Изобретение относится к области машиностроения, и может быть использовано для добычи жидких ископаемых, главным образом нефти через буровые скважины.
Известны станки-качалки, используемые для привода штанговых глубинных насосов при добыче нефти из скважин (см.Л.Г.Чичеров и др. "Расчет и конструирование нефтепромыслового оборудования", М. Недра, 1987, стр.209, рис. 10.4).
Указанные станки-качалки включают балансир, шарнирно установленный на стойке, траверсу, два шатуна и два кривошипа, привод и уравновешивающие грузы, часть из которых размещена на балансире, а часть - на кривошипах (противовесы). Траверса шарнирно закреплена на балансире, к ней крепятся оба шатуна, что позволяет преобразовать вращательное движение кривошипов в колебательное движение балансира.
Наиболее близким к заявляемому изобретению по совокупности существенных признаков является станок-качалка по а.с. СССР N 1377455, М. кл.5 F 04 B 47/00, 1984 г., принятый за прототип.
Устройство включает двуплечий балансир, стойку, траверсу, шатуны, кривошипы, привод, уравновешивающий груз на балансире и противовесы на кривошипах.
К недостаткам этих станков-качалок относится то, что при вертикальном положении кривошипов уравновешивающий момент от противовесов относительно оси вращения кривошипов становится равным нулю и вследствие этого за один оборот кривошипов результирующий крутящий момент относительно их оси вращения два раза меняет знак (направление действия), что приводит к снижению долговечности привода (в частности, зубчатых передач редуктора) и увеличенному расходу энергии при работе станка-качалки.
Задачей заявляемого изобретения является увеличение долговечности привода станка-качалки при более полном уравновешивании крутящего момента нагрузки относительно оси вращения кривошипов, чем обеспечивается также уменьшение расхода энергии при работе станка-качалки.
Сущность изобретения заключается в следующем.
В станке-качалке, содержащем стойку, двуплечий балансир, траверсу, два шатуна, два кривошипа и привод с комбинированным уравновешиванием противовесами на кривошипах и грузами, уравновешивающие грузы размещены на траверсе, причем центр масс этих грузов не совпадает с осью шарнирного соединения траверсы с балансиром. Вследствие этого на траверсу и шатуны действует момент сипы тяжести указанных грузов, который приводит к появлению горизонтальных сил постоянного направления в шарнирных соединениях шатунов с кривошипами. При вертикальном положении кривошипов эти силы создают уравновешивающий момент относительно оси вращения кривошипов, что позволяет уменьшить число перемены знаков результатирующего момента за один оборот кривошипов с двух до одного и тем самым увеличить долговечность привода.
На фиг. 1 изображен общий вид предложенного станка-качалки; на фиг.2 - схема действия сил при вертикальном положении кривошипов.
Станок-качалка содержит двуплечий балансир 1, шарнирно закрепленный на стойке 2, траверсу 3, шарнирно установленную на балансире 1, шатуны 4, кинематически связывающие траверсу 3 с кривошипами 5 противовесы 6, размещенные на кривошипах 5, и привод 7, служащий для вращения кривошипов 5 относительно их оси 01. На траверсе 3 при помощи рычагов 8 закреплены грузы 9.
Станок-качалка работает следующим образом. При вращении приводом 7 кривошипов 5 (направление вращения указано стрелкой, фиг.1) последние за один оборот два раза занимают вертикальное положение, при этом уравновешивающий момент от противовесов 6 относительно оси 01 становится равным нулю (фиг. 2).
Сила тяжести Q грузов 9 на рычагах 8 создает момент относительно оси О2, который вызывает горизонтальные силы Pг в шарнирных соединениях шатунов 4 с кривошипами 5 (т.03). Указанные силы Pг, уравновешивают момент относительно оси 01 от нагрузки в шатунах 4 и уменьшают число перемены знака результирующего момента относительно этой оси с двух до одного за один оборот кривошипов 5, что позволяет увеличить долговечность привода 7 (в частности, зубчатых передач редуктора) и снижает расход энергии при работе станка-качалки.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Станок-качалка | 2002 |
|
RU2224910C2 |
СТАНОК-КАЧАЛКА | 1994 |
|
RU2119097C1 |
ПРИВОД ШТАНГОВЫХ ГЛУБИННЫХ НАСОСОВ | 1992 |
|
RU2061906C1 |
СТАНОК-КАЧАЛКА | 1995 |
|
RU2105197C1 |
СТАНОК-КАЧАЛКА | 2004 |
|
RU2260713C1 |
ПЕРЕДВИЖНОЙ СТАНОК-КАЧАЛКА | 1996 |
|
RU2135831C1 |
СТАНОК-КАЧАЛКА | 2010 |
|
RU2450161C2 |
ПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ | 1993 |
|
RU2097571C1 |
СТАНОК-КАЧАЛКА (ВАРИАНТЫ) | 1995 |
|
RU2105196C1 |
СТАНОК-КАЧАЛКА | 2010 |
|
RU2455526C1 |
Станок-качалка предназначен для использования в области добычи нефти через буровые скважины. Содержит стойку, двуплечий балансир, траверсу, шатуны, кривошипы, привод. Уравновешивание осуществляется противовесами, установленными на каждом из кривошипов, и грузами. Грузы установлены на траверсе так, что его центр масс не совпадает с осью шарнирного соединения траверсы и балансира. При вертикальном положении кривошипов уравновешивающий груз на траверсе создает отличный от нуля момент относительно оси вращения кривошипов. Позволяет сократить число перемены знаков результирующего момента за один оборот кривошипов с двух до одного и тем самым увеличить долговечность привода. 2 ил.
Станок-качалка с комбинированным уравновешиванием, содержащий стойку, двуплечий балансир, траверсу, шатуны, кривошипы с противовесами, уравновешивающий груз и привод, отличающийся тем, что уравновешивающий груз размещен на траверсе, причем центр масс его не совпадает с осью шарнирного соединения траверсы и балансира.
Станок-качалка | 1984 |
|
SU1377455A1 |
Привод скважинного штангового насоса | 1989 |
|
SU1679056A1 |
Станок-качалка | 1978 |
|
SU688697A1 |
СТАНОК-КАЧАЛКА | 1995 |
|
RU2105197C1 |
US 4377092 A, 22.03.1983 | |||
US 4660426 A, 28.04.1987 | |||
US 4321837 A, 30.03.1982. |
Авторы
Даты
2000-07-20—Публикация
1996-06-25—Подача