Изобретение относится к электротехнике и касается вторичных химических источников тока.
В ряду нерешенных проблем в этой области техники стоят проблемы конструирования компактных источников с высокой удельной энергоемкостью, повышенным сроком службы и стабильными электрическими параметрами в условиях избыточного давления газов и необходимости поддержания заданного теплового режима.
Известны электрические аккумуляторы, содержащие корпус с торцевыми стенками, блок плоских, прямоугольных, чередующихся положительных и отрицательных электродов, разделенных сепараторами, с соосными отверстиями и контактными элементами, двумя баретками с мостиками, установленными в канале, образованном отверстиями электродов и сепараторов, и электрически связанными с электродами соответствующего знака, а также стяжного соединения в виде шпильки с гайками на ее концах /Пат. США N 5168017, МКИ H 01 M 12/8, 1991; пат. США N 5162171, МКИ H 01 M 10/50, 1991/.
В таких конструкциях контактные элементы выполнены в виде ушек, расположенных на периферии электродов внутри отверстий, а положительные и отрицательные электроды взаимно повернуты в их плоскостях на 180o так, что их ушки расположены по разные стороны от центра. Мостики выполнены в виде втулок с радиально выступающими язычками, приваренными к ушкам с образованием контакта первого рода. Втулки оппозитно установлены на шпильке, которая выполнена цельнометаллической /сплошной/, с поверхностным электроизоляционным слоем, и отделены друг от друга электроизолирующей втулкой. Шпилька с гайками, образующая стяжное соединение, фиксирует внешние концы тарельчатых пружин, сжимающих другими своими концами торцевые стенки корпуса и через них - блок электродов.
Однако подобные устройства существенно не решают комплекс указанных выше проблем, а организация съема электрического заряда обоих знаков внутри одного общего, пусть даже центрального, канала технически сложна и обуславливает очень высокие требования к электроизоляции /наличие электроизоляторов, вероятность повреждения электроизоляционного покрытия шпильки и т.д./.
Выполнение контактных элементов в виде периферийных ушек, находящихся в контакте первого или второго рода с токоведущими мостиками, является "классическим" для вторичных источников тока /Вырыпаев В.Н. и др. Химические источники тока: Учеб. пособие для хим.-технол. вузов. - М.: Высш. шк., 1990, 240 с. - С. 171 - 176; Пат. США N 5158842, МКИ H 01 M 2/26, 1992/.
Для интенсификации охлаждения аккумуляторов иногда применяют охлаждающие рубашки, организованные, как правило, в корпусных деталях /А.с. СССР N 1821844, МКИ H 01 M 10/50, 1990/. Известно также применение установленного трубчатого охладителя, заполненного теплоносителем /Заявка Франции N 2679382, МКИ H 01 M 6/50, 1991/.
Наиболее близким аналогом по назначению и совокупности существенных конструктивных признаков является электрический аккумулятор, содержащий корпус с торцевыми стенками, блок плоских, прямоугольных, чередующихся положительных и отрицательных электродов, разделенных сепараторами, с контактными элементами и отверстиями в них, разнесенными по двум параллельным осям, равноудаленным от центра каждого электрода, и двумя баретками с цилиндрическими мастиками, каждый из которых беззазорно пропущен через канал, образованный отверстиями контактных элементов одноименных электродов, электрически связан с ними и выполнен в виде стяжного соединения, например шпильки с гайками /Выирыпаев В.Н. и др. Химические источники тока: Учеб. пособие для хим.-технол. спец. вузов. - М.: Высш. шк., 1990. - 240 с. - С. 35 - 37, рис. 2.4 а, рис. 2.5 б/.
В нем контактные элементы выполнены в виде плоских ушек, расположенных на периферии электродов за пределами их прямоугольного поля, по одну сторону от центра, а оба разнесенные отверстия выполнены в ушках /т.е. вне прямоугольного поля электродов/ и имеют одинаковый диаметр. Края сепараторов расположены в стороне от ушек. За счет стяжных соединений ушки одноименных электродов находятся в электрическом контакте второго рода. При этом стяжные соединения расположены полностью внутри корпуса и шпильки выполнены цельнометаллическими /сплошными/.
Однако такое устройство имеет комплекс недостатков. Во-первых, периферийное расположение контактных элементов /ушек/ невыгодно с точки зрения съема электрических зарядов с электродов больших площадей по причине относительно высокого омического сопротивления.
Во-вторых, периферийное расположение контактных элементов /ушек/ определяет завышение габаритов блока электродов и аккумулятора в целом, некомпактность конструкции. Следовательно, относительно невысок коэффициент использования активной электродной поверхности (недостаточно высокие удельные объемные характеристики аккумулятора).
В-третьих, при герметичном исполнении корпуса аккумулятора выделяющиеся при его длительной работе газы распирают блок электродов и в образующихся зазорах происходят продольные перемещения активных масс /явление "оплывания" электродов/. Периферийно расположенных стяжных соединений со шпильками недостаточно для компенсирующего противодействия. Торцевые стенки корпуса аккумулятора под действием избыточного давления также деформируются /корпус принимает бочкообразную форму/. В лучшем случае стенки дополнительно укреплены другими, специально предназначенными для этого стяжными соединениями или иными фиксаторами.
В-четвертых, при такой компоновке и взаимосвязи основных деталей аккумулятора затруднено обеспечение заданного теплового режима, - как охлаждения, так и подогрева в холодных условиях эксплуатации. Главные причины аналогичны причинам затрудненного электросъема с поверхностей электродов. При этом не используются и возможности активной системы терморегулирования /отсутствие развитых полостей для текучего теплоносителя/. Условия теплообмена еще больше затруднены при объединении аккумуляторов в батареи.
Таким образом, ближайший аналог имеет резервы уменьшения омического сопротивления электродов, повышения компактности устройства, удельной его энергоемкости, жесткости корпуса и блока электродов, улучшения условий обеспечения теплового режима.
Задачей, на решение которой направлено данное изобретение, является улучшение технико-эксплуатационных характеристик электрического аккумулятора за счет устранения /уменьшения/ перечисленных выше недостатков ближайшего аналога.
Решение поставленной задачи достигается тем, что в электрическом аккумуляторе, содержащем корпус с торцевыми стенками, блок плоских, прямоугольных, чередующихся положительных и отрицательных электродов, разделенных сепараторами, с контактными элементами и отверстиями в них, разнесенными по двух параллельным осям, равноудаленным от центра каждого электрода, и двумя баретками с цилиндрическими мостиками, каждый из которых беззазорно пропущен через канал, образованный отверстиями контактных элементов одноименных электродов, электрически связан с ними и выполнен в виде стяжного соединения, например шпильки с гайками, оба разнесенные отверстия выполнены непосредственно в прямоугольном поле каждого электрода, в противоположных сторонах от его центра, контактные элементы встроены в каждое второе отверстие с охватом его краев по всему периметру и обеспечением контакта, а положительные и отрицательные электроды взаимно повернуты в их плоскостях на 180o так, что канал для каждого цилиндрического мостика образован совместно отверстиями контактных элементов и свободными отверстиями электродов, расположенными соосно в чередующейся последовательности.
Задача решается также за счет следующего ряда дополнительных конструктивных признаков.
Контактные элементы аккумулятора выполнены в виде втулок по крайней мере с одним фланцем и приварены к электродам и цилиндрическим мостикам.
При этом обеспечивается, одновременно, электрический и тепловой контакт контактных элементов и, посредством их, электродов с цилиндрическими мостиками, а также фиксация центральных зон электродов по толщине блока с обеспечением жесткости структуры последнего.
В частности, контактные элементы /втулки/ могут быть выполнены в виде трубчатых заклепок, что удешевляет конструкцию за счет большей технологичности и применения стандартных /покупных/ изделий.
Контактные элементы по крайней мере частично углублены с зазором в свободные отверстия электродов, вследствие чего фланец /головка заклепки/ или фланцы /головки/ контактных элементов /заклепок/ расположены в радиальных зазорах между свободными отверстиями /в смежных электродах/ и цилиндрическим мостиком. Соответственно, обеспечивается компактность блока.
Сепараторы выполнены с отверстиями, расположенными аналогично отверстиям электродов, при этом их диаметр меньше диаметра свободного отверстия электрода. Это обеспечивает надежную электроизоляцию фланца контактного элемента /головки заклепки/ от кромки отверстия соседнего электрода другого знака.
Шпильки /цилиндрические мостики/ пропущены сквозь торцевые стенки корпуса аккумулятора с их фиксацией гайками, благодаря чему обеспечивается жесткая фиксация центральных /наиболее податливых при избыточном давлении газов в аккумуляторе /зон торцевых стенок корпуса. При этом шпильки совмещают несколько функций - токоведущих мостиков, борна и стяжных элементов корпусных деталей аккумулятора.
Цилиндрические мостики /шпильки/ выполнены, предпочтительно, трубчатыми. Система продольных каналов, образованных внутренними отверстиями обоих мостиков /а в аккумуляторной батарее - всех мостиков батареи/ обеспечивает возможность применения активной системы обеспечения теплового режима аккумулятора /аккумуляторной батареи/, т.е. охлаждающей или прогревающей жидкости или газовой рубашки, улучшает условия теплопередачи по всему объему устройства. В этом заключается еще одно функциональное назначение цилиндрических мостиков.
На фиг. 1 показано устройство электрического аккумулятора, вид сбоку в разрезе; на фиг. 2 - схема взаимного расположения разноименых электродов /анода и катода/ в блоке; на фиг. 3 - вариант конструктивного выполнения токосъема с электродов.
Электрический аккумулятор /вторичный химический источник тока/ содержит корпус 1 с торцевыми стенками 2, 3, по крайней мере одна из которых может быть выполнена съемной. В корпус 1 встроен блок плоских, прямоугольных, чередующихся положительных электродов /катодов/ 4 и отрицательных электродов /анодов/ 5, разделенных сепараторами 6. Непосредственно в прямоугольном поле каждого электрода 4, 5 в противоположных сторонах на равном расстоянии L/2 /примерно 1/6 длины электрода/ от его центра выполнены /см. фиг. 2/ отверстие 7 /его диаметр, в частности, может быть сохранен как в ближайшем аналоге / и отверстие 8 того же или меньшего /как в данном примере/ диаметра. Края отверстий 7 каждого электрода 4, 5 охвачены по всему периметру контактными элементами 9 с обеспечением контакта первого рода /например, приварены к основе электрода точечной сваркой/.
Положительные и отрицательные электроды 4 и 5 в блоке взаимно повернуты в их плоскостях на 180o так /см. фиг. 2/, что отверстия 7 /с контактными элементами 9/ и отверстия 8 расположены соосно в чередующейся последовательности и образуют два параллельных канала. Сепараторы 6 не перекрывают указанные каналы за счет конструкции. В частности рекомендуется выполнение сепараторов 6 с отверстиями /видны на фиг. 1 без указания позиции/, диаметр которых меньше диаметра отверстий 8.
Через каждый канал коаксиально пропущен цилиндрический мостик 10, 11. Мостики 10, 11 выполнены одинаковыми, в виде электро- и теплопроводных /металлических/ стяжных соединений, например шпилек, предпочтительно трубчатых /каналы 12, 13 соответственно/, на резьбовых концах которых установлены гайки 14, фиксирующие торцевые стенки /крышки/ 2, 3 корпуса 1. В частности, могут быть применены гайки втулочного типа, частично утопленные в стенки 2, 3. Для тонких блоков вместо шпилек 10, 11 могут быть применены болты. Таким образом, баретки аккумулятора как совокупность мостиков и выводов /борнов/ выполнены в виде стяжных соединений - шпилек 10, 11 с гайками 14 с внешних сторон стенок /крышек/ 2, 3 корпуса 1 аккумулятора. Шпильки 10, 11 связаны с контактными элементами 9 с обеспечением контакта первого рода /например, приварены/. При этом рекомендуется выполнение контактных элементов 9 в виде втулок с диаметром отверстия, соответствующим диаметру мостиков 10, 11. В частности, могут быть использованы стандартные трубчатые или пистонные заклепки, которые приваривают торцевой частью к основе электрода после операции клепки или одновременно с ней /при автоматизированном серийном производстве/.
Как еще один конструктивный вариант /см. фиг. 3/, элемент 9 может быть выполнен с развитой мембранной частью 15, допускающей некоторую свободу осевого перемещения электрода 4/5/ относительно мостика 10 /11/.
Толщины разноименных электродов 4, 5, сепараторов 6 и контактных элементов 9 находятся в соотношениях, при которых контактные элементы 9 /фланцевые части втулок, головки заклепок/ по крайней мере частично углублены /утоплены/ с зазором в отверстия 8.
Корпус 1 охватывает блок электродов с обеспечением его поперечной фиксации.
Устройство работает обычным для аккумулятора образом.
Съем электрического заряда с электродов 4, 5 осуществляется через контакты первого рода по цепи "электрод 4/5/ - контактный элемент 9 - цилиндрический мостик 10 /11/".
В то же время, при описанном расположении цилиндрических мостиков - шпилек 10, 11 с контактными элементами 9 в центральной зоне блока электродов 4, 5 съем зарядов с электродов 4, 5 достаточно равномерен, т.е. омическое сопротивление электродов 4, 5 относительно мало /в сравнении с аналогами/. Соответственно, невелико и термическое сопротивление, вследствие чего достаточно интенсивен теплообмен аккумулятора с окружающей средой и системами. Наиболее интенсивен теплообмен в случае прокачки по каналам 12, 13 жидкого или газообразного теплоносителя. Компактность устройства в осевом и поперечном направлениях обусловливает повышенный коэффициент использования активной электродной поверхности /повышенную удельную энергоемкость аккумулятора/. Сварные соединения "электрод 4/5/ - контактный элемент 9 - шпилька 10/11" фиксируют электроды 4, 5 в осевом направлении в условиях их распора избыточным давлением газов в процессе работы аккумулятора, а стяжные соединения /10, 11, 14/ препятствуют распору торцевых стенок /крышек/ 2, 3 корпуса 1. При выполнении элементов 9 по фиг. 3 обеспечивается некоторая свобода перемещения электродов 4, 5 в осевом направлении за счет деформации мембранной части 15.
Описанное устройство не исчерпывает всех возможных вариантов его конкретного исполнения в рамках заявленной совокупности существенных признаков.
Использование изобретения позволяет улучшить технико-эксплуатационные характеристики электрического аккумулятора за счет уменьшения омического сопротивления, повышения компактности, удельной энергоемкости, жесткости корпуса и блока электродов, улучшения условий обеспечения теплового режима.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ СБОРКИ ПЛОСКОГО АККУМУЛЯТОРА | 1994 |
|
RU2066902C1 |
АККУМУЛЯТОРНАЯ БАТАРЕЯ | 2007 |
|
RU2364988C1 |
СКЛАДНОЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО "МОТОРОЛЛЕР-КОМПАКТ-I" | 1996 |
|
RU2091266C1 |
ПРОТОЧНЫЙ ДИАФРАГМЕННЫЙ ЭЛЕКТРОЛИЗЕР | 2007 |
|
RU2375313C2 |
СВИНЦОВАЯ БАТАРЕЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ АККУМУЛЯТОРОВ | 2003 |
|
RU2250538C2 |
ПЬЕЗОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ПРИВОД | 1997 |
|
RU2191942C2 |
СЕКЦИЯ ПОДИНЫ ЭЛЕКТРОЛИЗА | 1994 |
|
RU2064533C1 |
КОМПЛЕКС ИЗ ПЕРЕГОРОДКИ И УСТРОЙСТВА НАБЛЮДЕНИЯ | 2022 |
|
RU2790554C1 |
ФИЛЬТР ДЛЯ ОЧИСТКИ ЖИДКОСТЕЙ ИЛИ ВОЗДУХА (ВАРИАНТЫ) | 2005 |
|
RU2312700C2 |
ОГРАЖДАЮЩАЯ КОНСТРУКЦИЯ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ | 2004 |
|
RU2274711C1 |
Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при производстве вторичных источников тока. Согласно изобретению электрический аккумулятор содержит корпус с торцевыми стенками. В него встроен с поперечной фиксацией блок плоских, прямоугольных, чередующихся положительных и отрицательных электродов, разделенных сепараторами. Непосредственно в прямоугольном поле каждого электрода в противоположных сторонах на равном расстоянии от его центра выполнены отверстия, разделенные на две группы. Края отверстий первой группы охвачены по периметру контактными элементами с обеспечением контакта первого рода. Электроды взаимно повернуты в их плоскостях на 180o так, что отверстия первой группы (с контактными элементами) расположены соосно в чередующейся последовательности и образуют два параллельных канала. Через каналы пропущены одинаковые электропроводные стяжные соединения, например шпильки, предпочтительно трубчатые. Они фиксируют торцевые стенки и связаны контактными элементами с обеспечение контакта первого рода. Рекомендуется их выполнение в виде втулок, в частности трубчатых заклепок. Контактные элементы по крайней мере частично углублены с зазором в отверстия второй группы. Сепараторы выполнены с отверстиями, расположенными аналогично отверстиям первой и второй групп. Их диаметр меньше диаметра отверстия второй группы. Техническим результатом изобретения является улучшение технико-эксплуатационных характеристик аккумулятора за счет уменьшения омического сопротивления, повышения компактности устройства, жесткости корпуса и блока электродов. 7 з.п. ф-лы, 3 ил.
ВЫРЫПАЕВ В.Н | |||
и др | |||
Химические источники тока | |||
- М.: Высшая школа, 1990, с.35 - 37 | |||
Щелочной аккумулятор | 1972 |
|
SU454615A1 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ АККУМУЛЯТОР | 1982 |
|
SU1108972A1 |
Устройство для поштучной выдачи плоских заготовок из стопы | 1987 |
|
SU1503954A1 |
US 5158842 А, 27.10.1992. |
Авторы
Даты
2000-07-27—Публикация
1998-12-10—Подача