Изобретение относится к транспортному машиностроению, к трансмиссии транспортных машин.
Известны блокированный (Зил, УралАЗ) и дифференциальный (КрАЗ, КамАЗ) приводы ведущих мостов тележки (Автомобили: Конструкция, конструирование и расчет. Трансмиссия: Под ред. А.И.Гришкевича. - Мн.: Выш.шк., 1985. - 240 с. ).
Эти приводы имеют ограниченные функции - они только распределяют подведенный к ним крутящий момент, но не в состоянии трансформировать его.
Наиболее близким к предлагаемому приводу ведущих мостов является привод мостов задней тележки автомобиля КамАЗ (см. там же, с. 216, рис. 7.5).
Привод состоит из межмостового симметричного конического дифференциала, оснащенного принудительной блокировкой и установленного на корпусе редуктора среднего ведущего моста автомобиля КамАЗ.
Привод имеет ограниченные возможности, он только распределяет подведенный к нему крутящий момент поровну между мостами задней тележки. Для сложных дорожных условий предусмотрена принудительная блокировка дифференциала.
Задачей изобретения является расширение эксплуатационных возможностей транспортного средства за счет трансформирования крутящего момента в планетарном механизме - дифференциале.
Технический результат достигается тем, что планетарный механизм оснащается муфтами, позволяющими изменять состояние этого механизма за счет остановки одного из звеньев относительно корпуса механизма и замены звеньев входа и выхода крутящего момента относительно планетарного механизма.
На фиг. 1а изображена схема привода ведущих мостов для двух вариантов использования: прямая передача момента в дифференциальном режиме и ускоряющая передача в блокированном режиме.
На фиг. 1б представлена лучевая диаграмма для приведенной ранее схемы в случае ее применения на автомобиле КамАЗ с 5-ти ступенчатой коробкой передач.
На фиг. 2а - схема привода для прямой передачи и замедляющей передачи в блокированном режиме.
На фиг. 2б - лучевая диаграмма для приведенной схемы.
На фиг. 3а - схема привода, реализующая три передачи: ускоряющая в блокированном режиме, прямая в дифференциальном и блокированном режимах, замедляющая в блокированном.
На фиг. 3б - лучевая диаграмма для схемы 3а.
В корпусе 1 редуктора ведущего моста (см. фиг. 1а) расположен корпус 2 планетарного механизма (межмостового конического дифференциала), который соединен с ведущим валом 3. На крестовине 4, закрепленной в корпусе 2, установлены сателлиты 5, зацепленные с шестернями 6 и 7. Шестерня 6 закреплена на валу 8 привода заднего ведущего моста. На валу 8 установлен трубчатый вал привода среднего моста, который разделен на две части. Шестерня 7 закреплена на одной части (9) трубчатого вала. Шестерня привода среднего моста 10 другой частью (11) трубчатого вала соединяется с широким зубчатым венцом 12, рядом с которым на валу 8 закреплен зубчатый венец 13. Зубчатый венец 14 закреплен на части трубчатого вала (9), а зубчатый венец 15 - на стенке корпуса редуктора 1. Широкая одновенцовая муфта 16 расположена на венце 15, а двухвенцовая муфта 17 - на широком венце 12, муфты взаимосвязаны двухпозиционным ползуном 18.
На ведущем валу 3 (см. фиг. 2а и 3а) на соединении, подвижном в осевом направлении (например, шлицевое), установлен трубчатый вал управления 19 с зубчатым венцом 20. Аналогично на валу 8 установлен трубчатый вал управления 21 с зубчатым венцом 22. Валы управления 19 и 21 имеют подвижное торцевое соединение 23. Внутренние зубчатые венцы расположены последовательно: 24 - в стенке корпуса 2, 25 - в шестерне 6, 26 - в крестовине 4. Правый венец двухвенцовой муфты 17 имеет увеличенную ширину, превышающую величину осевого зазора между венцами 13 и 14.
Работа привода ведущих мостов осуществляется следующим образом.
Муфты 16 и 17 в положении I (см. фиг. 1а внизу). Широкая одновенцовая муфта 16 в выключенном положении, двухвенцовая муфта 17 соединяет венец 14 трубчатого вала 9 с широким венцом 12 трубчатого вала 11. Крутящий момент от ведущего вала 3 поступает на корпус 2 планетарного механизма, включенного в режиме дифференциала, водило 4 сателлитами 5 поровну распределяют крутящий момент на шестерни 6 и 7. От шестерни 6 по валу 8 усилие передается на задний ведущий мост. От шестерни 7 по трубчатому валу 9, зубчатому венцу 14, муфте 17, зубчатому венцу 12, трубчатому валу 11 усилие передается на шестерню 10 привода среднего ведущего моста.
Двухпозиционным ползуном 18 перемещают муфты 16 и 17 в положение II (см. фиг. 1а, вверху). Широкая муфта 16 останавливает шестерню 7 планетарного механизма, соединяя шестерню 7 с трубчатым валом 9 и зубчатым венцом 14 с зубчатым венцом 15 стенки корпуса редуктора 1. Крутящий момент от ведущего вала 3 поступает на корпус 2 и крестовину 4. Сателлиты 5, обкатываясь по остановленной шестерне 7, удваивают скорость вращения шестерни 6 по отношению к исходной скорости вращения вала 3 и корпуса 2. Уменьшенный в два раза по отношению к входному крутящий момент по валу 8 поступает к заднему ведущему мосту, а от зубчатого венца 13 этого вала по двухвенцовой муфте 17 поступает на широкий зубчатый венец 12 трубчатого вала 11 шестерни 10 привода среднего ведущего моста. Привод мостов блокированный: валы 8 и 11 вращаются с одинаковой скоростью, крутящий момент на эти валы распределяется пропорционально моментам сопротивления движению.
На лучевой диаграмме (см. фиг. 1б) приведены передаточные числа трансмиссии до главной передачи для автомобиля КамАЗ с 5-ти ступенчатой коробкой передач (КП). Шкалы лучевой диаграммы в логарифмическом виде, передаточное число характеризуется наклоном луча, который не изменяется на любом участке диаграммы. Вертикальный луч соответствует прямой передаче - передаточное число равно единице. Луч, наклоненный влево, указывает на ускоряющую передачу, чем положе луч, тем меньше передаточное число - выше скорость вращения по отношению к исходной. Луч, наклоненный направо, характеризует замедляющую передачу, чем положе луч, тем больше передаточное число - тем ниже скорость вращения валов на выходе по отношению к скорости вращения ведущего вала. На верхней горизонтальной шкале показаны передачи базовой коробки передач. На нижней горизонтальной шкале вверху приведены величины передаточных чисел в логарифмическом виде, внизу - полученные в итоге передачи, а под ними - передаточные числа в натуральном виде. Передачи КП без трансформации представлены вертикальными лучами, передачи в ускоряющем режиме - лучами с наклоном влево.
На фиг. 2а в положении I муфты 16 и 17 соответствуют фиг. 1а. Двухпозиционный ползун 18 устанавливает муфту в виде скользящего трубчатого вала 19 с зубчатым венцом 20 в соединение с зубчатым венцом 24 корпуса 2. Вал 19 торцевым соединением 23 перемещает муфту вала 8 в виде трубчатого вала 21 с зубчатым венцом 22 до соединения с зубчатым венцом 25 шестерни 6. Крутящий момент от ведущего вала 3 по трубчатому валу 19, взаимосвязанному с валом 3, по зубчатому венцу 20 передается по зубчатому венцу 24 на корпус 2 и крестовину 4. Сателлиты 5 распределяют поровну крутящий момент на шестерню 7, трубчатый вал 9, зубчатый венец 14, двухвенцовую муфту 17, широкий зубчатый венец 12, трубчатый вал 11 и шестерню 6, зубчатые венцы 24 и 22, трубчатый вал 21 и вал 8 привода заднего ведущего моста. На лучевой диаграмме (см. фиг. 2а) это положение отражено вертикальными лучами.
Муфты в положении II (см. фиг. 2а). Широкая муфта 16 останавливает шестерню 7 относительно стенки корпуса 1, соединяя зубчатый венец 15 с зубчатым венцом 14 и трубчатым валом 9 шестерни 7. Взаимосвязанная с ней двухпозиционным ползуном 18 двухвенцовая муфта 17 соединяет между собой зубчатый венец 13 вала 8 с широким зубчатым венцом 12 трубчатого вала 11 шестерни 10, как в описанном ранее случае. Но подключение валов 8 и 11 к планетарному механизму изменилось, вместо шестерни 6 они соединены с водилом - корпусом 2. По сравнению с вариантом 1а изменилось и звено входа - вместо корпуса 2 ведущий вал 3 трубчатым валом 19 и зубчатым венцом 20 соединяется с зубчатым венцом 25 шестерни 6. Вал 19 торцовым соединением 23 перемещает трубчатый вал 21 с зубчатым венцом 22 до соединения с зубчатым венцом 26 крестовины 4 корпуса 2. Крутящий момент от ведущего вала 3 трубчатым валом 19 и зубчатым венцом 20 поступает по зубчатому венцу 25 на шестерню 6. Шестерня 6 вращает сателлиты 4, которые обкатываясь по шестерне 7, остановленной относительно корпуса 1, через крестовину 4 вращают корпус планетарного редуктора 2 со скоростью, в два раза меньшей, чем скорость вала 3. Замедленное вращение корпуса 2 крестовиной 4, зубчатыми венцами 26 и 22, трубчатым валом 21 передается на вал 8 привода заднего моста, а также зубчатым венцом 13, муфтой 17, зубчатым венцом 12 на трубчатый вал 11 и шестерню 10 привода среднего ведущего моста. Это положение планетарного механизма на лучевой диаграмме (см. фиг. 2б) представлено лучами, наклоненными направо.
На фиг. 3а трубчатые валы и муфты управления имеют раздельный привод, причем муфты 16 и 17 могут занимать три положения, что обеспечивает четыре рабочих режима (см. вид справа). Индекс звена планетарного механизма, указанный в верхней части обозначения передаточного числа, принадлежит оставленному звену, в нижней части указаны звенья входа и выхода крутящего момента.
1. Ускоряющая передача в блокированном режиме. Остановлено эпициклическое колесо (b), вход на водило (h), выход от солнечной шестерни (a). В симметричном дифференциале солнечная шестерня 6 и эпициклическое колесо 7 имеют одинаковое число зубьев. Трубчатые валы 19 и 21 с зубчатыми венцами 20 и 22 в положении I, а муфты 16 и 17 в положении III. Работа трубчатых валов соответствует фиг. 2а на прямой передаче, а муфт - на замедляющей передаче фиг. 2а. Крутящий момент от ведущего вала 3 по трубчатому валу 19 и зубчатым венцам 20 и 24 поступает на корпус 2 и крестовину 4. Сателлиты 5, обкатываясь по остановленной шестерне 7, вращают шестерню 6 со скоростью в два раза выше, чем скорость вала 3. Шестерня 6 зубчатыми венцами 25 и 22, трубчатым валом 21 передает усилие на вал 8, а также блокированный с ним зубчатым венцом 13, муфтой 17 и зубчатым венцом 12 трубчатый вал 11 с шестерней 10. Это состояние механизма отражено лучами, наклоненными влево (см. фиг. 3в).
2. Прямая передача в дифференциальном режиме. Все элементы управления в положении I. Работа соответствует прямой передаче для фиг. 2а.
3. Прямая передача в блокированном режиме. Трубчатые валы в положении I, а муфты 16 и 17 в положении II (см. фиг. 3а, внизу). Муфта 16 в выключенном состоянии, муфта 17 левым зубчатым венцом замыкает между собой зубчатые венцы 13 и 14. Крутящий момент поступает на водило - корпус 2, как при первом режиме. Планетарный механизм заблокирован, т.к. шестерни 6 и 7 замкнуты между собой - шестерня 6, зубчатые венцы 25 и 22, трубчатый вал 21, вал 8, зубчатый венец 13, левый венец муфты 17, зубчатый венец 14, трубчатый вал 9 и шестерня 7. Валы 8 и 11 замкнуты между собой муфтой 17, усилие от вала 8 зубчатым венцом 13, муфтой 17, венцом 12 передается на трубчатый вал 11 и шестерню 10. Режимы работы 2 и 3 на лучевой диаграмме отражены вертикальными лучами.
4. Замедляющая передача в блокированном режиме. Трубчатые валы в положении II, муфты - в положении III. По сравнению с первым режимом работы сменились звенья входа и выхода крутящего момента. Крутящий момент поступает на солнечную шестерню (а) 6 и снимается с эпициклического колеса (b) 7, остановлено водило (h) 2. Трубчатый вал 19 венцом 20 соединяется с венцом 25 шестерни 6, взаимосвязанный с валом 19 трубчатый вал 21 зубчатым венцом 22 соединяется с венцом 6 крестовины 4 корпуса планетарного механизма 2. Крутящий момент от ведущего вала 3 по трубчатому валу 19 и венцам 20, 25 поступает на шестерню 6, которая обкатываясь по остановленной шестерне 7, вращает корпус 2 в два раза медленнее, чем ведущий вал 3. Усилие от корпуса 2 по крестовине 4, венцам 26, 22 передается на трубчатый вал 21 и вал 8 привода заднего ведущего моста, а также от венца 13 по муфте 17 на венец 12, трубчатый вал 11 и шестерню 10 привода среднего ведущего моста. На лучевой диаграмме это рабочее состояние представлено лучами, наклоненными направо.
Положительный эффект выражается в расширении эксплуатационных возможностей транспортных средств за счет увеличения диапазона трансмиссии (отношение чисел низшей передачи к высшей) и числа передач: в два раза для первых двух вариантов, для последнего варианта в четыре раза по диапазону и в три раза по числу передач. Некоторые передачи совпадают (см. фиг. 1 и 2, передача N 2), поэтому практически для первых вариантов реализуются 9 передач и 12 передач для третьего варианта при базовой 5-ти ступенчатой КП автомобиля КамАЗ. При увеличении диапазона трансмиссии в сторону замедляющих передач (см. фиг. 2 и 3) возможно снижение металлоемкости и упрощение карданной передачи, расположенной до планетарного механизма привода ведущих мостов, а также главной передачи.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПРИВОД ВЕДУЩИХ МОСТОВ | 1998 |
|
RU2143351C1 |
РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА | 1998 |
|
RU2149773C1 |
МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА | 1999 |
|
RU2171187C1 |
РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА | 2000 |
|
RU2176193C2 |
ГЛАВНАЯ ПЕРЕДАЧА | 1998 |
|
RU2143349C1 |
ТРАНСМИССИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1998 |
|
RU2149772C1 |
РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА | 1999 |
|
RU2183565C2 |
КОЛЕСНЫЙ РЕДУКТОР | 1998 |
|
RU2143350C1 |
РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА | 1998 |
|
RU2149771C1 |
ГЛАВНАЯ ПЕРЕДАЧА | 1998 |
|
RU2149769C1 |
Изобретение относится к транспортному машиностроению. Привод ведущих мостов содержит трехзвенный планетарный механизм, шестерни, одна из которых валом связана с карданной передачей привода заднего моста, другая - трубчатым валом с шестерней привода среднего моста, зубчатые венцы, один из которых размещен между частями трубчатого вала среднего моста, другой - на трубчатом валу шестерни трехзвенного планетарного механизма, широкие зубчатые венцы, один из которых закреплен на трубчатом валу между первым зубчатым венцом и шестерней привода среднего моста, другой - на стенке корпуса редуктора моста, и две муфты, одна из которых, широкая одновенцовая муфта, установлена на венце стенки корпуса редуктора, другая, двухвенцовая муфта, расположена на широком венце трубчатого вала привода шестерни и связана с первой муфтой ползуном. Расширены эксплуатационные возможности за счет трансформирования крутящего момента в трехзвенном планетарном механизме. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
Автомобили: Конструкция, конструирование и расчет | |||
Трансмиссия/Под ред | |||
А.И.Гришкевича | |||
- Минск, Высшая школа, 1985, с.216, рис.7.5 | |||
Ведущий мост транспортного средства | 1988 |
|
SU1586928A1 |
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ И СВЯЗАННАЯ С НИМ СИСТЕМА ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ В СРЕДЕ НА ЗАБОЕ СКВАЖИНЫ (ВАРИАНТЫ) | 2010 |
|
RU2531224C2 |
DE 3617074 A1, 26.11.87 | |||
DE 3808402 A1, 21.09.89. |
Авторы
Даты
2000-05-27—Публикация
1998-06-17—Подача