Изобретение относится к области электромашиностороения и применимо преимущественно при проектировании генераторов.
Известна электрическая машина по А. с. СССР N 1297183, МПК 4 H 02 K 21/12, содержащая внешний ротор с постоянными магнитами и внутренний статор с электрообмоткой. Этот двигатель воздушного охлаждения имеет малоэффективную систему смазки подшипников.
Известна электрическая машина по патенту РФ N 2061992, МПК 6 H 02 K 15/00, содержащая ротор, статор, подшипники и уплотнительные устройства. Полость между статором и ротором заполнена смазывающей жидкостью. Гибкая диафрагма, установленная в емкости, заполненной смазывающей жидкостью и сообщающейся с маслозаполненной полостью выполняет роль компенсатора изменения давления и температуры.
Недостатком этой электрический машины является то, что она приспособлена для работы в естественных условиях окружающей среды при атмосферном давлении и незначительном диапазоне изменения температур. Например, электрическая машина не работоспособна при давлении окружающей среды в сотни атмосфер, особенно если эта среда жидкая и содержит абразивные частицы. Жидкость, содержащая абразивные частицы, может проникнуть в полость подшипников, что приведет к их быстрому износу.
Задачей создания изобретения является повышение надежности работы устройства при большом диапазоне изменения давления и температуры окружающей среды.
Это достигается за счет новой компоновки электрической машины.
Электрическая машина содержит устройство для ее крепления, ротор с корпусом, статор, подшипники, уплотняющие устройства и полость, заполненную смазывающей жидкостью, при этом уплотняющее устройство, установленное со стороны устройства для крепления, выполнено в виде поршня, установленного с возможностью осевого перемещения и торцового уплотнения, содержащего два контактных кольца, одно из которых подвижно в осевом направлении. Одно из контактных колец выполнено заодно с втулкой.
В одном варианте втулка центрируется в корпусе турбины центратором, а в другом - внутри цилиндрического отверстия поршня, причем поршень подпружинен со стороны устройства для крепления электрической машины.
Предложенное техническое решение обладает новизной, промышленной применимостью и изобретательским уровнем. Изобретательский уровень подтверждается тем, что взаимодействие между собой всей совокупности существенных признаков позволило получить новый эффект: возможность надежной работы устройства в любых средах при широком диапазоне изменения их давления и температуры.
Сущность изобретения поясняется чертежами, где:
на фиг. 1 приведен электрогенератор,
на фиг. 2 - вариант исполнения электрогенератора с пружиной,
на фиг. 3 - фиксация корпуса пружин на оси,
на фиг. 4 - фиксация центратора с втулкой.
Электрическая машина (фиг. 1) содержит устройство для ее крепления 1, ротор 2 с турбиной 3 и корпусом 4, статор 5, выполненный с осью 6 и электрообмоткой 7, подшипники 8, уплотнения 9 и уплотняющее устройство, которое выполнено в виде поршня 10, установленного с возможностью осевого перемещения, и торцового уплотнения 11. Торцовое уплотнение 11, в свою очередь, содержит неподвижное в осевом направлении контактное кольцо 12 и подвижное в осевом направлении контактное кольцо 13. В состав уплотняющего устройства входят пружины уплотнения 14. Неподвижное в осевом направлении контактное кольцо 12 выполнено заодно с втулкой 15, по которой передвигается поршень 10. Подвижное в осевом направлении контактное кольцо 13 стыкуется при помощи ограничителя хода 16 с корпусом пружин 17, внутри которых расположены пружины уплотнения 14. Корпус пружин 17 зафиксирован на оси 6 винтом 18 (фиг. 3).
Возможен вариант исполнения (фиг. 2), когда поршень 11 поджат со стороны устройства для крепления 1 пружиной 19.
Один конец втулки 15 может быть установлен внутри центратора 20 (фиг. 1 и 4), который, в свою очередь, закреплен в корпусе 4. Поршень 10 уплотнен относительно корпуса 3 и втулки 15 посредством кольцевых уплотнений 21. Полость 22 между ротором 2 и статором 5 заполнена смазывающей жидкостью.
Устройство работает следующим образом. Рабочая среда высокого давления подается на турбину 3, при этом корпус турбины 4 и внешний ротор 2 вращаются. В электроообмотке 7 статора 3 возникает ЭДС. Давление рабочей среды через поршень 10 передается в полость 22, в результате этого давление смазывающей жидкости в варианте исполнения (фиг. 1) становится равным давлению рабочей среды, а в варианте исполнения (фиг. 2) за счет действия пружины 19 создается избыточное давление.
Применение изобретения позволило:
1) повысить надежность и ресурс работы электрической машины в любых средах, в том числе жидких и содержащих абразивные частицы, кислоты и щелочи, за счет обеспечения давления смазочной жидкости, равного давлению рабочей среды в первом исполнении, или избыточного давления во втором варианте исполнения. Это исключило попадание рабочей среды в систему смазки;
2) обеспечить температурную компенсацию расширения объема смазывающей жидкости;
3) улучшить условия работы деталей торцового уплотнения и кольцевых уплотнений поршня;
4) максимально упростить конструкцию уплотняющего устройства;
5) уменьшить вес и габариты за счет отказа от сложного компенсатора;
6) упростить сборку электрической машины.
Изобретение относится к электротехнике и электромашиностроению и может быть применено преимущественно при проектировании генераторов. Технической задачей создания данного изобретения является повышение надежности работы электрической машины при большом диапазоне изменения давления и температуры окружающей среды. Электрическая машина содержит устройство для ее крепления, ротор с корпусом статора, подшипники, уплотнение устройства и полость между ротором и статором, заполненную смазывающей жидкостью. Согласно изобретению уплотняющее устройство, размещенное со стороны устройства для крепления, выполнено в виде поршня, установленного с возможностью осевого перемещения, и торцового уплотнения, содержащего два контактных кольца, одно из которых подвижно в осевом направлении, при этом неподвижное контактное в осевом направлении кольцо выполнено за одно с втулкой, по которой перемещается поршень. 3 з.п. ф-лы, 4 ил.
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ВОЗДУШНОГО ЗАЗОРА В ЖИДКОСТНОЗАПОЛНЕННОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЕ | 1993 |
|
RU2061992C1 |
Электрическая машина | 1985 |
|
SU1297183A1 |
Устройство для подвода криогенного хладагента к ротору электрической машины | 1990 |
|
SU1739443A1 |
Устройство для гидравлической защиты погружного маслозаполненного электродвигателя | 1971 |
|
SU660153A1 |
US 4421999 A, 20.12.1983 | |||
ОПОРНЫЙ УЗЕЛ СОЕДИНЕНИЯ НЕСУЩИХ ЭЛЕМЕНТОВ ЗДАНИЯ | 1994 |
|
RU2085667C1 |
DE 3248487 A1, 04.08.1983. |
Авторы
Даты
2001-09-20—Публикация
2000-08-07—Подача