Изобретение относится к области горного дела, в частности, к нефтегазодобывающей, нефтегазоперерабатывающей промышленности и может быть использовано в запорных устройствах устьевого оборудования на нефтегазодобывающих скважинах.
Известны пробковые краны, содержащие корпус с проходными отверстиями, пробку и уплотнительные элементы [2], [3].
Недостатком известных пробковых кранов является сложность при изготовлении, ненадежность в процессе эксплуатации, особенно при высоких давлениях и больших проходных каналах для протока жидкости или газа.
Известен пробковый кран, содержащий корпус с пересекающими каналами для прохода жидкости и размещения цилиндрической пробки соответственно, управляемой приводом, выполненным за одно целое с пробкой [1]
Недостатком известного пробкового крана [1] является необходимость приложения больших усилий для поворота пробки при высоких давлениях жидкости или газа в системе, перекрываемой краном (особенно при проходных каналах Ду 65 мм и более и давлении 21 МПа и более).
Техническая задача состоит в снижении усилия вращения пробки, в сокращении элементной базы крана, в увеличении надежности при эксплуатации крана на скважине.
Решение технической задачи достигается тем, что цилиндрическая пробка соединена с корпусом при помощи шаров, расположенных в совмещенных кольцевых сферических канавках, выполненных на одном конце цилиндрической пробки и в корпусе соответственно, при этом со стороны другого конца пробки корпус снабжен нажимной крышкой, соединяющей корпус с пробкой регулировочным болтом через шары, расположенные между кольцевой поверхностью корпуса, пробкой и нажимной крышкой для облегчения вращения пробки.
На чертеже изображен пробковый кран - общий вид.
Пробковый кран содержит цилиндрическую пробку 1, кольцевые сферические канавки 2, корпус 3, регулировочные втулки с уплотнениями 4, нажимную крышку 5, шары 6, регулировочный болт 7, кольцевую поверхность 8 корпуса 3, манжеты 9, отверстия 10 для установок втулок, эксцентрики 11, рычаги вращения пробки 12, защитное разрезное кольцо 13, пробки 14.
В статическом положении элементы пробкового крана взаимодействуют следующим образом.
Через канал под цилиндрическую пробку 1 регулировочные втулки с уплотнениями 4 вставляются в корпус 3, фиксируются эксцентриками 11 в заданном положении через отверстия 10 и разводятся эксцентриками для обеспечения прохождения цилиндрической пробки в канал корпуса.
В канал корпуса вставляются цилиндрическая пробка 1 с манжетами 9 до совмещения кольцевых сферических канавок 2 корпуса и пробки.
Через боковые отверстия в корпусе 3 засыпаются шары 6 в совмещенные сферические канавки 2 корпуса и пробки.
Шары 6 от выпадения фиксируются пробками 14 защитным разрезным кольцом 13.
Нажимная крышка 5 для взаимодействия с корпусом 3 и с цилиндрической пробкой через шары и кольцевую поверхность 8 корпуса соединяется с пробкой регулировочным болтом 7.
Для обеспечения взаимодействия шаров 6 с цилиндрической пробкой 1 и корпусом 3 по кольцевым поверхностям и обеспечения равномерного уплотнения манжетами 9 по окружности соединения корпус-пробка регулировочный болт 7 ввинчивается в цилиндрическую пробку 1 и фиксируется (на чертеже не показано).
При этом нажимная крышка 5 через шары 6 обеспечивает осевое смещение пробки 1 относительно корпуса 3 через кольцевые сферические канавки 2 корпуса и пробки, тем самым обеспечивается взаимодействие соединения корпус-пробка через шары 6 при одновременном обеспечении равномерного уплотнения соединения по окружности манжетами 9.
Эксцентриком 11 через отверстия 10 регулировочные втулки с уплотнениями 4 поджимаются к уплотняемым поверхностям цилиндрической пробки 1.
В процессе эксплуатации при высокой разнице давлений (до 21 МПа и более) на входе и выходе пробкового крана и вызванных этим неуравновешенных нагрузках, действующих на цилиндрическую пробку, обеспечивается надежность герметизации соединения пробка-корпус в целом и легкость вращения цилиндрической пробки в канале корпуса рычагами 12, так как пробка относительно корпуса вращается через шары, воспринимающие силовые нагрузки.
То есть, в процессе эксплуатации исключаются односторонние прижатия пробки к каналу корпуса.
Предложенное новое техническое решение пробкового крана отличается от известных технических решений новизной, и его использование в производстве обеспечивает снижение усилий вращения цилиндрической пробки в канале корпуса, сокращает элементную базу пробкового крана и обеспечивает положительный технико-экономический эффект, так как сокращение элементной базы увеличивает надежность при эксплуатации, обеспечивает уменьшение габаритных размеров и весовых характеристик пробкового крана.
По своему уровню технического решения пробковый кран не имеет аналогов как в Российской Федерации, так и за рубежом, конкурентоспособный и найдет широкое применение в промышленности.
Источники информации
1. Патент Франции FR 2694362 A1, F 16 K 5/04, 1994 г.
2. А.с. N 494554, F 16 K 5/16, 1976 г.
3. Патент США N 3700003, F 16 K 5/10, 1972 г.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПРОБКОВЫЙ КРАН | 2002 |
|
RU2249743C2 |
УНИВЕРСАЛЬНАЯ КОЛОННАЯ ГОЛОВКА ДЛЯ ОБВЯЗКИ ОБСАДНЫХ КОЛОНН НА УСТЬЕ СКВАЖИНЫ | 1999 |
|
RU2173764C2 |
УСТРОЙСТВО ЗАПОРНОЕ | 2009 |
|
RU2454585C2 |
УСТРОЙСТВО ЗАПОРНОЕ | 2010 |
|
RU2447343C2 |
УСТРОЙСТВО УСТЬЕВОГО ОБОРУДОВАНИЯ СКВАЖИН | 1996 |
|
RU2176722C2 |
УСТЬЕВОЙ КОМПЕНСАТОР | 2006 |
|
RU2334145C1 |
УСТРОЙСТВО САЛЬНИКА УСТЬЕВОГО | 2001 |
|
RU2205307C2 |
УСТРОЙСТВО ЗАПОРНОЕ УСТЬЕВОГО ОБОРУДОВАНИЯ | 1996 |
|
RU2168604C2 |
УСТРОЙСТВО ЗАПОРНОЕ | 2003 |
|
RU2261389C2 |
УСТЬЕВОЙ КОМПЕНСАТОР | 2003 |
|
RU2267679C2 |
Изобретение относится к области горного дела, в частности, к нефтегазодобывающей, нефтегазоперерабатывающей промышленности и предназначено для использования в запорных устройствах устьевого оборудования на нефтегазодобывающих скважинах. Пробковый кран содержит корпус с пересекающимися каналами для прохода жидкости и размещения цилиндрической пробки соответственно. Упомянутая пробка управляется выполненным за одно целое с пробкой приводом и соединена с корпусом при помощи шаров. Шары расположены в совмещенных кольцевых сферических канавках. Последние выполнены на одном конце цилиндрической пробки и в корпусе соответственно. Со стороны другого конца пробки корпус снабжен нажимной крышкой. Последняя соединяет корпус с пробкой регулировочным болтом через шары. Последние расположены между кольцевой поверхностью корпуса, пробкой и нажимной крышкой для облегчения вращения пробки. Изобретение позволяет уменьшить усилия вращения пробки и сократить элементную базу крана. 1 ил.
Пробковый кран, содержащий корпус с пересекающими каналами для прохода жидкости и размещения цилиндрической пробки соответственно, управляемой приводом, выполненным за одно целое с пробкой, отличающийся тем, что цилиндрическая пробка соединена с корпусом при помощи шаров, расположенных в совмещенных кольцевых сферических канавках, выполненных на одном конце цилиндрической пробки и в корпусе соответственно, при этом со стороны другого конца пробки корпус снабжен нажимной крышкой, соединяющей корпус с пробкой регулировочным болтом через шары, расположенные между кольцевой поверхностью корпуса, пробкой и нажимной крышкой для облегчения вращения пробки.
СПОСОБ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЯДЕРНОЙ ЭНЕРГИИ (ЭНЕРГИИ РАДИОАКТИВНОГО РАСПАДА И/ИЛИ ДЕЛЕНИЯ АТОМНЫХ ЯДЕР И/ИЛИ ЭНЕРГИИ ТЕРМОЯДЕРНЫХ НЕЙТРОНОВ) В ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ ЭНЕРГИЮ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2018 |
|
RU2694362C1 |
СТЕКЛЯННЫЙ ВАКУУМНЫЙ КРАН | 0 |
|
SU234067A1 |
КОУШ | 1985 |
|
SU1274987A1 |
US 4171711 A, 23.10.1979 | |||
Способ организации рабочего процесса дизельного двигателя | 1987 |
|
SU1562496A1 |
ОПТИЧЕСКИЙ СТРАНИЧНЫЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ФУРЬЕ ДЛЯ ОПТОЭЛЕКТРОННОГО ЗАПОМИНАЮЩЕГО УСТРОЙСТВА | 1985 |
|
SU1258221A1 |
Инструмент сквозной прошивки заготовок | 1978 |
|
SU733836A1 |
Бесколесный шариковый ход для железнодорожных вагонов | 1917 |
|
SU97A1 |
Авторы
Даты
2001-05-27—Публикация
1999-02-01—Подача