УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ ВРАЩЕНИЯ МЕЖДУ ВАЛАМИ Российский патент 2000 года по МПК F16D9/00 

Описание патента на изобретение RU2152544C1

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к соединению газотурбинного двигателя и нагнетателя в газоперекачивающих агрегатах (ГПА), с использованием гибких мембран (дисков) для компенсации перекосов и смещений соединяемых валов.

Известно устройство для передачи вращения между валами (см. Экспресс-информацию "Детали машин" М. 1994 N 2 стр. 2 - 9), содержащее промежуточную гильзу (вал), на концах которой расположены мембранные (одинарные или двойные) муфты, представляющие собой две соосные ступицы, связанные тонкой шайбой.

Недостатком данного устройства является то, что при перекосе или смещении соединяемых валов во вращающихся мембранах возникают знакопеременные напряжения, которые, вследствие неоднородного распределения жесткости и массы по телу мембраны, приводят к возникновению осевых колебаний промежуточного вала, создающих опасность разрушения устройства при резонансном совпадении частот вынужденных и собственных колебаний устройства.

Данный недостаток устранен в устройстве для передачи вращения между валами, выбранном в качестве прототипа (см. Апанасенко А.И., Крившич Н.Г., Федоренко Н.Д. "Монтаж, испытания и эксплуатация газоперекачивающих агрегатов в блочно-контейнерном исполнении" Л. Недра, 1991, стр. 96 рис. 9).

Это достигается тем, что указанное устройство снабжено демпфером осевых колебаний, выполненном в виде валика, жестко скрепленного с наружной ступицей мембранной муфты и соединяющего ее с промежуточным валом.

Жесткое соединение валика с наружной ступицей и промежуточным валом в прототипе конструктивно осуществляется через промежуточный фланец и втулку. Жесткий демпфер удерживает гибкую мембрану от продольных перемещений (в том числе и от изменения температуры), предотвращая тем самым возникновение колебаний промежуточного вала в продольном направлении.

Недостаток известной конструкции заключается в следующем: в случае установки мембранных муфт на обоих концах промежуточного вала компенсация его температурной деформации при работе производится за счет предварительной осевой растяжки устройства на величину теплового расширения промежуточного вала за счет деформации гибких мембран. При этом промежуточный вал удерживается от смещения в продольном направлении усилием сдеформированных мембран. После выхода ГПА на установившийся режим промежуточный вал удлиняется и гибкие мембраны муфт возвращаются в несдеформированное (нейтральное) положение, освобождая промежуточный вал от демпфирующих осевых усилий. В случае установки на устройство для передачи вращения между валами, содержащее две мембранные муфты, демпфера продольных колебаний, описанного в прототипе, последний исключает возможность одной из муфт демпфироваться в осевом направлении. Всю предварительную растяжку устройства, в этом случае, должна обеспечивать только одна (вторая) муфта, которая оказывается перегруженной. Для снижения уровня напряжений в гибкой мембране требуется увеличение ее диаметра, что затрудняет размещение и монтаж устройства для передачи вращения между валами внутри ГПА.

Технической задачей данного изобретения является устранение указанного недостатка прототипа. Технический результат достигается тем, что в предлагаемом устройстве валик демпфера продольных колебаний соединен с промежуточным валом с помощью двух пружин, установленных на валик в поджатом состоянии, между которыми зажат фланец, жестко соединенный с промежуточным валом и имеющий отверстие для прохода валика.

На чертеже показано предлагаемое устройство для передачи вращения между валами. Устройство состоит из промежуточного вала 1 с двойными мембранными муфтами, установленными на его концах. Двойная мембранная муфта состоит из ступиц 2 и 3, гибких мембран 4 и 5, соединительного кольца 6. С наружной ступицей 3 жестко соединен демпфер продольных колебаний, состоящий из валика 7, фланца 8 и пружин 9, поджатых гайкой 10. Фланец 8 соединен с промежуточным валом 1.

При сборке пружины сжимаются гайкой 10 до тех пор, пока мембраны 4 и 5 не установятся в нейтральное положение (параллельно друг другу). При этом перемещение наружной ступицы 3 относительно промежуточного вала 1 ограничено усилием сжатия пружины. Требуемая величина усилия поджатия обеспечивается выбором жесткости пружин и их длины в свободном состоянии.

Перед установкой устройства стыкуемые валы двигателя и нагнетателя выставляются соосно друг другу на расстояние между стыковочными торцами (на фиг. не показано) больше длины устройства на величину температурной деформации. При пристыковке наружных ступиц устройства к соединяемым валам устройство удлиняется за счет деформации гибких мембран обеих муфт на величину температурной деформации.

Мембраны муфты, с которой связано демпфирующее устройство, будут сдеформированы на меньшую величину, чем мембраны свободной муфты, так как часть растягивающего усилия воспринимается сжатой пружиной 9. При этом сжатие пружины 9 изменяется за счет перемещения фланца 8 относительно валика 7.

В процессе работы устройства промежуточный вал удлиняется, и гибкие мембраны обеих муфт занимают нейтральное (параллельно друг другу) положение. Пружины 9 занимают первоначальное положение и сохраняют первоначальное усилие своего сжатия, препятствующее перемещению промежуточного вала относительно наружной ступицы муфты от усилий, возникающих в гибких мембранах при перекосе или несоосности соединяемых валов двигателя и нагнетателя относительно друг друга.

В предлагаемом устройстве для передачи вращения между валами муфты могут быть выполнены как с двойными, так и с одинарными мембранами. Сущность работы демпфера продольных колебаний при этом не изменяется. Двойные мембранные муфты обладают большей способностью компенсировать перекосы и несоосности соединяемых валов при меньших радиальных габаритах.

Таким образом, предлагаемое устройство для передачи вращения между валами устраняет указанные выше недостатки, а именно дает возможность использовать гибкие свойства мембран обеих муфт, при первоначальной растяжке устройства для его соединения со стыкуемыми валами двигателя и нагнетателя. Совместная деформация мембран обеих муфт позволит получить нагружение в мембранах только на короткий период работы ГПА, а также позволит уменьшить размеры муфт.

Похожие патенты RU2152544C1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ ВРАЩЕНИЯ МЕЖДУ ВАЛАМИ 1998
  • Ильин В.Б.
  • Мягких Ю.П.
  • Кислицын Г.Ф.
  • Будусов В.Г.
RU2150035C1
ВИНТОВОЙ ЗАБОЙНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2001
  • Кочнев А.М.
  • Голдобин Д.А.
RU2187615C1
ОДНОВИНТОВОЙ НАСОС, МУФТА ПРИВОДА РОТОРА ОДНОВИНТОВОГО НАСОСА 2000
  • Анферов А.А.
  • Бурнышев М.И.
  • Еременко З.И.
RU2195581C2
МУФТА МНОГОДИСКОВАЯ С ПНЕВМАТИЧЕСКИМ ПРИВОДОМ 2005
  • Коноплин Сергей Станиславович
  • Глуховцов Сергей Васильевич
RU2300028C2
ГИБКАЯ МУФТА ДЛЯ ВАЛОВ 2003
  • Бояршинов М.М.
  • Рукавицина Л.В.
  • Трушников Н.П.
  • Ясырев А.А.
RU2257496C2
СТЫК РАМНЫХ КОНСТРУКЦИЙ 1998
  • Будусов В.Г.
  • Кудрявцева Т.Я.
  • Мягких Ю.П.
RU2140023C1
РАЗДВИЖНОЕ СОПЛО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2004
  • Горожанцев Владимир Владимирович
  • Власов Сергей Федорович
  • Флоринская Зуля Мубарековна
RU2276280C1
ГИБКАЯ МУФТА ДЛЯ ВАЛОВ 1998
  • Гилева Л.Н.
  • Коряковцев П.С.
RU2155888C2
ЦЕНТРОБЕЖНАЯ МАШИНА 1997
  • Смольников В.В.
  • Соколовский М.И.
  • Варин В.В.
  • Глушков Б.К.
  • Горожанцев В.В.
RU2119101C1
КОМПЕНСИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРУБОПРОВОДОВ 2002
  • Кустов Ю.И.
  • Зарицкий В.И.
  • Макаревич Ю.Л.
  • Козинов А.М.
RU2213288C1

Реферат патента 2000 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ ВРАЩЕНИЯ МЕЖДУ ВАЛАМИ

Изобретение относится к машиностроению, в частности к соединению вращающихся валов. Устройство содержит промежуточный вал с мембранными муфтами на концах и демпфер продольных колебаний в виде валика, жестко скрепленного с наружной ступицей одной из муфт. Новым в устройстве является соединение валика с промежуточным валом с помощью двух пружин, установленных в поджатом состоянии на валик, между которыми зажат фланец, жестко соединенный с промежуточным валом и имеющий отверстие для прохода валика. Использование устройства позволяет существенно разгрузить мембраны муфт. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 152 544 C1

Устройство для передачи вращения между валами, содержащее промежуточный вал с мембранными муфтами на концах и демпфер продольных колебаний в виде валика, жестко скрепленного с наружной ступицей одной из муфт и соединяющего ее с промежуточным валом, отличающееся тем, что в нем валик соединен с промежуточным валом с помощью двух пружин, установленных на валик в поджатом состоянии, между которыми зажат фланец, жестко соединенный с промежуточным валом и имеющий отверстие для прохода валика.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2000 года RU2152544C1

АПАНАСИНКО А.И
и др
Монтаж, испытания и эксплуатация газоперекачивающих агрегатов в блочно-контейнерном исполнении
- Л.: Недра, 1991, с.96, рис.9
Предохранительная муфта 1973
  • Алексеев Виктор Васильевич
  • Шатохин Анатолий Георгиевич
SU458670A1
Способ определения иттрия в цирконийсодержащих материалах 1982
  • Марина Наталья Валентиновна
  • Холевинская Лилия Викторовна
  • Липунова Галина Николаевна
  • Полежаев Юрий Михайлович
SU1091057A1
Компенсирующая муфта 1978
  • Ксеневич Иван Павлович
  • Дьяченко Владимир Алексеевич
  • Михайлов Валерий Валерианович
  • Стецко Петр Александрович
SU706599A1
МУФТА ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ НЕПАРАЛЛЕЛЬНО СМЕЩЕННЫХВАЛОВ 0
  • Б. И. Красн Нский, П. И. Росл Ков, В. И. Краснов А. В. Никулин
  • Московский Машиностроительный Завод Авангард
SU202656A1
АНТАГОНИСТ CASR 2004
  • Синагава Юко
  • Иноуе Терухико
  • Кигути Тосихиро
  • Икеногами Таку
  • Огава Наоки
  • Фукуда Кендзи
  • Накагава Такаси
  • Синдо Масанори
  • Соедзима Юки
RU2315036C2

RU 2 152 544 C1

Авторы

Захаров А.Г.

Будусов В.Г.

Мягких Ю.П.

Кислицын Г.Ф.

Даты

2000-07-10Публикация

1998-12-07Подача