СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ВОЗМОЖНОСТИ ПОРАЖЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА Российский патент 2000 года по МПК F42B10/60 

Описание патента на изобретение RU2150663C1

Техническое решение относится к сохранению летательных аппаратов военного назначения в зоне его поражения, включая полет к цели и выход на боевой курс. Техническое решение также может быть использовано для управляемых ракет типа земля-земля, воздух-земля.

Широко были показаны летательные аппараты в период Иракской войны 1998 года, причем показаны были схемы запуска и наведения летательных аппаратов, которые содержат корпус с боевым зарядом (до 500 кг), устройство наведения типа "томагавк" с телекамерой для наблюдения совпадения траектории полета с целью поражения, исполнительный механизм для управления положением закрылков в пространстве с помощью исполнительных механизмов, энергоноситель и двигатель.

Недостатками такой ракеты можно считать: возможность поражения ее на подлете к объекту поражения. Аналогично устроены и ракеты, которые запускались с В-52. Здесь дополнительно возникает опасность поражения и самого стратегического бомбардировщика.

Летательные аппараты широко используют в практике полетов автопилот, который управляет исполнительными механизмами закрылков для удержания заданного курса по высоте и по углу. Такие летательные аппараты также подвержены поражению ракетами земля-воздух, т.к. траектория движения летательного аппарата устойчива и позволяет произвести прицельный запуск ракет земля-воздух.

Наиболее близким техническим решением является способ снижения возможности поражения летательного аппарата, заключающийся в выполнении пространственного маневрирования в зоне возможного обстрела средствами ПВО (Кузнецов А. А. Оптимизация параметров баллистических ракет по эффективности. Москва, Машиностроение, 1986, с.43).

Недостатком известного решения является большая психологическая нагрузка на пилота.

Целью технического решения является снижение опасности поражения летательного аппарата при подлете и на боевом курсе в контролируемой зоне, т.е. достижение непредсказуемой траектории полета.

Технический результат достигается тем, что летательному аппарату придают принудительное гармонические колебания в двух плоскостях относительно расчетной траектории движения с изменением амплитуды. При этом амплитуда отклонения летательного аппарата составляет от двух до пяти его габаритных размеров в фронтальной плоскости.

Колебания относительно расчетной траектории легко осуществляются при использовании автопилота путем подсоединения командоаппарата, который определяет угол отклонения закрылка и время его переброса симметрично относительно расчетной траектории, т.е. временной отрезок переброса. Полностью также осуществляется управление от внешнего источника излучения, т.е. используются все существующие системы управления.

Большое значение играет величина отклонения от расчетной траектории и временной отрезок периода полного цикла отклонения.

Задана величина отклонения 2-5 габаритов. Это составит 20-50 м для бомбардировщика и 1-2,5 м для ракеты. Этого достаточно для отклонения траектории от траектории ракеты, которая запущена для поражения летательного аппарата. Пусть скорость каждого летательного аппарата (поражаемого и поражающего) имеют скорость звука. Тогда относительная скорость составит 2 скорости звука (около 600 м/с). Время срабатывания исполнительных механизмов, причем для прецизионного перемещения, составит около 2 с. Тогда можно принять линейную протяженность полупериода должна составлять 660 м, а полный период - 1200 м. Этот период позволяет легко переносить экипажем отклонения, т.к. они совершаются плавно и безударно.

Если скорости будут больше, то защита от поражения будет еще более эффективнее. Если перемещения осуществляют в двух плоскостях, то вероятность предусмотреть отклонение вообще будет ничтожно мала.

Сама ракета с принятым отклонением будет поражать объект при принятых отклонениях с высокой точностью в пределах расчетной ошибки, а бомбардировщик вообще будет практически неуязвим.

Таким образом, достигаются все поставленные цели: снижение возможности поражения летательного аппарата боевого назначения путем осуществления непредсказуемости траектории. При малых размерах объекта поражения амплитуда отклонений может быть увеличена. А также возможность психологической подготовки к выходу на цель.

Похожие патенты RU2150663C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ СКОРОСТНЫМ ВОЗДУШНЫМ ОБЪЕКТОМ В ЗОНЕ ОПАСНОСТИ ПОРАЖЕНИЯ 1999
  • Таланов Б.П.
RU2158697C1
СПОСОБ ПОРАЖЕНИЯ БОЕВОГО НАДВОДНОГО СУДНА 1999
  • Таланов Б.П.
RU2160212C1
СПОСОБ ПОРАЖЕНИЯ ОБЪЕКТА С ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1997
  • Таланов Б.П.
RU2122513C1
ГОЛОВНАЯ ЧАСТЬ СНАРЯДА 1999
  • Таланов Б.П.
RU2149344C1
УСТАНОВКА ПОРАЖЕНИЯ РАСПРЕДЕЛЕННОЙ В ПРОСТРАНСТВЕ ЦЕЛИ 1999
  • Таланов Б.П.
RU2162198C2
СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КОСМИЧЕСКОГО ОБЪЕКТА С ЗЕМЛЕЙ 1998
  • Таланов Б.П.
RU2132038C1
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОРАЖЕНИЯ ОБЪЕКТОВ ИЗ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1997
  • Таланов Б.П.
RU2130865C1
СПОСОБ ПОРАЖЕНИЯ БАЛЛИСТИЧЕСКОЙ РАКЕТЫ 1999
  • Таланов Б.П.
RU2155316C1
СПОСОБ ПОРАЖЕНИЯ БАЛЛИСТИЧЕСКОЙ РАКЕТЫ 1999
  • Таланов Б.П.
RU2162589C1
СПОСОБ ВЫВОДА РАКЕТЫ НА ОКОЛОЗЕМНУЮ ОРБИТУ 1997
  • Таланов Б.П.
RU2131831C1

Реферат патента 2000 года СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ВОЗМОЖНОСТИ ПОРАЖЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Изобретение относится к сохранению летательных аппаратов (ЛА) военного назначения в зоне его поражения. Способ включает маневрирование ЛА в зоне контроля. При этом ЛА придают принудительное гармоническое движение в двух плоскостях с изменением амплитуды относительно расчетной траектории движения от двух до пяти габаритных размеров ЛА в фронтальной плоскости. Технический результат заключается в получении непредсказуемой траектории движения ЛА, а также в возможности психологической подготовки к выходу на цель.

Формула изобретения RU 2 150 663 C1

Способ снижения возможности поражения летательного аппарата, включающий маневрирование последнего в зоне контроля, отличающийся тем, что летательному аппарату придают гармонические колебания в двух плоскостях относительно расчетной траектории с изменением амплитуды от двух до пяти габаритных размеров летательного аппарата в фронтальной плоскости.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2000 года RU2150663C1

СПОСОБ УМЕНЬШЕНИЯ ВЕРОЯТНОСТИ ПОРАЖЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА СРЕДСТВАМИ ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ 1995
  • Долин Владимир Дмитриевич
  • Ковальчук Владимир Антонович
  • Мартынов Владимир Николаевич
  • Селезнев Игорь Сергеевич
RU2095737C1
БОДНЕР В.А
Системы управления летательными аппаратами
- М.: Машиностроение, 1973, с.227, 230, 233
US 5102072 A, 07.04.1992
СПОСОБ ПИЛОТИРОВАНИЯ САМОЛЕТА 1993
  • Гладун Леонид Георгиевич
RU2081790C1
US 3005605 A, 24.10.1961
US 4170330 A, 09.10.1979.

RU 2 150 663 C1

Авторы

Таланов Б.П.

Даты

2000-06-10Публикация

1998-12-22Подача