Изобретение относится к железнодорожной автоматике и телемеханике и может быть использовано для контроля наличия транспортного средства в границах определенного участка пути, например подгорочного парка сортировочных горок.
Известны индуктивно-проводные датчики (ИПД) для контроля наличия поезда в границах определенного участка пути, содержащие генератор сигнала переменного тока, первый выход которого соединен с индуктивным шлейфом, расположенным в границах определенного участка пути, а второй выход подключен к входу дешифратора сигналов (см. ФРГ, п. 3113197, B 61 L 25/02, 1981 г., п. 3412150, B 61 L 1/18, 1984 г., п. 3412152, B 61 L 1/18, 1984 г., ЕПВ, з. 0396798, B 61 L 1/08, 1989 г.).
Недостатком известных устройств является недостаточная точность обнаружения транспортного средства на определенном участке пути.
Из известных устройств наиболее близким является индуктивно-проводной датчик для обнаружения транспортного средства, содержащий генератор сигнала переменного тока, первый выход которого соединен с индуктивным шлейфом, расположенным в границах определенного участка пути, а второй выход подключен к первому входу первого компаратора, второй вход которого предназначен для подачи на него фиксированного напряжения, а выход подключен к входу электронного ключа, выход которого является выходом устройства (см. ЕПВ, з. 0396798, B 61 L 1/08, 1989 г.).
Недостатком устройства является недостаточная точность обнаружения транспортного средства на определенном участке пути из-за изменения чувствительности индуктивно-проводного датчика вследствие влияния на него климатических факторов.
Задачей изобретения является повышение точности обнаружения транспортного средства путем исключения воздействия различных дестабилизирующих факторов на параметры индуктивно-проводного датчика.
Поставленная задача реализуется следующей совокупностью существенных признаков.
В индуктивно-проводной датчик для обнаружения транспортного средства, содержащий генератор сигнала переменного тока, первый вход которого соединен с индуктивным шлейфом, расположенным в границах определенного участка пути, а второй выход подключен к первому входу первого компаратора, второй вход которого предназначен для подачи на него одного фиксированного напряжения, а выход подключен к входу электронного ключа, выход которого является выходом устройства, введены цифроаналоговый преобразователь, второй компаратор, последовательно соединенные генератор импульсов, элемент И и реверсивный счетчик, при этом второй выход генератора сигнала переменного тока подключен к входу опорного напряжения цифроаналогового преобразователя и первому входу второго компаратора, второй вход которого предназначен для подачи на него другого фиксированного напряжения, а его выход подключен к управляющему входу реверсивного счетчика, информационные выходы которого подключены к соответствующим информационным входам цифроаналогового преобразователя, выход которого подключен к управляющему входу генератора сигнала переменного тока, при этом выход электронного ключа подключен к второму входу элемента И.
Сопоставительный анализ заявленного изобретения с наиболее близким аналогом выявил отличия, указанные в отличительной части формулы изобретения, и не выявил технического решения с признаками, идентичными всем признакам заявляемого технического решения, что свидетельствует о соответствии изобретения условию патентоспособности "новизна".
Проведенный патентный поиск в данной области техники выявил, что совокупность отличительных признаков, обеспечивающая поставленную задачу, не известна из уровня техники, что свидетельствует о соответствии данного изобретения условию патентоспособности "изобретательский уровень".
На чертеже представлена структурная схема устройства.
Индуктивно-проводной датчик для обнаружения транспортного средства содержит генератор сигнала переменного тока 1, первый выход которого соединен с индуктивным шлейфом 2 с перекрещиванием, являющимся чувствительным элементом датчика и расположенным в границах определенного участка пути, а второй выход подключен к входу первого компаратора 3, на второй вход которого подается фиксированное напряжение U1, а его выход подключен к входу электронного ключа 4, выход которого является выходом устройства, при этом выход генератора сигнала переменного тока 1 подключен к входу опорного напряжения цифроаналогового преобразователя 5 и первому входу второго компаратора 6, на второй вход которого подается фиксированное напряжение U2, а его выход подключен к управляющему входу реверсивного счетчика 7, информационные выходы которого подключены к информационным входам цифроаналогового преобразователя 5, выход которого подключен к управляющему входу генератора 1, при этом выход генератора импульсов 8 подключен к первому входу элемента И 9, к второму входу которого подключен выход электронного ключа 4, а его выход подключен к счетному входу реверсивного счетчика 7.
Устройство работает следующим образом.
Чувствительным элементом ИПД является индуктивный шлейф 2, уложенный внутри рельсовой колеи на определенном участке пути и входящий в состав колебательного контура генератора сигнала переменного тока 1.
При свободности участка на выходе генератора 1 присутствует сигнал переменного тока, амплитуда которого регулируется цепью отрицательной обратной связи.
Чувствительность датчика определяется разностью амплитуды сигнала генератора 1 и напряжением срабатывания U1 первого компаратора 3. При нахождении вагона в пределах шлейфа 2 под воздействием металлической массы транспортного средства изменяются электрические параметры индуктивного шлейфа 2, происходит уменьшение амплитуды сигнала на выходе генератора 1 или срыв его колебаний.
Если амплитуда сигнала генератора 1 будет меньше порогового значения, то на выходе первого компаратора 3 сигнал отсутствует, электронный ключ 4 закрыт и на выходе ИПД сигнал отсутствует, что означает наличие транспортного средства ТС на контролируемом участке пути.
При воздействии климатических факторов (температура, влажность) амплитуда сигнала генератора 1 может изменяться, что может привести либо к ложному срабатыванию ИПД в случае, если амплитуда сигнала уменьшится до значения U1, либо ИПД может не срабатывать под воздействием массы вагона, если амплитуда сигнала генератора возрастает.
Для исключения влияния дестабилизирующих факторов в цепь отрицательной обратной связи генератора 1 введено регулирующее звено, состоящее из цифроаналогового преобразователя (ЦАП) 5, реверсивного счетчика 7, генератора импульсов 8, компаратора 6 и элемента И 9.
Сигнал с выхода генератора 1 поступает на вход цифроаналогового преобразователя 5 и на первый вход второго компаратора 6. На второй вход компаратора 6 поступает опорное напряжение U2. При превышении сигнала генератора 1 Uс > U2 на выходе компаратора 6 формируется сигнал, под воздействием которого реверсивнный счетчик 7 будет работать на вычитание. Выходы реверсивного счетчика 7 управляют электронными ключами ЦАП и на его выходе сформируется сигнал, приводящий к увеличению глубины отрицательной обратной связи генератора 1. Сигнал Uс на его выходе уменьшится. Уменьшение сигнала будет происходит до тех пор, пока Uс не станет меньше U2 второго компаратора 6. Тогда на его выходе сформируется сигнал, под воздействием которого реверсивный счетчик 7 начнет работать на увеличение числа на его выходе. При этом сигнал на выходе ЦАП 5 возрастает, что приведет к уменьшению глубины отрицательной обратной связи генератора 1 и, следовательно, напряжение Uс на его выходе возрастет. В свою очередь это приведет к формированию сигнала на выходе второго компаратора 6, под воздействием которого реверсивный счетчик 7 со следующим тактом генератора импульсов 8 вычтет единицу из числа, содержащего в счетчике, а это в свою очередь уменьшит сигнал на выходе ЦАП 5, что приведет к увеличению отрицательной обратной связи генератора 1 и при этом Uс уменьшится.
Таким образом, с каждым тактом генератора импульсов 8 изменение Uс будет происходить на величину
где n - число разрядов ЦАП 5.
При наезде вагона ТС на контролируемый участок пути Uс резко уменьшится, электронный ключ 4 сформирует сигнал, который через элемент И 9 запретит поступление импульсов с генератора импульсов 8 на вход реверсивного счетчика 7. Число в счетчике 7 остается постоянным. При освобождении ТС контролируемого участка сигнала Uс генератора 1 возрастает до первоначальной величины и процесс стабилизации будет продолжаться.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ГОРОЧНОЕ ПРОГРАММНО-ЗАДАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО | 1998 |
|
RU2157773C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТОКОВОЙ ЗАЩИТЫ НАГРУЗКИ С САМОВОССТАНОВЛЕНИЕМ | 2002 |
|
RU2230413C2 |
ИНДУКТИВНО-ПРОВОДНОЙ ДАТЧИК ДЛЯ ОБНАРУЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА В ГРАНИЦАХ ОПРЕДЕЛЕННОГО УЧАСТКА ПУТИ | 1997 |
|
RU2123953C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СИГНАЛИЗАЦИИ СРАБАТЫВАНИЯ БЛОКА ЗАЩИТЫ ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ | 2001 |
|
RU2192697C1 |
ДАТЧИК ПЕРЕМЕЩЕНИЯ КОЛЕСА | 2001 |
|
RU2235657C2 |
УСТРОЙСТВО АВТОМАТИЧЕСКОЙ БЛОКИРОВКИ С РЕЛЬСОВЫМИ ЦЕПЯМИ ТОНАЛЬНОЙ ЧАСТОТЫ БЕЗ ИЗОЛИРУЮЩИХ СТЫКОВ | 1999 |
|
RU2149785C1 |
УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТА | 2005 |
|
RU2296371C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ ВЛИЯНИЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ НА ЛИНИИ ПРОВОДНОЙ СВЯЗИ | 2003 |
|
RU2251495C2 |
БЛОК КОМПЛЕКСИРОВАННОЙ ЗАЩИТЫ СТРЕЛОЧНОГО ПЕРЕВОДА (БКЗС) | 2007 |
|
RU2352488C2 |
СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ДАВЛЕНИЯ В ПНЕВМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ТЯГОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2003 |
|
RU2254249C2 |
Изобретение относится к железнодорожной автоматике и телемеханике и используется для контроля наличия транспортного средства в границах определенного участка пути, например подгорочного парка сортировочных горок. Датчик содержит индуктивный шлейф, уложенный внутри рельсовой колеи на определенном участке пути. Шлейф включен в колебательный контур генератора сигнала переменного тока. В цепь отрицательной обратной связи последнего введено регулирующее звено, состоящее из цифроаналогового преобразователя, реверсивного счетчика, генератора импульсов, соответствующего компаратора и элемента И. Техническим результатом является исключение воздействия различных дестабилизирующих факторов на параметры индуктивно-проводного датчика. 1 ил.
Индуктивно-проводной датчик для обнаружения транспортного средства, содержащий генератор сигнала переменного тока, первый выход которого соединен с индуктивным шлейфом, расположенным в границах определенного участка пути, второй выход подключен к первому входу первого компаратора, второй вход которого предназначен для подачи на него фиксированного напряжения, а выход подключен к входу электронного ключа, выход которого является выходом устройства, отличающийся тем, что в него введены цифроаналоговый преобразователь, второй компаратор, последовательно соединенные генератор импульсов, элемент И и реверсивный счетчик, при этом второй выход генератора сигнала переменного тока подключен к входу опорного напряжения цифроаналогового преобразователя и первому входу второго компаратора, второй вход которого предназначен для подачи на него другого фиксированного напряжения, а его выход подключен к управляющему входу реверсивного счетчика, информационные выходы которого подключены к соответствующим информационным входам цифроаналогового преобразователя, выход которого подключен к управляющему входу генератора сигнала переменного тока, при этом выход электронного ключа подключен к второму входу элемента И.
СТАТИЧЕСКИЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ПОСТОЯННОГО НАПРЯЖЕНИЯ В ПЕРЕМЕННОЕ | 0 |
|
SU396798A1 |
Путевой датчик | 1986 |
|
SU1399201A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ ПУТЕЙ ПОДГОРОЧНОГО ПАРКА | 1996 |
|
RU2105687C1 |
US 4472706 A, 18.09.1984 | |||
DE 3100724 A1, 29.07.1982. |
Авторы
Даты
2000-10-20—Публикация
1998-11-20—Подача