Изобретение относится к области подводного судостроения, а именно к спасательным подводным аппаратам (СПА), предназначенным для спасения экипажей аварийных подводных лодок (АПЛ) путем стыковки СПА с АПЛ, лежащей на грунте, приема в спасательный отсек СПА подводников и доставки их на надводное судно-носитель (СН) или ПЛ - носитель СПА.
Известны многие СПА данного назначения как отечественные (например, "Спасательно-рабочий подводный аппарат" по патенту N 2082646), так и зарубежные СПА (США, Италия, Франция, Швеция, Канада, Великобритания, Япония, КНР), базирующиеся на спасательных судах и подводных лодках (журнал "Судостроение за рубежом", N 3, 1987 г., стр. 5-15).
Как показывает мировой опыт аварий, в отсеках аварийных ПЛ, как правило, возникает повышенное давление воздуха (из-за поступления воды внутрь корпуса, протечек из системы сжатого воздуха, создания экипажем повышенного давления в отсеках ПЛ для уменьшения поступления воды внутрь ПЛ через неплотности арматуры и т.д.)
Для возможности спасения экипажей ПЛ, находящихся в аварийной ПЛ под давлением, в конструкции СПА предусматривается возможность создания такого же давления воздуха в стыковочной (переходной) шахте и спасательном отсеке СПА. Обычно это давление составляет от 0,3 МПа до 0,6 МПа.
Недостатком всех известных СПА является то, что для обеспечения выживаемости спасаемых подводников, находящихся под давлением в аварийной ПЛ, суда-носители, на которых базируются СПА, должны иметь декомпрессионные камеры, в которые переводятся спасенные подводники из СПА для прохождения декомпрессии.
Установленный на судне-носителе декомпрессионный комплекс значительно повышает водоизмещение и стоимость судна. Известно также, что в странах НАТО для базирования СПА предусматривается использовать боевые атомные ПЛ, оборудованные соответствующими системами и устройствами (для использования и крепления СПА). Подобные разработки ведутся и в России.
Использование боевых ПЛ в качестве носителей СПА значительно расширяет возможности проведения спасательных работ, делая их не зависящими от гидрометеорологических условий и обеспечивающих проведение спасательных работ подо льдом.
Дооборудование же ПЛ декомпрессионными комплексами очень дорого и без ухудшения технических и боевых качеств ПЛ практически невозможно.
Целью предлагаемого изобретения является создание конструкции спасательного аппарата, обеспечивающего проведение декомпрессии спасенных подводников непосредственно в самом аппарате с помощью системы поточной вентиляции с подачей вентиляционного воздуха с судна или ПЛ-носителя и отводом его в атмосферу или внутрь ПЛ-носителя (при проведении декомпрессии подводников в подводном положении ПЛ-носителя).
Предложенный СПА для спасения экипажей затонувших аварийных подводных лодок имеет отсек управления для размещения экипажа аппарата и спасательный отсек для размещения спасаемых подводников, оборудован стыковочной шахтой с переходным люком для стыковки с комингс-площадкой аварийной подводной лодки.
При этом в спасательном отсеке и стыковочной (переходной) шахте создается давление, равное давлению воздуха в отсеке-убежище аварийной подводной лодки, из которой производится спасение экипажа.
В отличие от известных аналогов предлагаемый СПА оборудован системой поточной вентиляции спасательного отсека, состоящей из трубопровода подачи вентиляционного воздуха в спасательный отсек от внешних источников, и трубопровода сброса вентиляционного воздуха из спасательного отсека, имеющего на выходном конце запорный клапан, а на участке трубы перед запорным клапаном в стенке трубы выполнен ряд калиброванных отверстий с запорными устройствами (например, резьбовыми заглушками).
В спасательном подводном аппарате количество и диаметр калиброванных отверстий в стенке выходного конца трубопровода сброса вентиляционного воздуха системы поточной вентиляции определяется расчетно-экспериментальным путем, исходя из допустимой величины парциального давления диокиси углерода, необходимого для организма человека, и для поддержания постоянного давления в атмосфере спасательного отсека.
Схема предлагаемого СПА представлена на чертеже.
Спасательный подводный аппарат 1 имеет отсек управления 2, спасательный отсек 3, переходную шахту 4. СПА оборудован системой поточной вентиляции, состоящей из трубопровода 5 подачи вентиляционного воздуха в спасательный отсек с глушителем 6, трубопровода 7 сброса вентиляционного воздуха из спасательного отсека с калиброванными отверстиями 8 (открытие) и 9 (закрытие) и запорным клапаном 10.
Технология использования СПА для проведения в нем декомпрессии спасаемых подводников заключается в следующем:
- после установки СПА на судно-носитель по трубопроводу 5 от судна-носителя начинают подавать чистый сжатый воздух под давлением, соответствующим давлению в спасательном отсеке 3;
- одновременно по трубопроводу 7 с открытыми (одним или несколькими) калиброванными отверстиями 8 воздух из спасательного отсека 3 отводится в отсек управления 2 и далее через открытый люк в атмосферу;
- клапан 10 при этом закрыт, а объемные расходы воздуха при истечении по трубам 5 и 7 равны между собой - тем самым обеспечивается поддержание постоянного давления в спасательном отсеке 3 с одновременной очисткой атмосферы от диокиси углерода и других вредных примесей;
- для снижения давления в спасательном отсеке при переходе на очередную ступень декомпрессии открывается клапан 10, тем самым увеличивается расход воздуха через трубу 7 и снижается давление в спасательном отсеке до установленного на следующей ступени декомпрессии.
При открывании или закрывании соответствующих калиброванных отверстий 8 и 9 производится выравнивание объемных расходов воздуха при истечении через трубопроводы 5 и 7 и проводится декомпрессия спасаемых подводников на очередной ступени. Операция повторяется до окончания декомпрессии подводников и вывода их из отсека для спасаемых на судно (ПЛ)-носитель.
При базировании СПА на ПЛ-носителе подача вентиляционного воздуха производится с ПЛ, а сброс его - в атмосферу (при нахождении ПЛ в надводном положении) или непосредственно в ПЛ (при нахождении ПЛ в подводном положении). Снятие избыточного давления воздуха производится штатными компрессорами лодки в штатные баллоны воздуха высокого давления.
Схема спасательного аппарата, предназначенного для базирования на ПЛ-носителе, с системой поточной вентиляции принципиально не отличается от схемы аппарата, приведенной на чертеже.
Таким образом, предлагаемый спасательный аппарат позволяет проводить декомпрессию спасенных подводников непосредственно в самом аппарате с помощью системы поточной вентиляции с подачей вентиляционного воздуха с судна или ПЛ-носителя и отводом его в атмосферу или внутрь ПЛ-носителя (при проведении декомпрессии подводников в подводном положении ПЛ-носителя).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПАСАТЕЛЬНЫЙ ПОДВОДНЫЙ АППАРАТ | 2021 |
|
RU2779404C1 |
СЪЕМНОЕ ДЕКОМПРЕССИОННОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА | 1999 |
|
RU2173282C2 |
СПАСАТЕЛЬНЫЙ ПОДВОДНЫЙ АППАРАТ | 2017 |
|
RU2682146C1 |
Водолазно-спасательный глубоководный аппарат | 2020 |
|
RU2764140C1 |
КАМЕРА СПАСАТЕЛЬНАЯ ВСПЛЫВАЮЩАЯ | 2004 |
|
RU2280586C2 |
КАМЕРА СПАСАТЕЛЬНАЯ ВСПЛЫВАЮЩАЯ | 2012 |
|
RU2528072C2 |
ПОДВОДНЫЙ СПАСАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС | 2008 |
|
RU2360828C1 |
СПОСОБ СПАСЕНИЯ ЭКИПАЖА АВАРИЙНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ, ЛЕЖАЩЕЙ НА ГРУНТЕ | 2002 |
|
RU2274583C2 |
СПАСАТЕЛЬНЫЙ ПОДВОДНЫЙ АППАРАТ | 2007 |
|
RU2334650C1 |
КАМЕРА СПАСАТЕЛЬНАЯ ВСПЛЫВАЮЩАЯ | 2011 |
|
RU2479463C1 |
Изобретение относится к подводному судостроению, в частности к спасательным подводным аппаратам, предназначенным для спасения экипажей аварийных подводных лодок. Спасательный подводный аппарат имеет отсек управления для размещения экипажа аппарата и спасательный отсек для размещения спасаемых подводников. Он оборудован стыковочной шахтой с переходным люком для стыковки с комингс-площадкой аварийной подводной лодки. Аппарат оборудован системой проточной вентиляции спасательного отсека, состоящей из трубопровода подачи вентиляционного воздуха в спасательный отсек от внешних источников и трубопровода сброса вентиляционного воздуха из спасательного отсека. Последний имеет на выходном конце запорный клапан. На участке трубы перед запорным клапаном в стенке трубы выполнен ряд калиброванных отверстий с запорными устройствами. При реализации изобретения достигается обеспечение проведения декомпрессии спасаемых подводников непосредственно в самом спасательном аппарате. 1 ил.
Спасательный подводный аппарат для спасения экипажей затонувших аварийных подводных лодок, имеющий отсек управления для размещения экипажа аппарата и спасательный отсек для размещения спасаемых подводников, оборудованный стыковочной шахтой с переходным люком для стыковки с комингс-площадкой аварийной подводной лодки, при этом в спасательном отсеке и переходной шахте может создаваться повышенное воздушное давление, равное воздушному давлению в отсеке-убежище аварийной подводной лодки, из которой производится спасение экипажа подводной лодки, отличающийся тем, что спасательный подводный аппарат оборудован системой поточной вентиляции спасательного отсека, состоящей из трубопровода подачи вентиляционного воздуха в спасательный отсек от внешних источников и трубопровода сброса вентиляционного воздуха из спасательного отсека, имеющего на выходном конце запорный клапан, а на участке трубы перед запорным клапаном в стенке трубы выполнен ряд калиброванных отверстий с запорными устройствами, например резьбовыми заглушками.
СПАСАТЕЛЬНО-РАБОЧИЙ ПОДВОДНЫЙ АППАРАТ | 1992 |
|
RU2082646C1 |
НОЖ ОТВАЛА ГРЕЙДЕРА | 2007 |
|
RU2379428C2 |
Судостроение за рубежом, №8, 1989, с.29, 30. |
Авторы
Даты
2001-07-10—Публикация
1999-08-09—Подача