Изобретение относится к электрооборудованию автомобилей.
Все более возрастающее оснащение автомобилей электрическими и электронными приборами контроля, управления, сервисного обслуживания предопределяет адекватное расширение бортовой распределительной сети и увеличение количества защитных элементов, в частности плавких предохранителей, которые в современных автомобилях объединяют в единый конструктивный орган, располагающийся, как правило, под панелью торпедо.
При возникновении неисправности в электрооборудовании и перегорании предохранителя бывает относительно сложно определить, какой из более чем двадцати предохранителей в предохранительном устройстве неисправен, тем более что нет при этом уверенности, что неисправность заключается именно в данном устройстве, а не в других приборах. Обычно эта задача решается с использованием описания в инструкции символьных рисунков на крышке устройства или поочередным вытаскиванием и осмотром предохранителей. Первые два подхода требуют определенных знаний электрооборудования автомобиля, чем большинство пользователей не обладают, а последний достаточно трудоемок. Кроме того, все вышеперечисленные мероприятия отнимают заметное количество времени.
Известно техническое решение по осуществлению контроля исправности предохранителя в электрических, в том числе автомобильных бортовых сетях питания потребителей, предусматривающее включение параллельно предохранителю цепи из светодиода и токоограничивающего резистора (Быстров Ю.А. и др., Сто схем с индикаторами, М., "Радио и связь", 1990, с. 20-21); SU 1030882, H 01 H 85/30, 23.07.83). В указанном техническом решении при перегорании предохранителя напряжение на нем увеличивается с нуля почти до напряжения питания, через светодиод начинает протекать ток и тот начинает светиться.
Следует, однако, отметить, что применительно к автомобилям подобные реализации контрольных узлов до сих пор не увязывались с конструкцией предохранительного устройства. Вынесение же светодиодов, к примеру, на приборную панель, во-первых, не является оправданным в силу нечастого перегорания предохранителей, а во-вторых, требует дополнительного количества соединительных проводов.
По совокупности существенных конструктивных признаков наиболее близким к предложенному является автомобильное предохранительное устройство, содержащее предохранители с плавкими вставками, подключенными к параллельно ориентированным штыревым выводам, пластмассовый держатель предохранителей с попарно сгруппированными пружинящими контактными гнездами, подключенными к токоподводам (Волгин С.Н. и др. Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту автомобилей: ВАЗ-2110, ВАЗ-2111, ВАЗ-2112, Изд-во "Ливр", 1998, с. 103, 106).
Задача изобретения - обеспечение индикации перегорания предохранителей без расширения занимаемого предохранительным устройством объема и без использования дополнительных соединительных проводов.
Поставленная задача решается тем, что в автомобильном предохранительном устройстве, содержащем предохранители с плавкими вставками, подключенными к параллельно ориентированным штыревым выводам, пластмассовый держатель предохранителей с попарно сгруппированными пружинящими контактными гнездами, подключенными к токоподводам, под каждым предохранителем установлен узел индикации перегорания предохранителя, состоящий из светодиода и токоограничивающего резистора, одни выводы которых соединены друг с другом, а другие электрически контактируют с контактными гнездами.
Решению поставленной задачи способствуют также частные существенные признаки изобретения.
Пружинящие контактные гнезда для каждого предохранителя пространственно отделены друг от друга корпусной выемкой, в которой размещен узел индикации перегорания предохранителя.
В каждом узле индикации перегорания предохранителя необъединенные выводы светодиода и токоограничивающего резистора подключены к пружинящим металлическим пластинам, пропущенным в зазоры между корпусом держателя и контактными гнездами с возможностью электрического контактирования с последними.
На фиг. 1 показана примерная конструкция используемых в предложенном устройстве предохранителей, а на фиг. 2 представлены три разреза единичной ячейки держателя с узлом индикации перегорания предохранителя.
Автомобильное предохранительное устройство содержит предохранители 1 с плавкими вставками 2, подключенными к параллельно ориентированным штыревым выводам 3 (фиг.1). В состав устройства входит также пластмассовый держатель 4 предохранителей с попарно сгруппированными пружинящими контактными гнездами 5, подключенными к токоподводам 6. Под каждым предохранителем 1 установлен узел индикации перегорания предохранителя, состоящий из светодиода 7 и токоограничивающего резистора 8, одни выводы которых соединены друг с другом, а другие электрически контактируют с контактными гнездами 5. Величина резистора 8 выбирается из условия, что через светодиод 7 будет протекать требуемый ток 5...10 мА.
В частном случае практической реализации устройства контактные гнезда 5 для каждого предохранителя 1 пространственно отделены друг от друга корпусной выемкой 9, в которой размещен узел индикации перегорания предохранителя. В каждом таком узле необъединенные выводы светодиода 7 и токоограничивающего резистора 8 подключены к пружинящим металлическим пластинам 10, пропущенным в зазоры между корпусом держателя 4 и контактными гнездами 5 с возможностью электрического контактирования с последними.
Работает устройство следующим образом.
При нормальной работе потребителей электрической бортовой сети автомобиля ток в каждой из ячеек устройства проходит от одного токоподвода 6 к другому через контактные гнезда 5, штыревые выводы 3 и плавкую вставку 2 предохранителя 1. При целом предохранителе 1 падение напряжения на нем мало, через светодиод 7 ток практически не протекает и тот не светится.
При коротком замыкании или перегрузке в контролируемой цепи, вызывающих перегорание предохранителя 1, или исчезновении контакта в контактных гнездах 5 напряжение бортовой сети прикладывается к данному узлу индикации и светодиод 7 зажигается.
В связи с тем, что каждый предохранитель 1 имеет свой индивидуальный узел индикации перегорания, пользователю достаточно выдвинуть предохранительное устройство и взглянуть на него при включенном зажигании, чтобы обнаружить конкретное место разрыва цепи питания и устранить неисправность.
Следует отметить, что в отдельных модификациях предохранительного устройства контактные гнезда 5 могут быть впаяны на печатной плате. В этом случае светодиоды 7 и резисторы 8 целесообразно также впаивать на этой плате, располагая опять же под предохранителем 1.
Таким образом, при использовании предложенного предохранительного устройства обеспечивается возможность быстрого и однозначного определения перегоревшего предохранителя, причем фактически без увеличения габаритов устройства и применения дополнительных соединительных проводов. Это предопределяет повышенное удобство эксплуатации автомобиля.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ СИСТЕМЫ СВЕТОВОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ ТОРМОЖЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ | 2013 |
|
RU2528507C1 |
Устройство индикации перегорания плавкого предохранителя | 1983 |
|
SU1127018A1 |
Высоковольтный токоограничивающий предохранитель | 1976 |
|
SU604050A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ ТЕПЛОВОЗА ОТ ТОКОВ КОРОТКОГО ЗАМЫКАНИЯ | 1992 |
|
RU2047507C1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ТЕМПЕРАТУРЫ КЛЕММНОГО СОЕДИНЕНИЯ | 2019 |
|
RU2711086C1 |
УСТРОЙСТВО ПОДАВЛЕНИЯ СЕТЕВЫХ ПОМЕХ В СЕТИ ПИТАНИЯ С ПЕРЕМЕННЫМ НАПРЯЖЕНИЕМ | 1999 |
|
RU2161357C1 |
Предохранительное устройство для электрического утюга | 1990 |
|
SU1735461A1 |
УСТРОЙСТВО СИГНАЛИЗАЦИИ О НЕИСПРАВНОСТЯХ, В ОСОБЕННОСТИ ДЛЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ УСТРОЙСТВ, ТАКИХ КАК РОЗЕТКИ С БЛОКИРОВКОЙ | 2010 |
|
RU2487417C1 |
Устройство для индикации перегорания плавкого предохранителя | 1977 |
|
SU729689A1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ТЕМПЕРАТУРЫ КЛЕММНОГО СОЕДИНЕНИЯ | 2019 |
|
RU2696319C1 |
Изобретение относится к электрооборудованию автомобилей. Устройство содержит предохранители с плавкими вставками и пластмассовый держатель предохранителей с попарно сгруппированными пружинящими контактными гнездами. Под каждым предохранителем установлен узел индикации перегорания предохранителя, состоящий из последовательно включенных светодиода и токоограничивающего резистора. В частном случае контактные гнезда для каждого предохранителя пространственно отделены друг от друга корпусной выемкой, в которой размещен узел индикации перегорания предохранителя. При этом необъединенные выводы светодиода и токоограничивающего резистора подключены к пружинящим металлическим пластинам, пропущенным в зазоры между корпусом держателя и контактными гнездами с возможностью электрического контактирования с последними. При использовании предложенного предохранительного устройства обеспечивается возможность быстрого и однозначного определения перегоревшего предохранителя, причем фактически без увеличения габаритов устройства и применения дополнительных соединительных проводов. 2 з.п.ф-лы. 2 ил.
Волгин С.Н | |||
и др | |||
Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту автомобилей: ВАЗ-2110, ВАЗ-2111, ВАЗ-2112, - Изд-во <Ливр >, 1998, с | |||
Клапанный регулятор для паровозов | 1919 |
|
SU103A1 |
Предохранительное устройство с индикацией срабатывания | 1982 |
|
SU1030882A1 |
ЛАТЕКС БУТАДИЕНОВОГО ПОЛИМЕРА, ВОДНАЯ КОМПОЗИЦИЯ И ВОДНАЯ КЛЕЕВАЯ КОМПОЗИЦИЯ НА ЕГО ОСНОВЕ | 1999 |
|
RU2226197C2 |
DE 2831139 A1, 24.01.1980. |
Авторы
Даты
2001-05-27—Публикация
2000-06-27—Подача