Изобретение относится к общему машиностроению, в частности к устройствам упругого восприятия различных нагрузок и их гашения.
Известен элемент, содержащий конусообразное кольцо из эластичного материала, выполненное в сечении в виде овала (см. патент РФ N 2143615 от 27.12.99 г.).
Упругодемпфирующие элементы, описанные в патенте, являются универсальными. При этом упругий элемент в форме вогнутого овала целесообразно использовать в упругошарнирных устройствах, но его конструктивные особенности не позволяют обеспечить дальнейшее снижение угловой жесткости.
Технический результат, на достижение которого направлено изобретение, заключается в создании условий, при которых конусообразное кольцо может работать с необходимыми характеристиками как при осевых нагрузках, так и в шарнирных соединениях, обеспечивая в зависимости от условий работы необходимую угловую жесткость.
Указанный технический результат достигается тем, что, по крайней мере, один торец конусообразного кольца из эластичного материала выполнен с, по крайней мере, с одним выступом, который может быть выполнен кольцевыми. Упругодемпфирующий элемент также может быть выполнен, по крайней мере, с одним дополнительным выступом, при этом выступы и дополнительные выступпы могут быть попарно объединены друг с другом.
Сущность изобретения поясняется чертежом, где показан продольный разрез кольцевого упругодемпфирующего элемента с выступами на торце меньшего диаметра.
Упругодемпфирующий элемент 1 представляет из себя конусообразное кольцо из эластичного материала с выступами 2 и З.
Работает предлагаемый упругодемпфирующий элемент следующим образом.
При действии на элемент 4 осевой нагрузки происходит деформация упругодемпфирующего элемента 1 и его выступов 2.
Варьируя формой продольного сечения упругодемпфирующего элемента 1 и формой и расположением выступов 2, можно изменять характеристику упругодемпфирующего элемента и таким образом выбрать оптимальную характеристику для какого-либо конкретного узла, в котором используется элемент 1.
При угловом перемещении элемента 4 происходит его наклон относительно выступов 2, при этом в зависимости от расстояния выступов до центральной оси элемента 4 сопротивление повороту "последнего будет разным.
Таким образом, варьируя указанным расстоянием, можно подобрать оптимальную угловую жесткость конкретного узла.
Использование дополнительных выступов 3 также способствует снижению угловой жесткости.
При угловом перемещении элемента 4 сопротивление его повороту с внутренней стороны кольца оказывает не все его тело, а только объем выступов 3 (выступа), с которым и взаимодействует элемент 4.
Кроме того, варьируя формой и расположением выступов 3, можно изменять положение центра пятна контакта выступов 3 с элементом 4 относительно меньшего торца элемента 1, при этом при минимальном расстоянии центра пятна контакта до указанного торца сопротивление повороту элемента 4 будет наименьшим.
Наиболее целесообразно предлагаемый упругий элемент использовать в поводковых устройствах железнодорожных транспортных средств.
Область использования: общее машиностроение, в частности железнодорожный транспорт. Сущность изобретения: упругодемпфирующий элемент 1 содержит конусообразное кольцо из эластичного материала с выступами 2 на торце меньшего диаметра, способствующими уменьшению угловой жесткости. Изобретение создает условия, позволяющие обеспечить работу как при осевых нагрузках, так и в шарнирных соединениях. 3 з.п. ф-лы, 1 ил.
УПРУГОДЕМПФИРУЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ | 1998 |
|
RU2143615C1 |
УЗЛОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ | 1993 |
|
RU2054096C1 |
RU 94016526/14, 20.05.1996. |
Авторы
Даты
2001-04-27—Публикация
2000-05-16—Подача