КОРПУС БЫСТРОХОДНОГО СУДНА Российский патент 2000 года по МПК B63B1/38 

Описание патента на изобретение RU2161105C1

Изобретение относится к судостроению, в частности к проектированию обводов корпуса быстроходного судна с воздушной каверной на днище.

Известны суда и корабли глиссирующего типа, содержащие корпус с бортовыми скулами, под днищем которого выемка для воздушной каверны ограничена поперечным реданом, бортовыми скегами и нижней кромкой транца. Корпус судна перед реданом выполнен с цилиндрической или винтообразной (с малым углом расхождения образующей) вставкой.

Например, обводы корпуса быстроходного судна по патенту Российской Федерации 2047534 В 63 В 1/38, принятого за прототип, формируются, как указано выше, и вставка перед реданом выполнена цилиндрической или с углом расхождения ее образующей, доходящим до 5o, при этом длина вставки составляет 0,01-0,1 длины корпуса судна, точка пересечения нижней кромки транца с диаметральной плоскостью корпуса судна удалена от его основной плоскости на расстояние, не превышающее по своей величине 1,2 высоты бортовой скулы над основной плоскостью в районе начала днищевого редана..., при этом ширина зареданной выемки в плоскостях шпангоутов, проходящих по днищевому редану и бортовым скегам, не превышает ее величину в плоскости транца.

Однако такое судно имеет недостаточные мореходные качества на волнении, т.к. при оголении редана и последующем погружении корпуса в волну происходит соударение с днищевой выемкой, что вызывает пиковую перегрузку и торможение судна.

Целью предлагаемого изобретения является создание корпуса быстроходного судна с воздушной каверной на днище, имеющего повышенные мореходные качества при обеспечении динамической прочности, усталостной долговечности и простоты конструкции. Указанная цель достигается тем, что:
1. Между скегами за реданом, ограничивающим спереди выемку в днище для воздушной каверны, устанавливается наклонная килеватая наделка, без срывообразующей кромки в ее кормовой части. Угол килеватости наделки переменный по длине, т.е. наделка не цилиндрическая. Угол поперечной килеватости наделки в носовой части βнн имеет значение, отличающееся от угла килеватости на редане βр не больше, чем на 5o в большую или меньшую сторону, а кормовая часть наделки, в месте ее перехода (со сломом, но без уступа) в свод выемки, выполнена с углом поперечной килеватости βкн изменяющимся в диапазоне от 0o до 10o. Длина наделки не превышает значения 0,8Lp, где Lp - длина зареданной выемки.

Наличие наделки с приведенными геометрическими параметрами смягчает удары волн в корпус в районе выемки и способствует быстрому восстановлению воздушной каверны, т.к. объем выемки уменьшен самой наделкой.

2. Высота скегов Hc от их нижней срывообразующей кромки до наделки в любом месте по длине имеет величину не менее 0.015 Bc, где Bc - расстояние между бортовыми скулами левого и правого борта в районе начала редана. Это позволяет избежать утечки воздуха из каверны и минимизировать объем выемки для быстрого восстановления воздушной каверны в случае ее замыва водой.

3. Высота редана Hp от его срывообразующей кромки до поверхности наделки также имеет высоту не меньше чем 0,015 от величины расстояния между бортовыми скулами левого и правого борта в районе начала редана.

4. Для обеспечения равномерного распределения подаваемого в каверну воздуха на переднюю часть наделки установлен распределитель воздуха, имеющий сочленение своими передней и боковыми стенками с реданом и бортовыми скегами, а также имеющий кормовую стенку и килеватую днищевую поверхность. Отверстия для подачи воздуха в каверну на распределителе воздуха размещены на днищевой поверхности и на кормовой стенке. В этом случае восстановление каверны после ее замыва волной происходит еще быстрее.

Угол поперечной килеватости βрв распределителя воздуха имеет значение, отличающееся от угла килеватости на редане βр не больше, чем на 5o в большую или меньшую сторону, и высота редана Hрв от кромки редана по поверхности распределителя воздуха имеет величину не менее 0,007 от величины расстояния между бортовыми скулами левого и правого борта в районе начала редана.

Установка наклонной килеватой наделки и распределителя воздуха с описанными выше характеристиками в передней части выемки в днище для воздушной каверны является отличительным признаком от наиболее близкого аналога - корпуса судна по патенту РФ 2047534 В 63 В 1/38.

Сущность изобретения поясняется фигурами.

На фиг. 1 представлена аксонометрическая проекция корпуса судна в перевернутом положении.

На фиг.2 - продольное сечение корпуса судна.

На фиг. 3 - аксонометрическая проекция корпуса судна с распределителем воздуха в перевернутом положении.

На фиг.4 - продольное сечение корпуса с распределителем воздуха.

Предлагаемый корпус судна содержит бортовые скулы 1, поперечный днищевой редан 2, бортовые скеги 3, кормовой транец 4. Внутри корпуса установлено устройство 5, например вентилятор, для подачи воздуха в зареданную выемку А, ограниченную реданом 2, скегами 3 и нижней кромкой 6 транца 4.Подача воздуха от устройства 5 осуществляется с помощью воздуховодных каналов 7. Днище перед реданом выполнено с цилиндрической или винтообразной с малым углом закрутки вставкой 8. В выемке А между скегами 3 за реданом 2 установлена наклонная килеватая наделка 9 без срывообразующей кромки в ее кормовой части, переходящая со сломом, но без уступа в свод выемки А. Угол поперечной килеватости в носовой части наделки имеет значение βнн, отличающееся от угла килеватости на редане βр не больше чем на 5o в большую или меньшую сторону. Кормовая часть наделки 9 в месте перехода ее в свод 10 выемки А выполнена с углом поперечной килеватости βкн в диапазоне от 0 до 10o. Высота скегов Hc от их нижней кромки до наделки 9 и высота Hр редана 2 от кромки 11 до наделки 9 выполнена с размерами не менее величины 0,015 Bс, где Bс - расстояние между бортовыми скулами левого и правого борта в районе начала редана. Длина наделки 9 не превышает значения 0,8Lp, где Lp - длина зареданной выемки А.

На переднюю часть наделки дополнительно может быть установлен распределитель воздуха 12, который выполнен с углом килеватости βрв, отличающимся от угла килеватости на редане βр не более чем на 5o в большую или меньшую сторону. При этом высота редана Hрв or кромки 11 редана до распределителя воздуха 12 имеет значение не менее 0,007 Bс, где Bс - расстояние между бортовыми скулами левого и правого борта в районе начала редана.

На днищевой поверхности распределителя воздуха 12 выполнены выпускные отверстия 13, а на кормовой стенке - выпускные отверстия 14.

При движении судна на спокойной воде и подаче воздуха через каналы 7 в зареданной выемке А формируется воздушная каверна, имеющая передней границей кромку 11 поперечного редана 2. Боковыми границами каверны являются скеги 3 и она плавно замыкается на свод 10 выемки А перед нижней кромкой 6 транца 4. Сопротивление движению при этом уменьшается.

При движении судна на взволнованной поверхности при оголении вставки 8 и последующем погружении корпуса в волну килеватые и наклонные обводы наделки 9 смягчают удары, т.к. натекание воды на поверхность наделки происходит с меньшими углами атаки.

В следующие моменты движения судна происходит быстрое восстановление воздушной каверны с помощью подаваемого воздуха по каналам 7, т.к. объем выемки А уменьшен наделкой 9. За счет быстрого наполнения каверны уменьшается сопротивление воды движению судна.

В варианте предлагаемого корпуса с применением распределителя воздуха 12 эффект уменьшения ударных перегрузок и сопротивления движению остается, а восстановление воздушной каверны происходит еще быстрее, т.к. поступление воздуха в выемку А обеспечивается дополнительно через отверстия 14 в кормовой стенке распределителя воздуха 12, которая защищена от замыва.

Испытания динамически подобных моделей показали, что у судов с предлагаемой конструкцией корпуса уменьшаются ударные перегрузки и сопротивление воды движению.

Такие суда могут использоваться как для пассажирских, так и грузовых перевозок. Зеленодольское ПКБ разработало технический проект пассажирского судна 05520 "Вега" с предлагаемым корпусом, что подтверждает возможность реализации.

Похожие патенты RU2161105C1

название год авторы номер документа
КОРПУС БЫСТРОХОДНОГО СУДНА 1993
  • Иванов Александр Николаевич
  • Калюжный Владимир Георгиевич
  • Бутузов Анатолий Акимович
  • Матвеев Иван Иванович
  • Павленко Анатолий Николаевич
  • Зверев Иван Александрович
  • Клюкин Вениамин Леонидович
RU2047534C1
КОРПУС БЫСТРОХОДНОГО СУДНА 1999
  • Павлов Геннадий Алексеевич
  • Придатко Юрий Петрович
  • Эпель Михаил Леонидович
RU2153998C1
БЫСТРОХОДНОЕ СУДНО 2000
  • Рогожкин С.Я.
  • Иванушкин С.А.
  • Солодкий П.М.
  • Якименко И.В.
  • Чабан Т.Н.
RU2172271C1
СКОРОСТНОЕ СУДНО С ПОДВОДОМ ВОЗДУХА ПОД ДНИЩЕ 2003
  • Привалов Э.И.
  • Василевский И.М.
  • Айзен С.Н.
  • Данилов Г.А.
  • Платонов С.В.
  • Перельман Б.С.
RU2263602C2
БЫСТРОХОДНОЕ СУДНО 1999
  • Бурнаев В.И.
  • Мавлюдов М.А.
  • Овсиенко Е.И.
RU2176608C2
КОРПУС ГЛИССИРУЮЩЕГО СУДНА 2005
  • Павлов Геннадий Алексеевич
RU2324618C2
БЫСТРОХОДНОЕ СУДНО 2015
  • Павлов Геннадий Алексеевич
RU2610754C2
КОРПУС ГЛИССИРУЮЩЕГО СУДНА 2019
  • Павлов Геннадий Алексеевич
RU2723200C1
БЫСТРОХОДНОЕ СУДНО С ГАЗОВЫМИ КАВЕРНАМИ И ВОДОМЕТНЫМИ ДВИЖИТЕЛЯМИ 1998
  • Бутузов А.А.
  • Сверчков А.В.
  • Чалов С.А.
RU2139807C1
БЫСТРОХОДНОЕ СУДНО НА ВОЗДУШНОЙ КАВЕРНЕ 2019
  • Павлов Геннадий Алексеевич
RU2714040C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 161 105 C1

Реферат патента 2000 года КОРПУС БЫСТРОХОДНОГО СУДНА

Изобретение относится к судостроению и касается создания обводов корпуса быстроходного судна с воздушной каверной в днище. Корпус судна имеет днище с бортовыми скулами и вставкой, расположенной перед срывообразующей кромкой днищевого редана. Корпус также содержит бортовые скеги со срывообразующими кромками. Корпус судна выполнен с зареданной выемкой под его днищем. Выемка ограничена реданом, скегами и нижней кромкой транца. В зареданной выемке между скегами за реданом установлена наклонная килеватая наделка без срывообразующей кромки в ее кормовой части. Наделка переходит со сломом, но без уступа в свод выемки с углом килеватости в носовой части. Этот угол отличается от угла килеватости на редане не более чем на 5o в большую или меньшую сторону. В кормовой части наделка в районе ее притыкания к своду выемки имеет килеватость, угол которой находится в пределах 0 - 10o. Длина наделки не превышает величины 0,8 от длины выемки. Высота скегов и высота редана от наделки имеет величину не менее 0,015 от величины расстояния между скулами левого и правого борта в районе начала редана. На носовой части наделки может быть установлен распределитель воздуха, ограниченный носовым реданом и бортовыми скегами. Распределитель имеет килеватое днище и кормовую стенку, снабженные отверстиями. Угол килеватости распределителя отличается от угла килеватости на редане не более чем на 5o в большую или меньшую сторону. Высота редана от поверхности распределителя равна не менее 0,007 от расстояния между скулами в районе начала редана. Технический результат состоит в повышении эксплуатационных качеств судна. 1 з.п.ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения RU 2 161 105 C1

1. Корпус быстроходного судна, содержащий днище с бортовыми скулами и вставкой, расположенной перед срывообразующей кромкой днищевого редана, а также бортовые скеги со срывообразующими кромками, причем корпус выполнен с зареданной выемкой под днищем корпуса, ограниченной днищевым реданом, бортовыми скегами и нижней кромкой транца, отличающийся тем, что в зареданной выемке между скегами за реданом установлена наклонная килеватая наделка без срывообразующей кромки в ее кормовой части, переходящая со сломом, но без уступа в свод выемки с углом поперечной килеватости в носовой части, отличающимся от угла килеватости на редане не более чем на 5o в большую или меньшую сторону, а в кормовой части наделки в районе ее притыкания к своду выемки с килеватостью, изменяющейся в диапазоне 0 - 10o, при этом длина наделки не превышает величины 0,8 от длины зареданной выемки, а высота скегов и высота редана от наделки имеют величину не менее 0,015 от величины расстояния между бортовыми скулами левого и правого борта в районе начала редана. 2. Корпус быстроходного судна по п.1, отличающийся тем, что на носовой части наделки установлен распределитель воздуха, ограниченный носовым реданом и бортовыми скегами, имеющий килеватое днище и кормовую стенку, которые снабжены отверстиями, при этом угол килеватости распределителя воздуха выполнен отличающимся от угла килеватости на редане не более чем на 5o в большую или меньшую сторону, а высота редана от кромки редана до поверхности распределителя воздуха имеет величину не менее 0,007 от величины расстояния между бортовыми скулами левого и правого борта в районе начала редана.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2000 года RU2161105C1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
КОРПУС БЫСТРОХОДНОГО СУДНА 1993
  • Иванов Александр Николаевич
  • Калюжный Владимир Георгиевич
  • Бутузов Анатолий Акимович
  • Матвеев Иван Иванович
  • Павленко Анатолий Николаевич
  • Зверев Иван Александрович
  • Клюкин Вениамин Леонидович
RU2047534C1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
RU 95105334 А1, 27.12.1995
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. 1921
  • Богач Б.И.
SU3A1
ВПКТИСТРОЙДОРМАШ 0
  • В. С. Потапенко, В. Н. Попик, Л. Комаровский В. А. Барштейн
SU204116A1
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды 1921
  • Богач Б.И.
SU4A1
СТРУЙНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ТУРБОРЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ОТ ЗАСАСЫВАНИЯ ПОСТОРОННИХ ПРЕДМЕТОВ ПРИ ВЗЛЕТЕ И ПОСАДКЕ САМОЛЕТОВ 1967
  • Зимин М.А.
  • Тарасов В.И.
  • Мацуев А.И.
  • Матвеев К.Н.
SU229974A1
Кипятильник для воды 1921
  • Богач Б.И.
SU5A1
Прибор для очистки паром от сажи дымогарных трубок в паровозных котлах 1913
  • Евстафьев Ф.Ф.
SU95A1

RU 2 161 105 C1

Авторы

Бурнаев В.И.

Овсиенко Е.И.

Даты

2000-12-27Публикация

1999-04-28Подача