Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для пломбирования различных модулей с грузом, помещений грузовых транспортных средств с товарно-материальными ценностями (ящики, контейнеры, склады, емкости, вагоны, цистерны и т.п.).
Известно запорно-пломбировочное устройство (патент РФ N 090402), состоящее из корпуса с осевым отверстием для троса, на одном конце которого закреплен ограничитель для его перемещения, стопорного устройства, выполненного со стопорными элементами в виде подпружиненных шариков, расположенных в наклонных отверстиях в стенках корпуса, сообщающихся с осевым отверстием с образованием криволинейных пазов.
Недостатком указанной тросовой пломбы является то, что она не исключает возможность преднамеренного стопорения шариков через осевое отверстие в утопленном в наклонные отверстия положении и установки в таком виде на пломбируемое изделие. В результате этого исчезает запирающий эффект в пломбе в сокрытом виде и возможно хищение товарно-материальных ценностей с повторной установкой этой же пломбы, уже без ее порчи. В этом случае невозможно установить виновника в недостаче товарно-материальных ценностей.
Известно запорно-пломбировочное устройство (патент РФ N 2112125), состоящее из полого корпуса с осевым отверстием, запираемого элемента, установленного в отверстии корпуса, и стопорного устройства, при этом запираемый элемент выполнен в виде троса, а стопорное устройство выполнено в виде набора последовательно установленных на запираемом элементе и размещенных в полости корпуса втулки со скошенным торцом шайб с зубчатыми отверстиями и пружины сжатия, обеспечивающих взаимным взаимодействием надежное стопорение запираемого элемента с перегибом троса при попытке вытащить его из корпуса, в том числе путем поворота.
Недостатком этого устройства является ограниченные возможности в части использования тросов большого диаметра при тех же размерах корпусов, не обеспечивающих в этом случае достаточный перегиб троса при его стопорении и не исключающих вытаскивание троса путем взаимного поворота корпуса и троса.
Запорно-пломбировочное устройство согласно патенту РФ N 2112125 принято за прототип.
Техническим результатом данного изобретения является повышение надежности стопорения.
Сущность (первого варианта) изобретения заключается в следующем.
Запорно-пломбировочное устройство содержит полый корпус с осевым отверстием, запираемый элемент в виде троса с заостренным одним концом и с ограничителем его перемещения на другом конце, стопорное устройство, расположенное в корпусе и включающее в себя набор последовательно нанизанных на трос шайб с зубчатыми отверстиями, подпружиненных к скошенному торцу втулки. Корпус на части своей длины выполнен с внутренней конической поверхностью, образующая которой имеет угол наклона к продольной оси корпуса в пределах 10 - 20o. Втулка выполнена с наружной конической поверхностью с равным или меньшим углом конусности, чем внутренняя поверхность корпуса, и с возможностью перемещения вдоль оси корпуса. На втулке выполнены радиальные сквозные отверстия с размещенными в них подвижно шариками, установленными с возможностью контактирования с тросом и конусной поверхностью корпуса одновременно, а указанный скошенный торец втулки выполнен под углом 25 - 40o к плоскости, перпендикулярной ее оси. Стопорное устройство выполнено с тремя шайбами и с тремя шариками. Один из торцов корпуса закрыт крышкой с отверстием под запираемый элемент. Ограничитель перемещения троса выполнен в виде закрепленного на одном из концов троса наконечника или в качестве ограничителя перемещения троса может быть использован закрепленный к корпусу один из концов троса.
На фиг. 1 изображен общий вид первого варианта запорно-пломбировочного устройства в разрезе в рабочем положении со вставленным тросом, на фиг. 2 - шайба с зубчатым отверстием для первого варианта, а на фиг. 3 - один из вариантов ограничителя перемещения троса, выполненного в виде петли с закрепленным концом троса на самом корпусе для обоих вариантов запорно-пломбировочного устройства.
Устройство состоит из полого корпуса 1 с крышкой 2 с отверстием под запираемый элемент в виде троса 3. Внутри полости корпуса 1 размещены последовательно охватывающие трос 3 втулка 4 со скошенным торцом 5, шайбы 6 с зубчатым отверстием 7 и пружины сжатия 8. Корпус 1 на части своей длины выполнен с внутренней конической поверхностью 9, а втулка 4 выполнена с наружной конической поверхностью 10. На втулке 4 выполнены радиальные сквозные отверстия 11. В отверстиях 11 размещены подвижно шарики 12. На конце троса 3 (противоположном заостренному концу троса) закреплен наконечник 13, ограничивающий его перемещение. В случае закрепления троса 3 к корпусу 1, трос загнут, образуя петлю 14, и далее закреплен на выполненном на корпусе 1 выступе 15. Для удобства съема устройства с пломбируемого изделия путем перекусывания троса 3, на нем закреплена втулка 16, надежно сжимающая его пряди.
Робота запорно-пломбировочного устройства осуществляется следующим образом.
В исходном положении (при отсутствии в корпусе троса) пружина 8 максимально разжата, сместив в крайнее положение втулку 4 и шайбы 6, при этом шарики 12 под воздействием конической поверхности 9 утопают в осевое отверстие втулки под трос, перекрывая это отверстие. При пломбировании изделия вводят трос 3 в корпус 1, пропуская заостренный конец троса сначала в осевое отверстие втулки 4. Конус троса раздвигает шарики 12 до упирания их в коническую поверхность 9 корпуса. При дальнейшем воздействии троса на шарики 12 начинает осевое перемещение втулка 4, позволяя выйти шарикам 12 из осевого отверстия втулки. С этого момента трос свободно проходит через втулку 4, шайбы 6, отрывая их от скошенной поверхности 5 втулки 4 и поворачивая таким образом, чтобы трос 3 свободно прошел через зубчатое отверстие шайб 6. Пружина 8 при этом максимально сжимается после выхода конца троса из корпуса до образования минимальной длины между ограничителем 13 или петли 14 и изделием. Изделие запломбировано, а запорно-пломбировочное устройство застопорено. При попытке вытащить трос из корпуса шайбы 6 врезаются в трос 3, поворачиваясь в сторону скошенного торца 5 втулки 4 и усиливая тем самым процесс стопорения. При этом трос испытывает дополнительно деформацию изгиба от воздействия шайб. Кроме этого при перемещении втулки 4 шарики 7 сдвигаются в сторону троса и за счет малого угла конуса конической поверхности 9 корпуса 1 заклинивают его. Таким двойным стопорением троса обеспечивается высокая надежность установки запорно-пломбировочного устройства на изделии. При этом исключается установка запорно-пломбировочного устройства в случае умышленной порчи его путем просовывания вовнутрь посторонних предметов, так как шарики 7, перекрывая осевое отверстие, не пропустят трос, если втулка будет каким-либо образом застопорена умышленно. Даже если удастся продвинуть втулку 4 до тех пор, пока шарики 12 не освободят осевое отверстие и пропустят трос, и застопорить втулку в этом положении, то при попытке вытащить трос будут стопориться по-прежнему шайбами, а также и шариками, так как в процессе умышленного стопорения втулка 4 находится под воздействием пружины 8 с ограниченной силой сжатия, а в процессе вытягивания троса, коническая поверхность 9 создаст очень большое клиновое воздействие на шарики 7, которые будут сдвигаться неизбежно к тросу, выталкивая или сплющивая при этом посторонние предметы и защемляя трос. Причем выполнение на корпусе внутренней конической поверхности, образующая которой имеет угол наклона к продольной оси корпуса больше чем 20o, приводит к неэффективному стопорению за счет шариков, а - меньше чем 10o - приводит к нерациональному удлинению корпуса. При выполнении скошенного торца втулки меньше чем 25o к плоскости, перпендикулярной ее оси, приводит к неэффективному стопорению за счет перекоса поджатых к этому торцу шайб, а - больше чем 40o - приводит к нерациональному удлинению корпуса втулки, что приводит к утяжелению устройства в целом и перерасходу материалов.
Таким образом благодаря двойному стопорению троса предлагаемое запорно-пломбировочное устройство обеспечивает высокую надежность стопорения троса и исключает возможность хищения товарно-материальных ценностей путем сокрытия факта умышленной порчи запорно-пломбировочного устройства.
Сущность (второго варианта) изобретения заключается в следующем.
Запорно-пломбировочное устройство содержит полый корпус с осевым отверстием, запираемый элемент в виде троса с заостренным одним концом и с ограничителем его перемещения на другом конце, стопорное устройство, расположенное в корпусе и включающее в себя нанизанную на трос шайбу, подпружиненную к торцу втулки. Корпус на части своей длины выполнен с внутренней конической поверхностью, образующая которой имеет угол наклона к продольной оси корпуса в пределах 10 - 20o. Втулка выполнена с наружной конической поверхностью с равным или меньшим углом конусности, чем внутренняя поверхность корпуса, и с возможностью перемещения вдоль оси корпуса, при этом на втулке выполнены радиальные сквозные отверстия с размещенными в них подвижно шариками, установленными с возможностью контактирования с тросом и конусной поверхностью корпуса одновременно. Указанная шайба выполнена с отверстием, смещенным относительно ее оси на величину от 0,05 до 0,3 диаметра троса с возможностью ввода через него троса в корпус, а также с возможностью контакта шайбы одним из своих краев с внутренней цилиндрической поверхностью корпуса. Стопорное устройство выполнено с тремя шариками. Один из торцов корпуса закрыт крышкой с отверстием под запираемый элемент. Ограничитель перемещения троса выполнен в виде закрепленного на одном из концов троса наконечника или в качестве ограничителя перемещения троса использован закрепленный к корпусу один из концов троса. Упомянутое отверстие шайбы может быть выполнено зубчатым.
На фиг. 4 изображен общий вид второго варианта запорно-пломбировочного устройства в разрезе в рабочем положении со вставленным тросом.
Устройство состоит из полого корпуса 1 с крышкой 2 с отверстием под запираемый элемент в виде троса 3. Внутри полости корпуса 1 размещены последовательно охватывающие трос 3 втулка 4 с торцом 5, шайба 6 со смещенным отверстием 7 и пружины сжатия 8. Корпус 1 на части своей длины выполнен с внутренней конической поверхностью 9, а втулка 4 выполнена с наружной конической поверхностью 10. На втулке 4 выполнены радиальные сквозные отверстия 11. В отверстиях 11 размещены подвижно шарики 12. На конце троса 3 (противоположном заостренному концу троса) закреплен наконечник 13, ограничивающий его перемещение. В случае закрепления троса 3 к корпусу 1, трос загнут, образуя петлю 14, и далее закреплен на выполненном на корпусе 1 выступе 15. Для удобства съема устройства с пломбируемого изделия путем перекусывания троса 3, на нем закреплена втулка 16, надежно сжимающая его пряди.
Робота запорно-пломбировочного устройства осуществляется следующим образом.
В исходном положении (при отсутствии в корпусе троса) пружина 8 максимально разжата, сместив в крайнее положение втулку 4 и шайбу 6, при этом шарики 12 под воздействием конической поверхности 9 утопают в осевое отверстие втулки под трос, перекрывая это отверстие. При пломбировании изделия вводят трос 3 в корпус 1, пропуская заостренный конец троса сначала в осевое отверстие втулки 4. Конус троса раздвигает шарики 12 до упирания их в коническую поверхность 9 корпуса. При дальнейшем воздействии троса на шарики 12 начинает осевое перемещение втулка 4, позволяя выйти шарикам 12 из осевого отверстия втулки. С этого момента трос свободно проходит через втулку 4, шайбу 6, отрывая ее от поверхности 5 втулки 4 и поворачивая таким образом, чтобы трос 3 свободно прошел через отверстие шайбы 6. Пружина 8 при этом максимально сжимается после выхода конца троса из корпуса до образования минимальной длины между ограничителем 13 или петли 14 и изделием. Изделие запломбировано, а запорно-пломбировочное устройство застопорено. При попытке вытащить трос из корпуса шайба 6 за счет смещенного отверстия врезается в трос 3, наклоняясь в сторону торца 5 втулки 4 и усиливая тем самым процесс стопорения. При этом трос испытывает дополнительно деформацию изгиба от воздействия шайбы. Кроме этого при перемещении втулки 4 шарики 7 сдвигаются в сторону троса и за счет малого угла конуса конической поверхности 9 корпуса 1 заклинивают его. Таким двойным стопорением троса обеспечивается высокая надежность установки запорно-пломбировочного устройства на изделии. При этом исключается установка запорно-пломбировочного устройства в случае умышленной порчи его путем просовывания вовнутрь посторонних предметов, так как шарики 7, перекрывая осевое отверстие, не пропустят трос, если втулка будет каким-либо образом застопорена умышленно. Даже если удастся продвинуть втулку 4 до тех пор, пока шарики 12 не освободят осевое отверстие и пропустят трос, и застопорить втулку в этом положении, то при попытке вытащить трос будут стопориться по-прежнему шайбой, а также и шариками, так как в процессе умышленного стопорения втулка 4 находится под воздействием пружины 8 с ограниченной силой сжатия, а в процессе вытягивания троса, коническая поверхность 9 создаст очень большое клиновое воздействие на шарики 7, которые будут сдвигаться неизбежно к тросу, выталкивая или сплющивая при этом посторонние предметы и защемляя трос. Причем выполнение на корпусе внутренней конической поверхности, образующая которой имеет угол наклона к продольной оси корпуса больше чем 20o, приводит к неэффективному стопорению за счет шариков, а - меньше чем 10o - приводит к нерациональному удлинению корпуса. При выполнении шайбы с отверстием, смещенным относительно ее оси на величину, меньшую, чем 0,05, и большую, чем 0,3 диаметра троса, ведет к неэффективному стопорению.
Таким образом благодаря двойному стопорению троса предлагаемое запорно-пломбировочное устройство обеспечивает высокую надежность стопорения троса и исключает возможность хищения товарно-материальных ценностей путем сокрытия факта умышленной порчи запорно-пломбировочного устройства.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЗАПОРНО-ПЛОМБИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО КОМБИ-2 | 1999 |
|
RU2156345C1 |
ЗАПОРНО-ПЛОМБИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО КОМБИ-1 | 1999 |
|
RU2156344C1 |
ЗАПОРНО-ПЛОМБИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО "КОМБИ-4" | 1999 |
|
RU2145376C1 |
ЗАПОРНО-ПЛОМБИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО | 1999 |
|
RU2156346C1 |
ЗАПОРНО-ПЛОМБИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО | 1999 |
|
RU2152497C1 |
ЗАПОРНО-ПЛОМБИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО | 1996 |
|
RU2110098C1 |
ЗАПОРНО-ПЛОМБИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО "КАПКАН" | 1999 |
|
RU2145377C1 |
ЗАПОРНО-ПЛОМБИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО | 1997 |
|
RU2155848C2 |
ЗАПОРНО-ПЛОМБИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО | 1997 |
|
RU2155847C2 |
ПЛОМБА | 1999 |
|
RU2156347C1 |
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для пломбирования модулей с грузом, помещений грузовых транспортных средств. Запорно-пломбировочное устройство содержит корпус (1) с осевым отверстием, на части своей длины выполненным коническим с углом наклона образующей к продольной оси 10 - 20°, запираемым элементом в виде троса (3) с заостренным одним концом и с ограничителем его перемещения на другом конце и стопорным устройством. Стопорное устройство включает в себя, в одном варианте, набор последовательно нанизанных на трос шайб (6) с зубчатыми отверстиями, подпружиненных к скошенному под углом 25-40° к плоскости, перпендикулярной ее оси, торцу втулки, а в другом варианте - нанизанную на трос шайбу (6) со смещенным относительно ее оси на 0,05 - 0,3 диаметра отверстием и подпружиненную к торцу втулки. Втулка (11) выполнена с наружной конической поверхностью с равным или меньшим углом конусности, чем внутренняя поверхность корпуса, и с возможностью перемещения вдоль оси корпуса. Во втулке выполнены радиальные отверстия для подвижно размещенных шариков, контактирующих с тросом и конусной поверхностью корпуса одновременно. Один из торцов корпуса закрыт крышкой с отверстием под запираемый элемент. Изобретение повышает надежность стопорения. 2 с. и 10 з. п. ф-лы, 4 ил.
ЗАПОРНО-ПЛОМБИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО | 1995 |
|
RU2112125C1 |
ЗАПОРНО-ПЛОМБИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО | 1996 |
|
RU2103462C1 |
ТРОСОВЫЙ ЗАЖИМ | 1998 |
|
RU2136527C1 |
Авторы
Даты
2000-07-10—Публикация
1999-11-30—Подача