Изобретение относится к медицине и может быть использовано при профилактических обследованиях детей раннего возраста для выявления расстройств слуховой функции и прогнозирования неврологического состояния.
Согласно прогнозам (1985) ВОЗ число тугоухих и глухих детей к 2000 году увеличится вдвое по сравнению с 90-ми годами. По данным российской статистики выявляемость детей до трех лет на 1000 человек составляет 0,64 случая, тогда как в более старшем возрасте этот показатель равен 1,9. По нашим данным наблюдается рост тугоухих и глухих детей вследствие внутриутробной патологии (внутриутробная инфекция, гипоксия, интоксикация). В Свердловской области данный показатель возрос на 100% с 1996 г. по 1998 г., а общий удельный вес данной патологии составляет около 30%. Внутриутробная патология, в свою очередь, обусловлена резким ухудшением социально-экономического и экологического уровня, особенно в настоящих условиях нашего государства при отсутствии материальной базы, ухудшении социального уровня жизни. Именно поэтому в профилактике детской инвалидности по слуху, приоритетное направление принадлежит раннему выявлению нарушений слуха.
Для решения данной проблемы в последние годы в роддомах и детских поликлиниках введен аудиологический скрининг детей раннего возраста, угрожаемых по факторам риска по тугоухости и глухоте (Согласно приказам Минздравмедпрома N 103 от 29.03.96 г., г. Москва и N 236-п от 27.08.96 г., г. Екатеринбург "О введении аудиологического скрининга новорожденных и детей первого года жизни" в целях реализации целевой программы "Дети-инвалиды").
Диагностирование состояния слуховой функции у детей раннего возраста сложно в связи с невозможностью получения от ребенка субъективного отчета о звуковом раздражителе.
У нормально развивающегося ребенка развитию слуха соответствуют возрастные этапы развития речи. Развитие слуховой и речевой функции ребенка в целом отображает развитие периферической и центральной нервной системы (ЦНС), что имеет важное практическое значение в плане выявления и дифференциальной диагностики патологии.
При реагировании на звуковой раздражитель у детей наблюдаются различные варианты реакций на звук. Повышение слуховых порогов относительно возрастных норм трактуется как нарушение слуха и используется для количественной оценки слуховой функции. Разнообразные виды реакций при нормальных порогах слуха указывают на расстройство слуховой функции и характеризуют качественную сторону слуховой функции.
Реакция на звук - раздражение проявляется у новорожденных сразу же после рождения. По мнению авторов (Козлов М.Я., Левин А.Л. Детская сурдоаудиология. - М.: Медицина, 1989, 224 с, стр. 50-63), является полностью обоснованным разделение всех методик исследования слуха у детей раннего возраста на 3 группы: безусловно-рефлекторные методики, условно-рефлекторные методики и методики, основанные на регистрации электрических сигналов, возникающих в различных отделах слуховой системы (объективные исследования)
Все методики информативны при правильном применении.
Реакцию на звук в возрасте до года можно определить по безусловным рефлексам, возникающим без предварительной выработки. К таким ориентировочным реакциям относятся мигание и активность век, реакция вздрагивания, реакция замирания, поворот головы в сторону звука, гримаса лица и др.
Повторные звуковые стимулы вызывают привыкание. Отсутствие привыкания, т. е. проявление рефлекторных реакций при многократном предъявлении звука свидетельствует о нарушениях функций ЦНС.
При отсутствии реакции на звуковой раздражитель обследование повторяют через один или несколько дней. Если результат остается отрицательным, то ребенку отмечается группа риска по нарушению слуха и рекомендуются консультации сурдолога.
К отрицательным моментам безусловно-рефлекторной методики относятся значительный индивидуальный разброс безусловно-ориентировочных реакций, их непостоянство, быстрое угасание при повторном предъявлении звукового сигнала. Кроме того, методика позволяет узнать, слышит ребенок или нет, но не позволяет узнать как он слышит.
Условно-рефлекторные методики дают более точные данные, когда используются закономерности условно-рефлекторной деятельности по Павлову. При установлении временной связи между условным (звук) и безусловным раздражителем, один звук в состоянии вызвать ту или иную реакцию. Наиболее удобное сочетание кормления ребенка со звуковым воздействием, в результате на звук появляются сосательные, глотательные движения, слюноотделение, беспокойство и т. д. К методикам, основанным на условно-рефлекторных связях, относятся, например, электроэнцефалография, пупилография (использование условно-рефлекторной зрачковой реакции).
Отрицательный момент условно-рефлекторных методик заключается в том, что при повторных исследованиях условные рефлексы угасают, а также требуются определенные условия и время для выработки условных рефлексов, что затрудняет использование методики при скрининговых обследованиях.
Наиболее широкое распространение в настоящее время получил способ регистрации вызванных слуховых потенциалов (стволов мозгового происхождения), применяющийся с помощью компьютера, позволяющего производить накопление, суммацию и усреднение вызванных потенциалов. Ответная реакция на действие звукового раздражителя, начинаясь в волосковых клетках, распространяется последовательно до коры головного мозга. При компьютерной аудиологии записывается биопотенциал, возникающий в улитке и слуховом нерве внутри улитки в ответ на звуковое раздражение. Импедансометрия - функциональная диагностика, в основе которой лежит определение сопротивления прохождению звуковой волны, оказываемой звукопроводящей системой среднего уха. Объективность импедансометрии, прежде всего, основана на прохождении звуковой волны через центральные слуховые пути.
Необходимость применения искусственного (медикаментозного) сна, тщательная регуляция в период всего времени исследования глубины сна (метод слуховых вызванных потенциалов), сложность и дороговизна аппаратуры - все это препятствует широкому использованию объективных методов исследования. Учитывая отсутствие в настоящее время материальных средств для приобретения дорогостоящей аппаратуры, а также большое количество новорожденных (по Свердловской области за 1998 г. - около 40000 детей), необходима более доступная в понимании, дешевая методика, обладающая высокой информативностью.
За прототип предлагаемого изобретения выбран способ оценки слуховой функции по безусловным рефлексам (Козлов М.Я., Левин А.Л. Детская сурдоаудиология. - М.: Медицина, 1989, 224 с, стр. 50-54). Аудиологический скрининг, в основу которого положен данный метод оценки, проводится по России с 1996 г. (приказы N 103 от 29.03.96 г., г. Москва и N 236-п от 27.08.96 г., г. Екатеринбург, О введении аудиологического скрининга новорожденных и детей первого года жизни). Отбор больных ведется согласно группам риска, указанным в приказах. Способ оценки включает поэтапное обследование детей в возрасте до одного года с помощью звукореактотестера и определение слуховых порогов. Звуковой раздражитель подается не более 2-3 сек. При отсутствии реакции обследование повторяют через один или несколько дней. Если наблюдается повышение слуховых порогов ребенку отмечается группа риска по нарушению слуха и его направляют на специальное обследование с целью выявления тугоухости. Полученные результаты указывают на недостаточную эффективность используемой безусловно-рефлекторной методики исследования слуха у детей до 1 года, так как при отборе больных не учитывается состояние слухового анализатора при различной неврологической патологии, что приводит к низкой выявляемости детей раннего возраста с нарушенным слухом.
Данным способом по возрастным нормам определяют слуховые пороги. Повышение слуховых порогов относительно возрастных норм трактуется как нарушение слуха (сенсоневральная, кондуктивная патологии) и используется для количественной оценки слуховой функции. Данный способ позволяет узнать, слышит ребенок или нет, но не позволяет узнать как он слышит. Однако при реагировании на звуковой раздражитель у детей наблюдались разнообразные виды реакций при нормальных порогах слуха, которые относятся к расстройству слуховой функции. В данном случае речь идет о качественной оценке слуховой функции, что не учитывает известный способ.
Задачей, на решение которой направлено данное изобретение, является раннее выявление и профилактика нарушений слуха у детей, прогнозирование неврологического состояния детей раннего возраста за счет увеличения диагностических возможностей, обусловленных расширением критериев отбора детей в группу риска по нарушению слуха.
Для решения поставленной задачи в способе оценки слуховой функции у детей раннего возраста путем поэтапного обследования детей в возрасте до года с помощью метода вызова безусловных рефлексов в ответ на звуковой раздражитель, включающий проведение количественной оценки слуховой функции, характеризуемой определением по возрастным нормам слуховых порогов, с выделением детей, обладающих сниженной слуховой функцией, и последующим направлением их на специальное обследование с целью выявления тугоухости, согласно изобретению одновременно с количественной оценкой слуховой функции, на каждом этапе обследования осуществляют качественную оценку слуховой функции, для этого наблюдают за слуховыми реакциями ребенка на звуковой раздражитель и отмечают состояния с заторможенной и расторможенной слуховыми реакциями, уточняют вид заторможенности слуховых реакций - легкая или выраженная, уточняют вид расторможенности слуховых реакций - гиперакузия или неадекватное реагирование на звук, и при наличии выраженной заторможенности слуховых реакций прогнозируют у ребенка нарушение слуховой функции, определяют его в группу высокого риска с рекомендацией совместного наблюдения у сурдолога и невропатолога, детей с выявленной легкой заторможенностью слуховых реакций, гиперакузией и неадекватным реагированием на звук направляют на лечение у невропатолога с периодической проверкой слуха в течение первого года жизни и рекомендуют проведение консультаций у сурдолога в 6 месяцев и в один год, при этом отслеживают динамику изменения слуховой функции и используют данный показатель для прогноза неврологического статуса больного.
Предлагаемый способ позволяет проводить аудиологический скрининг с учетом состояния слухового анализатора, дает возможность своевременно отбирать ту группу высокого риска, которая требует особого внимания и дальнейшего наблюдения у сурдолога. Метод доступен в понимании, недорог, обладает высокой информативностью, которая заключается, во-первых, в расширении критериев отбора детей в группу риска по нарушению слуха за счет получения данных качественной оценки слуховой функции, во-вторых, в выделении особой группы риска детей, наблюдение за которыми позволяет своевременно предупредить развитие тугоухости, и, в-третьих, в возможности прогнозирования неврологического состояния, что имеет важное практическое значение.
Для доказательства указанной зависимости авторами проведено обследование с января 1996 года по январь 1999 года 480 детей в возрасте от 10 дней до 6 месяцев, имеющих факторы риска по нарушению слуха. Первую группу исследуемых (232 чел. ) составили дети из дома ребенка г. Екатеринбурга с более высоким уровнем медицинского обследования. Вторую группу составили неорганизованные дети, дети из детских приютов. При сравнении полученных показателей (табл. 1) существенных различий у двух групп детей не отмечалось, в связи с чем данные динамического наблюдения за состоянием слуховой функции приведены по общему количеству детей (480 чел.).
Дети были осмотрены или проконсультированы педиатром, хирургом, невропатологом, отоларингологом, окулистом, сурдологом, эндокринологом, гинекологом, генетиком, инфекционистом, при необходимости консультированы у нефролога, гастроэнтеролога, кардиолога, аллерголога, дерматолога, сифилидолога, пульмонолога, фтизиатра.
Все наблюдаемые дети по показаниям проходили необходимое обследование: общеклиническое, биохимическое исследование крови, электроэнцефалограмму, реоэнцефалографию, нейросонографию, рентгенографию, компьютерную томографию головного мозга, магниторезонансную томографию.
В анамнезе из 480 детей, "угрожаемых" по тугоухости, у 388 человек отмечена перинатальная патология. В результате анализа историй болезней больных, заключений специалистов, данных обследований были получены данные по факторам внутриутробного поражения ЦНС (табл. 2). Причиной внутриутробного поражения у большинства детей являлась гипоксия, к которой чувствительны центральный и периферический отделы слухового анализатора. Гипоксия плода и новорожденного занимает ведущее место в заболеваемости и смертности новорожденных детей. Гипоксия является одним из ведущих факторов в формировании детской церебральной патологии, при этом высок риск поражения слухового аппарата. Прогноз неврологических изменений у детей, перенесших гипоксию, определяется степенью поражения ЦНС, на которую сориентированы данные исследования.
Обследование проводилось поэтапно. Однократно был осмотрен 261 ребенок (54,4%), у которых на момент первичного осмотра слуховая функция соответствовала возрастным нормам. У 219 детей (45,6%) наряду с расстройством или нарушением слуха, была диагностирована неврологическая патология, в связи с чем было назначено соответствующее лечение и дети осмотрены в динамике: 83 ребенка - дважды, 49 детей - три раза, 87 детей - 4 раза. Таким образом, было проведено 922 обследования. Критерием снятия ребенка с наблюдения являлась нормализация слуховой функции. Исследования проводились после первичного осмотра через 1-2 месяца, затем через 3-4 месяца и через 6-7 месяцев.
При повторном обследовании через 2 месяца из 480 человек нормализация слуховой функции наблюдалась у 344 чел. (71,7%), через 4 месяца - у 393 чел. (81,9%), через 6 месяцев - у 418 чел. (87,1%). Обращает внимание рост показателя нормальной слуховой функции в 1,3 раза через 2 месяца после первичного осмотра. Это объясняется, во-первых, своевременным назначением лечения, во-вторых, особенностями компенсаторных механизмов данного возрастного периода.
Внутреннее ухо ребенка, его проводящие пути и центры чрезвычайно чувствительны к различным экзо- и эндогенным влияниям (Г.М. Григорьев, 1990 г.). Необходимо учитывать, что в большинстве случаев слуховой анализатор отражает состояние центральной нервной системы (ЦНС), особенно у детей раннего возраста.
В табл. 3 представлены данные по степени тяжести неврологической патологии у детей с нормальным слухом и у детей с расстройством и нарушением слуховой функции. Определение степени поражения ЦНС основывалось на данных обследования, динамического наблюдения и определялось по Международной классификации болезней (МКБ) IX пересмотра (Женева, 1980 г.) с учетом морфологических и клинических особенностей.
Из 480 обследуемых неврологические нарушения легкой степени или состояние без патологии на момент первичного осмотра были выявлены у 223 чел. (46,4%), нарушения средней тяжести - у 165 чел. (34,4%), тяжелой степени - у 92 чел. (19,2%).
Анализ данных показал, что группу с нормальной слуховой функцией (261 ребенок), в основном, составляют здоровые дети или больные с поражением ЦНС легкой степени - 164 чел. (62,8%). Количество больных с умеренным поражением ЦНС составило 76 чел. (29,1%), а с тяжелой степенью - всего 21 чел. (8,1%). Тогда как в группе с нарушением и расстройством слуха (219 чел.) преобладает количество детей со среднетяжелым неврологическим состоянием - 89 чел. (40,6%) и с тяжелым - 71 чел. (32,4%). Наименьшим получился показатель легких неврологических нарушений и состояние нормы - 59 чел. (27%).
Интересные данные получены при наблюдении за неврологической динамикой у двух вышеуказанных групп (табл. 4).
К концу первого года жизни из общего числа наблюдений детей (261) с нормальным слухом выделено 230 (88,1%) здоровых детей и с легкой неврологической симптоматикой, тогда как в группе детей, имеющих расстройства или нарушения слуха, этот показатель составил 144 человек (65,9%) из 219 наблюдаемых.
Выраженная неврологическая патология у детей с расстройством или нарушением слуха наблюдалось в 7 раз чаще, чем у детей с нормальной слуховой реакцией - у 31 чел. (14,1%) и у 5 чел. (1,9%) соответственно.
В группе детей с расстройством или нарушением слуха показатель тяжелого неврологического поражения за 6 месяцев наблюдений уменьшился в 2,3 раза, а в группе детей с нормальным слухом - в 4,2 раза, данные по умеренным неврологическим нарушениям при сравнении показателей - в 2 раза и в 3 раза соответственно.
Из анализа вышеприведенных исследований следуют выводы:
1. Дети первого полугодия жизни без признаков слуховых расстройств и нарушений, у которых обнаруживается умеренная и даже выраженная неврологическая симптоматика, как правило, перспективны в плане полного восстановления неврологического статуса. Возможность восстановления у этих больных неврологического статуса до нормы или до уровня легких отклонений составляет 88,1% (261 ребенок), риск сохранения среднетяжелых неврологических нарушений равен 10%, тяжелых - 1,9%. Данное наблюдение имеет большое практическое значение для прогноза отклонений в неврологическом состоянии детей раннего возраста, что важно также для усыновления воспитанников Домов ребенка.
2. У детей с нарушением или расстройством слуховой функции возможность быть здоровыми или остаться с легкой неврологической патологией составляет 65,8% (на 219 наблюдаемых), иметь умеренные нарушения - 20,1%, тяжелые - 14,1%. Риск обнаружения к возрасту одного года тяжелой неврологической патологии увеличивается в 7 раз у детей с признаками расстройств и нарушения слуха.
В табл. 5 представлена динамика нарушений и расстройств функции слуха.
Повышение слуховой функции относительно возрастной нормы отмечено у здоровых детей или с незначительной соматической, неврологической патологией. На момент первичного осмотра превышение возрастной нормы наблюдалось у 12 чел. (2,5%), через 2 месяца - у 8 чел. (1,5%) на 480 обследуемых. У 4 человек из 12 выявлена легкая неврологическая патология. Именно у этих детей через 2-3 месяца наблюдалась нормализация слуха в соответствии с возрастными показателями. У 7 детей слух превышал возрастные нормы на протяжении первого года жизни. Из них 3 - слабовидящих ребенка и повышенное звуковосприятие можно объяснить перераспределением большей нагрузки на слуховую функцию в условиях отсутствия зрительного восприятия. В анамнезе у других 4 детей отмечено благоприятное протекание беременности.
Отсюда были сделаны выводы, что повышение слуховой функции относительно возрастных норм в раннем возрасте наблюдается у здоровых детей с нормально протекающими беременностью и родами в анамнезе, у незрячих и слабовидящих детей как компенсаторное выполнение утраченной афферентации. Также необходимо отметить возможность повышения слуха относительно возрастных норм у детей раннего возраста с поражением ЦНС, чаще всего легкой степени.
Исследование с помощью импедансометрии отклонений не выявило. У всех 12 детей наблюдался тип тимпанограммы А, акустический рефлекс на оба уха составил 75 дБ.
Патология со стороны ЦНС у детей первого года жизни, в большинстве случаев, сопровождается угнетением слуховых рефлексов. Однако практический опыт свидетельствует о возникновении у детей с патологией ЦНС слуховой гиперчувствительности (гиперакузии) и неадекватного реагирования на звук (чередование гиперреакции с заторможенностью).
У детей раннего возраста сложно дифференцировать формы нарушений в слуховом анализаторе, сопровождающихся гиперакузией или ушным шумом, головокружением, так как маленький ребенок не дает субъективного отчета о звуковом раздражении, поэтому было предложено, ориентируясь на безусловные рефлексы, выделить две формы слуховой расторможенности у детей первого года жизни: неадекватное реагирование и гиперакузию.
В раннем возрасте расстройства слуховой функции связаны с нарушением центральных процессов.
О наличии у маленького ребенка, особенно с поражением ЦНС, наличия ушного шума, головокружения приходится догадываться, ориентируясь на клиническое состояние и данные обследования
Состояние гиперакузии и неадекватного реагирования на звук у детей раннего возраста возникает в результате нарушения регуляторных механизмов (повышения рефлекторной возбудимости при поражении ЦНС).
В клинических наблюдениях неадекватная реакция на звук - различное реагирование ребенка на сильный звуковой раздражитель (окрик, шум звукореактотестера) через определенные промежутки времени (1-2 мин) на расстоянии в соответствии с возрастными нормами. В данном случае характерно чередование следующих реакций - либо полное отсутствие реагирования, либо выраженная двигательная реакция, плач, испуг.
В табл. 5 представлена динамика изменения неадекватного реагирования на звук.
Такое поведение было отмечено при первичном осмотре у 15 чел. (3,1%), через 2 месяца - у 4 чел. (0,8%), через 4 месяца - у 2 чел. (0,4%) из 480 обследуемых, через 6 месяцев - у всех 15 детей отмечена нормальная реакция на звуковые раздражители.
Наиболее выраженная положительная динамика отмечалась спустя 1 - 2 мес., а показатель уменьшился в 4 раза до 0,8% (4 чел.).
Повторное обследование через 2 месяца дало возможность отметить восстановление слуховых реакций до нормы у 13 человек.
У одного ребенка после перенесенного тяжелого ОРЗ с высокой температурой при воздействии звукового раздражителя вместо неадекватного реагирования появилась легкая, а затем заторможенность слуховых реакций, наряду с чем нарастала неврологическая симптоматика. У 2 детей наблюдался переход из состояния гиперакузии в состояние неадекватного реагирования на фоне положительной неврологической динамики. У 2 человек неадекватная реакция сохранялась на фоне состояния судорожной готовности.
Через 4 месяца только у 2 детей выявлено описываемое реагирование, которое компенсировалось к концу первого года жизни.
По неврологическому состоянию у 11 детей из 15 установлен синдром повышенной нервной возбудимости, состояние гиперактивности, у 4 больных отмечена судорожная готовность.
Для наблюдаемых детей было характерно быстрое угасание безусловных рефлексов. Вышеуказанная патология являлась следствием перинатального поражения ЦНС.
На основании вышеуказанного были сделаны следующие обобщения:
1. Неадекватное реагирование на звук характеризует качественную сторону слуховой функции и возникает в результате нарушения регуляторных механизмов (повышение рефлекторной возбудимости).
2. Данное состояние слуховой функции является одним из проявлений неврологических нарушений, наступивших вследствие перинатального поражения ЦНС.
3. Неадекватное реагирование проявляется у детей в возрасте до 4-5 месяцев и обычно проходит к 8-9 месяцам жизни.
4. Дети с неадекватным реагированием на звуковой раздражитель перспективны в неврологическом плане, из 15 человек только у одного ребенка наблюдалась отрицательная динамика со стороны слуховой функции и нервной системы.
Исследуя состояние слуховой функции у детей раннего возраста с помощью метода вызова безусловных рефлексов, авторы обратили внимание на следующую особенность: у некоторых детей отмечалась выраженная двигательная реакция (чаще вздрагивание) на интенсивные звуки (спокойное обращение матери разговорной громкости, звуки шагов, на звукореактотестер в режиме 4,0; 2,0; 0,5 кГц). При изучении особенности данного явления в задачу исследования входило уточнение распространенности гиперакузии в раннем возрасте, выявление возможной причины возникновения, а также состояние необходимых рекомендаций.
Гиперакузию следует отнести к фазовым явлениям, когда раздражения небольшой и умеренной интенсивности производят сверхсильное действие. Гиперакузия является определенным этапом в развитии поражения слухового анализатора, особенно характерна для острой фазы развития процесса, для его ирритативной стадии в декомпенсированной фазе (острая стадия сосудистых воспалительных процессов и т.п.) (Благовещенская Н.С. Отоневрологические симптомы и синдромы. - М.: Медицина, 1990. - 432 с., стр. 280-281). В отоларингологической терминологии гиперакузию рассматривают как нарушение слуха, обусловленное снижением возбудимости рецепторных клеток спирального органа, наблюдающейся при неврозах и сочетающейся с шумом в ушах и головной болью. Гиперакузия относится к центральным процессам обработки звуковой информации, при этом улитка остается неповрежденной.
По данным первичного осмотра (табл. 5) из 480 наблюдаемых у 9 человек (1,9%) в возрасте от 14 дней до 3 месяцев наблюдалась выраженная двигательная реакция на неинтенсивные звуки. Кроме того, отмечалось неугасание безусловных рефлексов при многократном предъявлении звука (отсутствие привыкания).
Дети с выявленной слуховой гиперчувствительностью прошли обследование с применением электрофизиологических методик: импедансометрии (9 чел.), слуховых вызванных потенциалов (5 чел.). Патологии со стороны звукопроводящей и звуковоспринимающей систем у детей не выявлено. Слуховые пороги соответствовали возрастным нормам, акустический рефлекс составил 75 дБ, тип тимпанограммы - А.
Перинатальное поражение центральной нервной системы (ПП ЦНС) установлено у всех 9 человек. Причинами поражения ЦНС являлись: у 5 человек - внутриутробная гипоксия; у 2 человек - внутриутробная гипоксия в сочетании с родовой травмой, у 1 человека - внутриутробная гипоксия, интоксикация, инфекция; у 1 ребенка - внутриутробная инфекция.
Из 9 детей клинически обнаружено: у 2 человек - гипертензионно-гидроцефальный синдром (ГГС), миатонический синдром, натальная травма шейного отдела позвоночника (НТ ШОП), у 2 человек - ГГС, судорожный синдром, у 2 человек - гипертензионный синдром, синдром повышенной нервной возбудимости, двусторонняя пирамидная недостаточность, у 3 человек - ГГС, судорожная готовность.
Дети находились под наблюдением невропатолога, получали лечение по показаниям: ноотропы, сосудистые препараты (циннаризин, стугерон, кавинтон, винпоцетин), витамины, мочегонные средства (триампур, диакарб, лазикс), седативное лечение (люминал, фенобарбитал, сонапакс) и др. Практически было отмечено, что дозировка седативных средств у ребенка с гиперакузией обеспечивает состояние легкой заторможенности слуховых реакций при реагировании на звуковой раздражитель. Именно состояние легкой заторможенности слуховых реакций является комфортным для такого ребенка и в то же время необходимым условием для положительной динамики со стороны ЦНС.
При передозировке седативных препаратов со стороны слуховой функции отмечается выраженная заторможенность слуховых реакций, для которой характерно отсутствие у ребенка четкого реагирования на звуки при нормальном акустическом рефлексе, при нормальных порогах звуковосприятия.
При исследовании динамики изменения состояния гиперакузии (табл. 5) через 2 месяца после первичного осмотра изменения были следующие:
- у 2 детей состояние слуховой гиперчувствительности сменилось неадекватным реагированием, у 2 детей с судорожным синдромом наблюдался переход в состояние легкой заторможенности слуховых реакций, у 5 пациентов гиперакузия сохранялась, у 1 ребенка с нормальной слуховой функцией после 4 мес. появилась гиперакузия, позже, через 1,5 мес., установлен судорожный синдром, у 3 детей наблюдалась смена состояния легкой заторможенности на слуховую гиперчувствительность на фоне отрицательной неврологической динамики.
Через 4 мес. наблюдений данное состояние было обнаружено у 2 человек с судорожным синдромом и ГГС, к концу года состояние гиперакузии у детей не наблюдалось.
Были сделаны выводы:
1. Гиперакузия характеризует качественную сторону слуховой функции и наблюдается при нарушении регуляторных механизмов (повышение рефлекторной возбудимости).
2. Состояние гиперакузии выявлено у 9 детей (1,9%) из 480 обследуемых и, как правило, проявлялось до 4-5-месячного возраста.
3. Гиперчувствительность слуховых реакций является одним из проявлений патологии ЦНС у детей раннего возраста (преимущественно гипоксического генеза).
4. Обнаружение гиперакузии можно рассматривать как состояние, предполагающее судорожную готовность коры головного мозга, а также наличие гипертензионного синдрома.
5. Переход, гиперакузии, особенно резкий, в легкую заторможенность слуховых реакций и наоборот сопровождается отрицательной неврологической динамикой, нередко возникающей на фоне острых инфекционных заболеваний и травм.
6. Переход гиперакузии в неадекватное реагирование расценивается как благоприятный прогностический признак, сопровождающийся положительной динамикой со стороны ЦНС. Перехода из состояния неадекватного реагирования в гиперакузию на практике не наблюдалось.
7. Детям в состоянии гиперчувствительности слуховых реакций необходимо рекомендовать спокойную обстановку, ограничение звуковых раздражителей, лечение у невропатолога.
8. Дозировка седативных препаратов должна обеспечить состояние легкой заторможенности, наиболее благоприятное в данном случае для восстановления адекватной динамики нервных процессов.
9. Дети с гиперакузией требуют наблюдения как группа риска. Контроль сурдолога рекомендуется 2 раза в год до 5 лет.
Нарушение со стороны ЦНС у детей раннего возраста, в большинстве случаев, сопровождается угнетением слуховых рефлексов. В зависимости от тяжести поражения ЦНС различают 2 вида заторможенности слуховых реакций: легкую и выраженную.
У больных с легкой слуховой заторможенностью двигательные реакции на звук "читаемы", они запаздывают, сильный звуковой раздражитель не вызывает четкого реагирования, как у здорового ребенка.
У здорового ребенка при сравнении реакции на громкий звук около уха (до 0,5 м) и на расстоянии (максимальном по возрастной норме) наблюдаются четкие различия в интенсивности реагирования (более выраженного на близком расстоянии). У детей с легкой заторможенностью слуховых реакций разницы в реагировании на интенсивный звуковой раздражитель на близком и дальнем (по возрастным нормам) расстоянии практически нет.
При выраженной слуховой заторможенности состояние ЦНС оценивается как среднетяжелое или тяжелое. Как правило, наблюдается отсутствие двигательных реакций на звук, которое возможно при нормальном состоянии периферического отдела слухового аппарата. Наиболее затруднительно определение слухового реагирования у детей в возрасте до 1 месяца с тяжелой неврологической патологией. У таких больных в 32% из 71 человека отсутствует двигательная реакция на звуковой раздражитель. При исследовании ориентировались на изменения ритма дыхательных движений, учащение сердечных сокращений и на зрачковый рефлекс, как на более эффективные "мобильные" пути прохождения эфферентного сигнала. Нарушения в центральном звене рефлекторной дуги, приводящие к выраженной слуховой заторможенности, наиболее опасно для детей в плане развития сенсоневральной тугоухости, глухоты.
Результаты, полученные при клиническом наблюдении, следующие.
На момент первичного осмотра легкая заторможенность отмечалась у 67 человек (14%) из 480. Данную группу составляют, в основном, дети здоровые или с легкими неврологическими нарушениями - 25 человек (37,3%) и умеренными - 33 человека (49,3%). Поражение нервной системы тяжелой степени выявлено только у 9 детей (13,4%). В динамике через 6 мес. установлено среднетяжелое поражение ЦНС у 9 человек (13,4%), тяжелое - у 2 человек (3%).
Через 2 месяца из 67 человек легкая заторможенность слуховых реакций отмечалась у 37 больных (табл. 5):
- у 10 человек сохранилось состояние легкой заторможенности слуховых реакций, у 48 детей слуховое реагирование стало соответствовать возрастным нормам, у 3 детей с легкой слуховой заторможенностью отмечен переход в гиперакузию, у 6 человек ухудшение неврологического состояния сопровождалось отрицательной динамикой качественной стороны слуховой функции - наблюдался переход легкой заторможенности в выраженную, у 2 детей гиперакузия перешла в состояние легкой заторможенности слуховых реакций, у 1 ребенка наблюдался переход из неадекватного реагирования на звуки в легкую заторможенность, 4 детей с изначально нормальной слуховой функцией на фоне инфекционных заболеваний и 1 ребенок после легкой ЧМТ дали явление легкой заторможенности. На фоне положительной динамики со стороны нервной системы у 19 детей с выраженной слуховой заторможенностью наблюдался переход в состояние легкой слуховой заторможенности.
Через 4 месяца данное состояние выявлено у 20 человек (из 37), через 6 месяцев - у 4 человек (из 20) (табл. 5).
Легкая заторможенность нередко является переходным состоянием между выраженной заторможенностью и нормальной слуховой функцией. По данным настоящих исследований выраженная заторможенность у 39 человек перешла в легкую заторможенность, а затем уже наблюдалась нормализация слуховой функции.
Благоприятным признаком в плане неврологической динамики является процесс перехода из состояния легкой заторможенности слуховой функции до нормы в течение 1-2 месяцев (на фоне соответствующего влияния).
Следует отметить, что у детей с легкой заторможенностью нормализация слуха сопровождалась положительными изменениями со стороны нервной системы. Однако у 75% детей с легкой заторможенностью первой реагировала слуховая функция, наступала нормализация слуха, а затем следовало улучшение неврологического статуса.
В динамике у 8 из 67 детей после первичного осмотра и у 2 детей после вторичного обследования наблюдался переход из состояния легкой в состояние выраженной заторможенности слуховых реакций на фоне отрицательной неврологической динамики.
Легкая заторможенность, возникающая у детей до 1 года с нормальной слуховой функцией на фоне инфекционных заболеваний, как правило, проходит по мере выздоровления ребенка. Но если состояние легкой заторможенности сохраняется более 2-3 месяцев или переходит в выраженную заторможенность, то это является признаком нарушений со стороны ЦНС.
У 67 детей с легкой заторможенностью по данным импедансометрии акустический рефлекс равнялся 85-95 дБ. Колебания у детей тимпанального давления от 0 до 50 dPa и от 0 до +20 dPa соответствовали норме (Крук М.Б., 1986, Bylander А., 1985). Таким образом, нарушения со стороны звуковоспринимающего и звукопроводящего аппарата не выявлены. Дополнительно 5 детям проведена нейроаудиометрия. Слуховые пороги соответствовали возрастным нормам.
Анализ динамики слуховых реакций у 67 детей с легкой заторможенностью слуховой функции позволяет сделать следующие обобщения.
1. Легкая заторможенность слуховых реакций характеризует качественную сторону слуховых функций и наблюдается при нарушении регуляторных механизмов /снижение рефлекторной возбудимости/.
2. Для большинства детей (83,6%) с легкой заторможенностью слуховых реакций характерно также к концу года жизни восстановление нормального состояния нервной системы или сохранение неврологических нарушений легкой степени. Только у 16,4% человек сохранилось среднетяжелое или тяжелое поражение ЦНС.
3. У 75% детей вначале наблюдалось улучшение слуховой функции, а затем неврологического статуса. Очевидно, результаты оценки слуховой функции наряду с динамикой неврологического статуса можно использовать для прогноза неврологического состояния больного. Наиболее благоприятным у детей раннего возраста является исчезновение легкой заторможенности слуховой функции в течение 1 - 2 месяцев.
4. Если у ребенка с изначально нормальной слуховой функцией появляется легкая заторможенность слуховых реакций, то это свидетельствует о наличии какой-либо неврологической или соматической патологии.
Рекомендуется консультация педиатра, невропатолога и наблюдение сурдологом как группы риска.
5. Легкая заторможенность слуховых реакций, появляющаяся у детей до 1 года на фоне инфекционного процесса, по мере выздоровления исчезает. В противном случае, если это состояние сохраняется или переходит в выраженную заторможенность слуховой функции, то это дает возможность заподозрить ЦНС, а также требует настороженности в плане возникновения сенсоневральной тугоухости.
6. Неблагоприятным прогностическим признаком следует считать переход из состояния легкой в состояние выраженной заторможенности слуховых реакций, что в большинстве случаев сопровождается нарастанием неврологической симптоматики.
7. Можно предполагать неблагоприятный прогноз в случае перехода легкой заторможенности слуховой функции в гиперакузию.
8. Дети с легкой заторможенностью слуховых реакций относятся к группе риска по тугоухости. Лечение назначается по основному заболеванию невропатологом или педиатром. Сурдологический контроль после выявления данного слухового расстройства рекомендуется через 2-3 месяца, через 6 месяцев. По мере выздоровления ребенок наблюдается 1 раз в год до 5-летнего возраста.
Выраженная заторможенность также является качественной характеристикой слуховой функции и возникает у детей с поражением ЦНС.
При проверке слуха методом вызова безусловных рефлексов у ребенка с выраженной слуховой заторможенностью наблюдается нечеткая, замедленная двигательная реакция или ее отсутствие, возможно периодическое проявление реакции на сильный звуковой раздражитель. Наблюдается выраженная зависимость наличия реагирования на звук от общего состояния ребенка.
Состояние выраженной заторможенности было выявлено у 71 ребенка (14,8%). По неврологическому статусу данную группу составляют, в основном, дети с тяжелым поражением ЦНС - 42 чел. (59,1%), а также с умеренными нарушениями - 21 чел. (29,6%). Легкая неврологическая симптоматика диагностирована только у 8 чел. (11,3%).
В результате наблюдений через 2 месяца установлено следующее:
- у 38 детей сохранялось состояние слуховой заторможенности, у 6 детей наблюдался переход из состояния легкой в состояние выраженной заторможенности, сопровождающийся нарастанием неврологической симптоматики, у 7 детей начальные формы тугоухости (1-2 степень по МБК) перешли в выраженную заторможенность слуховых реакций, у 9 детей со слуховой заторможенностью, на фоне интенсивного лечения патологии ЦНС, отмечены восстановление слуховой функции и положительная неврологическая динамика, у 5 детей с заторможенной реакцией на звук на фоне относительно стабильного неврологического статуса при обследовании выявлено повышение слуховых порогов и диагностирована начальная форма тугоухости (1-2 степени), у 19 детей состояние выраженной перешло в состояние легкой заторможенности с улучшением состояния в неврологическом плане.
Через 3-4 месяца состояние выраженной заторможенности слуховых реакций наблюдалось у 35 человек из 51, к концу года данное состояние сохранилось у 28 детей (табл. 5).
У детей со слуховой заторможенностью наблюдается в динамике отставание процессов развития ототопики (у 68 чел. из 71), задержка речевого развития (у 63 чел. из 71).
У 39 человек в течение 1-2 месяцев, 3-4 месяцев наблюдалась смена состояния выраженной на состояние легкой заторможенности слуховых реакций, а затем уже наступала нормализация слуховой функции. Вышеуказанная смена качественных состояний слуха у всех 39 детей сопровождалась положительной неврологической динамикой. Следовательно, переход выраженной слуховой заторможенности в легкую в течение не более 4 месяцев можно расценивать как прогностически благоприятный фактор для улучшения неврологического статуса. Возможен вариант быстрого восстановления выраженной слуховой заторможенности до нормы. Он отмечен у детей, состояние которых при проведении адекватной терапии быстро улучшалось (у 9 больных - в течение 1-2 мес., у 6 больных - за 3 - 4 мес.) Причем у 10 чел. из 15 вначале наблюдалось улучшение слуховой функции, а затем неврологического статуса. Чувствительность слуховой функции, в данном случае, можно использовать при прогнозе неврологического состояния.
У 6 детей в течение 1-2 месяцев, у 2 детей - в течение 3-4 месяцев отмечен переход из состояния легкой заторможенности слуховых реакций в состояние выраженной заторможенности слуховых реакций, сопровождающийся отрицательной неврологической динамикой. У 6 детей из 8 вначале нарастала заторможенность слуховых реакций, а затем следовало ухудшение неврологического состояния. Признаком неблагоприятной динамики неврологического статуса следует считать переход из состояния легкой заторможенности слуховых реакций в выраженную.
У 5 больных со стабильным неврологическим состоянием выраженная заторможенность слуховых реакций перешла в сенсоневральную патологию. Возможно повреждение периферического отдела слухового анализатора в результате непосредственного воздействия отрицательных факторов (гипоксия, интоксикация, инфекция и др.), а также может наступить нарушение деятельности афферентного звена при длительном патологическом угнетении центрального звена рефлекторной дуги (в данном случае слуховых центров).
По мнению авторов, именно из тугоухости центрального генеза, когда еще не наступило структурных изменений периферического отдела слухового анализатора, на фоне положительной неврологической динамики в условиях адекватного лечения, возможен обратный процесс перехода из тугоухости в выраженную заторможенность, а затем нормализация слуховой функции. Данное явление отмечено у 16 человек в возрасте до 4,5 месяцев.
Наблюдение после одного года за 18 детьми, перенесшими выраженную слуховую заторможенность, показало, что у 10 человек выявлен обратный переход из тугоухости в состояние заторможенности слуховых реакций, из 10 - у 3 детей впоследствии была выявлена тугоухость, у одного ребенка диагностировано снижение слуха до 2 степени после гриппозной инфекции, у другого причиной тугоухости 1 степени в возрасте 2,2 года стала легкая черепно-мозговая травма (ЧМТ) в сочетании с сильным испугом, у третьего ребенка в возрасте 3 лет установлена 2 степень смешанной тугоухости на фоне острого экссудативного отита.
Таким образом, у детей, перенесших выраженную заторможенность слуховых реакций, впоследствии под действием негативных факторов возможно возникновение тугоухости.
Выраженную заторможенность слуховых реакций можно обозначить как пограничное состояние между качественной и количественной сторонами слуховой функции, или как границу между расстройством и нарушением слуха.
К концу исследований количество детей с выраженной заторможенностью составило 28 человек. После первого года жизни невропатологи определяют функциональный или органический характер поражения ЦНС. Из 28 человек - у 18 было впоследствии установлено органическое поражение ЦНС (детский церебральный паралич, рецидуально-органическое поражение ЦНС).
Исследование слуховой функции методом импедансометрии было проведено у 71 ребенка с заторможенностью слуховых реакций. Акустический рефлекс равнялся 95 - 100 дБ и соответствовал возрастным нормам (Мегрелишвили С.М., 1993 г. ), колебание тимпанального давления от 0 до 50 dPa и от 0 до +20 dPa соответствовали норме (Крук М.Б., 1986, Bylander А., 1985). Дополнительно 12 человек прошли нейроаудиометрию, слуховые пороги соответствовали возрастным нормам (Григорьева Н.Ф., 1993 г.).
Дети с выраженной заторможенностью слуховых реакций относятся к группе высокого риска по тугоухости. Наблюдение и лечение их должно осуществляться совместно невропатологом и сурдологом. При первичном выявлении ребенок обследуется у сурдолога через 2-3 месяца до 1 года, в возрасте от 1 года до 5 лет рекомендуется консультация 2 раза в год.
По результатам анализа данных обследования сделаны выводы, что чувствительность слуховой функции к различным изменениям, происходящим в ЦНС, можно использовать при прогнозе неврологического состояния у ребенка раннего возраста.
Положительную неврологическую динамику прогнозируют при:
- переходе легкой заторможенности слуховых реакций до нормы в течение 1-2 месяцев;
- переходе из выраженной заторможенности слуховых реакций в легкую в течение не более 4 месяцев;
- переходе гиперакузии в неадекватное реагирование на звук;
- переходе тугоухости центрального генеза в выраженную заторможенность слуховых реакций, а затем к нормализации слуха.
Отрицательную неврологическую динамику прогнозируют при:
- сохранении легкой заторможенности слуховых реакций более 2-3 месяцев или ее переходе в выраженную слуховую заторможенность;
- переходе изначально нормальной слуховой функции в легкую заторможенность слуховых реакций;
- переходе выраженной слуховой заторможенности при наличии неблагоприятных факторов в тугоухость;
- переходе гиперакузии в легкую слуховую заторможенность и наоборот.
Способ осуществляют следующим образом.
Исследование слуха у новорожденного ведут, регистрируя безусловные рефлекторные реакции при предъявлении звука. Наиболее рационально проводить исследования с помощью звукореактотестера или звучащей игрушки, лучше в стадии легкого сна (за 1 час до кормления или через 1 час после кормления), используя шум интенсивностью 90 дБ УЗД (интенсивность, обозначенная на звукореактотестере, достигается при расположении прибора на расстоянии 210 см от уха) в режиме автоматического прерывания сигнала. Реактотестер обследующий держит в правой руке на расстоянии 10-30 см от уха ребенка. Обследование начинают с подачи высокочастотного сигнала - 4,0 с правой и левой стороны, оценивается реакция, через 1-2 минуты - звук 0,5 (низкочастотный). Если нет реакции на предъявление звука, подается "Шум". Длительность подачи каждого звукового сигнала не более 1 сек. Оценивается реакция. Реакция считается положительной, если ребенок три раза отвечает на звук одной или нескольких из указанных реакций.
Рефлекторные ответы проявляются в виде поведенческих реакций - движение всего тела - вздрагивание, замирание, мигание, широкое открытие глаз, сморщивание лица, сосательный рефлекс, плач, изменение ритма дыхания, поворот головы к источнику звука или от него. При отсутствии реакции обследование повторяют через 1 или несколько дней. Если результат остается отрицательным, то ребенок определяется в группу риска по нарушению слуха и направляется на специальное обследование с целью выявления тугоухости. Повышение слуховых порогов относительно возрастных норм трактуется как нарушение слуха и используется для количественной оценки слуховой функции.
Одновременно с наблюдением за количественной стороной слуха наблюдают за качественной реакцией слуха. Для этого отмечают состояние заторможенности и расторможенности слуховых реакций. Выделяют детей с легкой и выраженной слуховой заторможенностью, с гиперакузией и детей с неадекватным реагированием на звук. При наличии выраженной заторможенности слуховых реакций прогнозируют у ребенка нарушение слуховой функции, его относят к группе высокого риска по тугоухости и отправляют ребенка на специальное наблюдение и лечение к сурдологу совместно с невропатологом. Детей с состоянием легкой заторможенности, гиперакузией и неадекватным реагированием на звук направляют на лечение к невропатологу и в 1, 4, 6 месяцев проверяют слух. В 6 месяцев и в один год рекомендуется проведение консультаций сурдолога.
Примеры конкретного выполнения.
Елеу Кристина, возраст 3 месяца (история болезни 847, дата поступления в детский дом 12.04.99). Диагноз: Перинатальная патология центральной нервной системы (ПП ЦНС) гипоксического генеза тяжелой степени, мышечная дистония, недоношенность. Соколова Ксения, возраст 4 месяца (история болезни N 857, д. п. 05.05.99). Диагноз: ПП ЦНС гипоксического генеза, морфофункциональная незрелость.
У обеих девочек отмечалась выраженная заторможенность слуховых реакций, выявленная с помощью метода вызова безусловных рефлексов. У детей наблюдалась нечеткая, замедленная двигательная реакция на звуки, чередующаяся с периодическим отсутствием реакций даже на сильный звуковой раздражитель. Объективное обследование с помощью вызванных слуховых потенциалов установило нормальные слуховые пороги. В динамике через 2 месяца у девочек наблюдался переход выраженной заторможенности в легкую заторможенность слуховых реакций. Через 4 месяца у детей отмечалась нормализация слуховых реакций. Динамические изменения слуховой функции сопровождались положительной неврологической динамикой.
Лыжина Вика (история болезни N 859, п. 12.05.99), возраст 3 месяца и Эрик Саша (история болезни N 875, п. 24.06.99), возраст 2 недели.
У детей наблюдалось различное реагирование на сильный звуковой раздражитель (шум звукореактотестера, окрик) - неадекватное реагирование на звук. Звуки подавались через 1-2 минуты на расстоянии 0,3-0,5 см с учетом возрастных особенностей. В данных случаях отмечено чередование следующих реакций: либо полное отсутствие реагирования, либо выраженная двигательная реакция, плач, испуг. При повторном осмотре через 2-3 месяца слуховая функция нормализовалась, отмечена положительная динамика по неврологическому статусу.
Кадырова Анжела, возраст 4 месяца (история болезни N 856, дата поступления в детский дом 30.04.99). Диагноз: ПП ЦНС гипоксического генеза, миатонический синдром. Шайхитуров Женя, возраст 2,5 месяца (история болезни N 897, дата поступления 21.09.99). Диагноз: ПП ЦНС гипоксического + травматического генеза, гипертензионно-гидроцефальный синдром (ГГС), миатонический синдром. Была выявлена легкая заторможенность слуховых реакций с помощью метода безусловных рефлексов. У детей наблюдались одинаковые по силе реагирования реакции на подачу различной интенсивности звуковой раздражитель на близком и дальнем расстоянии (с учетом возрастных норм). При обследовании с помощью слуховых вызванных потенциалов слуховые пороги соответствовали возрастной норме. В динамике через 3 месяца у детей отмечались нормализация слуховых реакций на звуковой раздражитель, при этом наблюдалась положительная неврологическая динамика.
Под нашим наблюдением было 2 ребенка: в возрасте 1 месяца - Нестерова Поля (история болезни N 823, детский дом N 2 г. Екатеринбурга) и 4 месяцев - Калинина Оксана (история болезни N 840, детский дом N 1 г. Екатеринбурга). Дети давали уже на тихую речь бурную реакцию, сопровождающуюся судорожными движениями, плачем (гиперакузия). В условиях детского дома дети часто находились в шумной обстановке, были раздражительны, часто плакали, со стороны неврологии улучшений не наблюдалось (ПП ЦНС гипоксического и травматического генеза, судорожная готовность, ГГС, миатонический синдром). После рекомендаций звуковой изоляции и увеличения дозировки седативных препаратов до состояния легкой заторможенности слуховых реакций у больных отмечалось улучшение общего состояния, появилась положительная неврологическая динамика. Обе девочки после лечения были удочерены.
Катаева Катя, возраст 5 месяцев (история болезни N 709, дата поступления в детский дом 31.03.98) с диагнозом органическое поражение ЦНС, врожденная аномалия мозга, выраженная заторможенность слуховых реакций выявлена с помощью метода вызова безусловных рефлексов. При обследовании с помощью вызываемых слуховых потенциалов пороги слуха у ребенка соответствовали норме. Заторможенность слуховых реакций сохранялась до 2 лет. Ребенок находился под наблюдением невропатолога, сурдолога и других специалистов. В 2 года и 7 месяцев было выявлено повышение слуховых порогов относительно возрастных норм и установлен диагноз - двухсторонняя сенсоневральная тугоухость 1-2 степени. В настоящее время ребенок получает необходимое лечение и находится под наблюдением у сурдолога.
Преимущества предлагаемого способа, по сравнению с известным, следующие:
- повышение информативности, увеличение диагностических возможностей для своевременного выявления особой группы детей, имеющих высокий риск приобретения тугоухости, за счет расширения критериев отбора детей в группу риска по нарушению слуха;
- позволяет проводить аудиологический скрининг с учетом состояния слухового анализатора при различной неврологической патологии;
- возможность прогнозирования неврологического состояния ребенка;
- доступен в понимании и недорогой.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА | 2021 |
|
RU2769620C1 |
СПОСОБ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЛЯ ОЦЕНКИ СЛУХОВОЙ ФУНКЦИИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА | 2012 |
|
RU2481788C1 |
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ РЕАКЦИЙ НА ВИБРОТАКТИЛЬНЫЕ СТИМУЛЫ У ДЕТЕЙ С ВЫРАЖЕННОЙ ТУГОУХОСТЬЮ И ГЛУХОТОЙ ДО СЛУХОПРОТЕЗИРОВАНИЯ | 2019 |
|
RU2743847C1 |
Способ проведения диагностического этапа универсального аудиологического скрининга новорожденных и детей первого года жизни | 2021 |
|
RU2782294C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ХОД ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ ПЕРЕНЕСЕННОГО ПЕРИНАТАЛЬНОГО ПОРАЖЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ В ПРОЦЕССЕ ЛЕЧЕНИЯ | 2010 |
|
RU2449728C1 |
СПОСОБ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ДИАГНОСТИКИ СОСТОЯНИЯ ПАЦИЕНТА И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ | 2016 |
|
RU2640569C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПЕРЦЕПТИВНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ | 1992 |
|
RU2019178C1 |
СПОСОБ ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА | 2012 |
|
RU2497453C1 |
Способ скрининга для выявления нарушений слуха у детей дошкольного возраста | 2020 |
|
RU2759485C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АБИЛИТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ ПЕРИНАТАЛЬНЫМИ ПОРАЖЕНИЯМИ ГОЛОВНОГО МОЗГА | 2018 |
|
RU2685679C1 |
Изобретение относится к медицине и может быть использовано при профилактических обследованиях детей раннего возраста для выявления расстройств слуховой функции и прогнозирования неврологического состояния. Одновременно с определением по возрастным нормам слуховых порогов наблюдают за слуховой реакцией ребенка на раздражитель и отмечают состояние с заторможенной и расторможенной слуховыми реакциями. Затем уточняют вид заторможенности слуховой реакции - легкая или выраженная, вид расторможенности слуховой реакции - гиперакузия или неадекватное реагирование на звук. При наличии выраженной заторможенности слуховой реакции прогнозируют у ребенка нарушение слуховой функции, определяют его в группу высокого риска с рекомендацией совместного наблюдения у сурдолога и невропатолога. Детей с выявленной легкой заторможенностью слуховой реакции, гиперакузией и неадекватным реагированием на звук направляют на лечение у невропатолога с проверкой слуха в течение первого года жизни, рекомендуют проведение консультаций сурдолога с проверкой слуха в течение первого года жизни и рекомендуют проведение консультаций сурдолога в 6 месяцев и в один год. При этом отслеживают динамику изменения слуховой функции и используют данный показатель для прогноза неврологического статуса больного. Детей, обладающих сниженными слуховыми порогами, направляют на специальное обследование с целью выявления тугоухости. Способ позволяет осуществить раннее выявление нарушений слуха у детей при различной неврологической патологии. 5 табл.
Способ оценки слуховой функции у детей раннего возраста путем поэтапного обследования детей в возрасте до года с помощью метода вызова безусловных рефлексов в ответ на звуковой раздражитель, включающий проведение количественной оценки слуховой функции, характеризуемой определением по возрастным нормам слуховых порогов, с выделением детей, обладающих сниженной слуховой функцией, и последующим направлением их на специальное обследование с целью выявления тугоухости, отличающийся тем, что на каждом этапе обследования одновременно с количественной оценкой слуховой функции осуществляют качественную оценку слуховой функции, для этого наблюдают за слуховыми реакциями ребенка на звуковой раздражитель и отмечают состояния заторможенности и расторможенности слуховых реакций, уточняют вид заторможенности слуховых реакций - легкая или выраженная, уточняют вид расторможенности слуховых реакций - гиперакузия или неадекватное реагирование на звук и при наличии выраженной заторможенности слуховых реакций прогнозируют у ребенка нарушение слуховой функции, определяют его в группу высокого риска с рекомендацией совместного наблюдения у сурдолога и невропатолога; детей с выявленной легкой заторможенностью слуховых реакцией, гиперакузией и неадекватным реагированием на звук направляют на лечение у невропатолога с периодической проверкой слуха в течение первого года жизни и рекомендуют проведение консультаций сурдолога в 6 месяцев и в один год, при этом отслеживают динамику изменения слуховой функции и используют данный показатель для прогноза неврологического статуса больного.
КОЗЛОВ М.Я., ЛЕВИН А.Л | |||
Детская сурдоаудиология | |||
- М.: Медицина, 1989, с.50 - 54. |
Авторы
Даты
2000-12-20—Публикация
1999-12-15—Подача