Изобретение относится к устройствам защиты от ослепления и может использоваться в антиослепительных системах, базирующихся в своей работе на поляризованном излучении для обеспечения безопасности и в частности для обеспечения безопасности движения транспортных средств.
Известны устройства для транспортных средств, использующие козырек [1,2,3] для защиты водителей от ослепления источниками излучения встречных транспортных средств, солнцем и отражающей зеркально поверхностью дороги.
Недостатками известных устройств являются сложность установки противоослепительного козырька [1,2] и неудобство при пользовании [2,3].
Наиболее близким по технической сущности и выбранным в качестве прототипа является солнечный козырек, содержащий противоослепительный козырек, кронштейн крепления его на транспортном средстве, фильтр и держатель фильтра [3].
Недостатки прототипа:
1. Невозможность использования солнечного козырька для защиты глаз водителя транспортного средства от поляризованного излучения.
2. Неудобство пользования солнечным козырьком, связанное с необходимостью изменять его положение при изменении ориентации транспортного средства относительно источника излучения.
Заявляемое техническое решение в приложении к транспортным средствам направлено на получение удобной конструкции совмещенного фильтра-козырька, выполняющего функции как противосолнечного козырька, так и противоослепительного поляризационного фильтра.
Это достигается тем, что в известном устройстве "солнечный козырек", содержащем противоослепительный козырек, установленный поворотно относительно оси кронштейна крепления его на транспортном средстве, и подвижно установленный на противоослепительном козырьке фильтр с держателем, в совмещенном фильтре-козырьке (фиг. 1, 3, 5) противоослепительный козырек представляет собой корпус (3), фильтр выполнен поляризационным (7) и установлен на держателе (5) подвижно и с возможностью выдвижения из упомянутого корпуса (3), при этом корпус (3) снабжен блокиратором (16) его поворота относительно оси кронштейна (2).
Кроме того, противоослепительный козырек выполнен на основе поляризационного фильтра (8) (фиг. 5), плоскость поляризации которого ортогональна плоскости поляризации сложенного с ним поляризационного фильтра (7) и аналогична плоскости поляризации поляризационного фильтра (7) (фиг. 6), развернутого рядом с ним относительно оси держателя (5), которым скреплены оба фильтра, на 180o.
Кроме того, поляризационный фильтр (7) имеет ручку (4) (фиг. 1-6) установки его в рабочее положение.
Кроме того, имеет по крайней мере одно реверсивное электромеханическое тяговое устройство (11) (фиг. 7) с тягой (10), которое установлено в корпусе (3) и соединено механически с держателем (5) и укрепленным на нем поляризационным фильтром (7), и блок управления реверсивным электромеханическим тяговым устройством с переключателем (12), который соединен с бортовой сетью транспортного средства.
Кроме того, держатель (5) поляризационного фильтра (7) выдвигается из корпуса (3) электромеханическим тяговым устройством (11) (фиг. 8).
Кроме того, на держателе (5) поляризационного фильтра (7) (фиг. 9с) установлены датчики (17), процессор (18) и электромеханический корректор (19) для отслеживания положения поляризационного фильтра (7) относительно глаз водителя.
Кроме того, корпус (3) снабжен пылезащитным протектором (13) (фиг. 1).
Кроме того, корпус (3) снабжен пылезащитной заслонкой (14) (фиг. 3, 4).
Предлагаемое техническое решение поясняется с помощью фиг. 1-9.
На фиг. 1, 3 показаны варианты совмещенного фильтра-козырька в собранном виде.
На фиг. 2а, в, фиг. 4а, в, фиг. 6 - совмещенный фильтр-козырек с приведенным в рабочее состояние поляризационным фильтром, вид сбоку.
На фиг. 5 - совмещенный фильтр- козырек, сложенный из двух поляризационных фильтров с взаимно ортогональными плоскостями поляризации.
На фиг. 6 - совмещенный фильтр-козырек с развернутым в рабочее положение поляризационным фильтром.
На фиг. 7 - кинематическая схема приведенного в рабочее состояние поляризационного фильтра варианта фиг. 1.
На фиг. 8а - кинематическая схема вытягивания держателя подвижного поляризационного фильтра варианта фиг. 3.
На фиг. 8в - кинематическая схема выдвижения поляризационного фильтра варианта фиг. 3.
На фиг. 9а, в, с - совмещенный фильтр-козырек с приведенным в рабочее состояние поляризационным фильтром, вид со стороны водителя.
На фиг. 1 - 9 и в тексте приняты следующие обозначения:
1 - кронштейн крепления совмещенного фильтра-козырька к транспортному средству;
2 - ось кронштейна;
3 - корпус;
4 - ручка для ручной установки поляризационного фильтра в рабочее положение;
5 - держатель поляризационного фильтра;
6 - ось шарнира держателя;
7 - поляризационный фильтр;
8 - поляризационный фильтр;
9 - направление плоскости поляризации поляризационного фильтра;
10 - тяга;
11 - реверсивное электромеханическое тяговое устройство;
12 - блок управления с переключателем;
13 - пылезащитный протектор.
14 - пылезащитная заслонка;
15 - ось вращения пылезащитной заслонки;
16 - блокиратор;
17 - датчики слежения за положением глаз водителя транспортного средства;
18 - процессор;
19 - электромеханический корректор.
Таким образом совмещенный фильтр-козырек (фиг. 1, 3, 5) состоит из противоослепительного козырька, представляющего собой корпус (3), кронштейна (1) крепления его на транспортном средстве, держателя (5), поляризационного фильтра (7) и блокиратора (16), а также дополнительно содержит поляризационный фильтр (8), ручку (4), реверсивное электромеханическое тяговое устройство (11), тягу (10), блок управления с переключателем (12), пылезащитный протектор (13), пылезащитную заслонку (14), датчики слежения за положением глаз водителя (17), процессор (18) и электромеханический корректор (19).
Устройство работает следующим образом:
в собранном виде совмещенный фильтр-козырек (фиг. 1, 3, 5) используется как противоослепительный, противосолнечный и при необходимости корпус (3) его опускается, вращаясь вокруг оси кронштейна (2). Поляризационный фильтр (7) находится в корпусе (3).
В зависимости от типа транспортного средства используется совмещенный фильтр-козырек варианта 1 (фиг. 1, 2, 5, 6) или варианта 2 (фиг. 3, 4).
Для варианта 1 в рабочее состояние (фиг. 2) поляризационный фильтр (7) приводится поворотом его вместе с держателем (5) относительно оси шарнира (6), связывающего держатель (5) с корпусом (3) с помощью ручки (4), укрепленной на пластине фильтра (7), и далее поляризационный фильтр (7) опускается по направляющим держателя (5). При этом для предупреждения вращения корпуса (3) относительно оси кронштейна (2) он фиксируется блокиратором (16) (фиг. 4а).
Убирается поляризационный фильтр (7) в обратной последовательности.
Для варианта 2 в рабочее состояние (фиг. 4а, фиг. 4в) поляризационный фильтр (7) приводится вытягиванием из корпуса с помощью ручки (4), укрепленной на пластине поляризационного фильтра (7).
При этом одновременно вытягивается поляризационный фильтр (7) и держатель (5), на котором он подвижно укреплен. Далее поляризационный фильтр (7) вместе с держателем (5) опускается перед глазами водителя, поворачиваясь вокруг оси шарнира (6), связывающего держатель (5) с корпусом козырька (3). Убирается поляризационный фильтр (7) в корпус (3) в обратной последовательности.
Совмещенный фильтр-козырек (фиг. 5,6) выполнен из двух поляризационных фильтров, один из которых (8) установлен на кронштейне (1), который прикреплен к корпусу транспортного средства, а второй поляризационный фильтр (7) соединен с первым с помощью поворачивающегося держателя (5).
В сложенном виде поверхности обоих фильтров сомкнуты, а плоскости поляризации их взаимно ортогональны, при этом свет через них не проходит и фильтры используются в качестве противосолнечного козырька.
При развертывании поляризационного фильтра (7) вокруг оси держателя (5) на 180o с помощью ручки (4) оба фильтра, примыкая к друг другу торцами, образуют общий фильтр с одинаковым направлением плоскости поляризации, который используется для селекции поляризованного излучения.
При использовании совмещенного фильтра-козырька с реверсивным электромеханическим тяговым устройством (7) (фиг. 7, 8) в рабочее состояние (фиг 9) поляризационный фильтр (7) приводится с помощью выключателя блока управления (12), соединенного с бортовой сетью транспортного средства.
Ручка (4) для ручной установки поляризационного фильтра (7) может не устанавливаться.
Блок управления (12) запускает реверсивное электромеханическое тяговое устройство (11), которое посредством тяг (10) поворачивает (фиг. 7) или вытягивает, а затем поворачивает (фиг. 8а, в) держатель (5) и подвижно укрепленный на нем поляризационный фильтр (7) из корпуса (3). Далее поляризационный фильтр (7) вместе с держателем (5) опускается перед глазами водителя, поворачиваясь вокруг оси шарнира (6), связывающего держатель (5) с корпусом (3). Убирается поляризационный фильтр (7) в обратной последовательности включением переключателя блока управления (12).
При этом блок управления приводит в действие реверсивное электромеханическое тяговое устройство (11), которое втягивает посредством тяг (10) в корпус (3) держатель (5) и подвижно укрепленный на нем поляризационный фильтр (7).
При использовании поляризационного фильтра (7) (фиг. 9c), положение которого должно быть жестко привязано в пространстве к координатам приемника излучения - глазам водителя транспортного средства, используются датчики положения глаз водителя (17), сигнал с которых подается в процессор (18), вырабатывающий сигнал управления при сдвиге приемника излучения - глаз водителя относительно положения подвижного поляризационного фильтра (7), которое поступает на электромеханический корректор (19), стабилизирующий положение поляризационного фильтра (7) относительно глаз водителя транспортного средства.
В собранном виде поляризационный фильтр (7) защищен от пыли пылезащитным протектором (13) (фиг. 1) и/или пылезащитной заслонкой (14), (фиг. 3, 4), которая открывается, вращаясь вокруг оси (15) при выдвижении поляризационного фильтра (7) (фиг. 4).
Поляризационный фильтр (7), показанный на фиг. 2в, 4в, 9в, выполнен меньшего размера и установлен непосредственно у глаз водителя транспортного средства.
Совмещенный фильтр-козырек (фиг. 1, 3, 5) может устанавливаться и перед глазами пассажира для защиты от ослепления источниками излучения встречных транспортных средств.
Использование изобретения позволит: получить удобную конструкцию совмещенного фильтра-козырька, выполняющего функции как противосолнечного козырька, так и противоослепительного поляризационного фильтра с возможностью ручной или автоматической установки поляризационного фильтра в рабочее или транспортное положение.
ЛИТЕРАТУРА
1. Патент RU N 2045415, кл. МКИ 6 B 60 J; 3/00, от 10.10.95.
2. Патент RU N 2017628, кл. МКИ 5 B 60 J; 3/00 от 15.08.94.
3. Патент US N 4976486, кл. МКИ B 60 J; 3/00 от 11.12.90.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
АДАПТИВНЫЙ ПОЛЯРИЗАЦИОННЫЙ ОТРАЖАЮЩИЙ ФИЛЬТР (АПОФ) | 2006 |
|
RU2325675C2 |
ПОЛЯРИЗАЦИОННЫЙ АНТИОСЛЕПИТЕЛЬ | 1997 |
|
RU2124161C1 |
АДАПТИВНЫЙ ПОЛЯРИЗАЦИОННЫЙ РЕФЛЕКТОРНЫЙ ФИЛЬТР (АПРФ) (ВАРИАНТЫ) | 2008 |
|
RU2377616C2 |
УНИВЕРСАЛЬНОЕ ПЕРЕКЛЮЧАЕМОЕ ЗЕРКАЛО | 2004 |
|
RU2271027C2 |
ВЫДВИЖНОЙ ФИЛЬТР ДЛЯ БОКОВЫХ ЗЕРКАЛ | 2004 |
|
RU2274881C2 |
АДАПТИВНЫЙ ПОЛЯРИЗАЦИОННЫЙ ПРОТИВОСЛЕПЯЩИЙ ФИЛЬТР (АППФ) | 2011 |
|
RU2464596C1 |
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ КОМБИНИРОВАННЫЙ ПОЛЯРИЗАТОР ИЗЛУЧЕНИЯ (УКПИ) | 2006 |
|
RU2334165C2 |
КОМБИНИРОВАННЫЙ ФОРМИРОВАТЕЛЬ-ПОЛЯРИЗАТОР ИЗЛУЧЕНИЯ (КФПИ) | 2001 |
|
RU2216688C2 |
АДАПТИВНЫЙ ПОЛЯРИЗАЦИОННЫЙ ФИЛЬТР (АПФ) | 2009 |
|
RU2413256C1 |
УПРАВЛЯЕМЫЙ ПРОТИВОСЛЕПЯЩИЙ ФИЛЬТР (УПФ) | 2013 |
|
RU2530172C1 |
Изобретение относится к устройствам защиты от ослепления и может использоваться в антиослепительных системах, базирующихся в своей работе на поляризованном излучении для обеспечения безопасности движения транспортных средств. Фильтр-козырек содержит противоослепительный козырек, установленный поворотно относительно оси кронштейна крепления его на транспортном средстве, и подвижно установленный на противоослепительном козырьке фильтр с держателем. Противоослепительный козырек представляет собой корпус, фильтр выполнен поляризационным и установлен на держателе подвижно и с возможностью выдвижения из упомянутого корпуса. Корпус снабжен блокиратором его поворота относительно оси кронштейна. Противоослепительный козырек выполнен на основе поляризационного фильтра, плоскость поляризации которого ортогональна плоскости поляризации сложенного с ним поляризационного фильтра и аналогична плоскости поляризации поляризационного фильтра, развернутого рядом с ним относительно оси держателя, которым скреплены оба фильтра, на 180o. Технический результат заключается в получении удобной конструкции совмещенного фильтра-козырька, выполняющего функции как противосолнечного козырька, так и противоослепительного поляризационного фильтра. 7 з.п.ф-лы, 14 ил.
US 4976486 A, 11.12.1990 | |||
Прибор для контроля остроты режущей кромки тонколезвийного инструмента | 1957 |
|
SU116876A1 |
US 4824161 A, 25.04.1989 | |||
US 4624499 A, 25.11.1986 | |||
DE 3420730 A1, 05.12.1985 | |||
Противосолнечное устройство транспортного средства | 1979 |
|
SU1047385A3 |
Авторы
Даты
2001-03-10—Публикация
1999-03-31—Подача