное. От первичного вала крутящий момент передается парой шестерен 6 - 10 и муфтой C в левом положении.
Шестая передача
Муфту B переключаем в левое положение. Крутящий момент передается парой шестерен 5 - 11 и муфтой B в левом положении. В отличие от первой и второй передач эта пара шестерен работает в другом направлении, ранее она передавала крутящий момент от блока на вторичном валу к блоку шестерен первичного вала в замедляющем режиме, на шестой передаче эта пара шестерен работает в ускоряющем режиме - от первичного вала ко вторичному. На лучевой диаграмме эта передача представлена лучом 5 - 11 от т. 0 к т. 6.
Первый задний ход
Муфта A в левом положении, B - в нейтральном, C - в правом положении. В отличие от первой передачи вместо пары шестерен 7 - 13 включен ряд шестерен заднего хода 8-15-14.
Второй задний ход
Муфта A в правом положении. Крутящий момент передается только рядом шестерен 8-15-14.
Положительный эффект выражается в том, что снижена металлоемкость и сложность конструкции КП за счет исключения второго трубчатого входного вала с его сцеплением, а также применением только трех муфт переключения передач вместо шести у прототипа.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 1998 |
|
RU2143348C1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 1999 |
|
RU2162419C1 |
РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА | 2000 |
|
RU2176193C2 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 1999 |
|
RU2174075C2 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 1999 |
|
RU2191122C2 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 1999 |
|
RU2183566C2 |
РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА | 1999 |
|
RU2183565C2 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 1999 |
|
RU2175916C2 |
ТРАНСМИССИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1998 |
|
RU2149772C1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 1999 |
|
RU2173640C2 |
Изобретение относится к транспортному машиностроению. Все шестерни на валах двухвальной шестиступенчатой коробки передач установлены свободно. Четыре шестерни входного вала, одна из которых заднего хода, объединены в блок. На входном валу установлена одна муфта, на выходном - две муфты. Снижены металлоемкость и сложность конструкции. 3 ил.
Коробка передач, содержащая корпус с параллельно размещенными в нем входным и выходным валами, четыре пары взаимозацепленных шестерен и три шестерни заднего хода, причем две шестерни выходного вала объединены в блок, муфты переключения передач, отличающаяся тем, что все шестерни на валах установлены свободно, четыре шестерни входного вала, одна из которых заднего хода, объединены в блок, одна муфта установлена на входном валу между блоком шестерен и отдельной шестерней, на выходном валу установлены две муфты, одна между блоком шестерен и отдельной шестерней, вторая - между отдельными шестернями, одна из которых заднего хода.
Коробка передач И.И.Лифшица для переднеприводного автомобиля | 1983 |
|
SU1113287A1 |
Коробка передач траспортного средства | 1989 |
|
SU1654039A1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1991 |
|
RU2008230C1 |
DE 4226576 A1, 17.02.1994 | |||
ШТОРНЫЙ ЗАТВОР | 1930 |
|
SU29711A1 |
DE 4440710 A1, 30.05.1996 | |||
Трансмиссия для автомобилей и других машин | 1949 |
|
SU80593A1 |
Авторы
Даты
2000-05-27—Публикация
1998-06-08—Подача