Изобретение относится к области медицины и может быть использовано в травматологии и особенно в медицине катастроф при эвакуации пострадавших из опасной зоны.
Известны иммобилизационные носилки, содержащие эластичную оболочку, в полости которой размещен наполнитель, пропитанный электрореологической суспензией. Внутри эластичной оболочки расположены изолированные электроды, соединенные с источником электроэнергии. Эластичная оболочка разделена на секции, соединенные между собой в средней части, и закреплена на опорной площадке, снабженной ручками. При появлении напряжения электропитания электрореологическая суспензия "схватывается" и создает единый внешний корсет (СССР а.с. 1232252 от 1986 г., МКИ 5 A 61 G 1/00). Описанная система создания внешнего корсета при транспортировании пострадавшего, во-первых, требует присутствия источников электропитания, что в экстремальных условиях использования носилок не всегда возможно или рационально из-за веса таких источников, и, во-вторых, носилки только закрепляют пострадавшего при транспортировке, но не фиксируют части его тела.
Известно также устройство для защиты пострадавших при их перевозке, выполненное в виде облегченной мягкой пружинящей опоры, содержащей гибкую оболочку, выполненную в виде сот, заполненных жидкостью. Устройство имеет приспособление для удаления жидкости из оболочки (ЕПВ заявка 9432330 от 1991 г. , МКИ 5 A 61 G 1/00). Это устройство так же, как и предыдущие носилки, не фиксирует части тела пострадавшего при его эвакуации, а лишь закрепляет его на носилках.
Наиболее близким аналогом, принимаемым за прототип заявленному изобретению, являются иммобилизационные носилки, содержащие газонепроницаемую оболочку из эластичного материала, заполненную гранулами. Внутренняя полость оболочки разделена на секции. Носилки снабжены устройством для откачки воздуха и поддержания во внутренней полости вакуума, а также ремнями для пристегивания пострадавшего. Пострадавшего укладывают на носилки, когда их секции заполнены воздухом. Под весом человека гранулы перемещаются, воспринимая очертания тела пострадавшего, затем из оболочки откачивают воздух, и гранулы "слипаются", т.е. лишаются возможности взаимных перемещений, фиксируя контуры тела человека и позволяя его транспортировать в таком зафиксированном положении (СССР а.с. 331349 от 1973 г., МКИ 5 A 61 G 1/00). Недостатком известного устройства является неудобство и неприспособленность к переносу пострадавшего в узких лазах, походах и т.п., когда носилки с пострадавшим необходимо повернуть вокруг продольной оси и проносить их боком или вокруг поперечной оси в положении "стоя" - ремни, которыми снабжены носилки, не обеспечивают должной фиксации пострадавшего при таких поворотах.
Задачей изобретения является создание иммобилизационных носилок преимущественно для медицины катастроф, используемых в экстремальных ситуациях (землетрясения, взрывы домов, транспортировка пострадавших горняков, шахтеров, альпинистов и т. п. ), которые обеспечивали бы надежную фиксацию пострадавшего на время его эвакуации с места катастрофы.
Эта задача решается тем, что иммобилизационные носилки "гало" содержат газонепроницаемую воздухонаполняемую оболочку, заполненную гранулированным материалом, вакуумный насос и пристежные ремни. Носилки снабжены дополнительными воздухонаполняемыми секциями с гранулированным материалом, расположенными с боков основной оболочки с возможностью поворота вокруг линии стыка с основной оболочкой. Длина дополнительных секций составляет (0,3-0,45)A, а их нижний конец расположен на расстоянии (0,10-0,15)A от нижнего конца носилок, где A - длины носилок, причем пристяжные ремни закреплены в зоне расположения дополнительных секций по продольной оси основной оболочки со стороны рабочей поверхности и по краям дополнительных секций или по краям основной оболочки, а на остальной части основной оболочки - по ее краям. Длина носилок равна 1,0 - 1,5 среднестатистического антропометрического роста человека. Основная и дополнительные секции могут быть соединены друг с другом воздушными каналами и иметь общий вакуумный насос. Основная и дополнительные секции могут быть снабжены каждая отдельными вакуумными насосами. Между секциями на воздушных каналах могут быть установлены с возможностью их перекрытия клапаны. Основная оболочка может быть разделена продольными перемычками на секции.
Сопоставительный анализ заявленного изобретения с прототипом показывает, что оно отличается тем, что носилки снабжены дополнительными воздухонаполняемыми секциями с гранулированным материалом, расположенными с боков основной оболочки с возможностью поворота вокруг линии стыка с основной оболочкой, причем длина дополнительных секций составляет (0,3-0,45)A, а их нижний конец расположен на расстоянии (0,10-0,15)A от нижнего конца носилок, где A - длины носилок. Пристяжные ремни закреплены в зоне расположения дополнительных секций по продольной оси основной оболочки со стороны рабочей поверхности и по краям дополнительных секций, а на остальной части основной оболочки - по ее краям. Длина носилок равна 1,0 - 1,5 среднестатистического антропометрического роста человека. Основная и дополнительные секции могут быть соединены друг с другом воздушными каналами и иметь общий вакуумный насос. Между секциями на воздушных каналах могут быть установлены с возможностью их перекрытия клапаны. Основная оболочка может быть разделена продольными перемычками на секции.
Этот анализ позволяет сделать вывод о наличии новизны в заявленных носилках.
Сравнение предложенного устройства с другими известными техническими решениями того же назначения показывает, что наличие дополнительных воздухонаполняемых секций с гранулированным материалом, их расположение по бокам основной оболочки и места крепления пристяжных ремней позволяют надежно фиксировать пострадавшего на период его транспортировки, давая возможность проносить носилки с пострадавшим через узкие проходы, поворачивать носилки боком и вертикально, а ограничение длины дополнительных секций определяется требованием возможности в необходимых случаях производить во время эвакуации непрямой массаж сердца. Варианты откачки воздуха из основной оболочки и дополнительных секций позволяют, смотря по обстоятельствам и условиям эвакуации, либо извлекать воздух одновременно из всех отсеков носилок, либо только из их части. Наличие продольных перемычек в основном отсеке повышает удобство пользования носилками.
Проведенное сравнение показывает, что заявленные носилки решают поставленную техническую задачу и превышают известный уровень техники.
Изобретение поясняется примером его выполнения.
На чертежах изображено:
на фиг. 1 - носилки в развернутом положении;
на фиг. 2 - носилки в рабочем положении;
на фиг. 3 - вид сбоку, одна из дополнительных секций условно не показана;
на фиг. 4 - карта показаний к применению носилок;
на фиг. 5 - общий вид носилок.
Носилки выполнены в виде газонепроницаемой основной оболочки 1 из эластичного материала, заполненной гранулами 2. Сбоку к основной оболочке примыкают дополнительные секции 3, образованные так же, как основная оболочка, из эластичного материала и заполненные гранулами. Дополнительные секции примыкают к основной оболочке на участке длиной (0,3-0,45)A, где A - длина носилок, причем нижний конец 4 дополнительных секций расположен на расстоянии (0,10-0,15)A от нижнего конца носилок 5. В зоне расположения дополнительных секций по продольной оси 6 основной оболочки со стороны рабочей поверхности 7 и по краям 8 дополнительных секций закреплены привязные ремни 9. Такие же ремни 10 закреплены по краям остальной части основной оболочки. Вариантом исполнения основной оболочки является разделение ее внутренней полости продольными перемычками 11, образующими крайние секции 12. Носилки снабжены вакуумным насосом 13 для откачки воздуха и поддержания во внутренней полости вакуума. Основная и дополнительные секции могут быть соединены друг с другом воздушными каналами 14 и имеют общий вакуумный насос или каждая из секций может быть оснащена своим вакуумным насосом. Между секциями на воздушных каналах могут быть установлены клапаны 15, которые могут перекрываться, изолируя полости секций друг от друга. Длина носилок выбирается равной 1,0 - 1,5 среднестатистического антропометрического роста человека.
Работают с носилками следующим образом.
Пострадавшего укладывают на носилки, когда их секции заполнены воздухом. Пострадавший располагается в таком положении, когда сверху со стороны головы и снизу со стороны ступней на носилках остается свободное пространство 16 и 17. Ноги закрываются дополнительными секциями 3. Под весом человека гранулы 2 основной оболочки 1 перемещаются, воспринимая очертания тела пострадавшего, а гранулы дополнительных секций 3 свободно облегают его верхнюю (в положении лежа) часть. Затем из секций 1, 3 и 12 оболочки откачивают воздух, и гранулы 2 "слипаются", т.е. лишаются возможности взаимных перемещений, фиксируя контуры тела человека и позволяя его транспортировать в таком зафиксированном положении. Сверху и снизу в зонах соответственно 16 и 17 вручную формируются валики 18 и 19, фиксирующие положение ног и головы пострадавшего. Плечи, грудь, живот, верхнюю часть таза, если по состоянию пострадавшего это возможно, привязывают ремнями 10, ноги закрепляют ремнями 9. В таком состоянии пострадавший фиксируется в "скорлупе", образованной слипшимися гранулами, и его можно эвакуировать из зоны поражения за рукоятки 20. Гранулы не оказывают никакого давления на наружные и внутренние органы пострадавшего. При необходимости в зоне тазобедренного сустава пострадавшего может быть применен пояс 21.
В зависимости от степени поражения пострадавшего и условий эвакуации в носилках могут быть использованы как все секции 1, 3, 12, так и часть их, например, только 1 и 3 или только 1 - это достигается при помощи вакуумного насоса 13 и клапанов 14.
Работоспособность носилок сохранится и в том случае, если в основной оболочке 1 не будут выделены при изготовлении секции 12, однако наличие дополнительных секций 3 обязательно.
Длина и место расположения дополнительных секций определяются необходимостью доступа к грудной клетке пострадавшего, если в процессе его эвакуации потребуется делать искусственное дыхание.
Проведенные испытания носилок показали надежность фиксации человека для последующей его транспортировки: вполне здоровый человек, зафиксированный в носилках предлагаемой конструкции, не может самостоятельно из них освободиться.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ИММОБИЛИЗАЦИИ ПОСТРАДАВШЕГО И ИММОБИЛИЗАЦИОННЫЕ КОМПЛЕКСНЫЕ НОСИЛКИ | 1999 |
|
RU2166307C1 |
ИММОБИЛИЗАЦИОННЫЙ ШЕЙНЫЙ КОРСЕТ | 1999 |
|
RU2169546C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИММОБИЛИЗАЦИИ И ЭВАКУАЦИИ ЧЕЛОВЕКА | 2003 |
|
RU2262333C1 |
КОМПЛЕКТ ДЛЯ ИММОБИЛИЗАЦИИ И ЭВАКУАЦИИ ЧЕЛОВЕКА С НАБОРОМ ШИН И ШИНА ДЛЯ ФИКСАЦИИ ПЛЕЧА | 2007 |
|
RU2363438C2 |
ГОРНОСПАСАТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО | 2016 |
|
RU2631041C1 |
ДАТЧИК СЕРДЦЕБИЕНИЯ | 2000 |
|
RU2167598C1 |
ИММОБИЛИЗУЮЩИЕ НОСИЛКИ | 1973 |
|
SU381349A1 |
УКЛАДКА МЕДИЦИНСКАЯ СО СКЛАДНЫМИ НОСИЛКАМИ ДЛЯ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ И ЭВАКУАЦИИ РАНЕНЫХ С ПОЛЯ БОЯ | 2022 |
|
RU2811794C1 |
НОСИЛКИ МЕДИЦИНСКИЕ ОБОГРЕВАЕМЫЕ | 2014 |
|
RU2569602C2 |
КОМПЛЕКТ СРЕДСТВ СПАСАТЕЛЯ ДЛЯ ЭВАКУАЦИИ И ЭКСТРЕННОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШЕМУ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ | 2022 |
|
RU2809584C2 |
Изобретение относится к области медицины и может быть использовано в травматологии и особенно в медицине катастроф при эвакуации пострадавших из опасной зоны. Иммобилизационные носилки содержат газонепроницаемую воздухонаполняемую оболочку, которая заполнена гранулированным материалом, вакуумный насос и пристежные ремни. Дополнительные воздухонаполняемые секции с гранулированным материалом расположены с боков основной оболочки с возможностью поворота вокруг линии стыка с ней. Длина дополнительных секций составляет (0,3-0,45)А, а их нижний конец расположен на расстоянии (0,10-0,15)А от нижнего конца носилок, где А - длины носилок. Пристежные ремни закреплены в зоне расположения дополнительных секций по продольной оси основной оболочки со стороны рабочей поверхности и по краям дополнительных секций, а на остальной части основной оболочки - по ее краям. Основная и дополнительные секции соединены друг с другом воздушными каналами и имеют общий или индивидуальные вакуумные насосы. Между секциями на воздушных каналах могут быть установлены с возможностью их перекрытия клапаны. В результате преимущественно для медицины катастроф созданы иммобилизационные носилки, используемые в экстремальных ситуациях (землетрясения, взрывы домов, транспортировка пострадавших горняков, шахтеров, альпинистов и т.п.), которые обеспечивают надежную фиксацию пострадавшего на время его эвакуации с места катастрофы. 5 з. п. ф-лы, 5 ил.
ИММОБИЛИЗУЮЩИЕ НОСИЛКИ | 0 |
|
SU381349A1 |
Носилки | 1984 |
|
SU1242166A1 |
Транспортная шина-носилки | 1986 |
|
SU1323102A1 |
DE 1944646 B2, 11.12.1975 | |||
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБЛУЧЕНИЯ ТРАНСПЛАНТАТНЫХ КЛЕТОК УЛЬТРАФИОЛЕТОВЫМ ИЗЛУЧЕНИЕМ И СПОСОБ ОБЛУЧЕНИЯ ТРАНСПЛАНТАТНЫХ КЛЕТОК УЛЬТРАФИОЛЕТОВЫМ ИЗЛУЧЕНИЕМ | 1992 |
|
RU2060735C1 |
Авторы
Даты
2001-05-10—Публикация
1999-11-24—Подача