Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, разрушающим ледяной покров резонансным методом (1. Козин В.М. Резонансный метод разрушения ледяного покрова. Диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук в форме научного доклада. - Владивосток, ИАПУ ДВО РАН, 1993 г., 44 с).
Известно техническое решение (2. Козин В.М., Онищук А.В. Модельные исследования волнообразования в сплошном ледяном покрове от движения подводного судна /ПМТФ, Новосибирск: Наука, 1994. N 2. С. 78-81), в котором предлагается разрушать ледяной покров подводным судном путем возбуждения во льду изгибно-гравитационных волн при его движении с резонансной скоростью vp, т.е. со скоростью, при которой амплитуда возбуждаемых изгибно-гравитационных волн (ИГВ) максимальна.
Недостатком метода является невозможность увеличения амплитуды ИГВ, т.е. его ледоразрушающей способности, при движении судна со скоростью vp.
Сущность изобретения заключается в разработке способа увеличения амплитуды ИГВ, возбуждаемых при поступательном движении подводного судна.
Технический результат, получаемый при осуществлении изобретения, заключается в повышении эффективности разрушения льда подводным судном резонансным способом.
Существенные признаки, характеризующие изобретение.
Ограничительные: ледяной покров разрушается подводным судном путем возбуждения во льду резонансных ИГВ при его движении.
Отличительные: судно разворачивают на 180o и продолжают его движение с резонансной скоростью кормой вперед.
Способ осуществляется следующим образом.
Под ледяным покровом на заданном заглублении начинает движение подводное судно с резонансной скоростью. Если амплитуда возбуждаемых при этом ИГВ оказывается недостаточной для разрушения льда, то его разворачивают на 180o, и за счет реверса гребного винта продолжают его движение кормой вперед с резонансной скоростью. В результате обтекаемость корпуса судна ухудшается, а сам корпус за счет гребных винтов, работающих в тянущем режиме, и за счет этого омывающих отбрасываемыми массами воды судовую поверхность, будет обтекаться потоком воды с повышенными скоростями. Поскольку впереди подводного судна формируется гребень волны, а в средний его части - впадина [2], то за счет ухудшения обтекаемости корпуса высота этого гребня возрастает, а вследствие увеличения скорости обтекания корпуса увеличится глубина впадины. В итоге амплитуда ИГВ увеличится и соответственно повысится эффективность разрушения льда.
Изобретение поясняется графически, где на фиг. 1 показан профиль ИГВ при движении судна носом вперед, а на фиг. 2 - профиль ИГВ при движении судна кормой вперед.
Под ледяным покровом 1 на заданном заглублении H начинает движение подводное судно 2 с резонансной скоростью vp. Если высота h1 возбуждаемых при этом ИГВ-3 (фиг. 1) оказывается недостаточной для разрушения льда, то судно разворачивают на 180o, и за счет реверса гребного винта продолжают его движение кормой вперед с резонансной скоростью vp (фиг. 2). В результате ухудшения обтекаемости корпуса высота гребня ИГВ-4 впереди судна возрастает. Одновременно с этим вследствие увеличения скорости обтекания корпуса судна увеличивается глубина впадины ИГВ-5. В итоге высота ИГВ h2 увеличивается (h2>h1) и соответственно повысится эффективность разрушения льда.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА | 2000 |
|
RU2171201C1 |
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА | 2000 |
|
RU2175296C1 |
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА | 2000 |
|
RU2198984C2 |
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА | 2000 |
|
RU2198985C2 |
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА | 2001 |
|
RU2233228C2 |
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА | 1999 |
|
RU2150406C1 |
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА | 2000 |
|
RU2175295C1 |
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА | 2000 |
|
RU2177893C1 |
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА | 1999 |
|
RU2149794C1 |
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА | 1999 |
|
RU2149795C1 |
Изобретение относится к судостроению, в частности к подводным судам, разрушающим ледяной покров резонансными изгибно-гравитационными волнами. Изобретение направлено на повышение эффективности разрушения льда. Технический результат достигается за счет разворота судна на 180o и последующего его движения с резонансной скоростью кормой вперед. 2 ил.
Способ разрушения ледяного покрова подводным судном путем возбуждения во льду резонансных изгибно-гравитационных волн при его движении, отличающийся тем, что судно разворачивают на 180o и продолжают его движение с резонансной скоростью кормой вперед.
КОЗИН В.М., ОНИЩУК А.В | |||
Модельные исследования волнообразования в сплошном ледяном покрове от движения подводного судна | |||
ПМТФ | |||
- Новосибирск: Наука, 1994, N 2, с | |||
Парный автоматический сцепной прибор для железнодорожных вагонов | 0 |
|
SU78A1 |
СПОСОБ ЛЕГИРОВАНИЯ СТАЛИ МАРГАНЦЕМ | 2002 |
|
RU2212452C1 |
DE 3610632 А1, 02.10.1986. |
Авторы
Даты
2001-01-20—Публикация
1999-06-16—Подача