Изобретение относится к электротехнике, в частности к кабельной технике, и может быть применено как способ связи между движущимися частями автотранспортных комплексов - в автопоездах, трейлерах и т.п.
Известны гибкие кабели, которые содержат скрученные жгуты из изолированных токопроводящих проводов, на которые наложены оплетки из хлопчатобумажных лент и неметаллических нитей (пат. Великобритании N 1048306, кл. H 01 B 7/04).
Недостатком таких кабелей является низкая механическая прочность в условиях вибрации, которая имеет место во время движения автотранспортного средства. При этом разрушается и изоляционный слой проводов, что приводит к их оголению и короткому замыканию.
Наиболее близким по функциональному назначению и конструктивному исполнению является спиральный кабель, описанный в ТУ 16-705.429-86 "Кабель управления спиральный, технические условия". Согласно ТУ спиральный кабель содержит изолированные токопроводящие провода, которые скручены в единый жгут вокруг сердечника. Жгут размещен в гибкой оболочке и спиральный кабель с обеих концов имеет прямолинейные участки.
Основным недостатком конструктивного исполнения известного кабеля является низкая механическая прочность его элементов, особенно изоляционного слоя токопроводящих проводов в условиях комбинированного воздействия вибрации и сложных деформаций (изгиб-скручивание-растяжение). В месте изгиба такого кабеля его провода деформируются неодинаково: провода на вершине петли растягиваются, а в нижней части, наоборот, сжимаются. В этом случае скрутка и фиксация их в жгут только увеличивает вероятность разрушения, в частности, изоляционного слоя за счет постоянного трения их друг об друга (под действием вибрации) и сжатия нитью, которая фиксирует скрутку жгута.
В основу изобретения поставлена задача в спиральном кабеле управления движущихся одна относительно другой частей транспортных средств путем свободного размещения в гибкой оболочке электроизолированных токопроводящих жил и нанесения на их поверхность твердой смазки обеспечить резкое уменьшение трения между его элементами и повысить изоляционные свойства проводов в условиях вибрации.
Для решения этой задачи в спиральном кабеле управления движущихся одна относительно другой частей транспортных средств, который содержит расположенные в гибкой оболочке электроизолированные токопроводящие жилы и имеет спиральный участок в средней части и прямоугольные участки на концах, токопроводящие жилы располагаются в оболочке с возможностью передвижения одна относительно другой, причем на поверхность жил нанесена смазка. Смазка при этом является твердой и выбрана отдельно или в смеси из группы, которая включает гексагональный нитрид бора и тальк. Оптимальное количество смазки (в граммах) на один метр кабеля находится в пределах от 10 до 100, отношение нитрида бора к тальку составляет (по массе) 10:1. Кроме того, на концах прямолинейных участков кабеля гибкая оболочка выполнена с буртиком, который взаимодействует с буртиком дополнительно наложенной на гибкую оболочку втулки, расположенной в приконцевой зоне гибкой оболочки.
Кроме указанного технического результата - резкого уменьшения трения между токопроводящими жилами и между жилами и оболочкой, изобретение обеспечивает достижение еще одного технического результата - увеличение электроизоляционных свойств изоляционного слоя каждой жилы и всего кабеля в целом.
Причинно-следственная связь между совокупностью признаков изобретения и результатом состоит в следующем.
1. В гибкой оболочке токопроводящие жилы расположены свободно, с возможностью передвижения одна относительно другой. Поэтому при растягивании спирального кабеля жилы, благодаря возможности передвижения одна относительно другой, занимают во внутреннем пространстве оболочки, в частности в зоне вершины петли, положения с наибольшим из возможных радиусов изгиба. Такому положению способствует наличие на поверхности жилы твердой смазки, которая существенно уменьшает коэффициент трения между жилами и внутренней поверхностью гибкой оболочки. А уменьшение коэффициента трения между жилами и между жилами и внутренней поверхностью гибкой оболочки значительно уменьшает вероятность разрушения электроизоляционного слоя токопроводящих жил.
2. Гексагональный нитрид бора, как и тальк, является известной смазкой. Его кристаллическая структура обуславливает легкость скольжения одного слоя вещества относительно другого. Поэтому во время работы кабеля, когда на него действует вибрация и сам он подвергается растяжению и сдавливанию, порошкообразный нитрид бора (основная форма существования) постоянно "намазывается" на поверхность изоляционного материала жилы, покрывая его сплошным слоем.
Кроме того, гексагональная модификация нитрида бора имеет очень высокие электрические свойства - удельное электрическое сопротивление его составляет 1,7 • 1019 мкОм • см - значительно выше, чем материала изоляции токопроводящей жилы - полиэтилена высокой плотности (1012 мкОм • см). Поэтому введение нитрида бора на поверхность жилы вызывает одновременно двойной эффект - эффект смазки между жилами и эффект значительного повышения электроизоляционных свойств.
3. Признаки по п.п. 3 и 4 являются производными от признаков предыдущих пунктов и характеризуют преимущественные варианты изобретения.
4. Признаки п. 5 находятся в причинной связи с отличительными признаками п. 1: свободное размещение в оболочке токопроводящих жил обуславливает необходимость фиксации самой гибкой оболочки между соединительными электрическими приборами (вилками) на концах прямолинейных участков кабеля. Такая фиксация происходит благодаря буртику на конце оболочки, который взаимодействует с буртиком втулки, через которую пропущена концевая часть оболочки.
Заявляемое изобретение характеризуется еще одной технической особенностью - благодаря размещению жил в оболочке без сердечника и фиксирующих навивку нитей и пленок количество токопроводящих жил при неизменных размерах диаметра оболочки и жил увеличивается. А это увеличивает коммутационные особенности всего кабеля.
Заявляемое изобретение объясняется иллюстрациями, где на фиг. 1 показана схема типового использования изобретения, на фиг. 2 - поперечное сечение кабеля, на фиг. 3 - вариант соединения кабеля с муфтой вилки. На фиг. 1: поз. 2 - гибкая оболочка, 3 - электроизоляционный слой на медном проводе 4, 5 - частицы твердой смазки, на фиг. 3: поз. 6 - буртик на конце гибкой оболочки 2, 7 - зажимное устройство, 8 - втулка, 9 - буртик втулки.
Заявляемый спиральный кабель 1 изготавливают путем натягивания гибкой оболочки 2 на жгут токопроводящих жил 3, на поверхность которых нанесена смазка в виде порошка 5. Буртик 6 на конце оболочки формируют перед ее одеванием на жгут путем локального нагрева термопластичного (полиамид) материала, из которого изготовлена оболочка 2. Втулку 8 с сформированным буртиком 9 одевают на оболочку 2 перед образованием на ее конце буртика 6.
Спиральный кабель согласно изобретению подключают к розеткам (не показаны), на которые подается сигнал управления, например холодильными установками, расположенными в буфере (фиг. 1). Во время движения автопоезда на спиральный кабель 1 действует вибрация с переменной частотой и амплитудой. Кроме того, на поворотах кабель то растягивается, то сжимается. Зажимом 7 концы токопроводящих жил 4 с изоляционным слоем 3, гибкой оболочки 2 фиксируются в муфте 10, которая встроена в металлический корпус (на иллюстрациях не показан) вилки или другого электросоединительного прибора. При зажиме конца кабеля втулка 8 релаксирует напряжение зажима и при изгибах кабеля увеличивает радиус изгиба, что уменьшает вероятность разрушения оболочки в зоне изгиба.
Для определения влияния качественного и количественного состава смазки на механические и электрические свойства кабеля были проведены испытания как прототипа, так и заявляемого изобретения. Испытания проводились согласно требованиям ТУ 16-105.429-86.
Результаты испытаний сведены в табл. 1.
Для определения влияния на свойства кабеля одновременно вибрации и растяжения-сжатия за основу метода испытаний был взят ГОСТ 20.57.406-81 (метод 103-1.1). Кабель на вибростол устанавливался в сжатом положении (витки параллельно поверхности стола). Растяжение-сжатие производилось с помощью расположенного над вибростолом устройства. Растяжение во всех случаях составляло 300% от длины сложенного кабеля.
Количество циклов растяжения-сжатия составляло 2 • 106. Частоту синусоидальной вибрации изменяли в диапазоне от 10 до 2000 Гц. Амплитуда колебаний - 1 мм. Час испытаний составлял 6 часов. В табл. 2 приведены результаты испытаний.
Как показывают результаты исследований, совместному воздействию вибрации, растяжению-сжатию, изгибам наиболее эффективно противостоит конструкция кабеля, во внешней оболочке которого токопроводящие жилы расположены с возможностью передвижения одна относительно другой. В этом случае имеет место максимальная релаксация деформации от воздействия вибрации, так и сжатию и растяжению кабеля во время движения автотранспортного средства.
Таким образом, проведенное испытание подтверждает высокие эксплуатационные свойства заявляемого кабеля. А испытания, результаты которых приведены в табл. 2, отображают практически естественные условия.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Гибкий электрический кабель | 1989 |
|
SU1705881A1 |
ТЕРМОСТОЙКИЙ ПРОВОД ИЛИ КАБЕЛЬ С ВЫСОКИМИ РАБОЧИМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ | 2009 |
|
RU2530779C2 |
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ ОТХОДОВ, СОДЕРЖАЩИХ ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА, ТЯЖЕЛЫЕ МЕТАЛЛЫ И ИХ ОКИСЛЫ, И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1995 |
|
RU2087559C1 |
КАБЕЛЬНЫЙ ВВОД, УПЛОТНИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ КАБЕЛЬНОГО ВВОДА И КОМПРЕССИОННЫЙ БЛОК КАБЕЛЬНОГО ВВОДА | 2014 |
|
RU2551891C1 |
СПИРАЛЬНАЯ УПРУГАЯ ОБОЛОЧКА ПОДВИЖНОЙ ЧАСТИ ЖГУТА | 2023 |
|
RU2812882C1 |
СВЕРХПРОВОДЯЩИЙ КАБЕЛЬНЫЙ ПРОВОД (ВАРИАНТЫ) | 1994 |
|
RU2099806C1 |
СПОСОБ ГЕРМЕТИЧНОГО ВВОДА ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ПРОВОДНИКОВ ЧЕРЕЗ ЗАЩИТНУЮ ОБОЛОЧКУ | 2014 |
|
RU2579155C1 |
КАБЕЛЬНЫЙ ВВОД И УПЛОТНИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ КАБЕЛЬНОГО ВВОДА | 2017 |
|
RU2671848C1 |
ЛЕГКОСНИМАЕМАЯ РУКАВНАЯ КОЛБАСНО-СОСИСОЧНАЯ ОБОЛОЧКА | 1998 |
|
RU2131670C1 |
ЭЛЕКТРОДНОЕ УСТРОЙСТВО | 2002 |
|
RU2219972C1 |
Изобретение относится к электротехнике, в частности к кабельной технике, и может быть использовано как средство связи между движущимися частями автотранспортных комплексов, таких, как автопоезда, трейлеры и т.п. В гибкой оболочке токопроводящие жилы расположены с возможностью передвижения одна относительно другой, а на поверхность жил нанесена смазка. Такая смазка является твердой и выбрана из группы, которая включает гексагональный нитрид бора и тальк. При этом количество смазки на один метр кабеля 10 - 100 г, а отношение (по массе) нитрида бора к тальку 10 : 1. На концах прямолинейных участков кабеля оболочка выполнена с буртиком, который взаимодействует с буртиком дополнительно наложенной на гибкую оболочку втулки, расположенной в приконцевой зоне гибкой оболочки. Техническим результатом изобретения является резкое уменьшение трения между жилами и повышение изоляционных свойств проводов в условиях вибрации. 6 з.п.ф-лы, 2 табл., 3 ил.
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДВОДА ТОКА К ПОДВИЖНОЙ КАРЕТКЕ | 0 |
|
SU359701A1 |
Гибкий электрический кабель | 1989 |
|
SU1705881A1 |
СУДОВОЙ АВАРИЙНЫЙ КАБЕЛЬ | 1990 |
|
RU2080672C1 |
US 4816617 A, 28.03.1989 | |||
Устройство для отбраковки немерных отходов | 1982 |
|
SU1060287A1 |
Авторы
Даты
2001-08-20—Публикация
1999-12-08—Подача