ВИНТОВОЙ ЗАБОЙНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ Российский патент 2002 года по МПК E21B4/02 

Описание патента на изобретение RU2187615C1

Изобретение относится к области буровой техники, в частности к винтовым забойным двигателям для бурения нефтяных и газовых скважин, в особенности для бурения наклонно направленных скважин.

Известен винтовой забойный двигатель (см. кн. Гусман М.Т., Балденко Д.Ф. , Кочнев A. M. , Никомаров С. С. Забойные винтовые двигатели для бурения скважин. - М.: Недра, 1981 г., с.18, рис.5), содержащий статор с внутренними винтовыми зубьями, цельный многозаходный ротор с наружными винтовыми зубьями, опорный узел, включающий корпус, вал и подшипники, и устройство для соединения ротора с валом опорного узла. Устройство для соединения ротора с валом опорного узла выполнено в виде двухшарнирного карданного вала с зубчатыми муфтами. Как показала практика, при высоких нагрузках от крутящего момента долговечность зубчатых муфт неудовлетворительна. Кроме того, цельный ротор имеет большую массу, что приводит к появлению больших центробежных сил и интенсивных поперечных вибраций при работе двигателя.

Указанные недостатки частично устранены в известном винтовом забойном двигателе (патент США 4909337, МКИ Е 21 В 4/02, опубл. 20.03.90 г.), который содержит статор с внутренними винтовыми зубьями, размещенный эксцентрично внутри статора полый многозаходный ротор со стенкой постоянной толщины, имеющий наружные и внутренние винтовые зубья, число которых на единицу меньше числа зубьев статора, опорный узел, включающий корпус, вал и подшипники, и устройство для соединения ротора с валом опорного узла, выполненное в виде торсиона (гибкого вала), размещенного в полости ротора. Верхний конец торсиона связан с верхней частью ротора, а нижний - соединен с валом опорного узла. Долговечность торсиона в этом двигателе существенно выше по сравнению с долговечностью двухшарнирного карданного вала с муфтами, а масса полого ротора и интенсивность поперечных вибраций в этом двигателе значительно уменьшены.

Известный двигатель удовлетворительно работает при бурении вертикальных скважин, когда двигатель выполнен в прямом исполнении (статор и корпус опорного узла соосны). Когда возникает необходимость бурения наклонно направленных скважин и двигатель выполняется искривленным (между статором и корпусом опорного узла устанавливается искривленный переводник), устройство для соединения ротора с валом опорного узла, выполненное в виде торсиона, работает неудовлетворительно, поскольку при увеличенном угле изгиба торсиона (более 1,5o ) он теряет свою продольную устойчивость, что приводит к поломкам торсиона.

Задачей настоящего изобретения является устранение указанных недостатков, повышение надежности работы двигателя при использовании его для бурения как вертикальных, так и наклонно направленных и горизонтальных скважин.

Поставленная задача решается тем, что в известном винтовом забойном двигателе, содержащем статор с внутренними винтовыми зубьями, размещенный эксцентрично внутри статора полый ротор со стенкой постоянной толщины, имеющий наружные и внутренние винтовые зубья, число которых на единицу меньше числа зубьев статора, опорный узел, включающий корпус, вал и подшипники, и устройство для соединения ротора с валом опорного узла, согласно изобретению устройство для соединения ротора с валом опорного узла содержит промежуточный вал с наружными винтовыми зубьями для взаимодействия с внутренними винтовыми зубьями ротора, а поверхности, описанные относительно вершин выступов и впадин наружных винтовых зубьев промежуточного вала, выполнены бочкообразными.

Другим отличием является то, что в верхней части ротора установлена заглушка, в нижней части ротора размещена манжета из упругоэластичного материала, закрепленная в роторе и на наружной поверхности промежуточного вала, а внутренняя полость ротора заполнена смазкой.

Выполнение устройства для соединения ротора с валом опорного узла, содержащего промежуточный вал с наружными винтовыми зубьями бочкообразной формы для взаимодействия с внутренними винтовыми зубьями ротора, позволяет улучшить условия передачи крутящего момента в двигателе за счет максимально возможного увеличения диаметра зубчатой части промежуточного вала (в условиях ограниченного диаметрального размера двигателя) и приближения его к диаметру ротора. При этом зубья промежуточного вала имеют увеличенную высоту, прочность на изгиб и запас на износ.

Кроме того, размещение зубчатой части промежуточного вала внутри тонкостенного ротора позволяет улучшить условия передачи центробежной силы от массы прецессионно-движущегося промежуточного вала и радиальной составляющей гидравлической силы, передаваемой от ротора на промежуточный вал, вследствии того, что эти силы передаются через стенку ротора непосредственно на обкладку статора, которая выполняет функцию радиальной опоры для ротора.

Выполнение поверхностей, описанных относительно вершин выступов и впадин винтовых зубьев промежуточного вала, бочкообразными позволяет обеспечить необходимый угол искривления двигателя за счет придания угловой подвижности промежуточному валу относительно ротора и устранения кромочного контакта наружных зубьев промежуточного вала с внутренними зубьями ротора.

Размещение в верхней части ротора заглушки, а в нижней части ротора манжеты из упругоэластичного материала позволяет уплотнить полость, в которой размещены винтовые зубья ротора и промежуточного вала, а заполнение этой полости смазкой повышает долговечность устройства для соединения ротора с валом опорного узла и двигателя в целом.

На фиг. 1 показан общий вид винтового забойного двигателя в продольном разрезе;
на фиг. 2 приведен в увеличенном масштабе узел ротора и статора с размещением внутри ротора промежуточного вала;
на фиг.3 показано сечение по А-А в месте размещения промежуточного вала в роторе;
на фиг. 4 показана часть промежуточного вала с наружными винтовыми зубьями в увеличенном масштабе.

Винтовой забойный двигатель (фиг.1-3) содержит статор 1 с внутренними винтовыми зубьями 2, выполненными из упругоэластичного материала, например из резины. Внутри статора 1 размещен полый тонкостенный ротор 3 со стенкой постоянной толщины, имеющий наружные винтовые зубья 4 и внутренние винтовые зубья 5. Число зубьев Z1 ротора 3 на единицу меньше числа зубьев Z2 статора 1, а ось O1O1 ротора 3 смещена относительно оси О2O2 статора 1 на величину эксцентриситета Е, равную половине высоты Н зубьев.

Двигатель содержит опорный узел 6, включающий корпус 7, вал 8, осевые опоры 9 и радиальные опоры 10, и устройство 11 для соединения ротора 3 с валом 8 опорного узла 6, включающее промежуточный вал 12, который в верхней части имеет наружные винтовые зубья 13 для взаимодействия с внутренними винтовыми зубьями 5 ротора 3. Нижний конец промежуточного вала 12 соединен с валом 8, например, посредством шарнирной муфты 14.

Между статором 1 и корпусом 7 опорного узла 6 установлен переводник 15, который может быть выполнен прямым или искривленным (если винтовой забойный двигатель используется при наклонно направленном бурении в качестве отклонителя).

Наружные винтовые зубья 13 промежуточного вала 12 (фиг.4) выполнены бочкообразными, то есть поверхности вращения, описанные относительно вершин выступов 16 и впадин 17 этих зубьев, имеют бочкообразную форму.

В верхней части ротора 3 установлена заглушка 18 (фиг.2), зафиксированная в роторе 3, например, посредством сварки, а в нижней части ротора 3 размещена манжета 19 из упругоэластичного материала, например резины. Один конец манжеты 19 закреплен внутри ротора 3 между диском 20 и шайбой 21 посредством пружинного кольца 22. Второй конец манжеты 19 зафиксирован на наружной поверхности промежуточного вала 12 хомутом 23. Между заглушкой 18 и верхним торцем промежуточного вала 12 размещена проставка 24 и пята 25. Внутренняя полость 26 ротора 3 заполнена смазкой.

В верхней части статора 1 установлен переводник 27 с резьбой 28 для присоединения двигателя к колонне бурильных труб (колонна бурильных труб на фиг. не показана). Нижний конец вала 8 имеет резьбу 29 для присоединения породоразрушающего инструмента (на фиг. не показан).

Винтовой забойный двигатель работает следующим образом. При подаче жидкости с поверхности по колонне бурильных труб ротор 3 вращается внутри статора 1, обкатываясь своими наружными винтовыми зубьями 4 по внутренним винтовым зубьям 2 статора 1, и совершает планетарное движение, при этом ось O1O1 ротора 3 вращается вокруг оси О2О2 статора 1 против часовой стрелки, а сам ротор 3 поворачивается по часовой стрелке с пониженной в Z1 раз угловой скоростью. Вращение ротора 3 передается на вал 8 опорного узла 6 через промежуточный вал 12 устройства 11 за счет взаимодействия внутренних винтовых зубьев 5 ротора 3 с наружными винтовыми зубьями 13 промежуточного вала 12, который совершает угловое прецессионное движение. Возможность угловых перемещений промежуточного вала 12 внутри ротора 3 обеспечивается бочкообразной формой наружных винтовых зубьев 13. Гидравлическая осевая нагрузка, действующая на ротор 3, передается через заглушку 18, проставку 24 и пяту 25 на верхний торец промежуточного вала 12 и далее через шарнирную муфту 14 - на вал 8 опорного узла 6.

При работе двигателя на нижнюю часть ротора 3 действуют центробежная сила от прецессионно движущегося промежуточного вала 12 и радиальная составляющая суммарной осевой нагрузки, возникающая за счет перекоса промежуточного вала 12. Поскольку наружные винтовые зубья 13 промежуточного вала 12 размещены в полости 26 ротора 3, то передача этих сил происходит через стенку ротора 3, опорой для которого служат внутренние зубья 2 статора 1, а сам ротор 3 разгружен от изгибных нагрузок.

Поскольку внутренняя полость 26 ротора 3 заполнена смазкой, то работа зубьев 13 промежуточного вала 12 при проскальзывании их по внутренним зубьям 5 ротора 3 осуществляются в благоприятных условиях, с хорошим отведением тепла, при большом объеме масляной ванны.

Похожие патенты RU2187615C1

название год авторы номер документа
Винтовой забойный двигатель 2003
  • Щелконогов Г.А.
RU2224079C1
ГЕРОТОРНЫЙ МЕХАНИЗМ ВИНТОВОГО ЗАБОЙНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2000
  • Кочнев А.М.
  • Коротаев Ю.А.
  • Бобров М.Г.
  • Цепков А.В.
  • Суслов В.Ф.
RU2165531C1
МНОГОЗАХОДНЫЙ ГЕРОТОРНЫЙ МЕХАНИЗМ ВИНТОВОЙ ГИДРАВЛИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 2001
  • Коротаев Ю.А.
  • Цепков А.В.
  • Кочнев А.М.
  • Бобров М.Г.
  • Суслов В.Ф.
RU2194880C2
ШАРНИРНОЕ УСТРОЙСТВО ВИНТОВОЙ ГЕРОТОРНОЙ ГИДРОМАШИНЫ (ВАРИАНТЫ) 2001
  • Голдобин Д.А.
  • Кочнев А.М.
  • Бобров М.Г.
  • Дмитриев В.П.
RU2186189C1
ГЕРОТОРНЫЙ МЕХАНИЗМ ВИНТОВОЙ ЗАБОЙНОЙ ГИДРОМАШИНЫ (ВАРИАНТЫ) 2000
  • Кочнев А.М.
  • Коротаев Ю.А.
  • Цепков А.В.
  • Суслов В.Ф.
  • Бобров М.Г.
RU2166603C1
ВИНТОВОЙ ЗАБОЙНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2001
  • Щелконогов Г.А.
  • Коротаев Ю.А.
  • Бобров М.Г.
  • Николаев В.Ю.
  • Трапезников С.Г.
RU2185488C1
РОТОР ВИНТОВОЙ ЗАБОЙНОЙ ГИДРОМАШИНЫ 2000
  • Коротаев Ю.А.
  • Бобров М.Г.
  • Кочнев А.М.
  • Николаев В.Ю.
  • Суслов В.Ф.
  • Цепков А.В.
RU2169820C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЗДАНИЯ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ ИМПУЛЬСОВ ДАВЛЕНИЯ В СКВАЖИНЕ (ВАРИАНТЫ) 2001
  • Кочнев А.М.
  • Коротаев Ю.А.
  • Курочкин Б.М.
RU2195544C1
ШАРНИРНОЕ УСТРОЙСТВО 2002
  • Колесниченко Т.А.
  • Коротаев Ю.А.
  • Цепков А.В.
  • Чудаков Г.Ф.
RU2235228C2
ВИНТОВОЙ ЗАБОЙНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2003
  • Бобров М.Г.
  • Голдобин В.Б.
  • Трапезников С.Г.
  • Юсов А.Ф.
  • Емельянова З.И.
RU2241106C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 187 615 C1

Реферат патента 2002 года ВИНТОВОЙ ЗАБОЙНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Изобретение относится к области буровой техники, в частности к винтовым забойным двигателям для бурения нефтяных и газовых скважин. Сущность изобретения заключается в том, что устройство для соединения ротора двигателя с валом опорного узла содержит промежуточный вал с наружными винтовыми зубьями для взаимодействия с внутренними винтовыми зубьями ротора, а поверхности вращения, описанные относительно вершин выступов и впадин наружных винтовых зубьев промежуточного вала, выполнены бочкообразными. Изобретение обеспечивает повышение надежности работы двигателя при использовании его для бурения как вертикальных, так и наклонно направленных и горизонтальных скважин. 1 з.п.ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения RU 2 187 615 C1

1. Винтовой забойный двигатель, содержащий статор с внутренними винтовыми зубьями, размещенный эксцентрично внутри статора полый ротор со стенкой постоянной толщины, имеющий наружные и внутренние винтовые зубья, число которых на единицу меньше числа зубьев статора, опорный узел, включающий корпус, вал и подшипники, и устройство для соединения ротора с валом опорного узла, отличающийся тем, что устройство для соединения ротора с валом опорного узла содержит промежуточный вал с наружными винтовыми зубьями для взаимодействия с внутренними винтовыми зубьями ротора, а поверхности вращения, описанные относительно вершин выступов и впадин наружных винтовых зубьев промежуточного вала, выполнены бочкообразными. 2. Винтовой забойный двигатель по п.1, отличающийся тем, что в верхней части ротора установлена заглушка, в нижней части ротора размещена манжета из упругоэластичного материала, закрепленная в роторе и на наружной поверхности промежуточного вала, а внутренняя полость ротора заполнена смазкой.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2002 года RU2187615C1

US 4909337 A, 20.03.1990
ЗАБОЙНЫЙ ВИНТОВОЙ ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ДВИГАТЕЛЬ 0
SU237596A1
Забойный двигатель 1976
  • Никомаров Самуил Соломонович
  • Кочнев Анатолий Михайлович
  • Гусман Моисей Тимофеевич
  • Балденко Дмитрий Федорович
  • Голдобин Владимир Борисович
SU943387A1
SU 1829491 A, 20.01.2000
ВИНТОВОЙ ЗАБОЙНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 1992
  • Молодило В.И.
  • Бобров М.Г.
  • Аптуков Н.З.
RU2035582C1
ВИНТОВОЙ ЗАБОЙНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ДЛЯ НАКЛОННО НАПРАВЛЕННОГО БУРЕНИЯ 1993
  • Аптуков Н.З.
  • Бобров М.Г.
  • Голдобин В.Б.
RU2081986C1
МАЛОГАБАРИТНЫЙ ВИНТОВОЙ ЗАБОЙНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 1995
  • Вершинин Александр Викторович
  • Коснырев Борис Анатольевич
RU2102575C1

RU 2 187 615 C1

Авторы

Кочнев А.М.

Голдобин Д.А.

Даты

2002-08-20Публикация

2001-01-18Подача