Изобретение относится к трубопроводному транспорту нефтепродуктов и газа и касается восстановления служебных характеристик трубопроводов.
В процессе эксплуатации трубы нефте- и газопроводов подвергаются коррозии. В результате на внутренней и наружной поверхностях труб образуются раковины, а стенка труб утоньшается. Это приводит к авариям - разрывам нефте- и газопроводов, так как рабочее давление в трубах, обеспечивающее транспорт в них нефти и газа, создает уже напряжение в стенках труб, превышающее их прочность. Происходит естественная усталость металла труб. Сроки эксплуатации трубопроводов достигают предельных, возраст многих магистральных нефтепроводов превышает 30 лет.
Последствия таких аварий приводят не только к потерям нефти и газа, но и при разрушении труб на большой их протяженности к отравлению прилегающих участков земли и водоемов, выгоранию растительности [1].
Устранение последствий аварий и восстановление разрушенного участка трубопровода и прилегающих к нему площадей и водоемов требует больших затрат, а потери являются невосполнимыми ([1], [2], стр. 28).
Необходимо обеспечение надежности трубопроводов путем проведения капитального ремонта с заменой труб, что связано с большим объемом земляных работ, определяемых способом капитального ремонта.
Известен способ предотвращения аварий на нефте- и газопроводах, заключающийся в том, что производят капитальный ремонт участка трубопровода, находящегося в предаварийном состоянии. Согласно этому способу траншею, в которой находится трубопровод, раскапывают, поврежденный участок трубопровода извлекают, на его место в траншею укладывают новую трубу, соединяют ее с трубопроводом, траншею закапывают и восстанавливают прилегающий участок территории ([4] , стр. 107, [5] стр. 257, 258). Такой способ является весьма трудоемким и обходится дороже, чем строительство нового участка трубопровода, так как, кроме работ, связанных с укладкой новой трубы, включает ряд дополнительных работ по извлечению изношенной части трубопровода.
Земляные работы при этом составляют не менее 30% от стоимости всех работ по строительству трубопровода.
Известны рассмотренные в качестве прототипа способ и устройство, включающие укладку новой трубы внутри изношенной части трубопровода. Новый трубопровод заглушают с переднего и заднего концов, соединяют тягой с транспортирующим устройством и вводят в старый трубопровод [6].
"Тягой" в рассматриваемом способе и устройстве может использоваться трос, при этом транспортирующее устройство - трактор или лебедку располагают за пределами изношенной части трубы.
При большой длине трубопровода увеличивается тяговое усилие, что требует трос большого диаметра. Это вызывает трудности в работе с таким тросом ([5], стр. 257, 258).
В случае короткой "тяги" возможно использование для перемещения укладываемой новой трубы самодвижущийся аппарат, размещенный внутри старой трубы [6]. Недостатком здесь является невозможность создать большое тяговое усилие при большой длине укладываемой трубы. Это определяется тем, что сцепление самодвижущегося аппарата с внутренней стенкой изношенной трубы ограничено. Сила же сцепления определяет тяговое усилие, а следовательно, ограничена и длина укладываемой трубы.
Задача изобретения - проведение капитального ремонта нефтегазопроводов путем транспортировки и укладки новой трубы внутри изношенной трубы при минимальных земляных работах и увеличении длины укладываемой трубы.
Достигается это с помощью способа и устройства для его реализации.
На фиг. 1 изображено устройство транспортирования и установки нефтегазопроводной трубы;
на фиг. 2 приведена схема действующих сил на устанавливаемую трубу.
Устройство (фиг. 1) содержит заглушки 1 и 3, размещенные на концах устанавливаемой трубы 2, фланец-направляющую 10, транспортирующее средство 4 (трактор, автомобиль), упор 11.
При установке новой трубы используется опора 5 и трубоукладчик 6.
Способ установки новой трубы внутри изношенной трубы осуществляется следующим образом.
На трассе изношенной трубы 8 (фиг. 1), в ее начале и конце раскапывают два котлована рабочий (задний) и приемный (передний) по ходу укладываемой трубы 2. Участки изношенной трубы 8, расположенные в котлованах, удаляют.
Устанавливаемую трубу 2, подготавливают к укладке: герметизируют, закрывая передний ее конец неподвижной относительно нее заглушкой 3, задний конец трубы 2 закрывают подвижной относительно устанавливаемой трубы заглушкой 1 и упирают через упор 11 заглушку в транспортирующее средство 4. Передний конец укладываемой трубы 2 располагают на опоре 5 и поддерживают трубоукладчиком 6, транспортирующим средством 4 и упором 11 перемещают подвижную заглушку 1 и устанавливают ее так, чтобы она не упиралась в фланец-направляющую 10.
Затем трубу 2 заполняют под давлением воздухом, освобождают ее от трубоукладчика 6, давление в трубе 2 поднимают до момента начала ее перемещения в изношенную трубу 8, одновременно приводят в движение подвижную заглушку 1 при помощи транспортирующего средства 4 и упора 11.
Так как при приведении укладываемой трубы из состояния покоя в состояние движения необходимо большее усилие, чем усилие для поддержания постоянной скорости ее движения, то по достижении необходимой скорости движения трубы давление воздуха в ней снижают до величины, определяющей постоянную скорость движения укладываемой трубы. Перемещают трубу 2 до выхода ее переднего конца в приемный котлован, при этом задний конец ее при помощи трубоукладчика 6 располагают в рабочем котловане на столе 5. Заглушки 1 и 3 удаляют и соединяют через переходники задний и передний концы уложенной трубы 2 с соответствующими концами работоспособных труб 7 и 9, убирают из котлованов опору 5 и котлованы закапывают.
Следовательно, для перемещения укладываемой трубы нет необходимости в создании в ней осевых растягивающих напряжений для сохранения устойчивости путем нагнетания сжатого воздуха в герметизированную укладываемую трубу.
Движущей силой, перемещающей трубу, будет сила давления воздуха (газа) на заглушку переднего конца трубы. Устанавливаемая труба будет растянута этой силой и силами сопротивления (трения). Это дает возможность не опасаться потери продольной устойчивости устанавливаемой трубы и принять весьма большую ее длину, что делает предлагаемый способ весьма экономичным, так как длина раскапываемых котлованов мала по сравнению с длиной старой трубы, которую не раскапывают.
Таким образом, исключаются земляные работы на участке трассы нефтегазопровода, в котором расположена новая труба.
Длину укладываемой трубы определяют условиями взаимодействия внутренних и внешних сил, приложенных к устанавливаемой трубе.
На фиг. 2 показаны силы, действующие на устанавливаемую трубу 2, на заглушки 1 и 3, упор 11 и на транспортирующее средство 4.
Давление воздуха p внутри укладываемой трубы создает силы Q = p • Sn, действующие на переднюю заглушку 3 и заднюю подвижную заглушку 1. Здесь Sn - площади внутренних поверхностей передней и задней заглушек.
где D - наружный диаметр устанавливаемой трубы; δ - толщина стенки трубы
Сила Q, действующая на подвижную заглушку 1, воспринимается упором 11 и транспортирующим средством 4, которое удерживает заглушку 1 от перемещения в сторону действующей на нее силы Q. На перемещаемую трубу будет действовать и внешняя сила сопротивления трения между наружной ее поверхностью и внутренней поверхностью старой трубы. Величина этой силы, действующей на единицу длины трубы q = G1 • fпр, где G1 - вес единицы длины трубы, a fпр - приведенный коэффициент трения между наружной поверхностью перемещаемой трубы и внутренней поверхностью старой трубы.
Литература
1. А. Шинкин. В эту трубу можем вылететь все. Российская газета, 27.02.1997 г.
2. Ю. Рубин. Королевская фишка. Журнал "Рынок ценных бумаг" N 20 (107). 1997 г., стр. 28.
3. Трубопроводный транспорт нефти. Специальный выпуск Изд-во ТрансПресс. 1997 г., стр. 29, 36, 67, 73, 107.
4. Г. Ф. Егерман и др. Ремонт магистральных газопроводов. М.: Недра, 1973, стр. 107.
5. П.П. Бородавкин и др. Сооружение магистральных газонефтепроводов. М.: Недра, 1987, стр. 257, 258.
6. EP 0149528 A1, 24.07.1985, E 21 B 7/26; стр. 1-5.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ ТРУБЫ | 2001 |
|
RU2197669C2 |
СПОСОБ РЕМОНТА ТРУБОПРОВОДОВ | 2001 |
|
RU2203445C2 |
СПОСОБ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ТРУБЫ | 2000 |
|
RU2191944C2 |
СПОСОБ УСТАНОВКИ ТРУБЫ | 2001 |
|
RU2195598C2 |
СПОСОБ ИЗВЛЕЧЕНИЯ НЕФТЕГАЗОПРОВОДНОЙ ТРУБЫ | 2003 |
|
RU2276754C2 |
СПОСОБ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ДЛИННОЙ ТРУБЫ | 2003 |
|
RU2253065C2 |
СПОСОБ УСТАНОВКИ ДЛИННОЙ ТРУБЫ | 2003 |
|
RU2244193C1 |
ТРАНСПОРТИРУЮЩЕЕ СРЕДСТВО | 2000 |
|
RU2182048C1 |
СПОСОБ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА НЕФТЕ- И ГАЗОПРОВОДНЫХ ТРУБ | 2001 |
|
RU2215225C2 |
СПОСОБ РАЗМЕЩЕНИЯ ТРУБЫ НА ИЗНОШЕННОМ УЧАСТКЕ ТРУБОПРОВОДА ПРИ ЕГО ПОДЗЕМНОЙ ПРОКЛАДКЕ | 2011 |
|
RU2472054C1 |
Изобретение относится к строительству и используется при проведении капитального ремонта без раскапывания и замены труб, находящихся в предаварийном состоянии. Устанавливаемую трубу герметизируют передней неподвижной и задней подвижной заглушками. В трубу закачивают под давлением газ (воздух) и вводят новую трубу в изношенную трубу воздействием упора транспортного средства на подвижную заднюю заглушку. Предлагаемое устройство упрощает введение работ и снижает тяговое усилие. 2 с.п. ф-лы, 2 ил.
Способ выработки трикотажного плюша на двух и более системной кругловязальной машине с язычковыми иглами | 1961 |
|
SU149528A1 |
Способ укладки трубопровода на дно водоема | 1974 |
|
SU531958A1 |
Способ прокладки подводного трубопровода типа труба в трубе | 1983 |
|
SU1093862A1 |
DE 3733463 С1, 30.03.1989. |
Авторы
Даты
2001-07-27—Публикация
1999-05-05—Подача