ФРОНТОВОЕ УСТРОЙСТВО КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ДЛЯ ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНОГО ГТД Российский патент 2000 года по МПК F23R3/26 

Описание патента на изобретение RU2158881C2

Изобретение относится к турбостроению, в частности к фронтовым устройствам камер сгорания газотурбинных двигателей.

Известен ряд фронтовых устройств жаровых труб камер сгорания газотурбинных двигателей, образующих в передней части жаровой трубы требуемую газодинамическую структуру потока в виде центральной рециркуляционной зоны возвратных токов (ЦРЗВТ). А. Лефевр. Процессы в камерах сгорания ГТД. Москва, Мир, 1986, с. 224.

Недостатком данных фронтовых устройств является невозможность регулирования расхода первичного воздуха ввиду их фиксированной геометрии.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению является фронтовое устройство камеры сгорания для высокотемпературного газотурбинного двигателя с подводом топлива в топливные коллекторы через неподвижные разделители потока (Шнеэ Я. И. , Хайновский Я.С. Газовые турбины, часть вторая, Киев. Головное издательство объединения "Вища школа", 1977, с. 118-119, фиг. 88a).

Недостатком фронтового устройства данной камеры сгорания является невысокий предел горения по бедному срыву пламени в виду того, что интенсивность рециркуляционных зон за коллекторами-стабилизаторами пламени будет невысока, а размеры создаваемой центральной рециркуляционной зоны возвратных токов будут недостаточны для обеспечения надежной стабилизации пламени. Кроме того, очевидно, что способ подачи топлива через коллекторы-стабилизаторы пламени в виде пленки на плохообтекаемом теле также не будет способствовать расширению предела горения в камере сгорания по бедному срыву пламени.

Задачей настоящего изобретения является расширение диапазона устойчивого горения для регулируемых камер сгорания высокотемпературных ГТД.

Указанная задача решается за счет того, что фронтовое устройство камеры сгорания для высокотемпературного газотурбинного двигателя с подводом топлива в топливные коллекторы через неподвижные разделители потока выполнено в виде ряда профилированных пластин, устанавливаемых на входе в первичные каналы с возможностью перемещения друг относительно друга в окружном направлении при изменении площадей проходных сечений первичных каналов, при этом каждая из пластин состоит из неподвижной и подвижной частей, телескопически соединенных между собой, причем неподвижные части телескопических пластин жестко закреплены на неподвижных разделителях потока, а ответные подвижные части пластин - на подвижных разделителях потока. Топливные коллекторы с одного конца с помощью внутренних шаровых шарниров закрепляются к неподвижным разделителям потока, а с другого - шарнирно закрепляются с поворотными тягами, вторые концы которых шарнирно крепятся к подвижным разделителям потока.

На фиг. 1 представлена камера сгорания высокотемпературного ГТД с фронтовым устройством, продольный разрез; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - схема расположения первичных, вторичных каналов и форсунок, соответствующая максимальному режиму; на фиг. 4 - то же, но соответствующее минимальному режиму; на фиг. 5 - телескопическое соединение пластин; на фиг. 6 - вид сверху топливного коллектора.

Фронтовое устройство 1 камеры сгорания высокотемпературного ГТД 2 содержит ряд профилированных пластин 3, каждая из которых состоит из неподвижной 4 и подвижной 5 частей, телескопически соединенных между собой. Неподвижные части 4 телескопических пластин жестко закреплены на неподвижных 6 разделителях потока реакторной зоны высокотемпературной камеры сгорания 2, а ответные подвижные части 5 пластин - на подвижных 7 разделителях потока. Подвод топлива к форсункам 8 осуществляется посредством коллекторов 9 с одного конца с помощью внутренних шаровых шарниров 10, закрепленных к неподвижным 6 разделителям потоков, а с другого - шарнирно закрепляемых с поворотными тягами 11, вторые концы которых шарнирно крепятся к подвижным 7 разделителям потоков. Подача топлива к коллекторам 9 производится через неподвижные 6 разделители потоков, которые снабжены топливными каналами 12.

При работе высокотемпературной камеры сгорания 2 на режиме максимальной мощности первичные каналы имеют максимальную пропускную способность, обеспечивая при этом максимально требуемый расход первичного воздуха. Фронтовые устройства 1 первичных каналов в этом случае также имеют максимальную площадь, а форсунки 8 располагаются в центральной части первичных каналов (фиг. 3).

При переходе камеры сгорания на пониженные режимы работы (фиг. 4) пропускная способность первичных каналов, а следовательно, и площадь фронтовых устройств 1 плавно уменьшается, и соответственно увеличивается пропускная способность вторичных каналов. При этом, учитывая возрастание интенсивности ЦРЗВТ вследствие роста интенсивности струй вторичного воздуха и уменьшения поперечных размеров первичных каналов, форсунки 8 располагаются на некотором удалении от центральной части первичных каналов, обеспечивая более полное их "накрытие".

Такое выполнение фронтового устройства позволяет расширить диапазон устойчивой работы высокотемпературных камер сгораний ГТД по бедному срыву пламени путем создания крупномасштабной центральной рециркуляционной зоны возвратных токов в каждом первичном канале и возможностью управления местом подвода топлива.

Похожие патенты RU2158881C2

название год авторы номер документа
КАМЕРА СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1994
  • Буга А.Л.
  • Васильцов Г.Л.
  • Ковалев В.Д.
  • Муравлянников И.А.
  • Пахольченко А.А.
RU2112181C1
РЕГУЛЯТОР ПОВОРОТА ЛОПАТОК ЗАВИХРИТЕЛЯ ФРОНТОВОГО УСТРОЙСТВА 1996
  • Пахольченко А.А.
  • Буга А.Л.
  • Муравлянников И.А.
  • Киселев О.В.
  • Остриков Ю.М.
  • Зарубин В.М.
RU2175097C2
КАМЕРА СГОРАНИЯ ГТД АДАПТИВНОГО ТИПА 1998
  • Буга А.Л.
  • Маяцкий С.А.
  • Вовк А.В.
  • Афонин А.А.
RU2158880C2
РЕГУЛЯТОР ПОВОРОТА ЛОПАТОК ЗАВИХРИТЕЛЯ ФРОНТОВОГО УСТРОЙСТВА 1990
  • Буга А.Л.
  • Ковалев В.Д.
  • Пахольченко А.А.
  • Пахольченко В.А.
RU2030688C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДАЧИ ТОПЛИВА В ОСНОВНУЮ КАМЕРУ СГОРАНИЯ 1998
  • Буга А.Л.
  • Киричков М.В.
  • Кэшуняну С.В.
  • Рыков Д.В.
  • Маяцкий С.А.
  • Переславцев А.В.
RU2171387C2
ДИФФУЗОР ОСНОВНОЙ КАМЕРЫ СГОРАНИЯ АВИАЦИОННОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1996
  • Буга А.Л.
  • Васильцов Г.Л.
  • Муравлянников И.А.
  • Пахольченко А.А.
  • Ковалев В.Д.
RU2159898C2
ВОЗДУХОЗАБОРНОЕ УСТРОЙСТВО 1992
  • Попов В.Н.
  • Тулбаев И.В.
RU2108942C1
ОПТИКО-ЭЛЕКТРОННЫЙ УГЛОМЕР 1996
  • Ефанов В.В.
  • Винокуров В.И.
  • Мужичек С.М.
RU2171968C2
СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ КОМБИНИРОВАННОГО ЖАРОСТОЙКОГО ПОКРЫТИЯ 1996
  • Панков В.П.
  • Ковалев В.Д.
  • Коломыцев П.Т.
RU2145363C1
ПРОТИВОПЕРЕГРУЗОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЧЛЕНА ЭКИПАЖА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1992
  • Гузий А.Г.
  • Коротков С.М.
  • Болохов А.Н.
  • Васильев С.В.
RU2046064C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 158 881 C2

Реферат патента 2000 года ФРОНТОВОЕ УСТРОЙСТВО КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ДЛЯ ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНОГО ГТД

Фронтовое устройство камеры сгорания для высокотемпературного газотурбинного двигателя с подводом топлива в топливные коллекторы через неподвижные разделители потока содержит фронтовое устройство, выполненное в виде ряда профилированных пластин. Профилированные пластины установлены на входе в первичные каналы с возможностью перемещения друг относительно друга в окружном направлении при изменении площадей проходных сечений первичных каналов. Каждая из профилированных пластин состоит из неподвижной и подвижной частей, телескопически соединенных между собой. Неподвижные части телескопических пластин жестко закреплены на неподвижных разделителях потока. Ответные подвижные части пластин закреплены на подвижных разделителях потока. Топливные коллекторы с одного конца с помощью внутренних шаровых шарниров закреплены на неподвижных разделителях потока, а с другого конца шарнирно закреплены к поворотным тягам, вторые концы которых шарнирно крепятся к подвижным разделителям потока. Такое выполнение фронтового устройства расширяет диапазон устойчивого горения. 1 з.п.ф-лы, 6 ил.

Формула изобретения RU 2 158 881 C2

1. Фронтовое устройство камеры сгорания для высокотемпературного газотурбинного двигателя с подводом топлива в топливные коллекторы через неподвижные разделители потока, отличающееся тем, что фронтовое устройство выполнено в виде ряда профилированных пластин, устанавливаемых на входе в первичные каналы с возможностью перемещения друг относительно друга в окружном направлении при изменении площадей проходных сечений первичных каналов, при этом каждая из пластин состоит из неподвижной и подвижной частей, телескопически соединенных между собой, причем неподвижные части телескопических пластин жестко закреплены на неподвижных разделителях потока, а ответные подвижные части пластин - на подвижных разделителях потока. 2. Фронтовое устройство по п.1, отличающееся тем, что топливные коллекторы с одного конца с помощью внутренних шаровых шарниров закрепляются к неподвижным разделителям потока, а с другого шарнирно закрепляются с поворотными тягами, вторые концы которых шарнирно крепятся к подвижным разделителям потока.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2000 года RU2158881C2

ШНЕЭ Я.И., ХАЙНОВСКИЙ Я.С
Газовые турбины, ч.II
- Киев, Вища школа, 1977, с.118-119, фиг.88а
Устройство для электрического управления механизмами 1950
  • Градусов Н.М.
  • Зусман В.Г.
  • Розман Я.Б.
  • Спивак М.Н.
SU88933A1
Передвижное автопоильное устройство для скота 1954
  • Величко И.И.
SU100135A1
0
SU192266A1
БЕСКОНТАКТНЫЙ МАГНИТОАКУСТИЧЕСКИЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ 0
SU251895A1
FR 2704305 A1, 28.10.1994
ФРОНТОВОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОЛЬЦЕВОЙ КАМЕРЫСГОРАНИЯ 0
  • М. Т. Бортников, Б. П. Лебедев Д. И. Никифоров
SU236906A1

RU 2 158 881 C2

Авторы

Пахольченко А.А.

Васильцов Г.Л.

Муравлянников И.А.

Буга А.Л.

Остриков Ю.М.

Фахреев О.Я.

Даты

2000-11-10Публикация

1996-01-10Подача