Изобретение относится к техническому обслуживанию машин, в частности к конструкции подъемно-транспортных и диагностических устройств для технического обслуживания и ремонта транспортных средств, преимущественно гусеничных машин.
Подъемные устройства широко используются при техническом обслуживания и ремонте машин. С помощью этих устройств транспортные средства вывешивают полностью или по частям на раму или на мосты в удобное положение для проведения работ по техническому обслуживанию. Известны следующие конструкции подъемников: электромеханические, гидравлические и механические /1, 2, 3, 4, 5/.
Общим недостатком указанных устройств является то, что они сложны. Кроме того, подъемники /1, 2, 3, 4/ приводятся в действие от энергетической установки.
Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является подъемник, содержащий основание, платформу и домкраты для фиксации машины /SU 1721001 A1, 23.03.92/.
Недостатком известной конструкции является то, что она содержит гидропривод, что делает ее сложной и дорогостоящей.
Задачей изобретения является снижение энергозатрат на привод подъемного устройства, упрощение его конструкции и улучшение надежности.
Сущность изобретения заключается в следующем. В устройстве, содержащем основание, платформу и домкраты для фиксации машины, домкраты в количестве четырех установлены попарно на двух поперечных балках. Основание выполнено с вертикальными частями, платформа - из четырех полуплатформ, попарно расположенных на левой и правой сторонах основания соответственно под левую и правую гусеницы машины. В средней части полуплатформы шарнирно соединены с основанием, со стороны краев они установлены на цилиндрические барабаны, имеющие возможность перемещения в сторону от средней части платформы до вертикальных частей основания. Шарниры соединения полуплатформы с основанием расположены ниже уровня верхней части основания, образующей беговую дорожку для транспортной машины. При этом обеспечена возможность размещения полуплатформ под углом к горизонту и установки их в горизонтальное положение в нижнем положении барабанов, с торцами которых жестко соединены зубчатые колеса, установленные на зубчатые рейки, жестко закрепленные на основании под углом к горизонту, обратным углу установки полуплатформ. На каждом барабане установлена рукоятка с фиксатором на ее свободном конце для фиксации ее относительно основания. Каждый барабан установлен с возможностью вращения на оси, жестко соединенной с зубчатыми колесами, при этом рукоятка жестко соединена с этой осью. Для обеспечения возможности установки машины на устройство в точно заданное место на поверхности основания имеется контрольная линия, нанесенная перпендикулярно продольной симметрии основания для совмещения с ней соответствующей контрольной точки, имеющейся на транспортной машине, при установке этой машины своим ходом на устройство.
В результате в процессе навешивания транспортное средство не перемещают в вертикальном направлении. Машину предварительно фиксируют на домкратах. Опускают полуплатформы: машина зависает на домкратах. Для снятия транспортного средства с устройства полуплатформы прижимают к гусеницам. Штоки домкратов отводят от остова /рамы/ и машину своим ходом снимают с устройства.
На чертеже изображено энергосберегающее механическое подъемное устройство для технического обслуживания гусеничных транспортных машин. Оно может быть смонтировано в смотровой яме на пункте диагностирования, технического обслуживания или ремонта. Устройство изображено схематично. Схема дана в виде разреза по продольной плоскости, проходящей через ось симметрии ямы. Устройство состоит из основания /смотровой ямы/ 1, выполненной с вертикальными частями; четырех домкратов 5, установленных попарно на двух поперечных балках 6, расположенных на основании 1 поперек ямы; платформы, составленной из четырех полуплатформ 2, попарно расположенных на левой и правой сторонах основания соответственно под левую и правую гусеницы. В средней части полуплатформы 2 соединены с основанием 1 посредством шарниров 7. При этом со стороны краев полуплатформы 2 установлены на цилиндрические барабаны 3, имеющие возможность перемещения в сторону от средней части платформы до вертикальных частей основания 1. Шарниры 7 соединения полуплатформ 2 с основанием 1 расположены ниже уровня верхней части основания 1, образующей беговую дорожку для транспортной машины. Каждая полуплатформа 2 установлена под острым углом α к горизонтальной плоскости с вершиной в середине платформы - в шарнирах 7. К торцам каждого барабана 3 жестко присоединены зубчатые колеса 4, имеющие возможность перемещения по зубчатым рейкам 8, установленным жестко на основании 1 вдоль полуплатформ 2 и под углом β к горизонту, обратным углу установки каждой полуплатформы 2. На торце каждого барабана 3 со стороны ямы предусмотрена /жестко соединена с осью барабана/ рукоятка 9 с фиксатором 10. При этом рукоятка 9 установлена перпендикулярно к оси барабана 3 и под углом к вертикальной плоскости, проходящей через его ось. Фиксатор 10 установлен на конце каждой рукоятки 9 и обеспечивает жесткую фиксацию рычага с основанием. Для уменьшения силы на рукоятке 9 каждый барабан 3 установлен с возможностью вращения на оси, жестко соединенной с зубчатыми колесами 4. Рукоятка 9 при этом жестко соединена с осью. Для обеспечения возможности установки машины на подъемное устройство в точно заданное место на поверхности основания 1 имеется контрольная линия /не показано/, нанесенная перпендикулярно продольной симметрии основания, а на вывешиваемом транспортном средстве - условно принятая точка контроля.
Устройство работает следующим образом. Транспортное средство, например гусеничный трактор, своим ходом устанавливают на подъемное устройство /направление движения машины показано прямой стрелкой, либо движение может быть осуществлено в противоположном направлении/ таким образом, чтобы поперечная плоскость симметрии ходовой части, проходящая через середину расстояния между крайними опорными катками, совпадала с поперечной плоскостью симметрии подъемного устройства, которая проходит между шарнирами 7. При установке трактора ориентируются на контрольную линию, нанесенную на поверхности основания перпендикулярно его продольной плоскости симметрии. При этом машину останавливают, когда условно принятая на ходовой части точка контроля /например, ось переднего катка передней каретки трактора ДТ-75М/ совпадает /совмещается/ с контрольной линией. Перед установкой машины устройство должно быть приведено в исходное положение, представленное на чертеже сплошными линиями. Затем подводят штоки домкратов 5 до касания остовом /рамой/ трактора. После чего последовательно /поочередно/ опускают полуплатформы 2 в нижнее положение. Для этого снимают с фиксатора 10 рукоятку 9 каждой полуплатформы 2. При этом под действием выталкивающей силы от веса трактора, приходящегося на полуплатформу 2, а также веса барабана 3 в сборе с зубчатыми колесами 4 и веса полуплатформы 2, барабан 3 перемещается /скатывается по зубчатым рейкам 8/ в нижнее положение до упора в основание 1. В результате полуплатформа 2, скользя по барабану 3, также опускается в нижнее горизонтальное положение /показано штриховыми линиями/, рукоятка 9 поворачивается из нижнего положения в верхнее на 180o в направлении, обозначенным круглыми стрелками /линии стрелок сплошные/. Трактор зависает на штоках домкратов 5, не перемещаясь вниз, - процесс вывешивания завершен. При необходимости машина может быть вывешена только одной стороной, например ходовой частью левой или правой гусеницы. Для этого таким же образом отводят полуплатформы 2 соответственно из-под левой или правой гусеницы. Представляется возможным также вывесить только часть какой-либо гусеницы: переднюю или заднюю. Для чего от этой части гусеницы достаточно отвести необходимую полуплатформу в нижнее положение. После выполнения трактору необходимых ремонтно-обслуживающих работ устройство приводит в исходное положение. При этом полуплатформы 2 поочередно подводят к гусеничным цепям /до упора в них/ ходовой части машины. Осуществляют это в обратном порядке. Поворачивают рукоятку 9 каждого барабана 3 вниз по стрелке, показанной штриховой линией. Зубчатые колеса 4 с барабаном 3, находясь в зацеплении с зубчатыми рейками 8, перекатываются вверх, поднимая полуплатформу 2 до ее упора в гусеницу. Затем фиксируют рукоятку 9 посредством фиксатора 10. После чего отводят штоки домкратов 5 от остова, и машина своим ходом назад или вперед снимается с устройства. Устройство вновь готово к обслуживанию другого трактора.
Предлагаемое подъемное устройство энергоэкономично /энергозатраты на привод в действие минимальны/ имеет простую конструкцию и надежно в эксплуатации. Оно позволяет вывесить гученичную машину или в целом, так и по частям. Это обусловлено тем, в процессе вывешивания транспортное средство не перемещается в вертикальном направлении: не поднимается и не опускается. Машина фиксируется на домкратах, устройство снабжено составной шарнирной платформой, а каждая составная часть платформы - механизмом ее опускания и подъема. Механизм приводится в действие преимущественно от силы тяжести машины и собственных конструктивных элементов.
Источники информации, принятые во внимание
1. Справочник по оборудованию для технического обслуживания и ремонта тракторов и автомобилей /В.М.Грибков, Е.П.Воронов, В.А.Варицкий и др. - М.: Россельхозиздат, 1978, с. 157-159; 151-152.
2. А.с. СССР N 1484806, B 66 F 7/20, 21.11.86.
3. А.с. СССР N 1416438, B 66 F 7/08, 09.04.86.
4. А.с. СССР N 1306901, B 66 F 7/26, 7/28; 30.12.85.
5. А.с. СССР N 1634628, B 66 F 7/08, 23.01.89.
Изобретение относится к подъемным устройствам для обслуживания транспортных средств. Устройство содержит основание, платформу и домкраты для фиксации машины. Домкраты в количестве четырех установлены попарно на двух поперечных балках, расположенных на основании поперек смотровой ямы, основание выполнено с вертикальными частями, а платформа - из четырех полуплатформ, попарно расположенных на левой и правой сторонах основания под левую и правую гусеницы машины. В средней части полуплатформы шарнирно соединены с основанием, при этом со стороны краев полуплатформы установлены на цилиндрические барабаны, установленные с возможностью перемещения в сторону от средней части платформы до вертикальных частей основания, шарниры соединения полуплатформ с основанием расположены ниже уровня верхней части основания, образующей беговую дорожку для транспортной машины, с возможностью размещения этих полуплатформ под углом к горизонту и установки полуплатформ в горизонтальное положение в нижнем положении барабанов. Изобретение позволяет снизить энергозатраты. 2 з.п.ф-лы, 1 ил.
Устройство для технического обслуживания автотранспортных средств | 1989 |
|
SU1721001A1 |
ПОДЪЕМНИК | 1991 |
|
RU2035389C1 |
US 3216530 A, 09.11.1965 | |||
GB 1101089 A, 31.01.1968. |
Авторы
Даты
2000-10-20—Публикация
1997-01-10—Подача