ДВИЖИТЕЛЬ СУДНА Российский патент 2001 года по МПК B63H5/14 B63H11/08 B63H11/10 

Описание патента на изобретение RU2169100C1

Изобретение относится к водному транспорту, в частности к движителям судов, и может использоваться в качестве форсажного движителя, средства активного управления, резервного движения и основного средства движения в составе многодвижительной пропульсивной установки.

Известен движитель, содержащий цилиндрический корпус с размещенным внутри него на неподвижном основании рабочим колесом и отклоняющие поток воды перед и после рабочего колеса соответственно входной и выходной патрубки, один из которых выполнен поворотным (С.В. Куликов, М.Ф. Храмкин. "Водометные движители" Л. Судостроение, 1980 г., стр. 36, рисунок 1.30).

При работе известного движителя не обеспечивается восприятие им набегающего потока воды, что снижает его КПД. Кроме того, не обеспечивается закрытие отверстий входного и выходного патрубков, что снижает надежность движителя в сложных условиях плавания, например во льду или на мелководье.

Известен движитель, содержащий цилиндрический корпус с размещенными внутри него на неподвижном основании рабочим колесом, входной и выходной патрубки, выполненные поворотными по крайней мере на 180o, корпус движителя частью поперечного сечения выступает за обводы корпуса судна (а.с. 2081785, 6 В 63 H 5/14, 11/10)- прототип изобретения.

При работе известного движителя не обеспечивается быстрое торможение судна и переход, при необходимости, на движение в обратном направлении, что снижает надежность движителя в сложных условиях плавания, например в узкостях, в условиях сложной ледовой обстановки. Кроме того, расположение движителя на корпусе судна снижает КПД движителя за счет негативного влияния корпуса на набегающий поток.

Предлагаемым изобретением решается задача ускоренного торможения или движения судна в обратном направлении без изменения направления вращения рабочего колеса, а также повышения КПД движителя за счет обеспечения большей равномерности набегающего потока.

Технический результат достигается тем, что в известном движителе позади цилиндрического корпуса установлена поворотная заслонка, закрепленная на валу, который через подшипники закрепляется на пилоне (стабилизаторе), а сам движитель размещен, в районе входного обтекателя пилона (стабилизатора).

На чертеже схематически изображен продольный разрез движителя.

Движитель судна содержит установленный в районе входного обтекателя пилона (стабилизатора) 1 цилиндрический корпус 2 с размещенными внутри него на приводном валу 3 рабочим колесом 4, а также входной 5 и выходной 6 патрубки, сопряженные с корпусом 2 посредством подшипников 7. Патрубки 5, 6, внутренние поверхности которых образуют изогнутые водопроточные каналы, выполнены поворотными по крайней мере на 180o относительно оси 8 и приводов 9, которые могут быть гидравлическими или иными известными. При этом поворот патрубка 6 может производится независимо от поворота патрубка 5.

Приводной вал 3 опирается на подшипник 10, закрепленный на пилоне (стабилизаторе) 1.

Позади цилиндрического корпуса 2 расположена поворотная заслонка 11, закрепленная на валу 12, который через подшипники 13 закреплен на пилоне (стабилизаторе) 1. Поворот заслонки обеспечивается гидравлическим или иными известным устройством.

При работе движителя поток воды всасывается рабочим колесом 4 в водопроточный канал через входной патрубок, например 5, с восприятием скоростного напора внешнего потока, обтекающего пилон (стабилизатор) 1 судна, частью поперечного сечения канала цилиндрического корпуса 2, выступающего за наружные обводы пилона (стабилизатора) судна. Ускоренный рабочим колесом 4 поток выбрасывается через выходной патрубок 6 под минимальным относительно наружной поверхности пилона (стабилизатора) 1 углом, создавая тягу с максимально возможным КПД.

Для осуществления ускоренного торможения судна или движения его в обратном направлении используется, установленная позади цилиндрического корпуса 2, поворотная заслонка 11, которая поварачивается на угол до 90o и отражает поток воды в направлении движения судна, при этом выходной патрубок повернут на 180o, обеспечивая закрытие выходного отверстия. Таким образом, без изменения направления вращения рабочего колеса осуществляется ускоренное торможение судна или движение его в обратном направлении.

Установленный внутри пилона (стабилизатора) движитель занимает минимальный объем, что особенно важно для судов малого водоизмещения, при этом размещение его в районе входного обтекателя пилона (стабилизатора) обеспечивает повышение КПД движителя за счет большей равномерности набегающего потока.

Похожие патенты RU2169100C1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧАСТИЦ ТВЕРДЫХ ВЕЩЕСТВ И ТЕКУЧИХ СРЕД БОЛЕЕ ВЫСОКОЙ ПЛОТНОСТИ ИЗ ТЕКУЧИХ СРЕД БОЛЕЕ НИЗКОЙ ПЛОТНОСТИ 2001
  • Болтунов Е.И.
  • Болтунов И.Е.
RU2198014C1
ДВИЖИТЕЛЬ СУДНА 1994
  • Мамедов Э.М.Д.
  • Акимов В.В.
  • Васильев В.Ф.
  • Ефимов А.В.
  • Зотиков А.И.
  • Масалыгин И.В.
  • Хвостов В.А.
  • Чернов Е.Н.
  • Чурбанов С.В.
RU2081785C1
КОРМОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ 2000
  • Дегтерев М.А.
RU2166456C1
СЕПАРАТОР ДЛЯ ОЧИСТКИ ДИЗЕЛЬНЫХ ТОПЛИВ 2001
  • Болтунов Е.И.
  • Болтунов И.Е.
RU2199367C2
СЕПАРАТОР ДЛЯ ОЧИСТКИ ДИЗЕЛЬНЫХ ТОПЛИВ 2002
  • Болтунов Е.И.
  • Болтунов И.Е.
RU2221624C1
УСТРОЙСТВО ПОДАЧИ ВОЗДУХА ДИЗЕЛЯМ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ 2002
  • Лапин В.В.
RU2211171C1
ПРИВОД СТАБИЛИЗАТОРА НА ТРАНСПОРТНОМ СРЕДСТВЕ 2001
  • Трусов В.Г.
  • Федоров А.И.
  • Нарышкин В.М.
RU2198807C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ХРАНЕНИЯ И СНЯТИЯ С ГЛУБОКОВОДНОГО ОБЪЕКТА АППАРАТУРЫ РЕГИСТРАЦИИ ИНФОРМАЦИИ 2001
  • Ионин В.С.
RU2208539C2
ВОДОМЕТНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВОЙ КОМПЛЕКС 2002
  • Мавлюдов М.А.
  • Пашин В.М.
  • Пустошный А.В.
  • Яковлева О.В.
  • Данилов Е.В.
  • Калистратов Н.Я.
  • Штефан В.В.
RU2205774C1
УСТРОЙСТВО ЛЕДОКОЛА ДЛЯ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 1998
  • Кормилицин Ю.Н.
  • Занд В.Е.
  • Волосов Л.С.
RU2152330C1

Реферат патента 2001 года ДВИЖИТЕЛЬ СУДНА

Изобретение относится к судостроению, в частности к движителям судов, и может использоваться в качестве форсажного движителя, средства активного управления, резервного движения и основного средства движения в составе многодвижительной пропульсивной установки. Движитель судна содержит корпус с размещенными внутри него на приводном валу колесом и отклоняющие поток входной и выходной патрубки, оси поворота которых совпадают. Движитель установлен внутри пилона (стабилизатора) в районе его входного обтекателя и снабжен расположенной позади цилиндрического корпуса поворотной заслонкой. При рабочем положении заслонки входной патрубок открыт, а выходной повернут относительно входного на 180°, обеспечивая закрытие выходного отверстия. Достигается ускоренное торможение или движение судна в обратном направлении без изменения направления вращения рабочего колеса, а также повышение КПД движителя за счет большей равномерности набегающего потока. 1 з.п.ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 169 100 C1

1. Движитель судна, содержащий цилиндрический корпус с размещенными внутри него на приводном валу колесом и отклоняющие поток входной и выходной патрубки, оси поворота которых совпадают, отличающийся тем, что движитель установлен внутри пилона (стабилизатора) в районе его входного обтекателя и снабжен расположенной позади цилиндрического корпуса поворотной заслонкой. 2. Движитель по п.1, отличающийся тем, что при рабочем положении заслонки входной патрубок открыт, а выходной повернут относительно входного на 180o, обеспечивая закрытие выходного отверстия.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2001 года RU2169100C1

ДВИЖИТЕЛЬ СУДНА 1994
  • Мамедов Э.М.Д.
  • Акимов В.В.
  • Васильев В.Ф.
  • Ефимов А.В.
  • Зотиков А.И.
  • Масалыгин И.В.
  • Хвостов В.А.
  • Чернов Е.Н.
  • Чурбанов С.В.
RU2081785C1
С.В.Куликов, М.Ф
Храмкин Водометсные движители
-Л.: Судостроение, 1980, с.36, рис.1.30
US 3823683 A, 16.07.1974
СПОСОБ ДОБЫЧИ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ 1998
  • Саяхов Ф.Л.
  • Ковалева Л.А.
  • Маганов Р.У.
  • Праведников Н.К.
  • Маслянцев Ю.В.
  • Вахитов Г.Г.
  • Саяхов К.Ф.
RU2139415C1

RU 2 169 100 C1

Авторы

Бахтин В.З.

Зотиков А.И.

Кульмис Л.Л.

Суханов С.О.

Терешкевич В.О.

Даты

2001-06-20Публикация

2000-02-07Подача