БЕЗОПАСНЫЙ КУЗОВ АВТОБУСА Российский патент 2001 года по МПК B60R19/42 

Описание патента на изобретение RU2172686C2

Изобретение относится к устройствам пассивной безопасности автобусов.

Известны различные устройства для повышения пассивной безопасности автобусов (например, пат. DE 19513873 А1). Они достаточно сложны и дороги. Встроенные в каркас боковые брусья безопасности малоэффективны из-за большой длины и малых допускаемых размеров сечения (большие размеры сечений приведут к уменьшению внутренней ширины кузова, что нежелательно). Также нет эффективной защиты от фронтального и кософронтального ударов, особенно если удар приходится выше уровня несущего пола кузова. При опрокидывании возможно складывание крыши из-за малой жесткости стоек (также связанной с ограничениями по размерам их сечения).

Целью изобретения является повышение пассивной безопасности автобуса при столкновении и опрокидывании. В предлагаемой конструкции боковой брус безопасности выполнен в виде тонкостенного профиля, имеет большую ширину и поэтому при малой массе эффективно работает на изгиб, защищая при боковом ударе. При фронтальном или кософронтальном ударе этот брус поглощает энергию удара, одновременно перераспределяя ее на всю площадь боковой стенки. В результате деформация передней части автобуса будет меньше, что снижает тяжесть травм водителя и передних пассажиров. Выдающийся в салон брус используется в качестве подлокотника и поэтому не снижает эффективную ширину салона. Для предотвращения складывания крыши при опрокидывании автобус имеет подвижные подкосы, которые в эксплуатации прижаты к стойкам, а при угрозе опрокидывания поворачиваются в поперечной плоскости и фиксируются, образуя с верхней полкой бруса и стойкой жесткий треугольник. При этом прочность и жесткость такой системы будет в несколько раз выше, чем одной стойки.

На фиг. 1 показано сечение кузова автобуса при нормальной эксплуатации, на фиг. 2 - то же, при угрозе опрокидывания, на фиг. 3 - схема деформации при фронтальном ударе обычного автобуса, на фиг. 4 - то же, для автобуса с предлагаемыми брусьями безопасности.

Работает устройство следующим образом. В исходном положении подкосы 2 прижаты к оконным стойкам 3 и частично спрятаны в них. При угрозе опрокидывания и получения сигнала с соответствующего датчика срабатывает пиропатрон в пневмоцилиндре 1, который своим штоком поворачивает подкос относительно его верхнего конца. При этом нижний конец перемещается в поперечной прорези бруса безопасности 5 и входит в фиксатор 4, образуя жесткий треугольник. Возможно использование одного пиропатрона для поворота всех стоек борта, для этого нужно соединить их нижние концы или закрепить на одной оси. Внутренняя полость бруса может использоваться для прокладки коммуникаций или как воздуховод системы отопления и вентиляции.

Похожие патенты RU2172686C2

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРОЧНОСТИ КУЗОВА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ПРИ ОПРОКИДЫВАНИИ 2011
  • Калмыков Борис Юрьевич
  • Богданов Валентин Иванович
  • Фетисов Владимир Михайлович
  • Овчинников Николай Александрович
  • Нагай Сергей Геннадьевич
  • Петриашвили Ираклий Михайлович
RU2483961C1
ПАССАЖИРСКОЕ КРЕСЛО С УСТРОЙСТВОМ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРОЧНОСТИ КУЗОВА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ПРИ ОПРОКИДЫВАНИИ 2015
  • Калмыков Борис Юрьевич
  • Овчинников Николай Александрович
  • Петриашвили Ираклий Михайлович
  • Калмыкова Юлия Борисовна
  • Гармидер Александр Сергеевич
RU2588361C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРОЧНОСТИ КУЗОВА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ПРИ ОПРОКИДЫВАНИИ 2015
  • Калмыков Борис Юрьевич
  • Овчинников Николай Александрович
  • Петриашвили Ираклий Михайлович
  • Богданов Валентин Иванович
  • Гармидер Александр Сергеевич
RU2587775C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРОЧНОСТИ КУЗОВА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ПРИ ОПРОКИДЫВАНИИ 2014
  • Калмыков Борис Юрьевич
  • Богданов Валентин Иванович
  • Овчинников Николай Александрович
  • Петриашвили Ираклий Михайлович
  • Калмыкова Юлия Борисовна
RU2548818C1
БЕЗОПАСНЫЙ ЛЕГКОВОЙ АВТОМОБИЛЬ 2003
  • Куваев В.Я.
RU2257303C1
БЕЗОПАСНЫЙ АВТОМОБИЛЬ (ВАРИАНТЫ) 2002
  • Куваев В.Я.
RU2223185C2
БЕЗОПАСНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ АВТОМОБИЛЯ 1997
  • Куваев В.Я.
RU2131364C1
КУЗОВ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2008
  • Вылков Владимир Нилович
  • Вылков Владимир Владимирович
RU2419570C2
УДЕРЖИВАЮЩЕЕ СРЕДСТВО ПАССАЖИРСКОГО САЛОНА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2012
  • Калмыков Борис Юрьевич
  • Богданов Валентин Иванович
  • Овчинников Николай Александрович
  • Фетисов Владимир Михайлович
  • Нагай Сергей Геннадьевич
RU2501702C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ОПРОКИДЫВАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2010
  • Калмыков Борис Юрьевич
  • Богданов Валентин Иванович
RU2423280C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 172 686 C2

Реферат патента 2001 года БЕЗОПАСНЫЙ КУЗОВ АВТОБУСА

Изобретение относится к устройствам пассивной безопасности и может быть использовано в междугородних и туристических автобусах. Кузов автобуса имеет установленный под окнами продольный брус безопасности, выполненный в виде тонкостенного замкнутого профиля. Для обеспечения жесткости и прочности на изгиб он имеет значительную ширину и выступает внутрь салона автобуса, при этом он используется в качестве подлокотника пассажирских сидений. Этот брус защищает пассажиров от боковых ударов, а также уменьшает деформацию при фронтальных и кософронтальных столкновениях. Для предотвращения складывания крыши при опрокидывании на стойках установлены подвижные подкосы, которые при угрозе опрокидывания приводом от датчика поворачиваются в поперечной плоскости относительно верхнего конца. При этом нижний конец перемещается в пазах верхней полки бруса до упора в фиксатор, образуя с брусом и стойкой жесткий треугольник. При этом прочность и жесткость такой системы будут в несколько раз выше, чем у обычной стойки. 1 з.п.ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения RU 2 172 686 C2

1. Безопасный кузов автобуса, имеющий расположенный под линией окон продольный брус безопасности, отличающийся тем, что указанный брус выполнен в сечении в виде тонкостенного профиля, выдающегося внутрь салона для использования его в качестве подлокотника пассажирских сидений. 2. Кузов по п.1, отличающийся тем, что он оснащен подвижными подкосами, которые установлены вблизи оконных стоек с возможностью поворота в поперечной плоскости относительно верхнего шарнира при угрозе опрокидывания при получении сигнала от соответствующего датчика, при этом нижний конец подкоса входит в фиксатор, расположенный на дальнем от боковой стенки кузова крае бруса безопасности, образуя совместно с брусом и стойкой жесткую систему.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2001 года RU2172686C2

DE 19513873 A1, 17.10.1996
Устройство для сортировки каменного угля 1921
  • Фоняков А.П.
SU61A1
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета 1915
  • Настюков А.М.
SU63A1

RU 2 172 686 C2

Авторы

Куваев В.Я.

Даты

2001-08-27Публикация

1999-11-15Подача