СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПЕРЦЕПТИВНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ Российский патент 1994 года по МПК A61K35/30 

Описание патента на изобретение RU2019178C1

Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии, к способам лечения нарушений перцептивно-речевого развития у детей.

Известен способ лечения дистрофии сетчатой оболочки и заболеваний зрительного нерва, основанный на использовании церебролизина. Недостатком этого способа является низкая терапевтическая эффективность.

Известен способ лечения перцептивно-речевой недостаточности у детей, выбранный в качестве прототипа, заключающийся во введении внутривенно инъекций церебролизина (по 10,0 мл ежедневно в течении 10-15 дн): преждевременно рожденным детям, детям, матери которых в течение беременности были больны, и у которых было сложное прохождение родов. Недостатком данного способа лечения является низкая терапевтическая эффективность.

Техническим результатом, на достижение которого направлено данное изобретение является повышение эффективности лечения и сокращениями слуха, зрения и речи.

Данный результат достигается тем, что при лечении нарушений перцептивно-речевого развития у детей используют не только церебролизин, но и другие биологически активные нейротропные препараты (церебролизин и его аналоги), которые вводятся микродозами (0,1 мл) обкалыванием в соответствующие характеру нарушения предварительно определенные периневральные, периганглионарные сегминтарно-периферические зоны с одновременной анализаторной стимуляцией естественными раздражителями.

Причем в зависимости от вида нарушений вводят:
при перцептивных нарушениях: микродозы церебролизина в шейные зоны расположения вегетативных ганглиев;
при речевых нарушениях: микродозы церебролизина в зоны запястных каналов, первого большого и второго указательного пальцев кисти рук.

Установлено, что при аномально развивающемся детском мозге возникает функциональный дефицит или патологически извращенная функция, образующаяся замкнутая функциональная система как бы блокирует свои сенсорные входы и пассивный афферентный приток к ней резко падает, что закрепляет устойчивое патологическое состояние этой системы.

Экспериментально установили, что с помощью неустойчивой активной бомбардировки адекватной афферентной импульсации можно постепенно "реанимировать" процесс аксодендритного ветвления с образованием новых связей, обеспечивающих развитие задержанных или извращенных функций. Этот феномен лежит в основе и обуславливает новизну заявляемого способа лечения, при котором одновременно с проводимой зрительной, слуховой стимуляции у детей с перцептивно-речевыми дефектами производят медикаментозную терапию, путем обкалывания микродозами церебролизина и других биологически активных нейротропных препаратов, соответствующих характеру нарушения периневральных, периганглионарных сегментарно-периферических зон, которые определяются, например, через визуализацию морфологического дефекта (рентгеновская, компьютерная или МР-томография мозга, нейросонография и др.) или нейропсихологическим профилем развития интеллектуально-речевых и перцептивных функций, электрофизиологическим картированием коры больших полушарий.

После выявления соответствующих характеру нарушения указанных зон производят курс лечения путем обкалывания этих зон микродозами церебролизина (0,1 мл) с одновременным стимулированием естественными раздражителями слухового или зрительного анализатора.

Причем при перцептивных нарушениях проводят курс лечения обкалыванием микродозами церебролизина в шейные зоны расположения вегетативных ганглиев, в межпозвоночные зоны шейного отдела позвоночника с одновременной стимуляцией естественными раздражителями, либо звуковыми раздражителями (стук деревянных предметов), либо световыми раздражителями (периодическое включение фонарика). Количество курсов выбирается исходя из степени тяжести нарушения до получения устойчивого положительного эффекта. При необходимости курс лечения повторяется через 3-6 месяцев.

При речевых нарушениях производится введение микродоз церебролизина в зоны запястных каналов, I большого и II указательного пальцев кисти рук в околоневральные пространства подъязычного нерва, межпозвоночные зоны шейного отдела позвоночника в сочетании с введение его в общетонизирующие периневральные зоны. При этом одновременно проводится анализаторная стимуляция путем ежедневных речевых общений матери с ребенком. Количество курсов также выбирается исходя из степени тяжести и характера речевого нарушения.

Причем данный метод позволяет успешно проводить лечение детей:
с моторными алалиями у детей в возрасте до 4-х лет;
с дислалиями у детей;
с задержкой речевого развития перинатального, социального генеза;
с нейросенсорной тугоухостью перинатального, инфекционного, токсического происхождения;
с амблиопией и амаврозом перинатального, воспалительного генеза;
с атрофией.

П р и м е р 1. Саша Б., 4 лет, перенес тяжелое перинатальное поражение мозга (длительная асфиксия в родах, реанимационные мероприятия).

В возрасте 1 год 9 мес. ребенок впервые поступил в клинику с диагнозом: перинатальная энцефалопатия. Грубая задержка писхоречевых и статикомоторных функций. Спастический гемипарез. Амавроз. Эписиндром. В неврологическом статусе при поступлении: грубое отстаивание двигательных навыков - плохо удерживает голову, не переворачивается, не сидит, нет опоры на ноги, мышечный тонус с элементами спастики, высокие сухожильные рефлексы. Ребенок не фиксирует взгляд, эмоциональный контакт с матерью затруднен, речевые функции на уровне "гуления". Пропульсивные приступы.

После 2-х курсов стационарного лечения купирован эписиндром. Затем проведен 1-й курс периневрального, периганглионарного, склеромерного обкалывания микродозами церебролизина - 5 процедур через день и ежедневная стимуляция зрительного анализатора фонариком с вербальным стимулом "это свет". После 1-го курса лечения ребенок стал устойчиво удерживать голову, переворачиваться на живот и на спину, фиксировать взгляд и взор на фонарик. После 2-го курса - через 3 месяца появились фиксация взора на предметы, лепетная речь, опора на ноги. После 3-го курса терапии через 6 месяцев - ребенок уже следил глазами за игрушками, расжались "кулаки" и появилась попытка брать игрушки в руки, стал понимать бытовую обращенную к нему речь, эмоциональное поведение стало адекватным. После 4-го курса еще через 6 месяцев - ребенок хорошо сидит, самостоятельно встает, ползает по-пластунски, зрительное восприятие дифференцированное - играет с игрушками, манипулирует с предметами. После 5-го курса терапии - появилась членораздельная речь - отдельные слова. Ребенок стал ходить с правильной установкой стопы при поддержке за одну руку. Острота зрения в пределах возрастной нормы. Понимает более менее сложные логико-грамматические конструкции, слушает сказки, знает изображение предметов.

П р и м е р 2. Саша Р., 8 лет, от 3-й беременности, протекавшей с тяжелым гриппом в 6-месячном сроке, от 3-х родов на 34-й неделе. Ребенок родился в асфиксии массой 2800 г. С рождения отмечался плохой слух, левосторонний геминарез, задержка речевого развития. Отдельные слова в 3 года.

Ребенок поступил на лечение с диагнозом: левосторонний геминарез. Нейросенсорная тугоухость 3-й степени. Общее недоразвитие речи. При нейропсихологическом обследовании выявлена: реверсия доминантности полушарий, речевая агнозия, дислолия, незначительное снижение вебрального интелекта, слуховое восприяние на голос повышенной громкости.

Проведен курс обкалывания микродозами церебролизина по общетонизирующим периневральным зонам, зонам запястных каналов I, II-го пальцев рук, подъязычного нерва; периганглионарных зон шеи, зон шейного отдела позвоночника (5 процедур через день). Ежедневная стимуляция слухового анализатора серии звуков деревянных кубиков. После 1-го курса лечения заметно улучшился слух и речь. Увеличился словарный запас, отчетливей стала звуковая артикуляция, раскрылась левая ладонь и в кисти появились тонкие движения. После 2-го курса лечения через 3 месяца - слух улучшился до восприятия голоса нормальной громкости, появилось понятие сложных логико-грамматических конструкций. Значительно улучшилась походка. Нормализовалаось психоэмоциональная сфера. После 3-го курса лечения через 6 месяцев слух улучшился до 3 м шепотной речи, активная речь с более богатым словарным запасом и нормальной артикуляцией, свободные ходьба и тонкая моторика левой кисти.

Похожие патенты RU2019178C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ 2000
  • Осипенко Т.Н.
  • Осипенко О.О.
RU2188023C2
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ДВИГАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ 1992
  • Скворцов Игорь Арнольдович
  • Осипенко Татьяна Николаевна
RU2020955C1
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ПРИ ЗАДЕРЖКАХ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1994
  • Скворцов Игорь Арнольдович
  • Осипенко Татьяна Николаевна
  • Барышников Александр Андреевич
RU2111024C1
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ МОТОРНО-ВЕГЕТАТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ 2002
  • Плеханов Л.А.
RU2244551C2
Способ лечения двигательных нарушений у детей 1988
  • Скворцов Игорь Арнольдович
  • Берсенев Владимир Андреевич
  • Хавхун Любовь Андреевна
  • Осипенко Татьяна Николаевна
SU1641348A1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ПРЕПАРАТА ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ КООРДИНАТОРНЫХ НАРУШЕНИЙ ИЗ МОЗЖЕЧКОВО-СТВОЛОВОГО ОТДЕЛА ГОЛОВНОГО МОЗГА 1994
  • Скворцов Игорь Арнольдович
  • Карякин Александр Вадимович
RU2090194C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ С ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ЭНЦЕФАЛОПАТИЕЙ 1992
  • Серганова Таисия Ивановна
  • Карлова Людмила Михайловна
RU2039521C1
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ МОТОРНО-ВЕГЕТАТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ 2009
  • Мирхайдаров Равиль Шамилевич
  • Уразбахтин Руслан Камилович
  • Ручко Алексей Юрьевич
  • Гришанина Светлана Витальевна
RU2410076C1
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ 1993
  • Сорочинская Татьяна Владимировна
RU2092150C1
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ И ПСИХИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ 2020
  • Ефремова Татьяна Евгеньевна
  • Сафонова Ирина Александровна
  • Лобанова Алена Михайловна
  • Колтунова Ирина Юрьевна
  • Белашев Сергей Витальевич
  • Рыжкина Екатерина Игоревна
RU2746661C1

Реферат патента 1994 года СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПЕРЦЕПТИВНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ

Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии, к способам лечения нарушений перцептивно-речевого развития у детей. Способ позволяет повысить эффективность лечения и сократить сроки реабилитации и социальной адаптации детей. Для этого вводят биологически активные препараты церебролизин или церебролизат микродозами обкалыванием в соответствующие характеру нарушения предварительно определенные периневральные, периганглионарные сегментарно-периферические зоны одновременно с проведением анализаторной стимуляцией естественными раздражителями, при этом при перцептивных нарушениях препараты вводятся в шейные зоны расположения вегетативных ганглиев, а при речевых нарушениях - в зоны запястных каналов, первого большого и второго указательного пальцев кисти рук.

Формула изобретения RU 2 019 178 C1

СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПЕРЦЕПТИВНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ, включающий введение церебролизина, отличающийся тем, что церебролизином или церебролизатом в дозе до 0,1 мм обкалывают зоны расположения вегетативных ганглиев в области шеи при перцептивных нарушениях и запятные каналы первого большого и второго указательного пальцев кистей рук при речевых нарушениях, одновременно воздействуют световыми и звуковыми стимулами на зрительный и слуховой анализаторы.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1994 года RU2019178C1

Харрер Г
Основы и показания к терапии гидролизатами мозга
В кн
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1

RU 2 019 178 C1

Авторы

Скворцов Игорь Арнольдович

Осипенко Татьяна Николаевна

Даты

1994-09-15Публикация

1992-05-28Подача