ШЕСТИТАКТНЫЙ РОТОРНО-ПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ Российский патент 2000 года по МПК F02B55/00 

Описание патента на изобретение RU2153087C1

Изобретение относится к машиностроению, а именно к двигателестроению, в частности к конструкции шеститактного роторно-поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС).

Известен шеститактный ДВС, содержащий блок, в котором установлены цилиндро-поршневая группа, кривошипно-шатунный и газораспределительный механизмы, головку блока (см. заявку РСТ, WO 95/32360, МПК6 F 02 В 75/02).

Недостатками данной конструкции являются существенные механические и тепловые потери, возникающие вследствие возвратно- поступательного движения поршня на пятом и шестом тактах рабочего цикла.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому изобретению (прототипом) является четырехтактный роторно-поршневой ДВС, содержащий блок-секцию, снабженную камерой сгорания, впускным и выпускным окнами, установленные в блок-секции с возможностью вращения ротор-поршень и вал, кинематически связанные между собой. В камере сгорания размещена свеча зажигания (см. Двигатели внутреннего сгорания. Устройство и работа поршневых и комбинированных двигателей. - Под. ред. А.С.Орлина, М.Г.Круглова. - М.: Машиностроение, 1980, с. 261-265).

Недостатками этого роторно-поршневого ДВС является низкий коэффициент полезного действия (КПД) двигателя вследствие неполного сгорания топлива, выпуска из цилиндра отработавших газов, обладающих высокой температурой и энергией, отсутствие нейтрализации токсичных компонентов и повышенный шум при выхлопе продуктов сгорания из двигателя с большой начальной скоростью.

Сущность изобретения состоит в том, что в шеститактный роторно-поршневой двигатель внутреннего сгорания, содержащий блок-секцию, снабженную камерой сгорания, впускным и выпускным окнами, установленные в блок-секции с возможностью вращения ротор-поршень и вал, кинематически связанные между собой, а также свеча дожигания, размещенная в камере сгорания, введены установленные с возможностью образования дополнительной камеры сгорания при вращении ротор-поршня форсунка для впрыска нейтрализующей рабочей смеси и дополнительная свеча зажигания. При этом форсунка для впрыска нейтрализующей рабочей смеси и дополнительная свеча зажигания установлены между свечой зажигания, размещенной в камере сгорания, и выпускным окном.

Техническим результатом является повышение эффективного КПД двигателя, обеспечение нейтрализации токсичных компонентов продуктов сгорания и снижение шума при выхлопе продуктов сгорания.

Повышение эффективного КПД двигателя и снижение шума при выхлопе достигаются путем использования на пятом такте остаточной энергии продуктов сгорания и частиц несгоревшей рабочей смеси вследствие введения установленных с возможностью образования дополнительной камеры сгорания при вращении ротор-поршня форсунки для впрыска нейтрализующей рабочей смеси и дополнительной свечи зажигания.

Обеспечение нейтрализации токсичных компонентов продуктов сгорания достигается путем воздействия нейтрализующей рабочей смеси, впрыскиваемой соответствующей форсункой, на продукты сгорания.

Предлагаемое изобретение поясняется чертежами, где на фиг. 1 изображено поперечное сечение шеститактного роторно-поршневого двигателя внутреннего сгорания, впуск рабочей смеси; на фиг. 2 - то же, сжатие рабочей смеси; на фиг. 3 - то же, воспламенение рабочей смеси, на фиг. 4 - то же, первый рабочий ход; на фиг. 5 - то же, сжатие продуктов сгорания; на фиг. 6 - то же, впрыск нейтрализующей рабочей смеси и воспламенение; на фиг. 7 - то же, второй рабочий ход.

Шеститактный роторно-поршневый ДВС содержит блок-секцию 1 с впускным 2 и выпускным 3 окнами. В блок-секции 1 установлены с возможностью вращения вал 4 и ротор-поршень 5, кинематически связанные между собой посредством зубчатой передачи, свеча зажигания 6, размещенная в камере сгорания, образованной в блок-секции 1, дополнительная свеча зажигания 7 и форсунка 8 для впрыска нейтрализующей рабочей смеси, обеспечивающие совершение рабочих тактов двигателя. Форсунка 8 для впрыска нейтрализующей рабочей смеси и дополнительная свеча зажигания 7 установлены с возможностью образования дополнительной камеры сгорания при вращении ротор-поршня 5 между свечой зажигания 6 и выпускным окном 3. Кроме этого, на чертеже обозначены грани AB, BC, AC ротор-поршня 5, составляющие с внутренней поверхностью блок-секции 1 рабочие объемы двигателя.

Работа шеститактного роторно-поршневого ДВС осуществляется следующим образом.

На первом такте рабочий объем, заключенный между гранью BC и внутренней поверхностью блок-секции 1 (см. фиг. 1), заполняется через впускное окно 2 рабочей смесью. При этом выпускное окно 3 перекрыто вершиной С грани BC ротор-поршня 5. На втором такте (см. фиг. 2) производится сжатие рабочей смеси гранью BC вследствие уменьшения рабочего объема между гранью BC и внутренней поверхностью блок-секции 1. В конце второго такта (см. фиг. 3) осуществляется воспламенение рабочей смеси свечой зажигания 6. Вследствие горения рабочей смеси происходит быстрый рост температуры и давления, воздействующих на грань BC, поворачивающих ротор-поршень 5, в результате чего совершается первый рабочий ход (см. фиг. 4), т.е. третий такт цикла работы двигателя. На четвертом такте (см. фиг. 5) вследствие вращения ротор-поршня 5 и уменьшения рабочего объема между гранью BC и внутренней поверхностью блок-секции 1 осуществляется сжатие продуктов сгорания и частиц несгоревшей рабочей смеси. В конце четвертого такта при подходе грани BC к форсунке 8 и к дополнительной свече зажигания 7 через форсунку 8 впрыскивается нейтрализующая рабочая смесь, а свечой 7 производится воспламенение рабочей смеси, сформированной из продуктов сгорания, частиц несгоревшей рабочей смеси и нейтрализующей рабочей смеси.

На пятом такте (см. фиг. 6) в результате взаимодействия продуктов сгорания с нейтрализующей рабочей смесью и воспламенения свечой 7 происходит рост давления между гранью BC и внутренней поверхностью блок-секции 1, в результате чего ротор- поршень 5 поворачивается и совершает второй рабочий ход.

На шестом такте при дальнейшем вращении ротор-поршня 5 (см. фиг. 7) его вершиной С открывается выпускное окно 3 и отработавшие газы выбрасываются в атмосферу.

Таким образом, предложенная конструкция шеститактного роторно-поршневого ДВС позволяет повысить эффективный КПД двигателя, уменьшить токсичность продуктов сгорания и снизить шум при их выхлопе.

Похожие патенты RU2153087C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ РАБОТЫ ЧЕТЫРЕХТАКТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С УТИЛИЗАЦИЕЙ ЭНЕРГИИ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ 1999
  • Павлюк А.С.
  • Цехмейструк Ю.А.
  • Беляев А.И.
  • Щадрин А.Г.
RU2162950C2
СПОСОБ РАБОТЫ ЧЕТЫРЕХТАКТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И ЧЕТЫРЕХТАКТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1999
  • Павлюк А.С.
  • Цехмейструк Ю.А.
  • Шенкнехт Ю.И.
RU2153085C1
СПОСОБ РАБОТЫ ШЕСТИТАКТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И ШЕСТИТАКТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (ЕГО ВАРИАНТЫ) 1996
  • Павлюк А.С.
  • Цехмейструк Ю.А.
  • Павлюк С.А.
RU2119073C1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2008
  • Доронин Виктор Трофимович
RU2380556C1
СПОСОБ РАБОТЫ ЧЕТЫРЕХТАКТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2003
  • Цехмейструк Ю.А.
  • Прозоров Д.В.
RU2244139C1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2008
  • Доронин Виктор Трофимович
RU2371593C1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2008
  • Доронин Виктор Трофимович
RU2371592C1
РОТОРНО-ПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2010
  • Токарев Александр Николаевич
  • Токарев Михаил Юрьевич
  • Нешатаев Владимир Викторович
  • Шубаро Александр Владимирович
RU2425233C1
РОТОРНО-ПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2001
  • Токарев А.Н.
  • Токарев Ю.А.
  • Сгибнев А.В.
RU2193676C2
РОТОРНО-ПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2007
  • Токарев Александр Николаевич
  • Токарев Михаил Юрьевич
  • Бураков Андрей Анатольевич
  • Ефанов Андрей Васильевич
  • Пожидаев Владимир Викторович
RU2351780C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 153 087 C1

Реферат патента 2000 года ШЕСТИТАКТНЫЙ РОТОРНО-ПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к конструкции шеститактного роторно-поршневого двигателя внутреннего сгорания. Изобретение позволяет повысить эффективный КПД двигателя, снизить шум при выхлопе продуктов сгорания, а также обеспечить нейтрализацию токсичных компонентов продуктов сгорания. Двигатель содержит блок-секцию, снабженную камерой сгорания, впускным и выпускным окнами. В блок-секции с возможностью вращения установлен ротор-поршень и вал, кинематически связанные между собой, а также свеча зажигания, размещенная в камере сгорания. Дополнительная свеча зажигания и форсунка для впрыска нейтрализующей рабочей смеси установлены с возможностью образования дополнительной камеры сгорания при вращении ротора-поршня. Форсунка для впрыска нейтрализующей рабочей смеси и дополнительная свеча зажигания установлены между свечой зажигания, размещенной в камере сгорания, и выпускным окном. 7 ил.

Формула изобретения RU 2 153 087 C1

Шеститактный роторно-поршневой двигатель внутреннего сгорания, содержащий блок-секцию, снабженную камерой сгорания, впускным и выпускным окнами, установленные в блок-секции с возможностью вращения ротор-поршень и вал, кинематически связанные между собой, а также свеча зажигания, размещенная в камере сгорания, отличающийся тем, что в него введены установленные с возможностью образования дополнительной камеры сгорания при вращении ротора-поршня форсунка для впрыска нейтрализующей рабочей смеси и дополнительная свеча зажигания, при этом форсунка для впрыска нейтрализующей рабочей смеси и дополнительная свеча зажигания установлены между свечой зажигания, размещенной в камере сгорания, и выпускным окном.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2000 года RU2153087C1

СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА СЛИВОЧНОГО МАСЛА 0
  • А. А. Виноградов, А. П. Белоусов, А. Л. Проценко А. А. Виноградов
SU247776A1
ОРЛИН А.С
и др
Двигатели внутреннего сгорания
Устройство и работа поршневых и комбинированных двигателей
М.: Машиностроение, 1980, с.261-265
СПОСОБ РАБОТЫ ШЕСТИТАКТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И ШЕСТИТАКТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (ЕГО ВАРИАНТЫ) 1996
  • Павлюк А.С.
  • Цехмейструк Ю.А.
  • Павлюк С.А.
RU2119073C1
RU 94012042 A1, 10.08.1996
RU 93057856 A1, 27.11.1996
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭКОНОМИИ ТОПЛИВА 1994
  • Касимов Л.Н.
  • Шаньгин Е.С.
RU2094642C1
Способ работы шеститактного двигателя внутреннего сгорания 1988
  • Косяк Анатолий Федорович
  • Васильев Валентин Иванович
  • Осипов Владимир Николаевич
SU1617169A1
US 3967594 A, 06.07.1976
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ КАБЕЛЯ 2005
  • Макаров Александр Владимирович
RU2296405C2
МНОГОВХОДОВОЙ СУММАТОР 2013
  • Ядыкин Игорь Михайлович
RU2547625C2
DE 3619612 A1, 17.12.1987.

RU 2 153 087 C1

Авторы

Павлюк А.С.

Цехмейструк Ю.А.

Даты

2000-07-20Публикация

1998-12-07Подача