Изобретение относится к области автомобилестроения, в частности к энергопоглощающей части кузова автомобиля.
Из уровня техники известно техническое решение энергопоглощающей части кузова транспортного средства (ближайший аналог - заявка Японии N 63-66698 (B2), кл. B 62 D 25/08, опубл. 21.12.88 N 2-1668), содержащего боковые продольные балки, под концевыми частями которых расположена поперечная балка, являющаяся одной из опор для бампера, жестко соединенная с упомянутыми концевыми частями боковых продольных балок. Причем, как изображено на фиг. 5, 6 и 7, на концевых частях боковых продольных балок могут быть выполнены местные подштамповки или отверстия, способствующие эффективному поглощению энергии удара боковыми поперечными балками на малых скоростях. Однако на повышенной скорости, например 30-40 км/ч, гасить энергию удара без нарушения жизненно важного пространства в кузове как для пользователя, так и для пассажира транспортного средства очень проблематично.
Задача изобретения направлена на увеличение энергопоглощающих свойств кузова транспортного средства без нарушения жизненно важного пространства в кузове как для пользователя, так и для пассажиров транспортного средства.
Поставленная задача энергопоглощающей части кузова транспортного средства, содержащей панель пола, боковые продольные балки, жестко соединенные с поперечной балкой, являющейся одной из опор для бампера, и имеющей, по крайней мере, в центральной зоне замкнутое поперечное сечение, достигается тем, что поперечная балка расположена напротив торцевых поверхностей концевых частей боковых продольных балок и содержит в центральной зоне два усилителя коробчатой формы, расположенных друг против друга, причем один из усилителей размещен во внутренней полости поперечной балки, а второй - со стороны расположения бампера на наружной поверхности поперечной балки; усилитель, размещенный во внутренней полости поперечной балки, выполнен из нескольких жестко соединенных элементов, а именно двух балок С-образной формы поперечного сечения, содержащих на нижних и верхних горизонтальных площадках ребра жесткости, выполненные в виде арки, и двух заглушек П-образной формы поперечного сечения; усилитель, размещенный на наружной поверхности поперечной балки, выполнен из нескольких жестко соединенных элементов, а именно центральной накладки П-образной формы поперечного сечения, расширенной у открытой зоны и жестко соединенной с боковыми пластинами, концевые части которых представляют собой отбортовки; во внутренней полости усилителя, размещенного на наружной поверхности поперечной балки, расположена в вертикальном положении усиливающая пластина, концевая часть которой выполнена в виде отбортовки.
Сущность технического решения поясняется чертежами.
Фиг. 1 - изображено транспортное средство.
Фиг. 2 - вид сверху на энергопоглощающую часть кузова транспортного средства.
Фиг. 3 - изображен разрез А-А фиг. 2.
Фиг. 4 - изображена энергопоглощающая часть кузова транспортного средства с разнесенными узлами.
Фиг. 5 - изображен усилитель с разнесенными элементами, который располагается во внутренней полости поперечной балки.
Фиг. 6 - показан один из вариантов усилителя согласно фиг. 5, содержащего ребра жесткости.
Фиг. 7 - изображен усилитель с разнесенными элементами, который располагается на наружной поверхности поперечной балки со стороны расположения бампера.
Энергопоглощающая часть кузова транспортного средства содержит боковые продольные балки 1, зеркально расположенные относительно продольной оси L кузова и жестко связанные с поперечной балкой 2, являющейся одной из опор для бампера 3, панель пола 4, а также два усилителя 5 и 6 (фиг. 1, 2).
Боковые продольные балки 1 в верхней части имеют отбортовки 7, к которым жестко крепится панель пола 4.
Поперечная балка 2 расположена напротив торцевых поверхностей 8 концевых частей 9 боковых продольных балок 1 и, по крайней мере, в центральной зоне имеет замкнутое поперечное сечение. Поперечная балка 2 может быть выполнена и коробчатой формы, что зависит от конструктивных особенностей бампера 3.
На фигурах 3, 4 изображена поперечная балка 2, выполненная из двух частей, наружной 10 и внутренней 11, верхние 12 и 13 и нижние 14 и 15 фланцы которых соответственно жестко соединены между собой с образованием замкнутого поперечного сечения.
Внутренняя часть 11 поперечной балки 2 имеет в верхней зоне горизонтальную площадку 16, к которой жестко крепится панель пола 4 (фиг. 3).
В центральной зоне поперечной балки 2, а именно во внутренней полости Z, размещен усилитель 5, выполненный из нескольких элементов, жестко соединенных между собой с образованием коробчатой формы.
Как изображено на фиг. 4-6, усилитель 5 выполнен из четырех, жестко соединенных между собой элементов, два из которых представляют собой балки 17 и 18, имеющие С-образную форму поперечного сечения, а оставшиеся два представляют собой заглушки 19 и 20 П-образной формы поперечного сечения. Балки 17 и 18 усилителя 5 жестко крепятся между собой соответственно верхними 21, 22 и нижними 23, 24 фланцами. Балки 17 и 18 также жестко соединены вертикальными стенками 25 и 26 соответственно с вертикальными стенками 27 и 28 заглушки 19 и с вертикальными стенками 29 и 30 заглушки 20 соответственно.
Как изображено на фигуре 6, каждая из балок 17 и 18 усилителя 5 соответственно на нижних 31, 32 и верхних 33, 34 горизонтальных площадках содержит ребра жесткости 35, представляющие собой подштамповки, выполненные в виде арки.
Усилитель 5 жестко соединен с поперечной балкой 2, а именно верхними фланцами 21, 22 - с внутренней поверхностью наружной части 10, а нижними фланцами 23, 24 - с нижними фланцами 14, 15 наружной 10 и внутренней 11 частями соответственно. Как изображено на фигуре 3, верхний 22 и нижний 24 фланцы балки 18 имеют большую длину, чем верхний 21 и нижний 23 фланцы балки 17, что обусловлено технологической особенностью производства, поэтому усилитель 5 жестко крепится к поперечной балке 2 непосредственно верхним 22 и нижним 24 фланцами.
В центральной зоне поперечной балки 2 со стороны расположения бампера 3, а именно на наружной поверхности наружной части 10, размещен усилитель 6, жестко соединенный с последней. Причем усилитель 6 и усилитель 5 расположены друг против друга.
Усилитель 6 выполнен коробчатой формы с одной открытой зоной W. Усилитель 6 открытой зоной W направлен к наружной части 10 поперечной балки 2. Усилитель 6 выполнен из нескольких жестко соединенных элементов, представляющих собой центральную накладку 36 П-образной формы поперечного сечения, расширенную у открытой зоны W и жестко соединенную с боковыми пластинами 37, концевые части которых выполнены в виде отбортовок 38. Во внутренней полости усилителя 6, преимущественно в центральной зоне, размещена усиливающая пластин 39, расположенная в вертикальном положении. Концевая часть усиливающей пластины выполнена в виде отбортовки 40.
Усилитель 6 жестко соединен с наружной поверхностью поперечной балки 2, а именно с наружной частью 10, отбортовками 38 боковых пластин 37, а также с верхними 41 и нижними 42 концевыми частями центральной накладки 36, при этом отбортовка 40 усиливающей пластины 39 упирается в наружную поверхность поперечной балки 2. Усилитель 6 расположен на поперечной балке 2 таким образом, что большая часть поперечной балки 2 в поперечном сечении охватывается усилителем 6, что обеспечивает гарантийную устойчивость последнего при ударе.
Под жестким креплением, упомянутым в тексте, следует понимать точечную сварку.
Во время столкновения транспортного средства с препятствием на кузов начинает действовать энергия удара F, которую первоначально воспринимает через бампер 3 усилитель 6, обеспечивающий стабильное усилие деформации и ее направление вдоль продольной оси L кузова транспортного средства. Далее частично погашенная энергия удара F передается на поперечную балку 2 и расположенный внутри нее усилитель 5. Такая конструкция транспортного средства позволяет прогнозировать деформацию кузова в определенно заданном месте и, как следствие, позволяет максимально поглощать энергии удара F за счет развитых пластических деформаций усилителя 5 поперечной балки 2. Таким образом, в результате пластической деформации вышеупомянутых элементов гасится энергия удара F без нарушения жизненно важного пространства в кузове как для пользователя, так и для пассажиров транспортного средства.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЗАДНЯЯ ЧАСТЬ КУЗОВА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2000 |
|
RU2172695C1 |
ПЕРЕДНЯЯ ЧАСТЬ КУЗОВА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2001 |
|
RU2200105C1 |
БАМПЕР ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2003 |
|
RU2260524C1 |
ЭНЕРГОПОГЛОЩАЮЩАЯ ЧАСТЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1999 |
|
RU2155138C1 |
ЭНЕРГОПОГЛОЩАЮЩАЯ ЧАСТЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2001 |
|
RU2208535C2 |
ДВЕРЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2001 |
|
RU2208527C2 |
ПЕРЕДНЯЯ ЧАСТЬ КУЗОВА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2001 |
|
RU2199462C1 |
ЭНЕРГОПОГЛОЩАЮЩАЯ ЧАСТЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1999 |
|
RU2155137C1 |
ЭНЕРГОПОГЛОЩАЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ ДЛЯ БАМПЕРА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2003 |
|
RU2260523C1 |
БАМПЕР ЗАДНИЙ | 2012 |
|
RU2486079C1 |
Изобретение относится к области автомобилестроения, в частности к энергопоглощающей части кузова автомобиля. Энергопоглощающая часть кузова транспортного средства содержит панель пола 4, боковые продольные балки 1, жестко соединенные с поперечной балкой 2, являющейся одной из опор для бампера 3 и имеющей, по крайней мере, в центральной зоне замкнутое поперечное сечение. Поперечная балка 2 расположена напротив торцевых поверхностей 8 концевых частей 9 боковых продольных балок 1 и содержит в центральной зоне два усилителя 5 и 6 коробчатой формы, расположенных друг против друга. Причем усилитель 5 размешен во внутренней полости Z поперечной балки 2, а усилитель 6 - со стороны расположения бампера 3 на наружной поверхности поперечной балки 2. Такая конструкция увеличивает энергопоглощающие свойства транспортного средства без нарушения жизненно важного пространства в кузове как для пользователя, так и для пассажиров транспортного средства. 9 з.п. ф-лы, 7 ил.
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета | 1915 |
|
SU63A1 |
DE 3018732 A, 13.05.1982 | |||
Устройство для сортировки каменного угля | 1921 |
|
SU61A1 |
Способ крашения тканей | 1922 |
|
SU62A1 |
Авторы
Даты
2001-08-27—Публикация
2000-04-05—Подача