Изобретение относится к лесной и деревообрабатывающей промышленности и может быть использовано в устройствах для натяжения пильной цепи режущецепных аппаратов моторных пил.
Известны устройства для натяжения пильной цепи режущецепного аппарата моторной пилы, содержащие водомое и ведущее звенья, расположенные в корпусе пилы в зонах, соответствующих размещению на корпусе защитного кожуха и средств крепления пильной шины режущецепного аппарата, при этом ведомое звено выполнено в виде ползуна с внутренней резьбой и внешним зацепом, взаимодействующим с пильной шиной, ведущее звено выполнено в виде взаимно перпендикулярных друг к другу, кинематически связанных между собой посредством шестерен поворотной оси и винта, продольная ось последнего из которых параллельна соответствующей оси пильной шины, шестерня этого винта расположена на одном из его концов, по крайней мере, другой его конец расположен на опорных поверхностях корпуса, а резьбовая часть связана с соответствующей частью ползуна ведомого звена, один из которых имеет регулировочную головку (под отвертку) с выводом в продольный паз к зоне отверстия, выполненного в защитном кожухе, а другой конец названной оси расположен в опорных поверхностях корпуса пилы (см. патент Германии, кл. B 27 B 17/14 N 3301367 и N 3843459, соответственно от 01.08.91 г. и 28.06.90 г.).
Известные устройства имеют следующие недостатки:
Ползун ведомого звена выполнен в виде пластины, на одном конце которой имеется штыревой зацеп, а другой загнут под углом 90o и имеет несимметричную проушину с резьбой. Такая конструкция ползуна, во-первых, усложняет конструкцию ведомого звена и, во-вторых, создает увеличенный изгибающий момент от усилий, возникающих на зацепе при передвижении пильной шины для натяжения цепи, и создает дополнительную нагрузку на ослабленное (ввиду несимметричности) сечение проушины.
Вследствие контакта торцевых поверхностей соответствующих концов направляющего винта и поворотной оси с соответствующими поверхностями корпуса пилы имеет место интенсивный износ по пятну контакта, особенно на поверхностях корпуса пилы, который, как правило, выполняется из легких сплавов или пластмасс.
Как правило, для повышения эксплуатационной надежности между торцевыми поверхностями соответствующих концов оси и винта и поверхностями корпуса вводят консистентную смазку, наличие которой усложняет процесс технического обслуживания, т. к. при соответствующих условиях работы устройства при натяжении цепи происходит постоянное продавливание смазки через зазоры между поверхностями винта, оси и корпуса.
По совокупности конструктивных признаков и их взаимосвязи известное техническое решение по патенту Германии N 3301367 наиболее близко к заявленному техническому решению и является прототипом.
В целом, известное техническое решение не обладает эксплуатационной надежностью и конструктивно сложно.
Техническая задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, относится к созданию конструктивно простого и эксплуатационно надежного устройства для натяжения пильной цепи режущего аппарата моторных пил.
Поставленная техническая задача достигается тем, что в устройстве для натяжения пильной цепи режущецепного аппарата моторной пилы, содержащем ведомое и ведущее звенья, расположенные в корпусе пилы соответствующих размещению на корпусе защитного кожуха и средств крепления пильной шины режущецепного аппарата, при этом ведомое звено выполнено в виде ползуна с внутренней резьбой и внешним зацепом, взаимодействующим с пильной шиной, ведущее звено выполнено в виде взаимно перпендикулярных друг к другу, кинематически связанных между собой посредством шестерен поворотной оси и винта, продольная ось последнего из которых параллельна соответствующей оси пильной шины, шестерня этого винта расположена на одной из его концов, по крайней мере другой его конец расположен на опорных поверхностях корпуса, а резьбовая часть связана с соответствующей частью ползуна ведомого звена, при этом шестерня поворотной оси расположена между ее концами, один из которых имеет регулировочную головку под отвертку с выводом в продольный паз к зоне выполненного в защитном кожухе отверстия, а другой конец названной оси расположен в опорных поверхностях корпуса пилы, в соответствии с изобретением ползун выполнен в виде гайки с внешним зацепом в средней ее части, а между опирающимися на поверхности корпуса торцами концов винта и поворотной оси ведущего звена и обращенными к этим торцам поверхностями корпуса пилы расположены шариковые опоры.
При конструктивном выполнении устройства для натяжения пильной цепи режущецепного аппарата моторной пилы в соответствии с изобретением упрощается конструкция ведомого звена с одновременным повышением эксплуатационной надежности устройства в целом.
Изобретение поясняется чертежами, где на фиг. 1 изображен общий вид места размещения на моторной пиле устройства для натяжения пильной цепи режущецепного аппарата.
На фиг. 2 изображен разрез по плоскости А-А на фиг. 1 - кинематическая схема устройства для натяжения пильной цепи.
На фиг. 3 изображен разрез по плоскости Б-Б на фиг. 1 - зубчатое зацепление шестерен ведущего звена устройства для натяжения пильной цепи.
На фиг. 4 изображен вид по стрелке "В" на фиг. 2 - общий вид устройства для натяжения пильной цепи режущецепного аппарата моторной пилы.
Устройство для натяжения пильной цепи режущего аппарата моторной пилы содержит ведомое и ведущее звенья, расположенные на корпусе 1 защитного кожуха 2 средств крепления 3, 4 и 5, 6 пильной шины 7 режущецепного аппарата (пильная цепь) 8, при этом ведомое звено выполнено в виде ползуна с внутренней резьбой и внешним зацепом 9, взаимодействующим с пильной шиной 7. Ведущее звено выполнено в виде взаимно перпендикулярных друг к другу, кинематически связанных между собой посредством шестерен 10 и 11 поворотной оси 12 и винта 13, продольная ось последнего из которых параллельна соответствующей оси I-I пильной шины 7. Шестерня 11 этого винта 13 расположена на одном из его концов, по крайней мере другой его конец расположен на опорных поверхностях корпуса 1, а резьбовая часть связана с соответствующей частью ползуна ведомого звена. Шестерня 10 поворотной оси 12 расположена между ее концами, один из которых имеет регулировочную головку 14 (под отвертку) с выводом в продольный паз 15 к зоне выполняемого в защитном кожухе 2 отверстия 16. Другой конец названной оси 12 расположен в опорных поверхностях корпуса 1 пилы. Ползун выполнен в виде гайки 17 с внешним зацепом 9 в средней ее части. Между торцами, опирающимися на поверхность корпуса 1 концов винта 13 и поворотной оси 12 ведущего звена и обращенными к этим торцам поверхностями корпуса пилы 1 расположены шариковые опоры 18 и 19.
Использование устройства для натяжения пильной цепи режущецепного аппарата моторной пилы осуществляется в следующих случаях: при монтаже пильной цепи 8 на пильную шину 7, при подготовке моторной пилы к работе, при смене цепи 8 в случае ее затупления или обрыва; при ослаблении натяжной цепи 8 в процессе пиления; при демонтаже режущецепного аппарата.
Для производства натяжения пильной цепи 8 нужно: повернуть отверткой регулировочную головку 14 оси 12 по часовой стрелке, при этом шестерня 10 оси 12 взаимодействует с шестерней 11 направляющего винта 13, который получает вращение также по часовой стрелке и, в свою очередь, взаимодействует с гайкой 17, которая передвигается вправо (на фиг. 2 и 4) и с помощью зацепа 9, входящего в отверстие пильной шины 7, передвигает последнюю вправо (на фиг. 2 и 4), тем самым производя натяжение пильной цепи 8.
Взаимодействие зацепа 9 с пильной шиной 7 в виде расположения его в средней части гайки 17 происходит с минимальным изгибающим моментом по отношению к проушине (внутренней резьбе) гайки-ползуна 17, тем самым увеличивая его прочностные характеристики.
Наличие шариковых опор 18 и 19 между торцами винта 13 и поворотной оси 12 ведущего звена и обращенными к этим торцам поверхностями корпуса 1 пилы уменьшает усилие поворота на головке 14, тем самым улучшает условия эксплуатации моторной цепной пилы.
Такая конструкция опор уменьшает силу трения (ввиду уменьшения поверхности контакта) при работе ведущего звена устройства для натяжения пильной цепи режущецепного аппарата моторной пилы.
В целом, устройство для натяжения пильной цепи режущецепного аппарата моторной пилы конструктивно просто и эксплуатационно надежно.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТОРМОЖЕНИЯ ЦЕПНОГО ПИЛЬНОГО АППАРАТА МОТОРНОЙ ПИЛЫ | 1998 |
|
RU2151074C1 |
БЕЗРЕДУКТОРНАЯ МОТОРНАЯ ПИЛА | 2003 |
|
RU2246395C2 |
СТАНОК ДЛЯ ЗАТОЧКИ ДИСКОВЫХ ПИЛ И НОЖЕЙ | 1996 |
|
RU2120359C1 |
Рабочий орган переносной моторной пилы | 2018 |
|
RU2706190C1 |
Рабочий орган переносной моторной пилы | 2020 |
|
RU2750205C1 |
Рабочий орган переносной моторной пилы | 2021 |
|
RU2770694C1 |
РАБОЧИЙ ОРГАН ПЕРЕНОСНОЙ МОТОРНОЙ ПИЛЫ | 2023 |
|
RU2817857C1 |
Цепная пила | 1981 |
|
SU1011362A1 |
БАЛАНСИРНАЯ ТЕЛЕЖКА КОЛЕСНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2000 |
|
RU2189911C2 |
Устройство для натяжения пильной цепи мотопилы | 1983 |
|
SU1144882A1 |
Изобретение относится к лесной и деревообрабатывающей промышленности и может быть использовано в устройствах натяжения пильной цепи режущецепного аппарата моторной пилы. Устройство содержит ведомое и ведущее звенья. Ведомое звено выполнено в виде гайки-ползуна (17) с внешним зацепом (9) в средней части. Ведущее звено выполнено в виде взаимно перпендикулярных друг к другу, кинематически связанных между собой через шестерни поворотной оси (12) и винта (13). Продольная ось винта параллельна соответствующей оси пильной шины (7). Шестерня винта (13) расположена на одном его конце, а по крайней мере другой его конец расположен на опорных поверхностях корпуса (1) пилы. Резьбовая часть винта связана с резьбовой частью гайки (17). Шестерня поворотной оси (12) расположена между ее концами, один из которых имеет регулировочную головку (14) с выводом в паз (15) шины (7) к зоне отверстия (16) защитного кожуха (2) режущецепного аппарата. Между опирающимися на поверхности корпуса (1) торцами концов винта (13) и оси (12) ведущего звена и обращенными к этим торцам поверхностям корпуса (1) расположены шариковые опоры. Устройство для натяжения пильной цепи режущецепного аппарата конструктивно просто и эксплуатационно надежно. 4 ил.
Устройство для натяжения пильной цепи режуще-цепного аппарата моторной пилы, содержащее ведомое и ведущее звенья, расположенные в корпусе пилы в зонах, соответствующих размещению на корпусе защитного кожуха и средств крепления пильной шины режуще-цепного аппарата, при этом ведомое звено выполнено в виде ползуна с внутренней резьбой и внешним зацепом, взаимодействующим с пильной шиной, ведущее звено выполнено в виде взаимно перпендикулярных друг к другу, кинематически связанных между собой посредством шестерен поворотной оси и винта, продольная ось последнего из которых параллельна соответствующей оси пильной шины, шестерня этого винта расположена на одном из его концов, по крайней мере, другой конец винта расположен на опорных поверхностях корпуса пилы, а резьбовая часть винта кинематически связана с соответствующей частью ползуна ведомого звена, при этом шестерня поворотной оси расположена между его концами, один из которых снабжен регулировочной головкой с выводом в продольный паз пильной шины к зоне отверстия, выполненного в защитном кожухе, а другой конец названной оси расположен в опорных поверхностях корпуса пилы, отличающееся тем, что ползун выполнен в виде гайки с внешним зацепом в средней ее части, а между опирающимися на поверхности корпуса торцами концов винта и поворотной оси ведущего звена и обращенными к этим торцам поверхностями корпуса пилы расположены шариковые опоры.
DE 3301367 A1, 19.07.1984 | |||
АМОРТИЗАТОР И МЕБЕЛЬНАЯ ПЕТЛЯ | 2010 |
|
RU2509194C2 |
DE 3843459 A1, 28.06.1990. |
Авторы
Даты
2000-08-10—Публикация
1999-04-05—Подача